Проект Перелетные птицы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шубина Елена Петровна

Обогатить знание детей о перелетных птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pereletnye_ptitsy.docx224.98 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Проект с детьми подготовительной группы «А»     дошкольного возраста

Тема: «Перелетные птицы»

Срок реализации: ноябрь. 2018г.

МАДОУ № 34 г. Курганинска

Автор: Шубина Елена Петровна, воспитатель подготовительной группы.

                           

 Информационная карта проекта

МАДОУ №34 г. Курганинска

1.Полное название проекта: «Перелетные птицы».

2.Автор проекта: Шубина Е.П.

3.Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, поисково-познавательный, коммуникативный, художественно-эстетический, трудовой, оздоровительный, экологический.

4.Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

 5.Задачи: Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения. Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.

6.Место проведения: подготовительная группа «А» группа МАДОУ №34

7.Сроки проведения: ноябрь 2018г.

8.Количество участников проекта: 12 человек (из них 12 детей, 1 воспитатель,12 родителей )

9.Возраст детей 6 лет.

10.Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и НОД. )

11.Ожидаемые результаты (продукт проекта): этот проект позволит развить у детей познавательный интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети заинтересовались, где птицы.   В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о птицах очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Куда улетели птицы и почему не которые птицы остались?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о перелетных птицах, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Актуальность проекта: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

 Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
 Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных   ситуациях, в альтруистической деятельности.  Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

 Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

 Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

 Главная задача экологического образования  дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Тема : «Перелетные птицы»

Цель проекта.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Перелетные птицы».

Задачи проекта. Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт). Дополнить и систематизировать представления детей о способе питания птиц. Вызвать удовольствие от общения с природой. Учить делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания.  Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним. Формировать познавательные потребности у детей, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

Определили цели и задачи проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной.

Проводят запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, творческая деятельность, опыты, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр презентаций.).

3. Заключительный

Проводятся итоги работы, подготавливается презентация, итоговая беседа с детьми.

Работа с родителями.

  1. Беседа с родителями.
  2. Консультация для родителей.

Помощь родителей в подборе информации и пополнение развивающей среды в группе по теме. 

3.Предварительный совместный труд по изготовлению кормушек .

4. Познакомить родителей с началом новой темы.

5. Разместить в родительском уголке информацию «Знакомим детей с перелетными птицами».

Проект: «Перелетные птицы».

1 этап: «Выбор темы»

-Что знают о перелетных птицах?

-Что хотят узнать?

                 Что знаем?

        Что хотели узнать?

Название птиц?(лебедь, утка, гусь, ласточка,грачи, журавли).

 

Чем питаются?

Где обитают? 

о видах гнезд и их размещении;

особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает)

 где и как зимуют птицы

- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям птицы;

- находить сходства и различия;

- владеть обобщающим понятием «перелетные птицы».

(внешний вид, отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать связную речь, обогащать словарь.

Вера. Д. принесла в детский сад книжку «Перелетные птицы». Ребята потянулись к ней.   В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о перелетных птиц очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Почему некоторые птицы улетают? Пользу или вред они приносят?».

Чтобы поддержать интерес к этой теме я совместно с детьми решила организовать краткосрочный проект, по этой теме. Пополнила среду картинками «Перелетные птицы»,  «Какой птицы не стало?», «Кто где живет?», «Лото: « Удивительные птицы»  игрушки пластиковые птицы, лото «Перелетные птицы», художественными книгами и познавательные рассказы,  иллюстрациями по  теме: «Перелетные птицы»

Определили тему: «Перелетные птицы».

2 этап: «Сбор сведений».

