Проект "Перелетные птицы" для детей старшей группы ДОУ
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pereletnye_ptitsy.docx475.95 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Звениговский детский сад «Буратино»

Проект на тему:

«Наблюдение за перелетными птицами»

                                                                Выполнила воспитатель:

Белкина Виктория Михайловна

г. Звенигово, 2015.

Проект «Наблюдение за перелетными птицами»

Автор проекта: Белкина Виктория Михайловна

Образовательное учреждение: МДОУ Звениговский детский сад «Буратино».

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители.

По продолжительности: краткосрочный

Постановка проблемы:

Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, беден словарный запас.

Цель проекта: формирование у детей представлений о особенностях жизни перелетных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам;

Задачи проекта:

1. Обучающая

Учить называть перелётных птиц: название, части тела, питание

Учить описать особенности внешнего вида и поведения птиц

2. Развивающая

сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

классифицировать птиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи между характером корма и возможностью

анализировать влияние смены времен года на жизнь птиц

3. Воспитательная

задуматься о бережном отношении к природе, о необходимости правильного поведения по отношению к птицам, о желании помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц совместно)

Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, посмотреть и обсудить мультфильмы о перелётных птицах.

Формы и методы работы:

- занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- Выставки рисунков;

- просмотр мультфильмов;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

Предметно-развивающая среда:

Дидактический материал: «Перелетные птицы», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы».

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезанные картинки.

Предполагаемый результат:

У детей повысится уровень знаний по теме «Перелётные птицы».

У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе.

Активизируется словарь по лексической теме «Перелетные птицы».

У детей улучшиться логическое мышление.

Дети научаться хорошо рисовать птиц.

Родители примут активное участие в реализации проекта.

Этапы проекта:

1 этап. Организационный.

Изучение уровня знаний по теме

Подбор методической литературы

Подбор художественной литературы

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

Написание конспектов занятий

2 этап. Планирование деятельности.

Д/и «Назови перелетных птиц», «Назови птенцов перелетных птиц», «Ай да птица, что за птица!», «Назови одним словом», «Назови ласково,  «Птицы и их детеныши», «Составь рассказ о птице, «Сколько птичек?», «Чей хвост длиннее?», «Четвертый лишний»

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирев «Птицы

наших лесов», В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше»,  Разучивание наизусть стихотворения «Перелетные птицы», рассказы о птицах -  «Скворцы» Куприн А.И., «Жаворонок» Соколов-Микитов Иван Сергеевич.

П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Птица и кошка», «Перелет птиц», «Поймай и назови» (с мячом), «Лягушка и цапля», «Гуси-лебеди», «Охотники и утки», «Птички и бабочки».

Загадки о перелетных птицах.

Составление рассказа по картине А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Консультация для родителей «Хочу все знать»

Прослушивание музыки, подражающая голосам птиц

Аппликация «Скворечник».

Рисование «Перелетные птицы»

Выставка книг по теме «Перелетные птицы» с иллюстрациями.

Беседа о жизни перелетных птиц, чем питаются, где выводят потомство, зачем птицам перелет в теплые края.

Раскрашивание силуэтов птиц.

Заучивание потешки «Птички-невелички», закличек «Весна-весна красная», пальчиковая гимнастика «Птицы»

Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы»

Беседа: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас?»

Наблюдение за перелетными птицами, подкармливание птиц

Заучивание пальчиковой гимнастики «Грачи»

3 этап. Заключительный

Проведение праздника «День птиц»

Вечер загадок и отгадок

Выставка детских работ

Методическая литература.

И.М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

О.В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

В.Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова.

Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей.

Елисеева Л.Н. Хрестоматия. Пособие для воспитателя детского сада.

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.

Оценка результатов деятельности:

В ходе реализации совместного проекта «Перелетные птицы» достигнуты определенные результаты:

Умеют называть перелётных птиц: название, части тела, питание.

Умеют описать особенности внешнего вида и поведения птиц.

Сформированы устойчивые знания о жизни перелетных птиц.

Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.

Научились видеть проблемы, задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения.

Улучшилось логическое мышление.

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности.

Дидактические игры:

«Кто где зимует?»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц зимующих и перелетных.

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётного дерева.

«Кто лишний»

Воспитатель показывает картинки с изображением птиц, дети должны сказать кто лишний и почему.

