Проект "Птицы зимой"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Лысенко Н.Б.

Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя «колумбами», не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».

Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Приближалась зима и у детей возник вопрос: «Что происходит с птицами зимой?» И перед нами и детьми встала задача найти ответ на этот вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_zimoy.docx109.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Проект

«Птицы зимой»

F:\проекты 7группа\1194111_blog-51034.jpg

                                                                                                     Разработчики:

                                                                                                               воспитатели второй

                                                                                                                 младшей группы №7

                                                                                                     Лысенко Н.Б.,

                                                                                                       Полякова О.И.

Когалым,  2017 – 2018 г.г.

     Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя «колумбами», не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».

Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Приближалась зима и у детей возник вопрос: «Что происходит с птицами зимой?» И перед нами и детьми встала задача найти ответ на этот вопрос.

Выявилась проблема:

Дети были не большие, (младший возраст от 3 – до 4 года) им не хватало самостоятельности, умения экспериментировать, проявлять фантазию и художественное творчество. Как же решить эту проблему?

И вот для реализации этой проблемы мы решили подключить всех родителей нашей группы. Нами был разработан творческий проект «Птицы зимой».

Актуальность.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. 
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель:  Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

- Создавать условия для расширения знаний об окружающем, о пользе птиц в природе;

-Учить узнавать пернатых по внешнему виду;

- Обогатить  словарный  запас детей;

- Создавать условия для активизации познавательной    деятельности;

- Способствовать развитию конструктивных умений, художественно-творческих навыков;

- Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.

Тип проекта:  познавательный

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: две недели (в зимний период);

Участники: дети, воспитатели, родители.

Предварительная работа:

- подготовка наглядного материала  с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах);

- подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса  птиц»);

- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.

- изготовление родителями кормушек для птиц и поделок птиц.

Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические  и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.

Реализация проекта:

Вид деятельности

Наблюдение «Птицы зимой».        

Задачи:

- Организовать наблюдение за  птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу. Организовать кормление.

- Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.

-Учить детей  выявлять особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам.

 

Непосредственно образовательная деятельность.

Аппликация «Воробьи зимой».                                               

Задачи:

- Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.

- Закрепить знания о зиме.

- Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.

      Непосредственно образовательная деятельность.

Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».

Задачи:

- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Вызвать желание нарисовать ветку рябины, чтобы накормить снегирей, которые прилетели и ждут.

Раскрашивание силуэтов птиц.

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук

-учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.

      Чтение  художественной литературы о  птицах;

Стихотворение Н. Грибачевой "Ну, морозы, ну, морозы!”

      Сказки М. Горького "Воробьишко”.

Задачи:

- Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения.  - Следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.

Слушание: «Голоса птиц»; «Воробей храбрый».

Задачи:

Учить распознавать по голосу пение птиц.

Подвижные игры: «Кот и воробьи», «Собачка и воробьи». 

Задачи:

- Способствовать  совершенствованию выполнения детьми  основного вида движений – бега .

- развивать выразительность и красоту движений.

 

Дидактические игры «Кто как голос подает?», «Большой – маленький», «Один – много», «Скажи наоборот».

-Развивать слуховое восприятие у детей.

- Формировать умение концентрировать внимание.

Домашнее задание для родителей: изготовление кормушек для птиц .

      Папка-передвижка «Поможем перезимовать пернатым».

 

Продукты проекта

- Выставка рисунков и аппликаций.

- Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир птиц».

 - Выставка кормушек для птиц и развешивание их на территории  детского сада и посёлка. 

 Полученные результаты:

1. Получены первоначальные представления об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

2.У детей проявляется интерес  к живой природе, к птицам.

3. Сформированы умения сравнивать разных птиц, выделяя сходство и различия в строении и поведении.

4.Укреплено и развито  взаимодействие с родителями.

Опираясь на всё вышесказанное, мы считаем проектный метод – это такой вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.

Список используемой литературы:

1.  Детская энциклопедия «Птицы». Москва РОСМЭН 2012г.

2.  Егорова Т.Г. Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей Экологическое воспитание. Познавательные беседы «Жизнь птиц».

3.  Зверева-Андреевская Е.Г., О.Н.Монтазери, М.А.Игошина , «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.

4.  Ирина Гурина Как появляется птица ООО «Издательство «Фламинго», 2012.

5.  Киреева Л.Г., С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»

6.  «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.

7.  Л.Б.Фесюкова Л.Б. , О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.

8.  Фиона Пэтчет «Птицы и птенчики»

9.  Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....