«Детям о сельском хозяйстве »
проект по окружающему миру

Побожьева Анна Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_h.docx513.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 189 «Солнышко»



Педагогический проект

«Детям о сельском хозяйстве »

                                                                                                           Разработали воспитатели:

Побожьева Анна Викторовна

Власова Наталья Николаевна

                                                     

                                                         

                                                 Паспорт проекта

Тип проекта: информационно - творческий.

Вид проекта: групповой

Продолжительность: долгосрочный  с 05.11.2018г. по 01.11.2019г.

Участники проекта:

1. Дети старшей группы 5-6 лет.

2. Воспитатели.

3. Родители.

Актуальность проекта:

 Социализация личности происходит за счет того, что детям все время приходится общаться друг с другом, самостоятельно планировать совместную работу, распределять обязанности между собой, вступать во взаимодействие со взрослыми не только педагогами, но и представителями других профессий.

Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны.  Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т.к. большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Данный проект поможет  расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, хлебороб, телятница, комбайнер.  

Актуальность проекта в том, что современные городские дети мало знают о жизни людей в селе, их профессиях, значимости их труда. Стоит отметить, что дошкольники имеют бессистемные и разрозненные знания о современных профессиях взрослых. На примере сельскохозяйственных профессий необходимо дать детям конкретные знания и представления о труде, научить ценить его, людей труда, работая по теме данного проекта.

Цель проекта:  расширить представления детей о сельском хозяйстве; познакомить с сельскохозяйственными профессиями.

Задачи проекта:

1. Пробудить интерес к предлагаемой деятельности; развивать представления о сельскохозяйственной деятельности человека.
2. Помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии в сельском хозяйстве (фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер).
3. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; упражнять в правильном употреблении названий сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона).
4. Сформировать систему знаний о приготовлении хлеба, дать представления о том, как — выращивают хлеб.

5. Воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям, способствовать чувству любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.

6. Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, закрепить умение образовывать прилагательные от существительных; понимать значение и мудрость народных пословиц.

7. Использовать различные нетрадиционные техники, развивать творческие способности детей, создать максимальную свободу для проявления инициативы и фантазии.

                                               План проекта:

1. Подобрать необходимую информацию, используя методическую литературу, интернет – источники.

2. Обсудить план работы по проекту с родителями, методистом детского сада.

3. Провести ряд мероприятий по теме проекта.

4. Организовать выставку работ совместного творчества детей и родителей.

                                      Этапы реализации проекта


                                  Подготовительный этап:
- Довести до детей и их родителей важность проблемы.
- Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, музыкальные произведения, иллюстрационный материал по данной теме.

- Подготовить материал для работы с Лэпбуком

- Подобрать материалы для игровой деятельности.
- Подобрать необходимые материалы для творческой и продуктивной деятельности родителей и детей.
                                         Основной этап:

