Занятие в старшей группе "Песочная страна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Степанова Татьяна Ивановна

Через игры и опыты научить детей старшего дошкольного возраста определять физические свойства песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_-_kopiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Подготовила:

 Степанова Татьяна Ивановна МАДОУ д\с№119

Тема: «Песочная страна»

Цель: через игры и опыты научить детей старшего дошкольного возраста определять физические свойства песка.

Образовательные задачи:  

Формирование первичных представлений о песке и его свойствах, формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов. Помочь детям освоить новый способ рисования песком на светящемся столе. Соблюдать меры безопасности.

Развивающие задачи: развитие познавательного  интереса в процессе экспериментирования, воображения и творческой активности.

Воспитательные задачи:  вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов, поощрение инициативности, учить ребёнка высказывать свои определения.

Оборудование для экспериментирования: фартуки и нарукавники, песочница с песком, фигурки из киндер-сюрприза, трубочки, лупа, листы белой бумаги, одноразовые стаканы, ложки, формочки, воронки, салфетки, бутылочки с водой, палочки, тарелочки с песком, световые столы, украшение для картины, демонстрационный материал, магнитные доски, медали для детей «Юный учёный».

Ход занятия:

Организационный момент

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

В-ль:   Мы с вами будем настоящими учеными. Будем делать опыты и эксперименты. А с чем - я сейчас скажу, а вы отгадаете.

                       Из камней он появился,

                      Зернами на свет родился.

                     Желтый, красный, белый и немножко серый.

                    Я люблю из него лепить, а еще ножками ходить.

                    Он бывает и речной, и морской…

Как вы думаете, что это такое?

Дети: Песок

В-ль: Вы настоящие ученые и вы прекрасно знаете правила безопасности порядка во время исследований (слайды)

  • Содержать своё рабочее место в порядке
  • Во время занятий с песком одеть фартуки и нарукавники
  • Грязные руки вытирать салфеткой, не дотрагиваясь до лица, до глаз, до рта.
    Нельзя песок бросать в лицо
  • Каждый исследователь экспериментирует на своем рабочем месте, не мешая соседу
  • После экспериментов нужно помыть руки

В-ль: Вот какие правила, не будем их нарушать!

Я вас приглашаю, вот к этому загадочному столу. Давайте, встанем вокруг стола. (Дети встают вокруг стола). И мы с вами попадем в песочную страну, для этого протянем ручки, повернем свои ладошки.

А я произнесу волшебные слова:

                                      Куда мы с вами попадем, узнаете вы скоро!

                                      В стране песочной мы найдем помощников весёлых!

В-ль: Посмотрите, что я вам приготовила. (Воспитатель открывает песочницу) Что же это?

Дети: Песок

В-ль: Положим ручки на песок. Какой песок?

Ответы детей.

В-ль: Давайте, в песочной стране найдем жителей. И кто же это?

Ответы детей.

В-ль: Удивим наших жителей песочной страны и расскажем им о свойствах песках. А я вас приглашаю в песочную лабораторию, вы приглашайте своих маленьких друзей!

Основная часть занятия.

В-ль: А что такое лаборатория?

Ответы: специальный кабинет, где проводятся исследования, ставят опыты, эксперименты.

Посмотрите, у вас на столах оборудование. Перед вами лежит на подносе: лупа, 2 стакана, ложка, формочки, воронка, салфетки, бутылочка с водой, палочка и трубочка,  тарелочки с песком.

Всё это пригодиться нам в нашем экспериментировании.                                                   1.Из чего состоит песок? (Материал: тарелочки с песком, листы белой бумаги, лупы). Насыпаем песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: И так, ученые! Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

2. Какой бывает песок? (Материал: на одной тарелочке сухой песок, на другой – сырой, трубочка ). Прикоснемся рукой к песку, который лежит на желтой тарелочке.

