МКДОУ «Детский сад «Родничок» г. Щигры Курской области»
Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста 5-7 лет с профессиями.
Модуль «Агрофирма».
Отрасль «Сельское хозяйство».
Воспитатель: Головастикова Елена Александровна
Щигры
2025г.
Дошкольное образование-это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребёнка. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребёнку того, кем он должен стать, а в ознакомлении с многообразием и широким выбором профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды. Появляются новые профессии, которые требуют получение новых знаний и навыков их применения. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем ярче и привлекательнее для него, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно интересоваться трудом взрослых, задают вопросы о профессиях, проявляют желание "быть как мама или папа". Опыт показывает, что дети недостаточно владеют знаниями о содержании профессий взрослых Курского региона, их общественной значимости (цель труда, предмет, условие, способы трудовой деятельности, необходимые ему инструменты и машины, конкретный продукт труда). Поэтому педагоги ищут пути формирования знаний о профессиях. Для решения этой проблемы на базе нашего детского сада работает парциальная программа "Профиум". В рамках реализации регионального проекта "Профессиональная траектория" - проект Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года, в детском саду вырос "Профиград"- город для детей, город игр в профессии. Работа заключается в том, чтобы заинтересовать детей и родителей миром профессий, дети сами выбирают в какую профессию им хочется играть сегодня, а это определённая подготовка по ранней профориентации. Одна из локаций "Профиград" - модуль «Агрофирма», отрасль «Сельское хозяйство», ориентирующим детей на профессии, которые встречаются в сельском хозяйстве.
Цель методических рекомендаций к модулю «Агрофирма», отрасль «Сельское хозяйство» - создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации дошкольников, формирование представлений о различных профессиях и о содержании трудовых операций, интереса к труду взрослых в данной отрасли.
Данные рекомендации помогут получить конкретные знания и представления о профессиях в сельскохозяйственной отрасли как детям, так и педагогам. Помогут организовать работу ДОУ в данных направлениях:
- Повышение уровня самообразования педагогов.
- Организация работы с детьми.
- Создание определённой развивающей среды.
- Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Помогут решить следующие задачи:
Педагоги:
- Повысить уровень теоретических знаний по методике руководства работой по ознакомлению детей с профессиями отрасли "Сельское хозяйство" (история возникновения профессий, методика работы).
- Помочь педагогам создать профессионально-ориентированную развивающую среду, направленную на развитие задатков и реализацию способностей дошкольников в разных сферах деятельности в процессе организации профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении.
- Организация деятельности педагогов практического характера (взаимодействие, моделирование, заполнение таблиц и т. д.)
Дети:
- Познакомить детей с профессиях людей (фермер, агроном, комбайнёр), их роли в обществе.
- Сформировать представление о видах производственного труда и обслуживающего труда, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
- Расширить активный и пассивный словарь, мировоззрение детей.
- Развивать у детей интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям этих профессий.
- Формировать умение соотносить профессию с характерными действиями и предметами.
- Воспитывать бережное отношение к природе и результатам труда.
Родители:
- Организация сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях в отрасли "Сельское хозяйство", их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- различает профессии (фермер, агроном, комбайнер) по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей этих профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, технику)
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- моделирует в игре отношения между людьми этих профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту
№ | Система представлений о профессии | Содержание |
1. | Фермер (растениеводство, животноводство) | Фермер — это человек, который работает на своей земле. Он выращивает овощи, фрукты, ухаживает за животными. Фермер сам организует весь труд — он и землю пашет, и сажает, и собирает урожай. Он знает, когда и что посадить, чем кормить животных.