  1. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
  2. Беседы: «Что такое село?», «Что такое сельское хозяйство?», «Чем занимаются люди в селе?», «Хлеб –всему голова», «Поговорим о профессии хлебороб»,  «Какими знаниями должен обладать фермер, чтобы успешно вести хозяйство», «Хотел бы ты выбрать профессию ветеринар?».  «Откуда берутся продукты, из которых готовится еда?», «Сельскохозяйственный транспорт», «Кто где живет?», «О пользе овощей для нашего организма».                                          
  3. Рассматривание картин из серии «Кем быть?»
  4. Заучивание стихотворений о животных.    Отгадывание загадок об орудиях труда, о сельскохозяйственной технике. Пословицы про хлеб.
  5. Слушание песен: «Антошка», «Урожайная», песня из мюзикла «Мама» - «Хороша деревня наша».
  6. Театрализованная деятельность: Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко. Инсценировка русской народной сказки «Вершки и корешки». Театрализованная игра: «Как мужик корову продавал». Игры- перевоплощения в животных.
  7. Стихи: С. Михалков «Кем быть», Д. Кедрин «Бабье лето», И. Пивоваров «Осенний клад».
  8. Сказки: «Репка», «Колобок», «Колосок», «Хаврошечка», «Липунюшка».
  9. Рассказы: М.Глинская «Хлеб», В. Голявкин «Хочу лошадь», Э. Успенский «Трое из Простоквашино», Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня».  Н.Самкова «О хлебе».
  10. Познавательно-исследовательская деятельность: «Сравнение пшеничной муки и крахмала».
  11. Взаимодействие с родителями: Рассматривание фотографий родственников, живущих в селе. Рассказы родителей «Как я проводил лето в селе, деревне». Оформление фотоколлажа «У бабушки в деревне», с составлением описательного рассказа о своей работе.
  12. Художественно-творческая деятельность: Рисование: «Огородники», «Сельскохозяйственная техника»,» «Хлеб всему голова», «На ферме». Лепка: «Садовый инвентарь», «Кто из домашних животных живёт на ферме». Аппликация: «Что растёт на ферме».
  13. Подвижные игры: «Золотые ворота», «Коршун и наседка», «Садовник», «Хитрая лиса», «Помощники», «Собери урожай», «Садовник», «Шофер» (везем с/х продукты на рынок).
  14. Составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос».   Развитие связной устной речи. Пересказ с опорой на вопросы. Составление описательных рассказов.
  15. Рассматривание альбома «Хлеб – всему голова»
  16. Сюжетно-ролевые игры «Магазин «Булочная», «Семья», «Мы – хлеборобы».
  17. Составление рассказов детьми по теме «Как хлеб попал к нам на стол» с использованием алгоритма 
  18. Разработка правил обращения с хлебом.
  19. Изготовление альбома с иллюстрациями «От зерна до каравая»
  20. Чтение художественной литературы:  С .Шуртаков «Зерно упало в землю», А. Ремезов «Хлебный колос», К. Паустовский «Теплый хлеб», русская народная сказка «Колосок» с последующим  самостоятельным составлением сказки с использованием картинок, пословицы, поговорки, загадки
  21. Рассматривание иллюстрации И. Шишкина «Рожь».
  22. Работа с родителями: Показать поля с хлебом, технику в полях (по возможности)
  23.  Развлечение  с детьми «Хлеб-всему голова»
  24. Совместное творчество детей и родителей – рисунки  «Ферма»;
  25.   Подготовка и проведение итоговой беседы «Хлеб  - всему голова» с использованием презентации для детей

                                            Заключительный этап:

- Подведение  итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей и педагогов, итоги мониторинга.

- Лепбук «Сельское хозяйство»

 - Защита проекта - итоговая презентация проекта на родительском собрании (слайд-шоу).


                                           Работа с родителями:

- помощь в подготовке иллюстраций и фотографий;

- папка – передвижка « Профессии сельского хозяйства»;

- совместное творчество детей и родителей – рисунки  «Ферма»;

- участие в совместных мероприятиях, диалоговые беседы с детьми по теме проекта.

                                          Ожидаемый результат:

1.Заинтересованность, проявление  познавательной активности.
2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество в работе.
3.С удовольствием рисуют, играют.
4.Участие в совместной деятельности родителей.

                                                Итоги  проекта:

У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых, о профессиях - фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер.  В процессе данной работы дети узнали об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Разучили загадки, стихотворения, пословицы, поговорки. Через чтение художественной литературы, воспитывали бережное и уважительное отношение к продуктам и  трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. В процессе работы установилось тесное взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских отношений. Как показали результаты, поставленные нами задачи, мы выполнили.

Презентация проектной деятельности включала в себя: продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

М. ГЛИНСКАЯ «ХЛЕБ»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»

-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»

— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».

-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

 

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:

 

Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?

Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?

Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.

 

Веками люди слагали пословицы и поговорки про хлеб, тем самым восславляя и подчёркивая его символизм. «Голова», «батюшка», «дар божий» «кормилец»— такими эпитетами характеризовали в народном творчестве главный продукт на каждом столе.