    Источники информации:

               1.Литература: Р. н. с. «Лиса и дрозд», Р.н.с. «Гуси-лебеди» Г.Снегирев «Ласточка»,В.Бианки «Лесные домишки»,А.Майков «Ласточка»,

А.Фет «Ласточка»,В.А.Жуковский «Жаворонок»,А. Плещеев «Сельская песня»,В. Бианки « Мастера без топора» « Лесные домишки»; Н.Сладков  «Гнездо»;  И.Токмакова «По дубочку постучишь прилетает синий чиж», Разучивание стихов о перелетных птицах В.Сухомлинский «Грач прилетел»; В.Бондаренко «Журавль вернулся»;Л.Полтава «Где живут наши птицы»,И.Бондарчук  «Домик для птиц»;К. Перелесная « Ласточка»;

3. Пальчиковая гимнастика: «Птицы», «Ласточка»

4.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Перелетные птицы»

5.Загадывание загадок –перелетные птицы

6.Прослушивание аудио - записи  Пение птиц, голоса птиц. Разучивание укр. 7.Народной песни «Ой, у вишневому садочку» , песни « Повертайся, ластівко» ( муз. В Верменича, слова М.Сигаївського),

песни «Зозуленька», песни-танца « Ой, летіла зозуленька», музыкальной игры « Скворушки»;

- Слушание романса композитора А. Алябьева «Жаворонок»..

8. Наблюдения за птицами на участке.

 9.Рассматривание картинок и фотографий с изображением перелетные птицы.

10.Рассматривание иллюстраций (сходство различия )птиц.

11.Беседа: «Почему этих птиц называют перелётными», «Как птицы весну встречают», «Первые признаки весны».

12.Свободное общение :«Кому нужна осень», «Что я видел в осеннем лесу»,

«Как живут наши пернатые друзья».

13.Ситуативное общение на тему: «Береги живое» 

14.Игровые ситуации: «В гости к Дюймовочке»

15.Решение проблемных ситуаций : « Что бы вы сделали если бы увидели..( выпавшего из гнезда птенца, мальчишку с рогаткой и т. д.).

16.Ситуация

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

17.Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия в парк», «Лесное кафе», «Птичья столовая».

18. Практическая  деятельность :« Птиц мы встречаем – вкусной едой угощаем».

 19. Презентация «Перелетные птицы»

20.Рисование « Ласточку», «Загадочная птица»

21 . Аппликация коллективная «Лебедь на озере».

22.Словесные  игры: «Какой, какая, какие» ,«Подбирай, называй, запоминай»

«Кто больше назовет действий?», «Скажи наоборот», «Скажи ласково» «Загадай, я отгадаю».

23.Дидактические игры : «Перелетные птицы», «Что за птица»,

«Узнай птицу по описанию», «Угадай-ка» «Опиши птицу»,« Слушай, повторяй, слова не меняй», «Придумай загадку», «Один-много», «Мой, моя, моё», «Кто как голос подает?». «Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?», «Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?».

24.Игры на развитие памяти: «Где чей хвост?», «Где чей домик?» «Кто что делает?», «Большие и маленькие», «Назови одним словом» , «Что лишнее?»,

«Посмотри и назови», «Когда это бывает?», «Четвёртый лишний». 

Подвижные игры:« Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.« Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.« Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши».« Летал, летал воробей » - народная игра.

3.Выход проекта:

 1.Альбом –перелетные птицы.

2.Фото-колаж «Перелетные птицы»

3.Развлечение совместное с родителями «В гости к перелетным птицам».

 Результат после реализации проекта:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам   природы - птицам.

2. Научатся различать и называть птиц: перелетные, зимующие.

3. Будут знать. о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о птицах с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к птицам.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных птиц.    
8. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
 Ребёнок будет уметь:

  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуков.
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «перелетные»;
  • воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность,                      усидчивость, инициативность, уверенность.

                                                                                                 

                                                                                               

                                                                                                   Приложение №1

Образовательные ситуации на игровой основе с  детьми в старшей группы.

                                    Тема: «В гости к мудрой Совушке».

 Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 
- Закрепить знания детей о перелетных птицах.
- Воспитывать бережное отношение к пернатым.
- Развивать умение детей работать в команде.
- Создать радостное настроение.
Материал: разрезные картинки соловья и скворца; картинки: гнездо, дупло, гнездо ласточки, скворечник; картинки клювов: утки, аиста ,воробья, клеста; записи птичьих голосов, картинки перелетных и оседлых птиц; сладкие призы, медали. Игрушки –птица -сова: наборы картинок «Перелетные птицы», «Животные», «Птицы», игра «Собери картину».

 

Ход

Приветствие:

Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. 

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь! 

  Мы сегодня отправимся в осенний лес, в гости к мудрой Совушке!

Дети идут   по тропинке в лес.

 Их встречает хозяйка леса-сова.

Хозяйка леса: Входит мудрая Сова и говорит: Доброе утро, дорогие дети. Как я рада, что вы меня сегодня навестили. Вы, наверно, хотели поиграть в   нашем осеннем лесу с моими друзьями?  К сожалению, веселье придётся отложить. Посмотрите, мой лес опустел.  

Всех обитателей этого леса, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности.

Очень умные вопросы

Я желаю вам задать.

За ответ за правильный

Ждет друзей сюрприз.

Кто ответит лучше всех,

Тот получит приз!

Мудрая Сова проводит викторину:

1. Почему грачи ходят по полю за пахарем?

2. Куда улетают птицы?

3.Почему птицы улетают на юг?

4.. Назовите перелетных птиц?

Молодцы. Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Сегодня тот побеждает,
Кто о птицах много знает!

Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.  Ну, что ребята поможем и загадки отгадаем.

1 Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач).

3. Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных — съест, он молодец!
А зовут его…
скворец.

Ноги – длинны, длинен нос,
Что он на обед принёс?
Змей, улиток, лягушат
Для любимых …(
аистят)

По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …
грачи»

Иногда зовут — касатка,
Брюшко бело,
Гладко-гладко.
Ответ: ласточка

Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…
соловей

Нет, не дремлет на окошке —
Называют птицу «кошкой».
Почему так называют?

Хозяйка леса. Какие вы молодцы!  Сколько маленьких жителей этого леса вы расколдовали.

Физминутка.

Хозяйка леса. Ребята, злая волшебница не сдаётся, она решила нас запутать.  Собрала   всех вместе  птиц, и зверей. Предлагает вам выбрать птиц из всех этих картинок и только тогда она их отпустит.

 Ребята, ведь мы с вами не сдадимся?

 Чтобы не ошибиться мы вспомним строение птиц.  

 У всех птиц есть голова, клюв, 2крыла, туловище4 ноги, хвост, тело покрыто перьями.

 Посмотрите, у большинства птиц есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего они им нужны? (ответы детей)

-Да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них   есть и ноги.

(один из детей берет макет птицы и рассказывает, показывая части тела)

- Молодцы! Дети выбирают из предложенных картинок только птиц.)

Хозяйка леса.  Какие вы молодцы! А как можно их всех назвать одним словом? (перелетные птицы). А почему их называют перелетными?

 Хозяйка леса.   Ребята, а для чего нужны птицы? (служат кормом для птиц, опыляют растения).

 Воспитатель выкладывает на стол угаданных игрушечных   птиц.

 Хозяйка леса.   Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в игру.

Игра «Собери птицу и назови».

Хозяйка леса. задание «Домики для птиц»
Ребята, посмотрите

  Хозяйка луга. Да, птицы живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, скачут, передвигаются, играют, слушать, как они чирикают. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этого осеннего леса здесь обитают? (перечисляют)

 Хозяйка леса.    А как можно их назвать одним словом? (перелетные).  А  вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Птицы – это часть природы. Поэтому нельзя убивать птиц, а только их беречь,  заботиться, любить и охранять.

Воспитатель. Мы много нового увидели и узнали про птиц. Нам пора прощаться с жителями этого осеннего леса.  Мы от всей души  благодарим гостеприимную хозяйку  луга.

