Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рябцева О. В.

Технологическая карта занятия

 

 

Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Возрастная группа: Старшая группа

Образовательная область: «Развитие речи»

 

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-личностное развитие» что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования.

Цель занятия: закрепить признаки Весны, название цветов-первоцветов, способствовать развитию речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Задачи занятия:

1.Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о весенних признаках.

Совершенствовать грамматический строй речи; продолжать учить составлять творческие рассказы.

Совершенствовать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

2. Развивающие: Расширение лексического запаса по теме «Весна», развитие связной речи, стимулирование мыслительной и речевой активности детей, развитие словесно-логического мышления, внимание.

3. Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, взаимопонимания. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и уметь исправить или дополнить ответ, Воспитание бережного отношения и любви к природе, 

Словарная работа:  Игра «Что делает? Что делают?», Игра «Исправь предложение»

 

Активизация словаряВЕСНА, приметы весны, солнце светит ярко, становится тепло, тает снег, лед на реках, появляются проталины, первые весенние цветы, звенит капель.

Предварительная работа: наблюдение на улице за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», чтение стихотворений о весне.

Планируемый результат : Называть  прилагательные характеризующие  какая весна (Долгожданная, ранняя, красивая, желанная, улыбчивая, пахучая). Исправлять предложения с опорой на тему весна. Внимательно с интересом  и эмоционально откликаться на рассказ воспитателя об освобождении природы от снега и льда. Называть явления природы (половодье, ледоход, проталины, первоцвет, капель).

Подготовительная работа: Подготовка наглядного материала, задействовано 6 смен  действий.

Материалы и оборудование: волшебные очки, солнце, ручей с льдинами, проталины, с подснежниками, дерево с сосульками, полянка с поваленной лесиной.

 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1

Организационно – мотивационный этап

Организовать детей и мотивировать к дальнейшей деятельности.

 

1 действие.

Воспитатель подготовила пространство. С колокольчиком  с детьми вошла в группу.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

поставила их в круг, поздоровалась,  с детьми поприветствовала гостей, предложила детям отправиться в необычное путешествие в гости к весне на кораблике по весеннему ручейку.

Игровой (Сюрпризный метод)

Стоя в полу круге здороваются с воспитателем и приветствуют гостей.

 

 

2.

Основной этап

 

 

Продолжать знакомить  детей о весне, весенних приметах. через рассказ воспитателя совершенствовать грамматический строй речи:

 

 

 

 

Развитие словесно-логического мышления. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

 

 

 

 

 

 

Предупреждения утомляемости

 

Учить детей правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширять представления у детей о характерном, природном явлении-ледоход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить название цветов-первоцветов,

 

 

 

Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; учить наблюдению за образованием сосулек;

 

Для развития мелкой моторики, умение сочетать речь с движениями пальцев; развивать

слуховое и зрительное внимание.

 

 

 

2 действие.

Волшебные очки воспитатель использовала как сюрпризный момент, и рассказала,  что через них можно увидеть, что происходит в весеннем лесу, предложила детям закрыть глаза и представить  то, что она увидела через «Волшебные очки». После рассказа,  воспитатель сняла  «Волшебные очки», превращается в Весну (надевает весенний венок). Обращает внимание детей, что кораблик приплыл к месту, и предлагает детям открыть глаза, и пройти в сказочную страну Весны.

 

3 действие.

Весна здоровается и предлагает детям пройти к ней в сказочную страну. Задает вопрос:  «Какая  я»? Обращает внимание на грустное солнце  и предлагает игру,  исправь предложения  порадуй солнце своими знаниями.

Физминутка «Солнышко повернись».

 

Предложила игру «Что делает, что делают».

 

 

 

4. Смена действия.

После игры объяснила, что солнце поднимается все выше  и выше и своим теплом освобождает природу от снега и льда.

Прочитала стихотворение «Звонкий ручей»

Солнце ласково и радостно смеется,

Светит ярче веселей

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый Ручей!

откуда берутся ручьи?

 

 Обратила внимание на речку, и льдины в реке, спросила, откуда берутся ручьи и почему тает лед на реках, предложила перейти на другую сторону реки, объяснила правила перехода через речку, дети  друг за другом, осторожно переходят по кубикам на другую сторону реки.

 

5. Смена  действия: воспитатель обратила  внимание на проталины, спросила, как называются первые весенние цветы? Предложила рассмотреть подснежник.

6. Смена действий.

Звучит фонограмма.

Воспитатель обратила  внимание на звук капели, дети в группе ищут капель и рассказывают, где в природе растут сосульки.

 

Воспитатель организует пальчиковую гимнастику «Капель».

 

Словесный (рассказ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой

 

 

 

 

Двигательной

 

 

Словесный

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Двигательный

 

 

 

 

 

Познавательный

 

 

 

Двигательная

Дети слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы,  называют признаки весны.

 

 

 

Выполнят  действия воспитателя

 

 

 

Отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют указания воспитателя переходят через реку

 

 

 

 

 

Физминутка.

С толстых сосулек плях, плях, плях.

Со средних сосулек плюх, плюх, плюх.

С тонких сосулек плик, плик, плик.

(дети выполняют щелчки пальцами обеих рук).

3

Заключительный этап

Подвести итоги, провести оценку собственной деятельности.

6. Смена действия.

Приглашает на просторную полянку и предлагает присесть на поваленную лесину. Проводит итоги по весеннему путешествию. Весна благодарит детей за работу и дарит подарки (семена цветов), предлагает посеять цветы на детской площадке.

Словесный (беседа)

 

 

Сюрприз

Отвечают на вопросы.

 

 

Вопросы для анализа

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:  наглядный метод (солнце, ручей с льдинами  «проталины с первоцветами, дерево с  сосульками, поляна с первой травой», словесный метод (объяснение о том, куда мы приплыли с детьми-в страну Весна, здоровьесберегающие технологии: физминутка «Солнце встало», пальчиковая гимнастика «Капель».

 

Занятие проводилось в старшей группе. Состояло из нескольких этапов взаимосвязанных между собой единой темой «Весна», в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач с применением различных методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС в ДОУ, также возрастным возможностям воспитанников. Прослеживается связь целей и задач с заявленной темой. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

 

Дети показали знания программного материла, а также получили новые в процессе занятия. Для активизации мыслительных операций воспитанников были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Игровой (Физмин.)

Приемы:, объяснение, одобрение показ, поощрение, анализ, беседа.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали воспитанников на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Были просты и понятны, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решениеСтаралась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей.

В ходе образовательной деятельности проводилась групповая  и индивидуальная.

формы работы:

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес к занятию. Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные цели и задачи были достигнуты.

 

1.Цели были достигнуты. Занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей). Началось занятие с организационного момента, где активизировалось внимание детей: предложение отправиться в необычное путешествие. Дети отправляются в путешествие на лодочке. Во время образовательной деятельности дети закрытыми глазами внимательно слушают рассказ воспитателя о весне.

Эффективные методы и приемы: Словесный  практический (моделирование). Все методы и приёмы были уместны.

2. Был подобран соответствующий материал, познавательная беседа.

 

3.Воспитатель опирался на знания, умения и опыт детей. Занятия были подготовлено точно для старшей группы.

4. Были созданы условия для осуществления индивидуального подхода по отношению к детям, нуждающимся в помощи взрослого, и к детям, самостоятельно и быстро выполняющим задания.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_po_razvit_rechi.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Возрастная группа: Старшая группа

Образовательная область: «Развитие речи»

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-личностное развитие» что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования.

Цель занятия: закрепить признаки Весны, название цветов-первоцветов, способствовать развитию речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Задачи занятия:

1.Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о весенних признаках.

Совершенствовать грамматический строй речи; продолжать учить составлять творческие рассказы.