|
2. | Место труда / здание | Поле, плантация, сад, теплица, ферма, птичник. |
3. | Спецодежда / униформа | Брюки из плотной ткани на подтяжках, рубаха, жилет с накладными карманами, сапоги, шляпа или платок (защита от солнечных лучей и пыли), перчатки. |
4. | Оборудование, инструменты, приборы | Сельскохозяйственная техника, лопата, грабли, лейки, доильный аппарат, мельница, измельчитель корма. |
5. | Трудовые действия | Возделывание земли, строительство парников, теплиц, выращивание растений, защита от вредителей, сбор урожая, забота о стаде, уход за молодняком, заготовка кормов, ремонт техники, хранение произведённой продукции, поиск рынка сбыта. |
6. | Необходимые знания, умения, правила охраны труда, безопасность. | Знания в области земледелия и животноводства, навык работы с сельскохозяйственной техникой, основы экономики и ведения бизнеса для управления фермой, навыки общения и ведения переговоров для продажи продукции. умение контролировать безопасность продукции, оформление сертификатов качества. При работе должен использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, при работе на технике - соблюдение скоростного режима, работа в светлое время суток, во время покосов, регулярное прохождение обучения по безопасности работ, автоматизация рабочего места, рациональное сочетание режимов труда и отдыха.
|
7. | Особенности характера, свойства личности, требуемые личности, требуемые для человека данной профессии | Трудолюбие - фермерство требует усилий и постоянной работы, решительность, ответственность, физическая выносливость, заботливость, экологическое сознание, стремление к обучению, коммуникабельность, умение адаптироваться к изменяющимся условиям. |
8. | Результат труда (материальный или нематериальный) | К материальным результатам труда фермера относятся: продукты питания, семена и посадочный материал, сырьё для переработки, молодняк для разведения, доходы и прибыль в денежном эквиваленте. Нематериальный результат труда: морально- духовные интересы, удовлетворение духовных основ жизнедеятельности человека в непроизводственной сфере. |
9. | Профессия в прошлом и будушем | В прошлом фермер - земледелец, часто представлялось как работа, связанная с тяжёлым физическим трудом и требующая постоянного проживания на селе. Фермер должен был уметь вести бухгалтерский учёт и самостоятельно реализовывать свою продукцию, чтобы хозяйство стало рентабельным. В будущем ожидается, что спрос на профессию фермера возрастёт с увеличением численности населения. При этом на первый план выйдет не только уровень знаний в сельском хозяйстве, но и умение приспосабливаться к изменяющимся условиям труда. Некоторые прогнозы о профессии фермера в будущем: - Появление новых специализаций. Фермеры будут выращивать грибы, разводить улиток, червей, шелкопрядов, страусов, крокодилов и другую продукцию.
- Использование альтернативных методов производства. Фермеры всё чаще будут применять методы выращивания продукции без использования грунта (гидропоника, аквапоника).
- Применение «умных» технологий. В сельском хозяйстве будут широко использоваться датчики, дроны, автономные роботы.
- Появление «умных» ферм. Потребуется обслуживание таких ферм, для чего понадобятся специалисты в области микроэлектроники, программирования, компьютерных сетей.
Появление новых профессий. К 2030 году в агросекторе должны появиться, например, дизайнеры иммерсивных агротуров или VR-операторы, обучающие фермерству в виртуальной среде. |
№ | Система представлений о профессии | Содержание |
1. | Агроном | Агроном — специалист в области агрономии, науки, изучающей все аспекты сельскохозяйственной деятельности и земледелия. (Агрохимик, агропочвовед, агротехнолог, агроэколог, агроэкономист, агроном по защите растений, агроном-овощевод, агроном-семеновод.) |
2. | Место труда / здание | Сельскохозяйственные предприятия: это наиболее распространенное место работы. Агрономы трудятся в колхозах, совхозах, крупных агрохолдингах, фермерских хозяйствах различного направления, включая поля, теплицы, лаборатории, магазины сельскохозяйственной техники и другие производственные объекты. |
3. | Спецодежда / униформа | - Защитные костюмы. Обеспечивают полное покрытие тела и защиту от различных опасностей на поле, включая контакт с вредными веществами, пылью, насекомыми и механическими повреждениями.
- Комбинезоны. Обеспечивают удобство и свободу движений, одновременно защищая от вредных факторов. Могут иметь дополнительные элементы защиты, например, усиленные колени или локти.
- Специальные фартуки. Используются для конкретных задач или вида работ, например, при обработке химических веществ или при работе с острыми инструментами. Защищают переднюю часть тела от брызг, попадания частиц и других потенциально вредных воздействий.
- Перчатки. Для работы с острыми инструментами могут использоваться перчатки с усиленными покрытиями на ладони и пальцах, а для работы с химическими веществами — перчатки из специальных химически-стойких материалов.
