Конспект занятия "Ходит капелька по кругу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Злотникова Елена Анатольевна

НОД для подготовительной группы с элементами экспериментирования. Цель занятия: расширение и закрепление знаний детей о круговороте воды в природе посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_temu_hodit_kapelka_po_krugu.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

НОД для подготовительной группы с элементами экспериментирования                                                                                        Злотниковой Елены Анатольевны

Тема: «Ходит капелька по кругу»

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о круговороте воды в природе посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Продолжать формировать систему знаний о воде, ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.
  • Расширять словарь детей понятиями: испаряется, просачивается, круговорот.
  • Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать в ходе опытнической и экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

Проблемный.

Наглядные: использование мультимедийных слайдов, схем, символов.

Практические: опыты, моделирование.

Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Предварительная работа:

Создание слайдовой презентации по теме НОД «Ходит капелька по кругу».

Чтение рассказов, сказок познавательного характера «Сказочка о капельке», «Живая вода».

Опыты: «Свойства воды»,  «Зависимость таяния снега от температуры».

Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».

Оборудование и материалы:

Декорация «Водоём» с целью зонирования помещения.

Инвентарь для опытов: термос, зеркало, стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой.

Конверты с заданием, картинки-модели, клей, салфетки.

Проектор, экран, ноутбук.

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в зал (на экране 1 слайд).

Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».

Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Сказка

Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).

Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустую переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

(предложения детей)

1 этап. Проблема практики:

Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

1 слайд включить звук.

2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

В сказке:

На проекторе анимированное изображение подводного царства.

2 слайд

Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.

Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

3 этап. Решение проблемы:

Опыт №1 испарение воды

Воспитатель: Ребята, смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос).

Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)

Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают)

(Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале.

Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).

(Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Выходит, может вода испаряться?

Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)

включить звук

Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель сопровождает текстом:

Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.

Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.

Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт №3 (с землей)

Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.

(одновременно дети с воспитателем поливают землю).

Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?

(дети отвечают)

Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна.

Смотрите, какая большая жемчужина,

да это же сказочная, скрытая подводная фотокамера. Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.

3 слайд

(Зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)

Воспитатель:

  • Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
  • В облака собирается.
  • Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
  • Ветерок их подгоняет.
  • Облака в тучку собираются.
  • Тучка дождик несет.
  • А как станет тяжело нести, на землю прольет.
  • Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
  • В реки подземные попадут и потекут не спеша.
  • А как к земле пробьются, родником обернутся.
  • Ручейками по земле потекут.
  • А ручейки в озёра, реки впадают.
  • Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
  • А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

(дети отвечают)

Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.

Мы в сказке. Нам все вокруг помогают. Раковина решила помочь. Распечатала снимки, которые помогут нам составить отчет для Водяного о том, как вода путешествует.

Будем работать в командах:

Рассчитайтесь на капельки-дождинки (дети делятся на команды)

Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были.

Проходите каждая команда за свой стол.

(Воспитатель дает конверты с заданием)

Воспитатель: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила.

Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.

Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Водяному подарить.

(дети наклеивают)

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Подходите все к одному столу. (Дети собираются все вокруг одного стола с готовыми отчетами)

- Ребята! Вода совсем исчезает?

- Что с ней происходит?

Воспитатель: (подводит итог) Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.

Воспитатель: (к детям)

- Мы эти отчеты оставим Водяному.

- Водяному помогли?

- Воду пропавшую нашли?

А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.

4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»

Включить звук

(дети перешагивают через обруч).

5 этап. Рефлексия:

Воспитатель:

- Ребята, что нового мы помогли Водяному узнать?

- Ребята, так что же такое круговорот воды в природе?

А кто запомнил, что такое «вода просачивается»? А «испаряется»?

- Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Жемчужинка», перед вами 3 разноцветных жемчужины.

Если вы на занятии узнали для себя что-то новое, и вам было интересно, то возьмите голубые жемчужины, если что-то не получилось, возьмите желтые жемчужины. Дети выполняют задание.

В.: Посмотрите, как много голубых жемчужин, значит, наше путешествие получилось интересным, веселым и познавательным. А Водяной в знак благодарности оставил вам подарок на память о нашем сказочном путешествии вот эти веселые раскраски.

Самоанализ

Злотниковой Елены Анатольевны

занятия в подготовительной группе «Ромашки»

Тема: «Ходит капелька по кругу»

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о круговороте воды в природе посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Продолжать формировать систему знаний о воде, ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.
  • Расширять словарь детей понятиями: испаряется, просачивается, круговорот.
  • Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать в ходе опытнической и экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.

Оборудование и материалы: Декорация «Водоём» с целью зонирования помещения. Инвентарь для опытов: термос, зеркало, стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой. Конверты с заданием, картинки-модели, клей, салфетки. Проектор, экран, ноутбук.

Возраст детей: 6-7 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности: занятие познавательного развития.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы:

Проблемный.

Наглядные: использование мультимедийных слайдов, схем, символов.

Практические: опыты, моделирование.

Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Была проведена предварительная работа: Создание слайдовой презентации по теме НОД «Ходит капелька по кругу».

Чтение рассказов, сказок познавательного характера «Сказочка о капельке», «Живая вода».

Опыты: «Свойства воды»,  «Зависимость таяния снега от температуры».

Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».

Анализ целей и задач


Занятие проводилось в подготовительной группе «Ромашка». Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно –ориентированная модель деятельности. Для активизации детей были использованы сведущие методы:

1.Словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).  

2.Наглядно – демонстрационный (использование мультимедийных слайдов, схем, символов.).

3.Практический (опыты, моделирование).

4.Игровая (физкульт – минутка).

Выполнению поставленных мной задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывание. Вопросы и задание подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности разнообразить задание, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материалы задания. Объем информации был достаточный. Входе образовательной деятельности сочетались различные формы работы.

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Входе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Занятие состоит из мотивационно – ориентировочного, практического, рефлексивно – оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличия логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивацией и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждает результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнерам, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы  и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В рефлексивно – оценочном этапе занятия использовала  изготовленные мной шаблоны, чтобы дети смогли оценить свою работу на занятие.

Данная структура занятия вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решения определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...

Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе « Ходит капелька по кругу».

Конспект поможет в игровой форме познакомить детей со сложным явлением в природе "Круговорот воды в природе" Использование мультимедийных презентаций способствует лучшему усвоению данного понятия....

План -конспект Тема: «Ходят капельки по кругу».

план- конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. тема: "Ходят капельки по кругу"...

Конспект занятия «Ходит капелька по кругу»

Цели: дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.Задачи: показать детям, что капельки воды в природе «ходят, дви...

Утренний круг "Ходят капельки по кругу"

Закрепить знания о весне и весенних месяцах....


 

Комментарии

Бурдейная Наталья Викторовна

Забыли указать автора!
ОД детей старшей группы с элементами сказкотерапии «Ходит капелька по кругу» , впервые была представлена мною в 2013 году на конкурсе методических разработок, эта работа вошла в десятку лучших.
Сожалею, но в Вашем случае мне придется обратится к модераторам, если в течении недели Вы не вставите в описание ссылку на оригинал и не укажите автора. Спасибо за понимание.
P.S. Вы же взрослый человек, к тому-же педагог! Интересно какое поколение может воспитать такой бесчестный человек, если может чужое выдавать за своё без зазрения совести!