Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста 5-7 лет с профессиями. Модуль «Агрофирма». Отрасль «Сельское хозяйство».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Головастикова Елена Александровна

Помощь педработникам по ознакомлению дошкольников с профессиями людей в отрасли "Сельское хозяйство" - агроном, фермер, комбайнёр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_2.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

               МКДОУ «Детский сад «Родничок» г. Щигры Курской области»

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста 5-7 лет с профессиями.

 Модуль «Агрофирма».

Отрасль «Сельское хозяйство».

                                              Воспитатель: Головастикова Елена Александровна

                                                   Щигры

                                                   2025г.

Дошкольное образование-это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребёнка. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

 Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребёнку того, кем он должен стать, а в ознакомлении с многообразием и широким выбором профессий.                      

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).                    Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды. Появляются новые профессии, которые требуют получение новых знаний и навыков их применения. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем ярче и привлекательнее для него, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.  В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно интересоваться трудом взрослых, задают вопросы о профессиях, проявляют желание "быть как мама или папа". Опыт показывает, что дети недостаточно владеют знаниями о содержании профессий взрослых Курского региона, их общественной значимости (цель труда, предмет, условие, способы трудовой деятельности, необходимые ему инструменты и машины, конкретный продукт труда).  Поэтому педагоги ищут пути формирования знаний о профессиях. Для решения этой проблемы на базе нашего детского сада работает парциальная программа "Профиум".  В рамках реализации регионального проекта "Профессиональная траектория" -  проект Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года, в детском саду вырос "Профиград"- город для детей, город игр в профессии. Работа заключается в том, чтобы заинтересовать детей и родителей миром профессий, дети сами выбирают в какую профессию им хочется играть сегодня, а это определённая подготовка по ранней профориентации. Одна из локаций "Профиград" - модуль «Агрофирма», отрасль «Сельское хозяйство», ориентирующим детей на профессии, которые встречаются в сельском хозяйстве.

Цель методических рекомендаций к модулю «Агрофирма», отрасль «Сельское хозяйство» - создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации дошкольников, формирование представлений о различных профессиях и о содержании трудовых операций, интереса к труду взрослых в данной отрасли.                                  

Данные рекомендации помогут получить конкретные  знания и представления о профессиях  в сельскохозяйственной отрасли как детям, так и педагогам. Помогут организовать работу ДОУ в данных направлениях:

  • Повышение уровня самообразования педагогов.
  • Организация работы с детьми.
  • Создание определённой развивающей среды.
  • Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Помогут решить следующие задачи:

Педагоги:

  • Повысить уровень теоретических знаний по методике руководства работой по ознакомлению детей с профессиями отрасли "Сельское хозяйство" (история возникновения профессий, методика работы).
  • Помочь педагогам создать профессионально-ориентированную развивающую среду, направленную на развитие задатков и реализацию способностей дошкольников в разных сферах деятельности в процессе организации профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении.
  • Организация деятельности педагогов практического характера (взаимодействие, моделирование, заполнение таблиц и т. д.)

Дети:

  • Познакомить детей с профессиях людей  (фермер, агроном, комбайнёр), их роли в обществе.
  • Сформировать представление о видах производственного труда и обслуживающего труда,  о связи результатов деятельности людей различных профессий.
  • Расширить активный и пассивный словарь, мировоззрение детей.
  • Развивать у детей интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям этих профессий.
  • Формировать умение соотносить профессию с характерными действиями и предметами.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и результатам труда.

Родители:

  • Организация сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях в отрасли "Сельское хозяйство", их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

  •  ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • различает профессии (фермер, агроном, комбайнер) по существенным признакам;
  •  называет профессионально важные качества представителей этих профессий;
  •  выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, технику)
  • объясняет роль труда в благополучии человека;
  •  моделирует в игре отношения между людьми этих профессий;
  •  участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
  •  эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту

Система представлений о профессии

                              Содержание

1.

Фермер (растениеводство, животноводство)

Фермер — это человек, который работает на своей земле. Он выращивает овощи, фрукты, ухаживает за животными. Фермер сам организует весь труд — он и землю пашет, и сажает, и собирает урожай. Он знает, когда и что посадить, чем кормить животных.

2.

Место труда / здание

Поле, плантация, сад, теплица, ферма, птичник.

3.

Спецодежда / униформа

Брюки из плотной ткани на подтяжках, рубаха, жилет с накладными карманами, сапоги, шляпа или платок (защита от солнечных лучей и пыли), перчатки.

4.

Оборудование, инструменты, приборы

Сельскохозяйственная техника, лопата, грабли, лейки, доильный аппарат, мельница, измельчитель корма.

5.

Трудовые действия

Возделывание земли, строительство парников, теплиц, выращивание растений, защита от вредителей, сбор урожая, забота о стаде, уход за молодняком, заготовка кормов, ремонт техники, хранение произведённой продукции, поиск рынка сбыта.

6.

Необходимые знания, умения, правила охраны труда, безопасность.

Знания в области земледелия и животноводства, навык работы с сельскохозяйственной техникой, основы экономики и ведения бизнеса для управления фермой, навыки общения и ведения переговоров для продажи продукции. умение контролировать безопасность продукции, оформление сертификатов качества.

При работе должен использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, при работе на технике - соблюдение скоростного режима, работа в светлое время суток, во время покосов, регулярное прохождение обучения по безопасности работ, автоматизация рабочего места, рациональное сочетание режимов труда и отдыха.

7.

Особенности характера, свойства личности, требуемые личности, требуемые для человека данной профессии

Трудолюбие - фермерство требует усилий и постоянной работы, решительность, ответственность, физическая выносливость, заботливость, экологическое сознание, стремление к обучению, коммуникабельность, умение адаптироваться к изменяющимся условиям.

8.

Результат труда (материальный или нематериальный)

К материальным результатам труда фермера  относятся: продукты питания, семена и посадочный материал, сырьё для переработки, молодняк для разведения, доходы и прибыль в денежном эквиваленте.

Нематериальный результат труда: морально- духовные интересы, удовлетворение духовных основ жизнедеятельности человека в непроизводственной сфере.  

9.

Профессия в прошлом и будушем

В прошлом фермер  - земледелец, часто представлялось как работа, связанная с тяжёлым физическим трудом и требующая постоянного проживания на селе. Фермер должен был уметь вести бухгалтерский учёт и самостоятельно реализовывать свою продукцию, чтобы хозяйство стало рентабельным. 

В будущем ожидается, что спрос на профессию фермера возрастёт с увеличением численности населения. При этом на первый план выйдет не только уровень знаний в сельском хозяйстве, но и умение приспосабливаться к изменяющимся условиям труда. 

Некоторые прогнозы о профессии фермера в будущем:

  • Появление новых специализаций. Фермеры будут выращивать грибы, разводить улиток, червей, шелкопрядов, страусов, крокодилов и другую продукцию. 
  • Использование альтернативных методов производства. Фермеры всё чаще будут применять методы выращивания продукции без использования грунта (гидропоника, аквапоника). 
  • Применение «умных» технологий. В сельском хозяйстве будут широко использоваться датчики, дроны, автономные роботы. 
  • Появление «умных» ферм. Потребуется обслуживание таких ферм, для чего понадобятся специалисты в области микроэлектроники, программирования, компьютерных сетей. 

Появление новых профессий. К 2030 году в агросекторе должны появиться, например, дизайнеры иммерсивных агротуров или VR-операторы, обучающие фермерству в виртуальной среде.

Система представлений о профессии

                                 Содержание

1.

Агроном

Агроном — специалист в области агрономии, науки, изучающей все аспекты сельскохозяйственной деятельности и земледелия. (Агрохимик, агропочвовед, агротехнолог, агроэколог, агроэкономист, агроном по защите растений, агроном-овощевод, агроном-семеновод.)    

2.

Место труда / здание

Сельскохозяйственные предприятия: это наиболее распространенное место работы. Агрономы трудятся в колхозах, совхозах, крупных агрохолдингах, фермерских хозяйствах различного направления, включая поля, теплицы, лаборатории, магазины сельскохозяйственной техники и другие производственные объекты. 

3.

Спецодежда / униформа

  • Защитные костюмы. Обеспечивают полное покрытие тела и защиту от различных опасностей на поле, включая контакт с вредными веществами, пылью, насекомыми и механическими повреждениями.
  • Комбинезоны. Обеспечивают удобство и свободу движений, одновременно защищая от вредных факторов. Могут иметь дополнительные элементы защиты, например, усиленные колени или локти.
  • Специальные фартуки. Используются для конкретных задач или вида работ, например, при обработке химических веществ или при работе с острыми инструментами. Защищают переднюю часть тела от брызг, попадания частиц и других потенциально вредных воздействий.
  • Перчатки. Для работы с острыми инструментами могут использоваться перчатки с усиленными покрытиями на ладони и пальцах, а для работы с химическими веществами — перчатки из специальных химически-стойких материалов.
  • Защитные боты или сапоги. Должны быть устойчивы к проколам и химическим веществам, обеспечивать надёжное сцепление с поверхностью для предотвращения скольжения.
  • Средства защиты головы. Часто используются шляпы, каски или панамы с защитными козырьками, которые защищают от падающих предметов, ударов и солнечного излучения.

4.

Оборудование, инструменты, приборы

 Для начала необходимо подготовить удобную сумку или рюкзак для транспортировки устройств и инструментов. 

Средства для записей — блокнот, ручка (лучше 2), карандаш (ручка может перестать писать в дождь).

— Телефон или планшет (главное, чтобы с собой была запасная зарядка для устройств в машине). С их помощью можно сделать фото или видео исследуемых объектов, провести измерение площади, электронные карты полей, агрохимические показатели почв, техкарты, отслеживание техники и работ на полях, калькулятор. Имеются также программы, когда можешь определить неизвестных вредителей, сорняки, болезни. Позвонить, решить какой-либо вопрос. В общем, функционал большой, позволяет решать практически все организационные вопросы.

— Книга истории полей, книга для нарядов, записи наблюдений и учетов, расчета норм сева, внесения удобрений, опрыскивания.

— Лопатка (пригодится подкопать аккуратно растения, посмотреть корневую систему, клубеньки у бобовых и т. д.) и/или лопата в отдельных случаях, когда необходимо закопать неровности на поле.

Топор (бензопила), когда нужно разрезать упавшее сухое дерево на части или где-то подрубить кустарник вокруг столбов, по границе поля или допустим застряли на машине пошли веток нарубили подложили выехали. 

— Измерительная рулетка на 10 м. Большое количество учетов можно сделать при помощи рулетки. Подсчитывают количество растений, продуктивных стеблей на погонный метр, измеряют междурядья.

— Линейка агронома   - незаменимый инструмент агронома. Ей можно:

  • раскопать рядок после прохода посевного агрегата, 
  • измерить глубину посева семян, 
  • подкопать растения, 
  • измерить глубину обработки почвы, 
  • измерить расстояние между форсунками на штанге опрыскивателя, 
  • открутить гайку распылителя форсунки, 
  • рассчитать урожайность на корню (расшифровка формулы расчета биологической урожайности представлена на картинке).

— Нож складной/ножницы.

— Сменная одежда и обувь в зависимости от погоды. В непогоду агроном запасается сапогами и плащом с капюшоном.

— Перчатки.

5.

 Трудовые действия.

  •  Агрохимик. Изучает и применяет химические вещества для улучшения плодородия почвы, борьбы с вредителями и болезнями растений, повышения урожайности и качества продукции.
  • Агропочвовед. Изучает свойства и состав почвы, её классификацию и картографирование, разрабатывает рекомендации по подбору культур для посадки и внесению удобрений.
  • Агротехнолог. Разрабатывает и внедряет технологии по возделыванию полевых, садовых, огородных культур, а также по защите растений от неблагоприятных факторов.
  • Агроэколог. Изучает и оценивает влияние сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду, разрабатывает мероприятия по снижению негативного воздействия и повышению экологической безопасности производства.
  • Агроэкономист. Изучает и анализирует экономические закономерности и факторы, влияющие на сельскохозяйственное производство, разрабатывает планы и стратегии развития аграрного сектора.
  • Агроном по защите растений. Борется с болезнями, паразитами, вредителями растений, внедряет эффективные методы защиты культур.
  • Агроном-овощевод. Отвечает за посев и выращивание овощных культур, сбор и хранение урожая.

Агроном-семеновод. Играет важную роль в организации процесса производства семян — от отбора и проверки качества до хранения и реализации.

6.

Необходимые знания, умения, правила охраны труда, безопасность.