- Защитные боты или сапоги. Должны быть устойчивы к проколам и химическим веществам, обеспечивать надёжное сцепление с поверхностью для предотвращения скольжения.
- Средства защиты головы. Часто используются шляпы, каски или панамы с защитными козырьками, которые защищают от падающих предметов, ударов и солнечного излучения.
|
4. | Оборудование, инструменты, приборы | Для начала необходимо подготовить удобную сумку или рюкзак для транспортировки устройств и инструментов. Средства для записей — блокнот, ручка (лучше 2), карандаш (ручка может перестать писать в дождь). — Телефон или планшет (главное, чтобы с собой была запасная зарядка для устройств в машине). С их помощью можно сделать фото или видео исследуемых объектов, провести измерение площади, электронные карты полей, агрохимические показатели почв, техкарты, отслеживание техники и работ на полях, калькулятор. Имеются также программы, когда можешь определить неизвестных вредителей, сорняки, болезни. Позвонить, решить какой-либо вопрос. В общем, функционал большой, позволяет решать практически все организационные вопросы. — Книга истории полей, книга для нарядов, записи наблюдений и учетов, расчета норм сева, внесения удобрений, опрыскивания. — Лопатка (пригодится подкопать аккуратно растения, посмотреть корневую систему, клубеньки у бобовых и т. д.) и/или лопата в отдельных случаях, когда необходимо закопать неровности на поле. —Топор (бензопила), когда нужно разрезать упавшее сухое дерево на части или где-то подрубить кустарник вокруг столбов, по границе поля или допустим застряли на машине пошли веток нарубили подложили выехали. — Измерительная рулетка на 10 м. Большое количество учетов можно сделать при помощи рулетки. Подсчитывают количество растений, продуктивных стеблей на погонный метр, измеряют междурядья. — Линейка агронома - незаменимый инструмент агронома. Ей можно: - раскопать рядок после прохода посевного агрегата,
- измерить глубину посева семян,
- подкопать растения,
- измерить глубину обработки почвы,
- измерить расстояние между форсунками на штанге опрыскивателя,
- открутить гайку распылителя форсунки,
- рассчитать урожайность на корню (расшифровка формулы расчета биологической урожайности представлена на картинке).
— Нож складной/ножницы. — Сменная одежда и обувь в зависимости от погоды. В непогоду агроном запасается сапогами и плащом с капюшоном. — Перчатки. |
5. | Трудовые действия. | - Агрохимик. Изучает и применяет химические вещества для улучшения плодородия почвы, борьбы с вредителями и болезнями растений, повышения урожайности и качества продукции.
- Агропочвовед. Изучает свойства и состав почвы, её классификацию и картографирование, разрабатывает рекомендации по подбору культур для посадки и внесению удобрений.
- Агротехнолог. Разрабатывает и внедряет технологии по возделыванию полевых, садовых, огородных культур, а также по защите растений от неблагоприятных факторов.
- Агроэколог. Изучает и оценивает влияние сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду, разрабатывает мероприятия по снижению негативного воздействия и повышению экологической безопасности производства.
- Агроэкономист. Изучает и анализирует экономические закономерности и факторы, влияющие на сельскохозяйственное производство, разрабатывает планы и стратегии развития аграрного сектора.
- Агроном по защите растений. Борется с болезнями, паразитами, вредителями растений, внедряет эффективные методы защиты культур.
- Агроном-овощевод. Отвечает за посев и выращивание овощных культур, сбор и хранение урожая.