Рекфлексия: Ребята вам понравилось? А что ?  Где вы были? Что нового узнали? 

   

Приложение №2

Загадки про перелётных птиц

Загадки про перелётных птиц: скворца, грача, ласточку, иволгу и других нередко загадывают детям в Международный День птиц, отмечаемый 1 апреля.

http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2013/03/perelet_ptitsy.jpg

Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных — съест, он молодец!
А зовут его…
скворец.

Ноги – длинны, длинен нос,
Что он на обед принёс?
Змей, улиток, лягушат
Для любимых …(
аистят)

По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …
грачи»

Иногда зовут — касатка,
Брюшко бело,
Гладко-гладко.
Ответ: ласточка

Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…
соловей

Нет, не дремлет на окошке —
Называют птицу «кошкой».
Почему так называют?

Отвечай, друг, поскорей,
Отвечай и не робей.

Эта птица (когда страшно)
Издаёт тяжёлый звук.
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг.
Ответ: иволга

Перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Ответ: грач

Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков.
Ответ: ласточка

Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
Ответ: утка

По поднебесью верёвка протянулась.
Ответ: журавли

С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы «касаткой» называем,
А весною наблюдаем.
Ответ: ласточка

Перелётных птиц ты знаешь.
Громко, чётко называешь —
Иволга, кулик, скворец.
Это верно. Молодец!

ЗАГАДКИ  ПРО ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

(Цапля)

Черен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце.

(Ласточка)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И еще красней зимой

Ярко красный галстук мой.

(Снегирь)

На шесте дворец,

Во дворце – певец.

(Скворец)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей) 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.

(Скворец)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

Верст не считали,

По дорогам не езжали,

А за морем бывали.

(Перелетные птицы)

Эту птицу знает всякий:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

(Скворец)

Гости приходят весной,

А уходят осенью.

(Перелетные птицы)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели?

(Соловей)

Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды ни капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это…

(Цапли)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Все вокруг ему внимает,

А певец тот …

(Соловей)

Весной и летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Грач)

В синем небе голосок

Будто крошечный звонок.

(Жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Насекомых ест всех …

(Грач)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени …

(Ворона)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет,

На лету резвится.

Не орел, но все же птица.

(Воробей)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут …

(Кукушки)

Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга –

Флейтой свищет в лесу …

(Иволга)

                          Стихи о перелетных птицах

 Перелетные - скворцы 

Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.

***Скворец

Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
***

Грач

Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил.

                                                                                                     Приложение №2

  Дидактические игры и упражнения, пальчиковые и подвижные игры.

  1. Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука  ж;  формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Ход.

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели -                                      «Пчёлки» летают.

                                              ж-ж-ж,  

Дружно песенку запели –

                                             ж-ж-ж:  

- Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,    

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки!                                           Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.                                           Пчёлки улетают.

                                 

2.Пчёлки и ласточка

Задачи: закреплять умение проговаривать звук   -з-  в слогах.

 Ход.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении. Дидактическая игра

«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

                            Дидактическое упражнение на внимание

3.«Найди ошибку художника»

Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.

4.Подвижная игра  «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь .

5.Подвижная  игра «Горячо – холодно»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.

6. Подвижная игра  «День и ночь»

(«Дневные и ночные бабочки»)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

7. Упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.

Ход.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

8.Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут мадошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

9.Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

З. Александрова.

10.Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

 1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

 2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

 3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

                                                                                                   Приложение №3

                                           Стихи.

                 ***

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

                 ***

        Хитрая бабочка

Я за бабочкой летал,

Шапку на неё кидал.

Дразнит бабочка меня:

-Не попал! Не попал!

Я споткнулся и упал.

А она юлит, хитрит,

Села на ромашку

И как будто говорит:

-Снова дал промашку!

Посидела, помолчала,

Говорит:

-Начнём сначала!