 

Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодожёнов встречали караваем и солью. Да и сейчас, в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.

 

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ХЛЕБ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Хлеб — всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб — кормилец.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлебом люди не шутят.

 

                         

 

                  Конспект рисование «Хлеб – всему голова»

Цель: Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного колоса.

 расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.

закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки.

- повышать мотивацию изобразительной деятельности через осознание ее нравственной значимости; совершенствовать общую и мелкую моторику.

 активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый).

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

                                           Ход занятия

Воспитатель рассказывает древнюю легенду о хлебном колосе:

- В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно шел дождик, когда нужно – светило солнце. В лесах росли плодовые деревья. Звери были смирными, и все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим – стебля почти не было, зерна начинались от самой земли, и каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил. Один раз Бог ходил по земле и увидел, как мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба обмаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на небо и лишил людей хлеба. Стала земля как камень, реки высохли, трава завяла. Наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Тот сжалился и выделил на кошачью и собачью долю маленький колос на длинном стебле. Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб, первый кусок отдавали кошкам и собакам. А теперь скажите, чему учит легенда?

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку, «вырос в поле дом, полон дом зерном» (колос). Вот колосок у нас сегодня в гостях, давайте расскажем, что мы про него знаем. Где растет колосок? Какие растения еще растут в поле, у которых есть колоски?

Дети: пшеница, рожь, ячмень.

Воспитатель: -Ребята, давайте посмотрим на картинку, где изображено поле пшеницы. Что находится на колоске?

Дети: зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос)

Физкультминутка

В землю зернышко попало (дети приседают),

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).

К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.

Воспитатель: -Дети, давайте присядем за стол и попробуем нарисовать пшеничное поле (в начале рисуем стебелек, а затем промакиванием ворса кисточки.

Воспитатель просит детей представить, что он – колосок, а они – зернышки. Дети медленно собираются в кружок на ковре, в центре находится воспитатель.

- Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен? (муку разных сортов)

- Что делают из муки? (хлебобулочные изделия)

- Сегодня наш колосок приготовил для вас хлеб.

- Когда будете кушать, вспомните легенду о хлебном колосе.

 Развлечение  с детьми  «Хлеб – всему голова»

Цель: закрепить с детьми полученные ранее знания о хлебе и людях, которые его выращивают.

Задачи: расширять и углублять представление о содружестве человека и природы,  обобщать словарный запас, закрепить понятие детей  о ценности хлеба и уважительном отношении к нему и людям, его вырастившим.

Ход мероприятия: Дети заходят под музыку в группу. Садятся на стульчики полукругом.

Ведущий:  Ребята, отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Дети: хлеб!

Ведущая: - Как вы думаете, как хлеб появился на столе? (детские ответы)

Инсценировка: ЛИТОВСКАЯ СКАЗКА « КАК ВОЛК ВЗДУМАЛ ХЛЕБ ПЕЧЬ» 

Ведущий: Сейчас я предлагаю поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:

— Назови хлеб ласково (Хлебушек)

— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)

— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)

— Посуда для хлеба (Хлебница)

— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

 

- Без какой игры не обходится ни один день рождения?

 

Хороводная игра «Каравай»

Как на наш весёлый праздник,

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай приехал к детям.

Как его, ребята, встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки

Вырастай богатырём!

 

Ведущая: Молодцы, ребята, хороший каравай у нас получился! Причаживаемся на стульчики. У меня для вас загадки.

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый.. . (Хлеб)

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Мы ржаные Кирпичи
В жаркой испекли печи.
На машину загрузили-
Покупайте в магазине! (Хлеб)

Весной в земле,
А весь год на столе. (Хлеб)

На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде, 
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, 
Ведь к обеду нужен ... (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.  (Хлеб)

 Молодцы ребята.

А сейчас я хочу вас познакомить со стихотворением
С. Михалкова «Булка»

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.


Ведущий: - Ребята, как поступили мальчики?
- Что они сделали не верно?
- Что такое бережливость?
- Кого вы считаете бережливыми?
- Ребята, во время приема пищи, у вас на столе есть хлеб? (Да)


Ведущий: Ребята давайте сыграем еще в одну игру.

 Мы знаем, что прежде, чем хлеб попадает на наш стол, люди многих профессий работают не покладая рук. И работа каждого из них очень важна.

Игра « Назови профессию»
Кто работает на тракторе – (тракторист)
Кто работает на комбайне - (комбайнер)
Кто выпекает хлеб – (пекарь)
Кто следит за урожаем – (агроном)
Кто перемалывает муку – (мельник)
Кто продает хлеб – (продавец)

Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ...(Агроном)

Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист.)

В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор?
Дети это -….(комбайнер)

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)

 

- А в каком же магазине можно купить хлеб? (ответы детей)

-  А какие хлебобулочные изделия вы еще знаете? Устроим соревнования – кто больше назовет хлебобулочных изделий! (Игра с фишками)

- Молодцы, много знаете названий! А попробовать хотите? – игра «Угадай на вкус»

Молодцы ребятки все так старались, с заданиями справились, много знаний получили о хлебе,  давайте с вами договоримся,  что с сегодняшнего дня  у нас с вами есть такие правила.


Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!

Договорились?

Рефлексия.
-О чем мы сегодня говорили? (о хлебе)
-Какой путь у хлеба от поля к столу? (повторить цепочку)
-Как нужно относиться к хлебу?

Конспект занятия  на тему «Хлеб –всему голова»

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
  2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.
  3. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, трактор, тракторист, , мельница, мельник.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение С.Погореловский “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой, 
Вот он теплый, золотистый, 
Словно солнцем налитой. 
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! 
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе. 
Люди долго и упорно 
Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Педагог: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Педагог: Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Педагог: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры-
Полевые корабли.

Педагог:  Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Физминутка :

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок

Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Педагог: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Педагог: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шоферы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Педагог: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

Педагог: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Художественное творчество. Лепка.

Задачи. Закрепить знания детей о труде взрослых,

обучать  детей  основным способам и приемам лепки  хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.;  формировать  навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами,

расширить и обогатить словарь детей: пекарь, пекарня, хлебозавод, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, батон, калач, каравай  и др.

закреплять умение создавать самостоятельно хлебобулочные  изделия из соленого теста для совместных игр; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: иллюстрации по теме, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, скалки.

Ход занятия

 Загадывание детям загадки:

«Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом» (Колос)

  1. Рассматривание с детьми колосков ржи и пшеницы.
  2. Физкультминутка «Каравай».

В землю зёрнышко посадим,

Слишком малое оно.

Дети приседают, обхватывают колени руками, голову прячут.

Землю солнышко согреет,

Быстро прорастёт зерно.

Дети очень медленно начинают подниматься, вытягивая руки вверх.

Будет ветер тучки гнать,

Дождик землю поливать.

Дети выполняют наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками.

По полю комбайн пройдет,

урожай  наш соберет.

Дети шагают на месте.

Мельник смелет нам муки,

Ну а пекарь из муки

Испечёт нам пироги.

Дети имитируют движения пекаря: месят тесто, пекут пироги.

Всем на радость раздавай

Пышный, вкусный каравай!

Дети разводят перед собой руками, как бы раздавая каравай и приглашая всех к чаю


3.Ознакомление детей с правилами выпечки вкусного хлеба: тесто не любит суеты, пустословия, да и со злыми помыслами к печи лучше не подходить; тесто, приготовленное с любовью и душою, всегда добрее, выпечка из него получается нежнее, пышнее и вкуснее.

  • Демонстрация способов и приемов лепки калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.
  • Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для игры «Булочная».
  • Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.

4.Подведение итогов занятия (презентация вылепленных изображений,  оценка результатов деятельности).Хлебушек душистый, теплый, золотистый».

Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: 
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку: 
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить. 
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка. 
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой. 
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала: 
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её. 

 Вывод. Воспитатель
- Как бабушка называет хлеб? (святой)
- А в стихотворении как называют хлеб? (жизнь). 
Хлеб святой. Хлеб – это жизнь. 
- Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей). 
- Что делают с хлебом, который мы не съедаем, работники кухни? (сухарики сушат и подают к супам). 
- Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь. 



Викторина.
– А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним, о чем говорили. 
- Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы). 
- Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)
- Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве). 
- Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна). 
- Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).
- Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто). 
- Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Хлеб.

Мальчик, ногою пинающий хлеб, 
Мальчик, 
Голодных не знающих лет, 
Помни, 
Что были лихие года. 
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда. 
Хлебом клялись,



За хлеб умирали
Не для того, 
Чтоб в футбол им играли. 
В слове
Народная мудрость таится. 
Вот что в народе у нас говорится: 
“Если бы ты хлеб ценить не стал, 

Ты человеком бы быть перестал”.


Воспитатель подводит итог, заканчивая стихотворением:
Не напрасно народ 
С давних пор и поныне 
Хлеб насущный зовет 
Самой первой святыней. 
Золотые слова
Забывать мы не вправе: 
"Хлеб всему голова!" - 
В поле, в доме, в державе!

1.Рассматривание колосьев в вазе.

Задачи: Воспитывать осторожное обращение с засушенными колосьями. Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.

Вопросы: - Что это?

- Где растут колосья?

- Что изготавливают из колосьев?

- Колосья каких растений мы видим?

- Чем они отличаются? Чем похожи?

2.Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».

Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.

Вопросы: - О чём эти картинки?

- Кто трудится в поле?

- Как готовят землю перед посевом зерна?

- Как человек заботится о посевах?

- Когда поспевает зерно?

- Как убирают зерно?

- Что с зерном происходит дальше?

- На каком заводе производят муку?

- Куда отправляют муку с мукомольного завода?

- Какие хлебобулочные изделия выпекают на                          хлебозаводе?

Чтение стихотворения: «Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют»

(Я.Аким)

3.Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»

- Божья коровушка,

Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)

- Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)

- В огород – бобы,

- В лес – ягоды, грибы,

- В родник – водицу,

- В поле – пшеницу.   (поочерёдно загибают пальцы).

Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке).

Словесная игра «Образуй словечко».

Цель: Учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т.д.)

Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.)

Чтение Н.Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному.

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту.  Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент.

Вопросы: - Как называется стихотворение?

                   - Кто главный герой?

                   - Какой проступок совершил мальчик?

                   - О чём рассказала старушка мальчику?

                   - Почему люди так берегли хлеб?

                   - Какие чувства испытывал мальчик после рассказа старушки?

                   - Чему учит нас это стихотворение?

                       Составление рассказов детьми по теме

 «Как хлеб попал к нам на стол» с использованием алгоритма

C:\Users\Admin.Admin-PS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\447842_html_3b86afce.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ПОДГОТОВКА К ОСЕННЕМУ ПРАЗДНИКУ С ЧЕСТЬ ТРУЖЕННИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Сообщение из опыта работы о подготовке к фольклорному осеннему празднику в четь труженников села Подольского района\. Материал интересен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ....

Презентация "Профессии сельского хозяйства" для детей средней группы

Презентация для детей средней группы о профессиях сельского хозяйства...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессии людей сельского хозяйства»

Цель занятия познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями людей сельского хозяйства, о взаимосвязи между людьми разных профессий....

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с отраслью «сельское хозяйство», по средством применения дидактического пособия «навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края».

Статья о отросли "сельское хозяйство" на примере дидактического пособия "навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края ", для старшего дошкольного возраста. ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессии людей сельского хозяйства»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Профессии людей сельского хозяйства»...

Детям о сельском хозяйстве

Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны.  Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных ...