Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду «Куклы из бабушкиного сундука»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Железняк Юлия Александровна

Конспект интегрированного занятия по ручному труду и ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_i_ruch_trud_2016.docx102.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 31»

Конспект открытого интегрированного занятия

в подготовительной группе

по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду

«Куклы из бабушкиного сундука»

Подготовила

Воспитатель - Железняк Юлия Александровна

2016 г.

Цель: знакомство детей с русскими народными куклами.

Задачи:

  • воспитывать интерес к народному творчеству;
  • обобщить представление детей о русской народной кукле: дать представление о тряпичной кукле и ее разновидностях, познакомить с историй возникновения куклы;
  • развивать фантазию, вкус, творческое воображение;
  • знакомить с элементарными приемами рукоделия: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Научить изготавливать куклу пеленашку, столбушку (закрутку), утешницу и куклу-колокольчик.

Предварительная работа:

— создание музея «Русская изба»;

— разучивание пальчиковой гимнастики «Куклы»;

— игры с куклами;

— беседа о старинных русских куклах, их видах и предназначениях;

— просмотр картинок, фильмов и презентаций о народных куклах;

Оборудование и методическое оснащение:

- Презентация на тему «Народная кукла»;

- Инструменты и материалы для практической работы (ткани, нитки, шерстяная пряжа и пр.);

- Картинки тряпичных кукол;

- Запись с русской народной музыкой;

- Образцы кукол (изготовленной воспитателей ранее).

Ожидаемые результаты:

- Усвоение знаний о русской народной кукле;

- Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

- Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.

План занятия:

Организационный момент;

Сообщение темы, целей занятия;

Новый материал;

Физ. минутка;

Практическая работа;

Пальчиковая гимнастика;

Закрепление изученного материала;

Анализ и оценка работ, итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель входит в группу вместе с детьми в народных костюмах под русскую народную песню

Слайд 1

Приветствие:

Воспитатель: Добрый день и добрый час,

Очень рады видеть вас!

Здравствуйте, гости дорогие.

(Дети приветствуют гостей и садятся на места)

2. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Дети: Кукла.

Слайд 2

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о старинных куклах, познакомимся с историей появления народной куклы, узнаем об их особенностях и в конце занятия каждый сделает понравившуюся куклу .

3. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что обозначает слово «кукла», как вы понимаете его значение?

Ответы детей.

Воспитатель: Кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека. Ребята, скажите в старину были куклы? Современные куклы отличаются от старинных? А из чего делали кукол?

Ответы детей: из дерева, из соломы, из ткани, из ниток.

Слайд 3

Воспитатель: Правильно. Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. А вы знаете какие куклы появились первые?

Ответы детей: деревянные - куклы-полено (самые первые), соломенные - позднее и тряпичные - самые поздние.

Воспитатель: Исследователи считают, что наиболее ранними куклами считаются кукла «Полено» и «Зольная кукла» (кукла из печной золы). Такую куклу еще называли - «Баба».

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

При изготовлении тряпичных кукол ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «Рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

Слайд 4 

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Слайд 5

Воспитатель: Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. «Кто в куклы не играет, тот счастия не знает!»- гласит русская народная поговорка

Слайд 6

Воспитатель: На Руси куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки (в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет.  

Слайд 7

Воспитатель: От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол, зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

Слайд 8

Воспитатель: Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.

Слайд 9

 4. Воспитатель: Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол, водили хороводы.

Слайд 10

Воспитатель: На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели да водили …

Дети: Хоровод - подсказывают дети.

Воспитатель: Давайте и мы поведём хоровод.

Все встают в круг и водят хоровод: «Во поле берёза стояла».

Слайд 11

Воспитатель: Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.

По предназначению такие куклы можно разделить на три группы: обрядовые куклы, куклы-обереги (обереговые) и игровые куклы.

Слайд 12

Игровые куклы делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка (куклы раннего детства, куклы начальной школы)

- Девка-баба (перевертыш);

- Отдарок-на-подарок;

- Столбушки;

- кукла Счастья;

- Зайчик на пальчик и др.

Слайд 13

Обрядовые куклы. У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности. (обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

- кукла «Пасха»;

- «Масленица» домашняя;

- Мировое дерево;

- Веснянка;

- Берестушка;

- Вербница;

- Парочка (неразлучники) и др.

Слайд 14

Обереговые куклы призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства):

- Зольная;

- Пеленашка;

- Берегиня;

- Десятиручка;

- Кубышка-травница;

- Колокольчик;

- кукла «Плодородие» или «Семья»;

- День-ночь (оберег жилища);

- Ловушка для снов;

- Куватка;

- Сонница-бессонница;

- Утешница;

- Зерновушка (багач);

- лихоманки – трясовицы и др.

Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например, «Зайчик на пальчик» обереговая и игровая кукла, «Зольная» кукла обрядовая и обереговая.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зерновушку», или «крупеничка». Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего многообразия кукол. Все они несли в себе магическое действие.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Он должен был оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

5. Воспитатель: 

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас изготовить понравившуюся куклу.

Дети сидят за столами.

Ход работы:

1. Нарезать лоскутки: один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см

«Народная кукла»«Народная кукла»«Народная кукла»«Народная кукла»«Народная кукла»

2. Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам.

3. Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос.

Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.

4. Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы. 

5. Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.

6. Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.

6. Воспитатель: Давайте разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика «Куклы»

На большом диване в ряд

Куклы разные сидят.

(Хлопки в ладоши)

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино.

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять -

Помогаем мы сегодня

Все игрушки сосчитать.

(Поочередное загибание пальчиков)

7. Обобщение и систематизация знаний

Вопросы:

1. Когда возникли первые игрушки?

Дети: В глубокой древности.

2. Из чего их делали?

Дети: Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.

3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.

4. Названия каких кукол вы запомнили?

Дети:

5. Как называются куклы, которые мы сегодня научились изготавливать?

Дети:

6. Для чего они служили, какое было их назначение?

Дети: Она оберегала от болезней.

Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

8. Воспитатель: В конце нашего занятия позвольте сказать вам спасибо за внимание и за вашу работу. Хотелось бы снова увидеть вас на следующем занятии.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе

Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по  ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в подготовительной группе "Страус"

Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о классе птиц, о страусе.Воспитывать бережное отношение к природеРазвивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук....

Интегрированное занятие в подготовительной группе (Ознакомление с окружающим миром + ручной труд) Тема: «Зимующие птицы»

ü Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах,  выявить экологические знания детей: как помочь птицам зимой....

Конспект интегрированного занятия (развитие речи – ознакомление с окружающим миром) Итоговое занятие за первое полугодие во 2-ой младшей группе Тема: Драматизация русской народной сказки «Репка»

продолжаем развивать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать условия для ее проведения;- обучаем детей вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, учить произносить ...