Агроном-семеновод. Играет важную роль в организации процесса производства семян — от отбора и проверки качества до хранения и реализации. |
6. | Необходимые знания, умения, правила охраны труда, безопасность. | Некоторые необходимые знания агронома: - технологии возделывания сельскохозяйственных культур в открытом и закрытом грунте;
- в какое время года проводить различные технологические операции;
- сменные нормы выработки механизированных и ручных работ;
- требования к качеству выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами, государственными стандартами и регламентами в области растениеводства и земледелия;
- методы контроля качества технологических операций в растениеводстве;
- факторы, влияющие на качество выполнения технологических операций в растениеводстве;
- способы технологических регулировок машин и механизмов, используемых для реализации технологических операций;
- правила работы со специализированными электронными информационными ресурсами, используемыми для сбора данных в части, касающейся оперативного планирования работ в растениеводстве;
Некоторые необходимые умения агронома: - определять схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий;
- рассчитывать дозы удобрений под планируемую урожайность сельскохозяйственных культур с использованием общепринятых методов;
- выбирать оптимальные виды удобрений для сельскохозяйственных культур с учётом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий;
- составлять план распределения удобрений в севообороте с соблюдением научно-обоснованных принципов системы применения удобрений и требований экологической безопасности;
- определять оптимальные виды, нормы и сроки использования химических и биологических средств защиты растений для эффективной борьбы с сорной растительностью, вредителями и болезнями;
- определять сроки, способы и темпы уборки урожая сельскохозяйственных культур, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества;
- определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки её на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
Некоторые правила охраны труда для агронома: - Агроном должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами.
- Агроному запрещено пребывание на рабочем месте в нездоровом (физически или психически) состоянии.
- Для предотвращения пожара или взрыва необходимо не зажигать спички и не применять открытый огонь в пожароопасных цехах, убирать использованные обтирочные материалы и промасленную ветошь в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, не допускать скопления пыли на оборудовании и рабочих местах, обеспечивать свободный доступ к средствам пожаротушения.
- При обращении с пестицидами и агрохимикатами на рабочих местах запрещается курение табака, пользование открытым огнём, приём пищи.
- Агроном обязан соблюдать Правила трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха, применять безопасные приёмы выполнения работ, уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
|
7. | Особенности характера, свойства личности, требуемые личности, требуемые для человека данной профессии | Некоторые особенности характера и свойства личности, необходимые для человека профессии агронома: - Наблюдательность. Важно замечать детали и изменения в состоянии растений и почвы.
- Терпеливость. Работа в полях может быть длительной и напряжённой.
- Аналитический склад ума. Необходимость анализировать данные о растениях, почве и климате.
- Решительность. Готовность принимать решения в условиях неопределённости.
- Самостоятельность. Способность работать без постоянного надзора или руководства.
- Коммуникабельность. Умение общаться с фермерами, рабочими и другими специалистами.
- Организованность. Способность планировать и координировать различные задачи и действия.
- Стрессоустойчивость. Работа в сельском хозяйстве может быть весьма стрессовой, поэтому умение сохранять спокойствие в критических ситуациях крайне важно.
Инновационность. Агрономы должны быть открыты к новым технологиям и методам, что помогает повышать эффективность работы. |
8. | Результат труда (материальный или нематериальный) | Результат труда агронома может быть как материальным, так и нематериальным. Материальный результат — это, например, богатый урожай, здоровые растения, которые дают возможность получить продукты питания и сырьё для создания тканей. Нематериальный результат — это, например, научные исследования и разработки в области селекции, выведения новых видов и сортов сельскохозяйственных культур, а также внедрение инновационных методов и технологий, которые повышают урожайность и качество культур |
9. | Профессия в прошлом и будушем | В прошлом профессия агронома была древней, её зародились ещё в Древнем Египте, Китае, Греции, Риме и Индии. Первыми агрономами можно считать людей, которые смогли окультурить дикорастущие растения и научили других жителей поселений выращивать их под контролем с возможностью прогнозирования урожая. Известным русским агрономом был Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833). Он разрабатывал новые приёмы выращивания зерновых и овощных культур, картофеля, льна, и применял их на практике. Весомый вклад в науку агрономии внесли учёные В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, Д. Н. Прянишников, И. В. Мичурин. В будущем ожидаются новые профессии в области агрономии. Некоторые из них: - Агроном-генетик. Будет заниматься генной модификацией растений, адаптацией культур к местным климатическим условиям, повышением их урожайности, вкусовых качеств, длительности хранения.
- Агроинженер. Будет отвечать за «умную» технику в хозяйстве, это специалист, обладающий знаниями в микроэлектронике, сетевых технологиях, программировании.
- Сельскохозяйственный эколог. В его обязанности будет входить забота об утилизации отходов, восстановлении почвы, создании программ для получения экологически чистых продуктов.
- Агрокибернетик. Будет внедрять новые методы автоматизации на «умных» фермах, контролировать различные технологические процессы.
Профессия агронома остаётся востребованной, так как вместе с ростом количества людей растёт и востребованность специалистов в этой области.
|
№ | Система представлений о профессии | Содержание |
1. | Комбайнёр | Комбайнер, или комбайнёр, — работник сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна для уборки урожая. |
2. | Место труда / здание | Рабочее место комбайнёра — кабина комбайна. Комбайнёры работают в местах, где ведётся сельскохозяйственное производство и требуется уборка урожая. Некоторые из таких мест: - Сельскохозяйственные предприятия. Это могут быть крупные агрофирмы, фермерские хозяйства или коллективные фермы.
- Фермерские хозяйства. Мелкие и средние фермерские хозяйства нанимают комбайнёров для уборки урожая, особенно если у них нет своего комбайна или специалиста для работы на нём.
- Контрактные услуги. Некоторые комбайнёры работают самостоятельно или в небольших группах, предоставляя услуги уборки урожая различным фермерам или агрофирмам.
- Образовательные учреждения. Некоторые комбайнёры могут работать в аграрных училищах и колледжах, обучая студентов навыкам работы на комбайне.
- Агротехнические станции. На таких станциях могут проводить исследования новых сортов растений или новых методов обработки почвы, где комбайнёры участвуют в экспериментальной уборке урожая.
|
3. | Спецодежда / униформа | Спецодежда комбайнёра должна соответствовать ряду важных параметров: - Устойчивость к загрязнениям и износу. В полевых условиях часто встречаются пыль, масло, влага и механическое трение. Одежда должна быть прочной и легко отстирываться.
- Свобода движений. Работать на комбайне сложно в стеснённой одежде, поэтому обязателен эргономичный крой.
- Защита от погодных условий. Летом важна вентиляция и защита от перегрева, а в холодное время — теплоизоляция и ветрозащита.
- Безопасность. Светоотражающие элементы, усиленные вставки на коленях и локтях, антиклещевые и антистатические свойства.
Некоторые виды спецодежды для комбайнёров: - Летняя. Лёгкие брюки, футболки, рубашки с длинным рукавом (для защиты от солнца и клещей), панамы, кепки. Материал — хлопок, лен, смесовые ткани с хорошей вентиляцией.
- Зимняя. Утеплённые куртки и брюки, термобельё, головные уборы с утеплителем, непродуваемая ткань, влагозащита.
- Демисезонные варианты. Подойдут для весны и осени — влагостойкие, с утепляющим слоем, но без перегрева.
Некоторые элементы экипировки: - Обувь. Летом — кожаные или текстильные полуботинки с защитным подноском и антискользящей подошвой. Зимой — утеплённые ботинки с влагозащитой, термоподкладкой и усиленной фиксацией.
- Перчатки. Прочные, износостойкие, антивибрационные — особенно важны при работе с техникой.
- Головной убор. Панама, бейсболка, утеплённая шапка или балаклава в зависимости от сезона.
- Очки. Защищают от пыли, насекомых и яркого солнца.
|
4. | Оборудование, инструменты, приборы | Комбайнёр использует определённое оборудование, инструменты и приборы для управления зерноуборочным комбайном, настройки машины и технического обслуживания. Эти элементы связаны с конструкцией комбайна, его обслуживанием и работой в кабине. Некоторые элементы конструкции зерноуборочного комбайна, которые использует комбайнёр: - Жатка с мотовилом для наклона стеблей. Предназначена для скашивания растений с подачей на обмолачивание при прямом комбайнировании или укладки скошенной массы в валок при раздельной уборке.
- Наклонная камера для непрерывной подачи хлебной массы на обмолот.
- Молотилка барабанного типа для отделения зерна от соломы и половы.
- Многоступенчатая система очистки зерна.
- Соломосепаратор роторного типа.
- Бункер-накопитель с выгрузным шнеком.
Инструменты. Для технического обслуживания комбайна комбайнёр использует, например: - Наборы головок и ключей для ослабления и затягивания болтов и гаек.
- Отвёртки разных типов и размеров для затягивания или ослабления винтов.
- Плоскогубцы для захвата и удержания мелких компонентов при регулировке.
- Смазочный шприц для нанесения смазки на компоненты, требующие смазки, такие как подшипники и соединения.
- Гидравлический домкрат для подъёма тяжёлых компонентов, таких как двигатели и трансмиссии.
Приборы В кабине комбайна комбайнёр использует, например: - Пульт управления с переключателями включения и выключения главного привода, привода наклонной камеры и жатки.
- Рукоятку управления скоростью движения — при перемещении рукоятки вперёд возрастает скорость движения комбайна, для движения задним ходом — рукоятка перемещается от нейтрального положения назад.
- Рулевую колонку — поворот управляемых колёс молотилки осуществляется вращением рулевого колеса, регулируемого по высоте и углу наклона.
- Контрольные лампы — например, аварийной температуры масла в гидросистеме хода, разряда аккумуляторных батарей.
|
5. | Трудовые действия. | Комбайнер занимается управлением комбайном на полях во время уборочной кампании. Его работа включает в себя множество задач, требующих соблюдения техники безопасности и высокой концентрации. - Управление комбайном: Основная работа заключается в управлении комбайном, что требует умения контролировать его работу на разных участках поля.
- Настройка оборудования: Комбайнер должен уметь настраивать различные системы комбайна под конкретные условия работы и тип собираемой культуры.
- Техническое обслуживание: Работа включает в себя базовое техническое обслуживание и устранение мелких неисправностей.
- Контроль качества уборки: Важно следить за качеством уборки и корректировать процесс по мере необходимости.
- Взаимодействие с другими специалистами. Часто комбайнер работает в команде с другими агрономами и специалистами, обеспечивая согласованность действий.
- Учёт работы и убранной продукции. Специалист ведёт записи о количестве убранного урожая, потраченном топливе и других параметрах.
- Соблюдение техники безопасности. Комбайнер обеспечивает безопасную работу с машиной для себя и окружающих.
- Взаимодействие с другими специалистами: Комбайнер часто работает в команде с другими агрономами и специалистами, обеспечивая согласованность действий.
|
6. | Необходимые знания, умения, правила охраны труда, безопасность. | Некоторые необходимые знания и умения комбайнёра: - соблюдать правила дорожного движения;
- применять оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;
- соблюдать правила безопасности при эксплуатации комбайна;
- знать требования безопасности при работе на самоходной сельскохозяйственной спецтехнике;
- заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности других работников;
- знать месторасположение первичных средств пожаротушения в комбайне, уметь ими пользоваться;
- знать месторасположение аптечек и уметь оказывать первую помощь пострадавшим при несчастном случае;
- знать порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, задымления или возгорания в комбайне;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав организации;
- соблюдать установленные режимы труда и отдыха, трудовую дисциплину;
- соблюдать должностную инструкцию комбайнёра-механизатора.
Некоторые правила охраны труда для комбайнёра: - работать только на исправном оборудовании, соблюдая правила его технической эксплуатации и требования по охране труда;
- правильно использовать средства индивидуальной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя работ;
- немедленно сообщать непосредственному руководителю или иному должностному лицу подразделения или предприятия об обнаружении нарушений требований правил эксплуатации, технической безопасности, неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, электроустановок;
- не разрешается производить работы, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время;
Некоторые требования безопасности для комбайнёра: - не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц;
- следить, чтобы лестница, настилы, площадка управления, перила были в полной исправности и не загромождены посторонними предметами;
- не допускать нахождения на комбайне во время грозы и стоянок, кратковременной остановки вблизи крутых склонов и оврагов;
- прежде чем поехать под линией электропередачи, убедиться, что расстояние до неё от наивысшей точки комбайна составляет более 2 м;
- следить, чтобы топливо, вытекающее из дренажных трубок, не попадало на детали комбайна.
|
7. | Особенности характера, свойства личности, требуемые личности, требуемые для человека данной профессии | Комбайнер должен иметь определенные личные качества и профессиональные навыки, чтобы эффективно выполнять свои обязанности. - Физическая выносливость: Работа комбайнера требует хорошей физической подготовки, так как он проводит много времени в комбайне и на полях.