Совершенствовать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

2. РазвивающиеРасширение лексического запаса по теме «Весна», развитие связной речи, стимулирование мыслительной и речевой активности детей, развитие словесно-логического мышления, внимание.

3. Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, взаимопонимания. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и уметь исправить или дополнить ответ, Воспитание бережного отношения и любви к природе, 

Словарная работа:  Игра «Что делает? Что делают?», Игра «Исправь предложение»

Активизация словаряВЕСНА, приметы весны, солнце светит ярко, становится тепло, тает снег, лед на реках, появляются проталины, первые весенние цветы, звенит капель.

Предварительная работа: наблюдение на улице за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», чтение стихотворений о весне.

Планируемый результат : Называть  прилагательные характеризующие  какая весна (Долгожданная, ранняя, красивая, желанная, улыбчивая, пахучая). Исправлять предложения с опорой на тему весна. Внимательно с интересом  и эмоционально откликаться на рассказ воспитателя об освобождении природы от снега и льда. Называть явления природы (половодье, ледоход, проталины, первоцвет, капель).

Подготовительная работа: Подготовка наглядного материала, задействовано 6 смен  действий.

Материалы и оборудование: волшебные очки, солнце, ручей с льдинами, проталины, с подснежниками, дерево с сосульками, полянка с поваленной лесиной.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1

Организационно – мотивационный этап

Организовать детей и мотивировать к дальнейшей деятельности.

1 действие.

Воспитатель подготовила пространство. С колокольчиком  с детьми вошла в группу.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

поставила их в круг, поздоровалась,  с детьми поприветствовала гостей, предложила детям отправиться в необычное путешествие в гости к весне на кораблике по весеннему ручейку.

Игровой (Сюрпризный метод)

Стоя в полу круге здороваются с воспитателем и приветствуют гостей.

2.

Основной этап

Продолжать знакомить  детей о весне, весенних приметах. через рассказ воспитателя совершенствовать грамматический строй речи:

Развитие словесно-логического мышления. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Предупреждения утомляемости

Учить детей правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Расширять представления у детей о характерном, природном явлении-ледоход.

Закрепить название цветов-первоцветов,

Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; учить наблюдению за образованием сосулек;

Для развития мелкой моторики, умение сочетать речь с движениями пальцев; развивать 

слуховое и зрительное внимание.

2 действие.

Волшебные очки воспитатель использовала как сюрпризный момент, и рассказала,  что через них можно увидеть, что происходит в весеннем лесу, предложила детям закрыть глаза и представить  то, что она увидела через «Волшебные очки». После рассказа,  воспитатель сняла  «Волшебные очки», превращается в Весну (надевает весенний венок). Обращает внимание детей, что кораблик приплыл к месту, и предлагает детям открыть глаза, и пройти в сказочную страну Весны.

3 действие.

Весна здоровается и предлагает детям пройти к ней в сказочную страну. Задает вопрос:  «Какая  я»? Обращает внимание на грустное солнце  и предлагает игру,  исправь предложения  порадуй солнце своими знаниями.

Физминутка «Солнышко повернись».

Предложила игру «Что делает, что делают».

 

4. Смена действия.

После игры объяснила, что солнце поднимается все выше  и выше и своим теплом освобождает природу от снега и льда.

Прочитала стихотворение «Звонкий ручей»

Солнце ласково и радостно смеется,

Светит ярче веселей

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый Ручей!

откуда берутся ручьи?

 Обратила внимание на речку, и льдины в реке, спросила, откуда берутся ручьи и почему тает лед на реках, предложила перейти на другую сторону реки, объяснила правила перехода через речку, дети  друг за другом, осторожно переходят по кубикам на другую сторону реки.

5. Смена  действия: воспитатель обратила  внимание на проталины, спросила, как называются первые весенние цветы? Предложила рассмотреть подснежник.

6. Смена действий.

Звучит фонограмма.

Воспитатель обратила  внимание на звук капели, дети в группе ищут капель и рассказывают, где в природе растут сосульки.