                             ***

                         Варвара  Бардадым

        Антошка и комар

-Эй, крылатый шприц с ногами!

Надоел ты мне и маме!

Подучился бы немножко-

Был бы ты бесценной мошкой:

Прививал бы всем вакцины,

Жил для пользы медицины.

А пока ты кто? Пират!

И никто тебе не рад.

Рассердился тут Антошка,

Размахнулся и ладошкой

Комаришку- хлоп!

Не кусался чтоб!

                                    Любовь  Мирошникова

             Паучок

Днём всё реже

Солнце светит,

Молчит сверчок.

-Собирать

Пора мне сети,-

Тихо шепчет паучок.

-А чего тебе

Бояться,-

Пропищал

Комарик вдруг,

-Подожди-ка

Собираться,

Ты наловишь

Белых мух.

                          В. Нестеренко

                                 

               Осы

Осы к осени желтее,

Полосатее  и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас,

А им – обидно!

                              В.Степанов        

                ***

-Комары, комары,!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

- Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

 ***

Чок, чок, чок!

 На печи - сверчок,

На печи - сверчок,

За печуркой – паучок,

А ты ляг на бочок – и молчок!

               ***

Дана козявке справка

О том, что не козявка.

Неправильная справка.

Козявка есть козявка.     А. Кондратьев                                 

Стихи о насекомых

Бабочка

Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется –

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

Автор: Г. Глушнев

Бабочка

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

Автор: Евгений Корюкин

Бабочка

Живёт, собою Землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток!

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок!

Автор: И.Ефремов

Божья коровка

Точка, точка,

Два крючочка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.

Автор: Ф. Грубин

Божья коровка

У божьей коровки крылышки тонкие,

Надкрылки красные в чёрных крапинках.

На кончик травинки она заполозает, -

Надкрылки подняв, вертолётом взлетает.

Автор Лев Постолов

Комары

На лужайке у горы

Под зелёной липой

Потеряли комары

Маленькую скрипку.

На лужайке у горы

У тропы-петлички

Ищут, ищут комары

Скрипку-невеличку.

«Светлячок, сюда иди,

Посвети под липкой.

Без тебя нам не найти

Маленькую скрипку!»

Светлячок то там, то тут

Светится, как спичка,

Ищут, ищут – не найдут

Скрипку-невеличку.

Распищались комары

Зло и недовольно

И, наверно, с той поры

Всех кусают больно!

Автор: А. Екимцев

Комариха

Дождь прошел.

Свежо и тихо.

Распищалась комариха: —

Радостно на свете жить,

Но кого бы укусить?

Автор: Алена Зачиняева

Кузнечики

Вечером в траве их встретим,

Слышен стрекот там и тут:

Это мамы малым детям

Колыбельную поют.

Автор: Екатерина Грибанова

Кузнечик

С утра кузнечикскачет по травинкам,

скачет по листочкам,

Будто весь огромный мир

обскакать он хочет.

В полдень выспится, забравшись

в прохладный тенёчек,

И всю ночь ему не спится. -

До утра стрекочет.

Автор Лев Постолов

Кузнечик

Кузнечик прыгнул и исчез

С травой зеленой слился весь.

«Попробуйте на грядке

Со мной сыграйте в прятки».

Автор: Виталий Сибирцев

Муравьи

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник-дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Автор: С. Михалков

Муравей

Муравьишка маленький,

Маленький — удаленький,

Ты работаешь всегда,

Но блуждаешь иногда.

Опоздал ты

В свой домишко,

Только ты ведь

Не трусишка —

Под грибочком ночевал...

Утром с бабочкой играл,

И так резво веселился —

Чуть с грибочка не свалился.

Автор: Степан Козлов

Муха

Летним днём мешает муха

Спать: куснёт то в нос, то в ухо.

Люди с мухами не ладят. -

То на мусор муха сядет,

То усядется на хлеб,-

Не почистив свои лапки,-

То на пряник сядет сладкий.

Спасаясь от такой назойливой соседки,

Вставляют люди летом в окна сетки.

Автор: Лев Постолов

                                                                                                                                     

                                                                                                    Приложение №4

                                             Загадки.

   ***

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

                                          (Муравей.)

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?               (Стрекоза.)

           

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Встать всё равно не может.

                                           (Гусеница.)

 Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.

                                                (Комары.)

Прилетели к нам с помоек

И на стол полезли!

Сами лап своих не моют,

А у нас – болезни!

                                               (Мухи.)

Как повадилась из леса

Шерстяная колбаса!

Что не попадя жуёт,

Вот прожорливый народ.

                                             (Гусеница.)

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

                                             (Пчёлы.)

Ей не сидится на цветке,

Ей нравится летать,

НА «насекомом» языке

С подружкой стрекотать.

                                             (Стрекоза.)

Если ночью кому-то встретится

Этот крошечный червячок –

Червячок на пеньке засветится,

Как в тумбочке ночничок.

                                                (Светлячок.)

Насекомые

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

   1.В лугах без устали

 Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдет,

И приготовит вкусный мед.

(пчела)

                          2.Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это … (божья коровка).

                            3. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка.

(кузнечик)

   

                                                                                           

Бабочка

Бабочка

Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!

  • Божья коровка

Божья коровка

А у божьей, у Коровки
Крылья - пёстрые обновки.
На спине у модных крошек
Видим чёрные горошки.

  • Жук

Жук

Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!

  • Комар

Комар

Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!

  • Кузнечик

Кузнечик

Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва -
Он зелёный, как трава.

  • Моль

Моль

Ты знаком с такой невеждой,
Что питается одеждой?
Не знаком? Тогда позволь
Я тебе представлю Моль.

  • Муравей

Муравей

Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы - муравьи.

  • Муха

Муха

То на локоть примостится,
Сгонишь - на плечо садится.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.

  • Оса

Оса

Мы - маленькие осы.
В тельняшках, как матросы,
Летаем над цветами -
Вы все знакомы с нами.
Всегда на наших ножках
Пушистые сапожки.
Нам жарко в них немножко.
Пришлите босоножки!

  • Пчела

Пчела

Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.

  • Сверчок

Сверчок

Сверчок за печкою живет
И тихо песенку поет.
Про то что за окном темно,
О том что спать пора давно.

  • Светлячок

Светлячок

Он в саду ночном блуждает,
Путь – дорожки освещает,
Светит, словно маячок.
Кто же это? Светлячок!

  • Сороконожка

Сороконожка

У сороконожки
Заболели ножки.
Видишь на дорожке
Снятые сапожки?

  • Стрекоза

Стрекоза

Что за чудо - стрекоза!
Только крылья и глаза!
В воздухе трепещет
И на солнце блещет.

  • Улитка

Улитка

А ты знаешь, что улитка
Не способна бегать прытко?
Только ползать, не спеша,
Тихо листьями шурша.

  • Шмель

Шмель

С первым солнцем шмель проснулся,
Встpепенулся, отряхнулся...
Лепестков открытие
Для шмелей событие!

Вернуться в раздел детские стихи.

                                                                                     Приложение № 5.

               Музыкальный досуг «На цветочной поляне »

Задачи:

1. Расширять представления детей о насекомых (муравье, бабочке, пчеле, кузнечике, божьей коровке), их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

2. Активизировать словарный запас детей: муравейник, муравьиная тропа. Глагольный словарь : порхает, ползает, летает. Учить детей отгадывать загадки.

3. Развивать фантазию, воображение, способность к перевоплощению.

4. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на прогулке; загадывание загадок о насекомых; подвижные игра: «Медведь и пчелы»;

разучивание стихотворений о насекомых.

Материалы и оборудование: Звуковая фонограмма; поделки насекомых, цветов.