Некоторые необходимые знания агронома:

  • технологии возделывания сельскохозяйственных культур в открытом и закрытом грунте;
  •  в какое время года проводить различные технологические операции;
  • сменные нормы выработки механизированных и ручных работ;
  • требования к качеству выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами, государственными стандартами и регламентами в области растениеводства и земледелия;
  • методы контроля качества технологических операций в растениеводстве;
  • факторы, влияющие на качество выполнения технологических операций в растениеводстве;
  • способы технологических регулировок машин и механизмов, используемых для реализации технологических операций;
  • правила работы со специализированными электронными информационными ресурсами, используемыми для сбора данных в части, касающейся оперативного планирования работ в растениеводстве;

 Некоторые необходимые умения агронома:

  • определять схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий;
  • рассчитывать дозы удобрений под планируемую урожайность сельскохозяйственных культур с использованием общепринятых методов;
  • выбирать оптимальные виды удобрений для сельскохозяйственных культур с учётом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий;
  • составлять план распределения удобрений в севообороте с соблюдением научно-обоснованных принципов системы применения удобрений и требований экологической безопасности;
  • определять оптимальные виды, нормы и сроки использования химических и биологических средств защиты растений для эффективной борьбы с сорной растительностью, вредителями и болезнями;
  • определять сроки, способы и темпы уборки урожая сельскохозяйственных культур, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества;
  • определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки её на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.

Некоторые правила охраны труда для агронома:

  • Агроном должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с   нормами.
  • Агроному запрещено пребывание на рабочем месте в нездоровом (физически или психически) состоянии.  
  • Для предотвращения пожара или взрыва необходимо не зажигать спички и не применять открытый огонь в пожароопасных цехах, убирать использованные обтирочные материалы и промасленную ветошь в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, не допускать скопления пыли на оборудовании и рабочих местах, обеспечивать свободный доступ к средствам пожаротушения.
  • При обращении с пестицидами и агрохимикатами на рабочих местах запрещается курение табака, пользование открытым огнём, приём пищи.  
  • Агроном обязан соблюдать Правила трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха, применять безопасные приёмы выполнения работ, уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

7.

Особенности характера, свойства личности, требуемые личности, требуемые для человека данной профессии

Некоторые особенности характера и свойства личности, необходимые для человека профессии агронома:

  • Наблюдательность. Важно замечать детали и изменения в состоянии растений и почвы.
  • Терпеливость. Работа в полях может быть длительной и напряжённой.
  • Аналитический склад ума. Необходимость анализировать данные о растениях, почве и климате.
  • Решительность. Готовность принимать решения в условиях неопределённости.
  • Самостоятельность. Способность работать без постоянного надзора или руководства.
  • Коммуникабельность. Умение общаться с фермерами, рабочими и другими специалистами.
  • Организованность. Способность планировать и координировать различные задачи и действия.
  • Стрессоустойчивость. Работа в сельском хозяйстве может быть весьма стрессовой, поэтому умение сохранять спокойствие в критических ситуациях крайне важно.

Инновационность. Агрономы должны быть открыты к новым технологиям и методам, что помогает повышать эффективность работы.

8.

Результат труда (материальный или нематериальный)

Результат труда агронома может быть как материальным, так и нематериальным.

Материальный результат — это, например, богатый урожай, здоровые растения, которые дают возможность получить продукты питания и сырьё для создания тканей. 

Нематериальный результат — это, например, научные исследования и разработки в области селекции, выведения новых видов и сортов сельскохозяйственных культур, а также внедрение инновационных методов и технологий, которые повышают урожайность и качество культур

9.

Профессия в прошлом и будушем

В прошлом профессия агронома была древней, её зародились ещё в Древнем Египте, Китае, Греции, Риме и Индии. Первыми агрономами можно считать людей, которые смогли окультурить дикорастущие растения и научили других жителей поселений выращивать их под контролем с возможностью прогнозирования урожая. 

Известным русским агрономом был Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833). Он разрабатывал новые приёмы выращивания зерновых и овощных культур, картофеля, льна, и применял их на практике. Весомый вклад в науку агрономии внесли учёные В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, Д. Н. Прянишников, И. В. Мичурин. 

В будущем ожидаются новые профессии в области агрономии. Некоторые из них: 

  • Агроном-генетик. Будет заниматься генной модификацией растений, адаптацией культур к местным климатическим условиям, повышением их урожайности, вкусовых качеств, длительности хранения.
  • Агроинженер. Будет отвечать за «умную» технику в хозяйстве, это специалист, обладающий знаниями в микроэлектронике, сетевых технологиях, программировании.
  • Сельскохозяйственный эколог. В его обязанности будет входить забота об утилизации отходов, восстановлении почвы, создании программ для получения экологически чистых продуктов.
  • Агрокибернетик. Будет внедрять новые методы автоматизации на «умных» фермах, контролировать различные технологические процессы.

  Профессия агронома остаётся востребованной, так как вместе с ростом количества людей растёт и востребованность специалистов в этой области. 

Система представлений о профессии

                      Содержание

1.

Комбайнёр

Комбайнер, или комбайнёр, — работник сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна для уборки урожая.  

2.

Место труда / здание

Рабочее место комбайнёра — кабина комбайна

Комбайнёры работают в местах, где ведётся сельскохозяйственное производство и требуется уборка урожая. Некоторые из таких мест:

  • Сельскохозяйственные предприятия. Это могут быть крупные агрофирмы, фермерские хозяйства или коллективные фермы.
  • Фермерские хозяйства. Мелкие и средние фермерские хозяйства нанимают комбайнёров для уборки урожая, особенно если у них нет своего комбайна или специалиста для работы на нём.
  • Контрактные услуги. Некоторые комбайнёры работают самостоятельно или в небольших группах, предоставляя услуги уборки урожая различным фермерам или агрофирмам.
  • Образовательные учреждения. Некоторые комбайнёры могут работать в аграрных училищах и колледжах, обучая студентов навыкам работы на комбайне.
  • Агротехнические станции. На таких станциях могут проводить исследования новых сортов растений или новых методов обработки почвы, где комбайнёры участвуют в экспериментальной уборке урожая.

3.

Спецодежда / униформа

Спецодежда комбайнёра должна соответствовать ряду важных параметров:

  • Устойчивость к загрязнениям и износу. В полевых условиях часто встречаются пыль, масло, влага и механическое трение. Одежда должна быть прочной и легко отстирываться.
  • Свобода движений. Работать на комбайне сложно в стеснённой одежде, поэтому обязателен эргономичный крой.
  • Защита от погодных условий. Летом важна вентиляция и защита от перегрева, а в холодное время — теплоизоляция и ветрозащита.
  • Безопасность. Светоотражающие элементы, усиленные вставки на коленях и локтях, антиклещевые и антистатические свойства.

 Некоторые виды спецодежды для комбайнёров:

  • Летняя. Лёгкие брюки, футболки, рубашки с длинным рукавом (для защиты от солнца и клещей), панамы, кепки. Материал — хлопок, лен, смесовые ткани с хорошей вентиляцией.
  • Зимняя. Утеплённые куртки и брюки, термобельё, головные уборы с утеплителем, непродуваемая ткань, влагозащита.
  • Демисезонные варианты. Подойдут для весны и осени — влагостойкие, с утепляющим слоем, но без перегрева.

  Некоторые элементы экипировки:

  • Обувь. Летом — кожаные или текстильные полуботинки с защитным подноском и антискользящей подошвой. Зимой — утеплённые ботинки с влагозащитой, термоподкладкой и усиленной фиксацией.
  • Перчатки. Прочные, износостойкие, антивибрационные — особенно важны при работе с техникой.
  • Головной убор. Панама, бейсболка, утеплённая шапка или балаклава в зависимости от сезона.
  • Очки. Защищают от пыли, насекомых и яркого солнца.

4.

Оборудование, инструменты, приборы

Комбайнёр использует определённое оборудование, инструменты и приборы для управления зерноуборочным комбайном, настройки машины и технического обслуживания. Эти элементы связаны с конструкцией комбайна, его обслуживанием и работой в кабине.  

Некоторые элементы конструкции зерноуборочного комбайна, которые использует комбайнёр:

  • Жатка с мотовилом для наклона стеблей. Предназначена для скашивания растений с подачей на обмолачивание при прямом комбайнировании или укладки скошенной массы в валок при раздельной уборке.
  • Наклонная камера для непрерывной подачи хлебной массы на обмолот.
  • Молотилка барабанного типа для отделения зерна от соломы и половы.
  • Многоступенчатая система очистки зерна.
  • Соломосепаратор роторного типа.
  • Бункер-накопитель с выгрузным шнеком.

Инструменты.

Для технического обслуживания комбайна комбайнёр использует, например:

  • Наборы головок и ключей для ослабления и затягивания болтов и гаек.
  • Отвёртки разных типов и размеров для затягивания или ослабления винтов.
  • Плоскогубцы для захвата и удержания мелких компонентов при регулировке.
  • Смазочный шприц для нанесения смазки на компоненты, требующие смазки, такие как подшипники и соединения.
  • Гидравлический домкрат для подъёма тяжёлых компонентов, таких как двигатели и трансмиссии.

Приборы

В кабине комбайна комбайнёр использует, например:

  • Пульт управления с переключателями включения и выключения главного привода, привода наклонной камеры и жатки.
  • Рукоятку управления скоростью движения — при перемещении рукоятки вперёд возрастает скорость движения комбайна, для движения задним ходом — рукоятка перемещается от нейтрального положения назад.
  • Рулевую колонку — поворот управляемых колёс молотилки осуществляется вращением рулевого колеса, регулируемого по высоте и углу наклона.
  • Контрольные лампы — например, аварийной температуры масла в гидросистеме хода, разряда аккумуляторных батарей.

5.

Трудовые действия.

Комбайнер занимается управлением комбайном на полях во время уборочной кампании. Его работа включает в себя множество задач, требующих соблюдения техники безопасности и высокой концентрации.

  • Управление комбайном: Основная работа заключается в управлении комбайном, что требует умения контролировать его работу на разных участках поля.
  • Настройка оборудования: Комбайнер должен уметь настраивать различные системы комбайна под конкретные условия работы и тип собираемой культуры.
  • Техническое обслуживание: Работа включает в себя базовое техническое обслуживание и устранение мелких неисправностей.
  • Контроль качества уборки: Важно следить за качеством уборки и корректировать процесс по мере необходимости. 
  • Взаимодействие с другими специалистами. Часто комбайнер работает в команде с другими агрономами и специалистами, обеспечивая согласованность действий. 
  • Учёт работы и убранной продукции. Специалист ведёт записи о количестве убранного урожая, потраченном топливе и других параметрах. 
  • Соблюдение техники безопасности. Комбайнер обеспечивает безопасную работу с машиной для себя и окружающих. 
  • Взаимодействие с другими специалистами: Комбайнер часто работает в команде с другими агрономами и специалистами, обеспечивая согласованность действий.

6.

Необходимые знания, умения, правила охраны труда, безопасность.

 Некоторые необходимые знания и умения комбайнёра:

  • соблюдать правила дорожного движения;
  • применять оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;
  • соблюдать правила безопасности при эксплуатации комбайна;
  • знать требования безопасности при работе на самоходной сельскохозяйственной спецтехнике;
  • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности других работников;
  • знать месторасположение первичных средств пожаротушения в комбайне, уметь ими пользоваться;
  • знать месторасположение аптечек и уметь оказывать первую помощь пострадавшим при несчастном случае;
  • знать порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, задымления или возгорания в комбайне;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав организации;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха, трудовую дисциплину;
  • соблюдать должностную инструкцию комбайнёра-механизатора.

  Некоторые правила охраны труда для комбайнёра:

  • работать только на исправном оборудовании, соблюдая правила его технической эксплуатации и требования по охране труда;
  • правильно использовать средства индивидуальной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя работ;
  • немедленно сообщать непосредственному руководителю или иному должностному лицу подразделения или предприятия об обнаружении нарушений требований правил эксплуатации, технической безопасности, неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, электроустановок;
  • не разрешается производить работы, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время;

   Некоторые требования безопасности для комбайнёра:

  • не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц;
  • следить, чтобы лестница, настилы, площадка управления, перила были в полной исправности и не загромождены посторонними предметами;
  • не допускать нахождения на комбайне во время грозы и стоянок, кратковременной остановки вблизи крутых склонов и оврагов;
  • прежде чем поехать под линией электропередачи, убедиться, что расстояние до неё от наивысшей точки комбайна составляет более 2 м;
  • следить, чтобы топливо, вытекающее из дренажных трубок, не попадало на детали комбайна.

7.

Особенности характера, свойства личности, требуемые личности, требуемые для человека данной профессии

Комбайнер должен иметь определенные личные качества и профессиональные навыки, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.

  • Физическая выносливость: Работа комбайнера требует хорошей физической подготовки, так как он проводит много времени в комбайне и на полях.
  • Техническая грамотность: Необходимы знания в области механики и электроники для успешного управления оборудованием.
  • Внимание к деталям: Важно обращать внимание на мельчайшие детали, чтобы избежать поломок и ошибок в работе.
  • Способность работать в команде: Успешная уборка требует взаимодействия с другими специалистами и соблюдения общего плана работы.
  • Ответственность: Комбайнер должен быть ответственен за свою работу, так как от этого зависит конечный результат сбора урожая.

Перечисленные качества являются ключевыми для успешной работы комбайнера. Важны также софт-скиллы, такие как умение общаться и находить общий язык с коллегами.

8.

Результат труда (материальный или нематериальный)

Материальный результат труда комбайнёра:

  • собранный урожай зерновых, овощных, кормовых и других сельскохозяйственных культур.
  • оплата труда комбайнёра зависит от количества собранного урожая и типа собираемой культуры.  
  • кроме того, комбайнёр занимается техническим обслуживанием машины, следит за её исправностью и выполняет мелкий ремонт. 

Нематериальный результат труда:

  •  комбайнёра может включать уникальные моменты, которые остаются в памяти, например, встречи с дикой природой или наблюдение за утренними и вечерними оттенками неба.
  • комбайнёры могут чувствовать себя частью «семьи», где каждый поддерживает другого и где люди объединены общей целью — уборкой урожая. 


9.

Профессия в прошлом и будушем

В прошлом люди вручную жали, используя серп, профессия комбайнёра проходила этапы развития, связанные с совершенствованием технологий и инноваций. Например, в начале XX века комбайны были громоздкими и ненадёжными машинами, которые часто ломались, а ремонт занимал много времени. В 1920–1930-х годах, когда комбайны только стали массово использоваться, механизмы сортировки зерна были несовершенными, и комбайнёры должны были постоянно следить за тем, чтобы зерно было правильно отделено от соломы и сорняков. 

В середине XX века появились устройства, способные собирать, очищать и упаковывать урожай, что сделало процесс сбора более комплексным и автоматизированным. В 1990-х годах, с появлением электронных систем управления комбайнами, комбайнёры смогли ещё больше повысить эффективность своей работы: они могли автоматически регулировать скорость работы и параметры сортировки зерна.

В будущем профессия комбайнёра, вероятно, будет связана с использованием беспилотных комбайнов. Комбайнёры, работающие на таких машинах, управляют ими с помощью специальных программ и сенсоров, что позволяет работать более эффективно и без риска для жизни и здоровья.

По данным отчёта «Будущее профессий», который Мировой экономический форум публиковал в 2023 году с прогнозом до 2027-го, комбайнёр входит в группу профессий, связанных с управлением сельскохозяйственной техникой

Работа с детьми по ознакомлению с этими профессиями охватывает пять образовательных областей:

Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"                                                                                                                                

Практическое занятие: игра «Ферма»

  • Дети делятся на группы: фермеры, агрономы, комбайнёры.
  • Фермеры "сажают" овощи из картона, ухаживают за животными.
  • Агрономы проверяют "почву", дают советы, что и как посадить.
  • Комбайнёры управляют игрушечными комбайнами и «убирают урожай».  

Практическое занятие — «Стань профессионалом!»

Ролевая игра. Воспитатель предлагает детям выбрать профессию и "поработать":

Работа с карточками:  

  • Комбайн в поле – Кто управляет? → Комбайнёр
  • Посев семян – Кто сажает? → Фермер или агроном
  • Ростки под лупой – Кто следит за ростом? → Агроном
  • Трактор пашет землю – Кто работает на тракторе? → Фермер
  • Фермер доит корову – Кто ухаживает за животными? → Фермер
  • Зерно в руках – Кто собирает урожай? → Комбайнёр
  • Карта полей и карандаш – Кто планирует посадки? → Агроном
  • Человек в теплице – Кто ухаживает за растениями? → Фермер/Агроном
  • Комбайн выгружает зерно – Кто управляет машиной? → Комбайнёр
  • Поливка огорода – Кто поливает растения? → Фермер                                                  

Сюжетно - ролевые игры: "Ферма", "Агрофирма", "Овощной магазин", "Шофёры", "Транспорт"

Образовательная область "Речевое развитие"                                                                    

Беседы: «Кем работают взрослые?». "Кто нам помогает?" "Для чего нужен труд этого человека?" "Профессии в нашего края" "Кто такой агроном?" "Кто такой фермер?" "Кто такой комбайнёр?"  "Кем я хочу быть"                                                                     Интервьюирование "Что я знаю о профессии моих мамы и папы?"  

 Образовательная область  "Художественно - эстетическое"                                   Творчество:                                                                                                                               Рисуем профессии:

– Дети рисуют человека какой-либо профессии: агроном, фермер, комбайнер.
– После рисования – мини-выставка рисунков и обсуждение: кого нарисовал, чем он занимаетс
я.                                                                                                                                      Рисование на тему: «Ферма моей мечты», «Как работает комбайн», «Профессии на поле».                                                                                                                                    Аппликация из цветной бумаги: «Огород», «Комбайн». "Урожай"                                       Лепка: овощей, животных, сельскохозяйственной техники                                               .

Коллективное оформление стенгазеты:                                                                              Каждый ребёнок выбирает профессию, которая ему интересна, и оформляет бумажного человечка, изображая выбранного специалиста (раскрашивает, добавляет атрибуты, которые соответствуют профессии).                                                                                         Все человечки прикрепляются к большому плакату с названием проекта. Педагог помогает разместить фигуры, подписывает имена детей и выбранные профессии.

                              Образовательная область "Познавательное развитие"                                                                 Д /и: "Кому что нужно?", "Отгадай профессию по описанию",  "Угадай, кто я? Интерактивная игра: "Угадай профессию",  "Чья это работа?"                                       Викторина: "В мире профессий"                                                                          Экспериментальная деятельность: "Агролаборатория", "Огород на окне", "Выращивание пшеницы"                                                                                                             Проекты: "Наша ферма", "Агрофирма", "Фермерское хозяйство"                                     Презентация: "Профессии отрасли "Сельское хозяйство".

Образовательная область "Физическое развитие"                                                                                                                                                     

Подвижные игры: "Огород", "Овощи и дождик", "Собери урожай"

 

Работа с родителями:

Беседы: "Моя работа"                                                                                                        Фотовыставки о профессиях родителей.                                                                                    Акция "Неделя родительских профессий".                                                                                              Участие родителей в проекте "Трудовая слава моей семьи", "Профессии нашего края"                                                   Деловая игра "Делимся профессиональными секретами"                                                  Оформление альбома "Все работы хороши, выбирай на вкус"                            Консультации: "Что рассказать детям о профессиях", "Читаем детям о профессиях", "Играем дома".                                                                                                                                Папка - передвижка "Азбука профессий на селе", "Фермер - город профессий", "Детям о современных профессиях"

Работа с педагогами:

Анкетирование педагогов "Ознакомление детей с профессиями отрасли "Сельское хозяйство", для выявления знаний о данных профессиях.                                            Консультации:  "Сельскохозяйственные профессии", "Сюжетно-ролевые игры, как метод ознакомления детей с профессией" "Ознакомление детей с социальной действительностью, как средство развития детских игр", "Предметно-развивающая среда для организации игр по теме "Сельское хозяйство"                                                       Конкурс на лучшую методическую разработку к сюжетно-ролевой игре по ознакомлению детей с профессиями.                                                                                                                 Создание накопительных папок бесед. картотек, конспектов организации образовательной деятельности по данной теме "Банк деятельности педагога"                                                                                                                  Деловая игра " В мире профессий", "Профессия в прошлом и в будущем"                             Организация экскурсий для ознакомления с профессиями                                            Практикум "Играем в профессии"

Список используемой литературы:

Алёшина Н.В. "Ознакомление дошкольников с окружающим" М. Педагогическое об - во России, 2000 г.

Андреева Н., Селиванова Е. "Азбука профессий"   Форт Диалог-Исеть, 2014 г.

 Виноградова, Н.А."Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей"Н.А.  М.: Айрис-пресс, 2008.

Гаврилова, Н.Б., Кулебина, Н.А., Рыбенко, Н.А., Макаренко, Л.В., Мосина, М.В. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018 г.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Нечаева В.Г. "Воспитание дошкольника в труде" М.Просвещение, 1974 г.

Потапова Т.В. "Беседы о профессиях с детьми 4 -7 лет" ТЦ Сфера, 2008 г.

Сергеева Д.В. "Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности" М. Просвещение, 1987 г.

 Шаламова  Е.И. "Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей  старшего дошкольного возраста с профессиями", ООО "Издательство "Детство - Пресс", 2012 г.

Шалаева Г.П. "Кем мне стать?" М. Просвещение, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое, пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью «Подбери палитру», «Четвёртая лишняя (картина)», «Угадай картину»

Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью«Подбери палитру»«Четвёртая лишняя (картина)»«Угадай картину»Автор: воспитатель вы...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В методических рекомендациях в популярной форме родителям рассказывается о том как сделать так, чтобы их дети росли здоровыми, умными, инициативными, самостоятельными, творческими и нравственно развит...

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивными играми (баскетбол для дошкольников).

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивными играми (баскетбол для дошкольников).                    ...

Методическая разработка "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцами народов мира"

Поэтапная мкетодика работы по ознакомлению с танцами народов мира...

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с пустыней и её обитателями

Вашему вниманию предлагается методическая разработка - проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природной зоной "пустыня" и её обитателями....

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...