- Техническая грамотность: Необходимы знания в области механики и электроники для успешного управления оборудованием.
- Внимание к деталям: Важно обращать внимание на мельчайшие детали, чтобы избежать поломок и ошибок в работе.
- Способность работать в команде: Успешная уборка требует взаимодействия с другими специалистами и соблюдения общего плана работы.
- Ответственность: Комбайнер должен быть ответственен за свою работу, так как от этого зависит конечный результат сбора урожая.
Перечисленные качества являются ключевыми для успешной работы комбайнера. Важны также софт-скиллы, такие как умение общаться и находить общий язык с коллегами. |
8. | Результат труда (материальный или нематериальный) | Материальный результат труда комбайнёра: - собранный урожай зерновых, овощных, кормовых и других сельскохозяйственных культур.
- оплата труда комбайнёра зависит от количества собранного урожая и типа собираемой культуры.
- кроме того, комбайнёр занимается техническим обслуживанием машины, следит за её исправностью и выполняет мелкий ремонт.
Нематериальный результат труда: - комбайнёра может включать уникальные моменты, которые остаются в памяти, например, встречи с дикой природой или наблюдение за утренними и вечерними оттенками неба.
- комбайнёры могут чувствовать себя частью «семьи», где каждый поддерживает другого и где люди объединены общей целью — уборкой урожая.
|
9. | Профессия в прошлом и будушем | В прошлом люди вручную жали, используя серп, профессия комбайнёра проходила этапы развития, связанные с совершенствованием технологий и инноваций. Например, в начале XX века комбайны были громоздкими и ненадёжными машинами, которые часто ломались, а ремонт занимал много времени. В 1920–1930-х годах, когда комбайны только стали массово использоваться, механизмы сортировки зерна были несовершенными, и комбайнёры должны были постоянно следить за тем, чтобы зерно было правильно отделено от соломы и сорняков. В середине XX века появились устройства, способные собирать, очищать и упаковывать урожай, что сделало процесс сбора более комплексным и автоматизированным. В 1990-х годах, с появлением электронных систем управления комбайнами, комбайнёры смогли ещё больше повысить эффективность своей работы: они могли автоматически регулировать скорость работы и параметры сортировки зерна. В будущем профессия комбайнёра, вероятно, будет связана с использованием беспилотных комбайнов. Комбайнёры, работающие на таких машинах, управляют ими с помощью специальных программ и сенсоров, что позволяет работать более эффективно и без риска для жизни и здоровья. По данным отчёта «Будущее профессий», который Мировой экономический форум публиковал в 2023 году с прогнозом до 2027-го, комбайнёр входит в группу профессий, связанных с управлением сельскохозяйственной техникой.
|
Работа с детьми по ознакомлению с этими профессиями охватывает пять образовательных областей:
Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"
Практическое занятие: игра «Ферма»
- Дети делятся на группы: фермеры, агрономы, комбайнёры.
- Фермеры "сажают" овощи из картона, ухаживают за животными.
- Агрономы проверяют "почву", дают советы, что и как посадить.
- Комбайнёры управляют игрушечными комбайнами и «убирают урожай».
Практическое занятие — «Стань профессионалом!»
Ролевая игра. Воспитатель предлагает детям выбрать профессию и "поработать":
Работа с карточками:
- Комбайн в поле – Кто управляет? → Комбайнёр
- Посев семян – Кто сажает? → Фермер или агроном
- Ростки под лупой – Кто следит за ростом? → Агроном
- Трактор пашет землю – Кто работает на тракторе? → Фермер
- Фермер доит корову – Кто ухаживает за животными? → Фермер
- Зерно в руках – Кто собирает урожай? → Комбайнёр
- Карта полей и карандаш – Кто планирует посадки? → Агроном
- Человек в теплице – Кто ухаживает за растениями? → Фермер/Агроном
- Комбайн выгружает зерно – Кто управляет машиной? → Комбайнёр
- Поливка огорода – Кто поливает растения? → Фермер
Сюжетно - ролевые игры: "Ферма", "Агрофирма", "Овощной магазин", "Шофёры", "Транспорт"
Образовательная область "Речевое развитие"
Беседы: «Кем работают взрослые?». "Кто нам помогает?" "Для чего нужен труд этого человека?" "Профессии в нашего края" "Кто такой агроном?" "Кто такой фермер?" "Кто такой комбайнёр?" "Кем я хочу быть" Интервьюирование "Что я знаю о профессии моих мамы и папы?"
Образовательная область "Художественно - эстетическое" Творчество: Рисуем профессии:
– Дети рисуют человека какой-либо профессии: агроном, фермер, комбайнер.
– После рисования – мини-выставка рисунков и обсуждение: кого нарисовал, чем он занимается. Рисование на тему: «Ферма моей мечты», «Как работает комбайн», «Профессии на поле». Аппликация из цветной бумаги: «Огород», «Комбайн». "Урожай" Лепка: овощей, животных, сельскохозяйственной техники .
Коллективное оформление стенгазеты: Каждый ребёнок выбирает профессию, которая ему интересна, и оформляет бумажного человечка, изображая выбранного специалиста (раскрашивает, добавляет атрибуты, которые соответствуют профессии). Все человечки прикрепляются к большому плакату с названием проекта. Педагог помогает разместить фигуры, подписывает имена детей и выбранные профессии.
Образовательная область "Познавательное развитие" Д /и: "Кому что нужно?", "Отгадай профессию по описанию", "Угадай, кто я? Интерактивная игра: "Угадай профессию", "Чья это работа?" Викторина: "В мире профессий" Экспериментальная деятельность: "Агролаборатория", "Огород на окне", "Выращивание пшеницы" Проекты: "Наша ферма", "Агрофирма", "Фермерское хозяйство" Презентация: "Профессии отрасли "Сельское хозяйство".
Образовательная область "Физическое развитие"
Подвижные игры: "Огород", "Овощи и дождик", "Собери урожай"
Работа с родителями:
Беседы: "Моя работа" Фотовыставки о профессиях родителей. Акция "Неделя родительских профессий". Участие родителей в проекте "Трудовая слава моей семьи", "Профессии нашего края" Деловая игра "Делимся профессиональными секретами" Оформление альбома "Все работы хороши, выбирай на вкус" Консультации: "Что рассказать детям о профессиях", "Читаем детям о профессиях", "Играем дома". Папка - передвижка "Азбука профессий на селе", "Фермер - город профессий", "Детям о современных профессиях"
Работа с педагогами:
Анкетирование педагогов "Ознакомление детей с профессиями отрасли "Сельское хозяйство", для выявления знаний о данных профессиях. Консультации: "Сельскохозяйственные профессии", "Сюжетно-ролевые игры, как метод ознакомления детей с профессией" "Ознакомление детей с социальной действительностью, как средство развития детских игр", "Предметно-развивающая среда для организации игр по теме "Сельское хозяйство" Конкурс на лучшую методическую разработку к сюжетно-ролевой игре по ознакомлению детей с профессиями. Создание накопительных папок бесед. картотек, конспектов организации образовательной деятельности по данной теме "Банк деятельности педагога" Деловая игра " В мире профессий", "Профессия в прошлом и в будущем" Организация экскурсий для ознакомления с профессиями Практикум "Играем в профессии"
Список используемой литературы:
Алёшина Н.В. "Ознакомление дошкольников с окружающим" М. Педагогическое об - во России, 2000 г.
Андреева Н., Селиванова Е. "Азбука профессий" Форт Диалог-Исеть, 2014 г.
Виноградова, Н.А."Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей"Н.А. М.: Айрис-пресс, 2008.
Гаврилова, Н.Б., Кулебина, Н.А., Рыбенко, Н.А., Макаренко, Л.В., Мосина, М.В. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018 г.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Нечаева В.Г. "Воспитание дошкольника в труде" М.Просвещение, 1974 г.
Потапова Т.В. "Беседы о профессиях с детьми 4 -7 лет" ТЦ Сфера, 2008 г.
Сергеева Д.В. "Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности" М. Просвещение, 1987 г.
Шаламова Е.И. "Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями", ООО "Издательство "Детство - Пресс", 2012 г.
Шалаева Г.П. "Кем мне стать?" М. Просвещение, 2010 г.