 «Назови ласково»

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

жаворонок — жаворонушек,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь —  гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка,

аист — аистенок,

цапля — цапелька.

«Назови детеныша»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Грач — грачонок                                            

стриж — стриженок                                      

кукушка — кукушонок                              

скворец — скворчонок                              

гусь — гусенок

аист — аистенок

журавль — журавленок

лебедь — лебеденок

утка — утенок

«Один — много»

Образование множественного числа.

Грач — грачи

птица — птицы

стриж — стрижи  

аист — аисты        

жаворонок — жаворонки

скворец — скворцы

журавль — журавли

гусь — гуси

утка — утки

ласточка — ласточки

соловей — соловьи

лебедь — лебеди

кукушка — кукушки.

 «Расскажи о птице».

Это ласточка. Она черного  цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

 «Узнай птицу по описанию».

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Ход. Воспитатель описывает птицу, а ребёнок отвечает – какая это птица.

Подвижные игры

«Птицы, гнезда, птенцы».

   Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

Ход игры: По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. Повторить игру два раза.

"Перелетные птицы".

Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к плакату с изображением Африки. Если летние месяцы - они остаются на месте.

Игра с мячом «Поймай и назови».

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

Физкультминутка  

Лебеди летят, крыльями машут,       подняться на носки, плавные

                                                              движения рук            

Прогнулись над водой,                       прогнуться назад, нога на носок

Качают головой.                                  руки на пояс, покачивание головой

Прямо и гордо умеют держаться,      полуприседание, руки на пояс

Очень бесшумно на воду садятся.     Присесть на корточки, руки в

                                                               стороны

Белые лебеди летели, летели,            подняться, руки вверх, взмах руками  

И на воду сели.                                   Присесть на корточки, руки в стороны          

Сели посидели,                                   присесть

Снова полетели.                                  встать, руки вверх, через стороны вниз.

Пальчиковая игра

Пришла весна, сосульки тают,

Запели первые ручьи,

Медведь берлогу покидает,

А на полях кричат грачи.

Наблюдение «Птицы зимой»;

Задачи:

-Организовать наблюдение за птицами предложить детям назвать знакомых

птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу. Организовать кормление.

-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.

-Учить детей выявлять особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

Сценарий праздника «День птиц»

Звучит пение птиц в записи

Ведущий – Послушайте, как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов, а кто из вас слушает птиц,  когда идет из дома в детский сад, или просто гуляет? /Ответы детей/  И не случайно мы слушаем

их пение именно сегодня - ведь сегодня очень большой праздник: по церковному календарю – Благовещение, а по гражданскому – День птиц.

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные

веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость. Без птиц природа мертва. Птиц у нас на планете Земля великое множество, и каждая живет в своем домике, где они высиживают своих маленьких птенцов, вот только у кукушки с этим проблема.

Ребята, а вы знаете, где и из чего делают птицы гнезда?( ответы детей)

Знаете ли вы что…

- Сорока строит гнездо из веток и глины

- Иволга плетет гнездо – корзинку из травы

- У ласточки гнездо из глины и травы

- У щегла гнездо из сухой травы

-Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли

- Филин живет в  дупле

Загадаю – найдите отгадки:

- Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. ( Сова)

- Мальчишка в сером армячишке

  по дворам шныряет, крохи подбирает

  по полям ночует, зернышки ворует. ( воробей)

- Шитовило – битовило по – немецки говорило спереди шильце, сзади вильце

 снизу – бело полотенце, сверху – синенько суконце (ласточка)

- Самая большая птица в мире? (африканский страус)

- Самая маленькая птица в мире? (колибри)

- Не человек, а говорит (попугай)

Ведущий - У каждой птицы свое предназначение в природе:

Сова – символ мудрости,  по народным поверьям она сторожит клады.

Послушайте, это какая птица? (выходит ребенок и читает в образе)

- Черный ворон я, я силен, могуч

И летаю я выше синих туч

А гнездо мое на семи дубах

Те дубы стоят на семи горах

А живу я на свете по 300 лет

И могу всегда дать добрый совет

Я владею живою и мертвой водой

И легко справляюсь с любою бедой

Я – Царь Ворон, вещий Ворон

Я на царство коронован

Ведущий – Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол

Ребенок в образе: Птица Сокол, я в почете у народа

Не опасна мне любая непогода

Я как молния, пространство одолею

В битве честной я врага не пожалею

От очей моих укрыться не возможно

И веду себя я очень осторожно

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, сокол ясный

- А вот  другая птица (2 девочки инсценируют стихотворение В. Орлова «Ворона»):

- Карр! Крража!! Карраул! Гррабеж! Прропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карррандаш, каррртонку, пррробку

И крррасивую коробку!    / вбегает вторая/

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

- Как! –

Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул!!!

Кар-р-рман украли!!!

Считалочка

               - По тропинке мальчик шел

                 в чащу леса он зашел

                 встретились ему в тот день

                соловей да ворон, грач да воробей

               Сосчитай – ка  всех птиц поскорей  (4)              

      - Попугай сказал орлу –

        мне уж 10 лет к утру

     - Ты прибавил лет пяток –

        возразил ему орел. Сколько лет попугаю? (5)          

-Мы летали на базар

 выбирали там товар

3 жучка, 2 паучка, одного комара и червяка

Еды хватило всем, сколько было всех. (7)                          

Ведущий: У меня в руках кузовок. Передаем его из рук в руки и собираем корм для птиц (червячок, стебелек, листик, зерно, горошек, муха, комар и т.д.)

А теперь мы разделимся на две группы и  отправимся на выставку картин, где изображены птицы (просмотр картин, чтение стихов)

Ведущий: Сейчас я проверю, как вы знаете птиц. (Загадывает загадки)

Размером с индюка

Почти орлиный клюв

Над глазами ярко – красные брови

Чёрный веро – подобный хвост

Они токуют, славят весну.(глухарь)

Эти птицы прилетают

И сразу начинают петь.

Поёт эта птица громко и азартно.

Эта птица может подражать другим птицам (скворец)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

А потом на ветку прыг

И чирикает «чик – чирик» (воробей)

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах

А зовут её  (ворона)

Кто присел на толстый сук

И стучит: « тук-тук-тук-тук» (дятел)

Угадай, какая птица

Бойкая, задорная.

Ловкая, проворная,

Звонко, тенькает: «тень-тень!»

Как хорош весенний день (синица)

Кто летает, кто стрекочет.

Рассказать нам новость хочет? (сорока)

Кто летает тёмной ночью

И схватить мышонка хочет? (сова)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей (грач)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «Ку-ку … ку-ку?» (кукушка)

Игра «Птички в гнездышках»

Воспитатель: Мы знаем про птиц пословицы, послушайте.

(дети рассказывают пословицы)

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица своим клювом сыта.

Птицы наши друзья обижать их нельзя.

Мала синичка, да коготок остёр.

Немного синица ест, пьёт да весело живёт

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Соловей берёт пением, а человек – умением.

Журавль прилетел и тепло принёс.

Сколько кукушка не кукуй, а к зиме улетает.

Игра «Перелётные – зимующие»

Детям раздаются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц. Звучит весёлая музыка, дети-птицы «летают» по залу. Музыка замолкает, ведущая произносит одно слово: перелётные (зимующие). Дети, у которых в руках картинки с изображением перелётных (зимующих) птиц приседают, остальные дети-птицы стоят на месте.

Ведущий: На этом наш праздник заканчивается. Я надеюсь, что вы будете помнить о птицах не только в детском саду, но и дома. С родителями смастерите кормушки и повесите на улице повыше от земли, для того, чтобы птиц никто не обижал. До свидания! До новых встреч!

Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своем жилище птица

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злиться,

Любите птиц! Оберегайте их!

Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

 Воспитатель:

 — Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

 Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

 Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие

перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

 А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

C:\Users\п\Desktop\Новая папка (2)\P1110793.JPG     C:\Users\п\Desktop\Новая папка (2)\P1110794.JPG   

Аппликация «Скворечник»

C:\Users\п\Desktop\Новая папка (2)\P1110799.JPG 

Д/и «Назови перелетных птиц»     C:\Users\п\Desktop\Новая папка (2)\P1110808.JPG

Рисование птиц

C:\Users\п\Desktop\Новая папка (2)\P1110812.JPG    I:\DCIM\111_PANA\P1110831.JPG

Скворечники, которые сделали родители.             Книги, картинки о птицах, приобретённые к проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).

позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...