  • Какой песок? Песок сухой. (В-ль показывает картинку с изображением солнышка, значит песок сухой)Подуйте на песок через трубочку. Частички рассыпаются. Песок двигается.
  • Какой песок? Песок мокрый. (В-ль показывает картинку с изображением капельки, значит песок мокрый)

Какого цвета песок? Сухой светлый. Сырой темный.

3. Легко ли сыпется песок? (Материал: тарелки с песком, стакан, воронка, ложка) Наберем в ложку  песка и пропустим его через воронку.

  • Легко ли сыпется сухой песок?
  • Сыпется ли мокрый песок?

Вывод: И так, ученые! Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Образуется конус, он растет в высоту. Сырой песок не сыпется.

4. Какой песок принимает любую нужную форму? (Материал:  различные формочки).Сделаем фигурки на сухом и сыром песке.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. А когда фигурки из мокрого песка высохнут, песок рассыпается.

5. Куда исчезла вода? Растворяется ли песок? (Материал: 2 стаканчика,  ложка, вода в бутылочке) В стаканчики с песком нальём воду.

  • Каким стал сухой песок?
  • Куда исчезла вода?
  • Растворился ли песок в воде?

Вывод: вода быстро впитывается в песок, сухой и мокрый песок не растворился.                          

Физминутка «Краб – капитан»

В-ль: Уважаемые ученые, спросите у своих друзей, песочных жителей, понравились им опыты?

Давайте,  их отправим в  разноцветное царство. Воспитатель подводит детей к световым столам. (в-ль снимает платок )

Давайте посмотрим, что это такое?  Да это же волшебный стол! На нём тоже можно рисовать на песке! Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками,   и нарисовать необычную песчаную картину на морскую тему.

На волшебном на столе, на светящемся стекле,

Мы  рисуем  дно морское  - необычное такое!

Пальцем нарисуем дно, посмотрите-ка – вот оно!

Кулачком  нажать - будут камушки лежать!

Снизу вверх я проведу, водоросли заведу!

Можно рыб нарисовать не одну, а целых пять!

Хотите попробовать,  нарисовать морское дно с морскими жителями (рыбками, морскими звездами, крабами?  Давайте попробуем.

                                 

 Еще и украсим. (В-ль предлагает украшение)

Итог занятия

В-ль: Молодцы, ученые! Наши исследования закончились. Но я думаю, вы еще узнаете много неизведанного. Вам понравилось в песочной стране?

-Давайте, оставим песочных жителей в гостях  в разноцветной стране, им там очень понравилось.

-Ваши картины показывают, что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники. Вижу вам понравилось в песочной стране. А можно я вам задам вопросы.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Ответы детей
- С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты.
Ответы детей
- А вы сейчас рисуете на каком песке? А на мокром песке можно рисовать? Ответы детей

 -Понравилось вам в лаборатории?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
Каждому из вас присваивается звание юного ученого и заслуживаете медали.                                    

Я предлагаю вам помыть руки, не забывая  правила исследователей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе "Страна сказок"

Это комбинированное занятие, которое объединяет работу воспитателя, физкультурного работника и преподавателя татарского языка....

Конспект занятия в старшей группе "Страна Неболейка".

Программные задачи:1.Уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлинники.2.Дать детям представление об устройстве и функционировании человеческо...

Конспект занятия для старших дошкольников "Страна волшебная - здоровье"

Дошкольное детство - самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "СТРАНА ДЕТСАДИЯ"

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ «СТРАНА ДЕТСАДИЯ».   Цель: Закрепление полученных знаний у детей по математическому развитию. Задачи:Обучающая: ...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Страна волшебная — Здоровье»

Цель: Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и ус...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Конспект занятия в старшей группе (5-6 лет) с использованием фрагмента уголка сюжетно – ролевой игры «Дрессировщик-укротитель» Тема занятия: «Знакомство с животными жарких стран»

Цель: Способствовать возникновению игры на темы наблюдений из окружающей жизни. Закреплять представления детей о  профессии циркового артиста- дрессировщика хищных зверей (укротителя). Закреплять...