                                                                Ход.

Ведущий: Здравствуйте ребята, здравствуйте, дорогие родители! За окнами Весна в разгаре! В народе говорят: «Весна цветами красна», а месяц май называют «цветень». А знаете почему? Потому что в мае все цветёт и благоухает: и деревья  и  кустарники. Куда не глянь всюду цветы! В такие дни так и хочется выйти на природу петь, плясать, радоваться. Давайте, ребята, мы с вами тоже заведем хоровод, обрадуем наших родителей.

Хоровод:» Веснянка».

Ведущий:

Как красива и щедра природа!

Сколько трав, деревьев и цветов!

Сколько окружает нас народа:

Мошек, бабочек, жуков и муравьев.

Только разведи рукой травинки -

Под листочком дремлет светлячок,

А вот здесь кузнечик чешет лапкой спинку,

Паутинку тянет крошка паучок.

Ведущий: Ребята, а как называют одним словом и бабочек, и жуков, и пауков, и кузнечиков?

Дети: Насекомые.

Ведущий: Правильно, насекомые, а каких еще насекомых вы знаете?

(Дети отвечают.)

                Ведущий: «Ребята, отгадайте пожалуйста загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет».

Дети: «Бабочка».

Ведущий:

«На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом».

Дети: «Муравьи».

Ведущий: «Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?»

Дети: «Божья коровка».

Ведущий: «С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу-кружу,

Мед вожу».

Дети: «Пчела».

Ведущий:  «Ребята, посмотрите, сколько цветов вокруг нас. Как красиво! У меня есть веточка, но это не простая веточка, а волшебная, она превратит нас в насекомых. Раз, два, три, нас в насекомых преврати!»

Воспитатель касается веточкой, и дети «превращаются» в насекомых.

 Ведущий: «Посмотрите, у нас на полянке сколько насекомых!

Бабочки, божьи коровки

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет».

Ведущий: Раз, два, три, нас в божьих коровок преврати! Но что же там произошло, что случилось? Божьи коровки, посмотрите, на полянке грустят ваши друзья. Давайте развеселим их. Будем с ними танцевать.

 Композиция с божьими коровками.

Ведущий: «Кто это там шумит?»

Ребенок:

«Жу-жу-жу я пчела,

У меня всегда дела,

Собираю сок с цветов,

Скоро будет мед готов».

Воспитатель: «Пчелки, давайте с вами поиграем»

Игра «Медведи и пчелы»

Мальчики — «медведи», девочки – «пчелки». Под музыку пчелки «летят» собирать мед, а медведи бегут в «ульи» «поедать мед». Пчелки с окончанием музыки возвращаются и «жалят» не успевших убежать «медведей».

(Дети садятся на стульчики.)

Ведущий:  Ребята, май ведь последний месяц весны и он вот-вот закончится и весна уступит своё место еще одному замечательному времени года  -  Лету.

    Входит лето.

Лето: Какие пчелки красивые мне повстречались, я их часто вижу над цветами, они большие труженицы – все лето собирают сладкий цветочный сок и к зиме в их домиках много-много меда… Ребята, я самое теплое и самое богатое время года, зовут меня – Лето. Только летом в лесах можно услышать голоса тысяч птиц, в реке плещется молодая рыбка, пышно зеленеют леса, поля, луга, а в траве жужжит и копошится множество разных насекомых. Вот только не знаю, для чего они нужны. Может быть, вы знаете?

Ответы детей

             Лето: Я загадаю вам загадку:

В зелёных мундирах

В траве, на лугах.

Живут музыканты

           На длинных ногах.

Ведущий: Кто это , ребята? Правильно, кузнечик. А мы с вами знаем песенку про кузнечика.

Ритмическая композиция «В траве сидел  кузнечик»

Ведущий: Молодцы, ребята.

Лето: Послушайте, я загадаю вам еще загадку:

«Удивительно силен,

Не смотри, что мал,

Ведь в лесу с друзьями

Он гору натаскал».

Дети: Муравей

Ребенок:

Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом.

Все, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Лето: Да, муравьи, как и пчелы, большие труженики. Они поднимают вес больше, чем весят сами. И живут они большими дружными семьями в своих домиках-муравейниках. Я предлагаю и вам, ребята, превратиться в таких дружных братишек- муравьишек.

Игра «Муравьи строят дом»

Дети с шапочками муравьев на голове выходят и строятся в две команды по шесть человек. В обруч около них кладутся по пять кубиков и кирпичиков, один конус с флажком. Каждая команда должна построить из конструктора «дом».

Лето: как вы хорошо строите! А песенькой меня обрадуете?

Ведущий: Конечно, дорогое лето, дети наши много песен и стихов знают, ребята давайте споем для Лета.

Песня про хомячка.

Песня про Лошадку.

Ведущий: А теперь мы расскажем стихи про насекомых.

Жук- ребенок

Жук жужжит весь день подряд.

Утром, вечером и днем,

Все ему уже твердят:

От тебя жужжит весь дом!

А жуку жужжать не лень,

Он так развлекается,

И жужжит он целый день,

И не заикается!

Комар- ребенок

Что за маленькие злюки

Искусали наши руки,

Покусали наши лица,

Так, что нам теперь не спится?

И, жужжа, над нами вьются,

В наши руки не даются!

Злые, словно крокодилы,

Львы, гиены и мандрилы!

Летуны ночной поры,

А зовут их комары!

Кузнечик-ребенок

Глянь, кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва -

Он зелёный, как трава.

Муха-ребенок

То на локоть примостится,

Сгонишь - на плечо садится.

Хоботком своим щекочет,

Улетать совсем не хочет

Светлячок- ребенок

Он в саду ночном блуждает,

Путь – дорожки освещает,

Светит, словно маячок.

Кто же это? Светлячок!

Стрекоза- ребенок.

Что за чудо - стрекоза!

Только крылья и глаза!

В воздухе трепещет

И на солнце блещет.

Ведущий: А теперь «Танец с платочками!»

Ведущий: Спасибо, ребята, вы очень правильно описали насекомых.

Лето: Вот какие разные насекомые – одни радуют глаз, другие -  помощники людям. И чтобы всё это всегда было с нами, надо беречь природу, оберегать её.

Ведущий: «Молодцы ребята! В мире насекомых так интересно! А теперь нам пора «превращаться» обратно в ребят.

Раз, два, три, нас в ребяток преврати!»

Ведущий: Мы и пели, и плясали

И стихи для вас читали,

А сейчас, как музыканты

Мы хотим для вас сыграть.

Песня « Оркестр.»

Лето: Вы сегодня и пели, и танцевали, очень весело играли.

 Спасибо ребята, что меня повеселили

Что ж, таким хорошим деткам

У меня есть угощенье!

Ведущий: Вот и пришла пора прощаться

Окончен праздник шумный наш

Но не хочу я расставаться,

до встречи я скажу сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Перелетные птицы"

Расширение и обогащение знаний о перелетных  птицах нашего края....

Педагогический проект "Перелетные птицы"

Данный проект представляет собой организацию самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых по представленной теме.Влияние родной природы каждый из нас  в  большей  или...

Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе   в октябре реализуется  тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной  работы ...

Экологический проект "Перелетные птицы"

Приобщение дошкольников к экологической культуре невозможно без знакомства с  национальной культурой, культурой своего народа. Знакомство  со сказками, старинными обрядами, ритуалами, заучив...

системная паутинка проекта " Перелетные птицы"

проектная деятельность в старшей группе для детей с ОНР....

Проект "Перелетные птицы" для детей старшей группы ДОУ

Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам....

Проект "Перелетные птицы"

Проект "Перелетные птицы"...