Воспитатель организует пальчиковую гимнастику «Капель».

Словесный (рассказ)

Игровой

Двигательной

Словесный

Беседа

Двигательный

Познавательный

Двигательная

Дети слушают

 

Отвечают на вопросы,  называют признаки весны.

Выполнят  действия воспитателя

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети выполняют указания воспитателя переходят через реку

Физминутка.

С толстых сосулек плях, плях, плях.

Со средних сосулек плюх, плюх, плюх.

С тонких сосулек плик, плик, плик.

(дети выполняют щелчки пальцами обеих рук).

3

Заключительный этап

Подвести итоги, провести оценку собственной деятельности.

6. Смена действия.

Приглашает на просторную полянку и предлагает присесть на поваленную лесину. Проводит итоги по весеннему путешествию. Весна благодарит детей за работу и дарит подарки (семена цветов), предлагает посеять цветы на детской площадке.

Словесный (беседа)

Сюрприз

Отвечают на вопросы.

Вопросы для анализа

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:  наглядный метод (солнце, ручей с льдинами  «проталины с первоцветами, дерево с  сосульками, поляна с первой травой», словесный метод (объяснение о том, куда мы приплыли с детьми-в страну Весна, здоровьесберегающие технологии: физминутка «Солнце встало», пальчиковая гимнастика «Капель».

Занятие проводилось в старшей группе. Состояло из нескольких этапов взаимосвязанных между собой единой темой «Весна», в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач с применением различных методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС в ДОУ, также возрастным возможностям воспитанников. Прослеживается связь целей и задач с заявленной темой. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Дети показали знания программного материла, а также получили новые в процессе занятия. Для активизации мыслительных операций воспитанников были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Игровой (Физмин.)

Приемы:, объяснение, одобрение показ, поощрение, анализ, беседа.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали воспитанников на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Были просты и понятны, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решениеСтаралась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей.

В ходе образовательной деятельности проводилась групповая  и индивидуальная.

формы работы:

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес к занятию. Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные цели и задачи были достигнуты.

1.Цели были достигнуты. Занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей). Началось занятие с организационного момента, где активизировалось внимание детей: предложение отправиться в необычное путешествие. Дети отправляются в путешествие на лодочке. Во время образовательной деятельности дети закрытыми глазами внимательно слушают рассказ воспитателя о весне.

Эффективные методы и приемы: Словесный  практический (моделирование). Все методы и приёмы были уместны.

2. Был подобран соответствующий материал, познавательная беседа.

3.Воспитатель опирался на знания, умения и опыт детей. Занятия были подготовлено точно для старшей группы.

4. Были созданы условия для осуществления индивидуального подхода по отношению к детям, нуждающимся в помощи взрослого, и к детям, самостоятельно и быстро выполняющим задания.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе по речевому развитию "Пересказ рассказа "Пушок" " (по Г. Скребицкому)

Конспект отмечен благодарственным письмом Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет « Лучший конспект занятия с использованием технологической карты ка...

Технологическая карта НОД в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну знаний»

Технологическая карта, где прослеживается процесс  пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Указываются цели, задачи и предполагаемый результат (форм...

Технологическая карта занятия в подготовительной группе на тему:путешествие в лес

Технологическая карта занятия в подготовительной группе на тему:путешествие в лес...

Технологическая карта занятия в старшей группе на тему: «Мосты»

Цель:- расширять представления детей о мостах (их назначении, постройке, основных элементах);- упражнять в построении схем (чертежей) мостов;- упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конс...

Технологическая карта занятия в старшей группе ДОУ «Старая добрая игрушка»

Технологическая карта занятия. В форме игры-путешествия дети знакомятся с народной игрушкой: деревянной Матрешкой, тряпичной куклой, глинянойц свистулькой, соломенной игрушкой. Учатся сами изготавлива...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»

Тема занятия:     «Путешествие в сказочную страну Доброты»Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование...