Экологический проект "Вода удивляет и дарит жизнь"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Анна Валерьевна Букай

Экологический проект "Вода удивляет и дарит жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizitnaya_kartochka_proekta.doc91 КБ
Файл perspektivnyy_plan.docx18.57 КБ
Файл diagnosticheskaya_karta.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

«Визитная карточка» проекта

Авторы проекта

Фамилия, имя, отчество

Букай Анна Валерьевна

Шипенкова Светлана Валентиновна

Город, область

г. Елизово, Камчатский край

Название ДОУ

МБДОУ «Детский сад № 11 «Умка»»

Описание проекта

Название темы образовательного проекта

«Вода – удивляет и дарит жизнь»

Группа (возраст)

8 детей в возрасте 5-6 лет

Приблизительная продолжительность проекта

32 занятия, 4 месяца

Проблема

Во время прогулки дети увидели снег. Детей выразили радость и неподдельный интерес, у них возникло удивление, взяв в руки снег он исчез, рука стала мокрой. Куда делся снег. Мнения ребят разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о воде очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое вода. Зачем она нужна? Пользу или вред она приносит?». Так возник проект «Вода – удивляет и дарит жизнь».

Актуальность темы 

Каждый день ребенок сталкивается с водой: он видит воду, текущую из крана, капающую с неба, в лужах, в стакане и т.д. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды, пару из открытого рта на морозе, утренней хрустящей корочке на осенней луже и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Проект является познавательно-исследовательским и направлен на развитие творческих и исследовательских качеств детей старшего дошкольного возраста, а также приобщения родителей к совместной деятельности с детьми.

Образовательные стандарты

Девиз проекта – «Недаром говорят в Китае: то, что я услышал, я забыл; то, что я увидел, я помню; то, что я сделал, я знаю!»

Учебные темы, на основе которых проходит работа, позволяют реализовать на практике личностно-ориентированный подход в обучении: формирование уникальной целостной личности, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В ходе проекта, дошкольники приобретают знания и умения, учатся пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают чувство эмпатии, творческое мышление, эмоционально-выразительные движения, самоконтроль, произвольность.

Образовательный проект «Вода – удивляет и дарит жизнь» захватывает все образовательные области, согласно ФГОС:

  • Познавательное развитие (развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об окружающем мире).
  • Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).
  • Речевое развитие (владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте).
  • Художественно-эстетическое развитие (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей).
  • Физическое развитие (приобретение опыта в двигательной деятельности детей; развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); овладение подвижными играми с правилами).

Основа проекта

Цель проекта

Формирование у детей бережного отношения к воде, как к одному из важнейших источников жизни на Земле, посредством познавательно-исследовательской, художественной, коммуникативной, музыкальной и физической деятельностями, а также путем восприятия художественной литературы.

Задачи проекта

  • через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка;
  • систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды, о ее роли на планете Земля;
  • развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
  • развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности;
  • активизировать творческое мышление детей;
  • обогащать и развивать детскую речь;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
  • повысить компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей.

Планируемые результаты обучения

  • у детей сформируются базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов;
  • у детей появятся умения пользоваться материалами и оборудованием из опытно-экспериментального уголка для выявления основных свойств воды;
  • у детей сформируется устойчивый интерес к познанию окружающего мира;
  • дети приобретут экологический опыт при взаимодействии с природой, научаться бережному отношению к воде;
  • повысится компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему вода – колыбель жизни?

Проблемные вопросы учебной темы

  1. Что такое вода, какая она?
  2. Что такое пар, какой он?
  3. Что такое снег, какой он?
  4. Что такое лед, какой он?
  5. Что такое водоем?
  6. А какая еще вода в природе?
  7. Кому нужна вода и зачем?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Дошкольники работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

  • Метод оценивания З-И-У
  • Стартовая презентация с использованием ИКТ
  • Мозговой штурм
  • Самооценка участников проекта на начало проекта
  • Коллективное обсуждение информации
  • Поиск и отбор информации
  • Критерии самооценки работы в коллективе
  • Практическая работа
  • Викторина
  • Коллективная работа
  • Беседа с использованием ИКТ
  • Самооценка участников проекта на конец проекта
  • Критерии оценки проекта
  • Выставка детских работ
  • Выступление на педсовете
  • Презентация результатов работ на родительском собрании группы
  • Награждение участников

Описание методов оценивания

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать различные задачи в разных областях науки и практики, а также внутреннее новообразование психики и деятельности, в мотивационном, ценностном и смысловом планах.  Продуктами учебной деятельности участников данного проекта являются: индивидуальные работы; работы, созданные в результате совместной деятельности ребенка и его родителей; итоговая презентация, а также коллективная работа, которые являются результатом совместной деятельности детей и педагога.

Предметом изменения в учебной деятельности является сам ребенок, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность «обращает» ребенка к самому себе, требует рефлексии, то есть оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Оценка собственных изменений и есть собственный предмет учебной деятельности. В связи с чем мы стали придерживаться метода оценивания продукта учебной деятельности под названием З-И-У (знаю-интересуюсь-узнал, Приложение № 1, 2, 3).

В ходе стартовой презентации перед учащимися ставятся проблемные вопросы, что ведёт к активизации мыслительной деятельности, обобщению ранее полученных знаний и формирующее оценивание в данном образовательном проекте.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знания, умения, навыки детей старшего дошкольного возраста

Учебные мероприятия

Согласно перспективного плана реализации проекта (Приложение № 4)

Материалы для дифференцированного обучения

Дошкольник с эмоциональными проблемами (Проблемный дошкольник)

Вся деятельность в образовательном проекте «Вода – удивляет и дарит жизнь» направлена на сенсорное развитие, что позволяет научить детей точно, полно воспринимать объекты исследования, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.).

Дидактические материалы, используемые в проекте помогают обогатить познавательную сферу участников, т.к. усвоение новых знаний в игровой форме происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Дошкольник,  для которого язык преподавания не родной

Нет таких

Одаренный дошкольник

Нет таких

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)

Ноутбук, цифровой фотоаппарат, сеть Интернет, Flesh-карта, принтер, мультимедийный проектор, сканер.

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Электронные энциклопедии, мультимедийные программы, текстовый редактор, электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки Веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер.

Материалы на печатной основе

Картотеки: подвижных и пальчиковых игр, физкультминуток, опытно-экспериментальной деятель-ности, методические пособия, справочный материал, хрестоматии и т.д.

Другие принадлежности

Для проекта дополнительно разработаны: макет викторины, слайды «Вода глазами художников», оценочный лист участника, диагностическая карта по проекту; скачена: музыка «Путешествие на яхте», «Шум дождя», «Фортепьяно, флейта и звуки воды», «Пианино и звуки воды», мультфильм «Все о Рози – вода везде», телепередача «Кругосветное путешествие вместе с хрюшей и степашкой «Капелька»», презентации «Путешествие капельки», «Безопасность детей на воде»; приобретено: поле для проведения игры-ходилки.

Интернет-ресурсы

https://infourok.ru, https://nsportal.ru, https://pedportal.net, http://www.maam.ru

Другие ресурсы

Экспериментальный материал



Предварительный просмотр:

Приложение № 1 Перспективный план реализации проекта «Вода – удивляет и дарит жизнь»

Этапы.

Задачи.

Планируемые сроки реализации

Формы работы.

Подготовительный.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Ноябрь 2017

Диагностика (в режимных моментах выясняем уровень знаний и степень заинтересованности, относительно планируемой тематике проекта)

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта "Волшебница - вода"

Ноябрь 2017

Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр и экспериментов с водой. Оформление дидактических игр природоведческого характера. Подбор детских литературных произведений, видеозаписей, мультфильмов, иллюстраций по планируемой тематике проекта. Разработка плана проекта

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Ноябрь 2017

Родительское собрание

Основной.

Основной.

Основной.

Дать детям представление о состоянии водоема в разные времена года.

Познакомить с обитателями водоема.

Познакомить с правилами поведения у воды и на воде.

ноябрь 2017 -февраль 2018

Видео урок «Водоем в разное время года и его обитатели», занятие-презентация на тему «Безопасность «Осторожно водоем»

Закрепить знания о структуре трудового процесса.

Обучить детей практическим навыкам поливки, умывания, купания, стирки и мытья посуды.

Воспитывать трудолюбие.

ноябрь 2017 -февраль 2018

Трудовая деятельность в эколого-познава-тельном центре. Уход за растениями в уголке природы. Сюжетно-ролевая игра: «Купание куклы Аленушка», «Завтрак для куклы «Аленушки», «Аленушка – «грязнушка» ». Обучения в режимных моментах.

Уточнить и обобщить знания о состоянии воды в природе, о ее характеристиках в разном состоянии.

Развивать знания у детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь, закрывать плотно кран.

ноябрь 2017 -февраль 2018

Опытно-экспериментальная деятельность: «Тонет не тонет», «Вода растворяет вещества», «Как воду сделать чистой» «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Превращение пара в капельки воды», «Отражение воды»; наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега»; игра-ходилка «Загадочная вода»; занятие-презентация «Ходит капелька по кругу» Беседы: «Что мы знаем о воде?», «Для чего нужна вода?», «Круговорот воды в природе», «Водоемы нашего поселка», «Водоемы и их загрязнение», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!»

Развивать у детей эмоциона- льный отклик на проблему, развивать художественно-эстетического восприятия тематики проекта.

ноябрь 2017 -февраль 2018

Рисование: «Облака», «Весёлые снежинки»; аппликации: «Снеговик», «Капли воды и радуга»; чтение произведений: Э. Мошковская «Речка», К.И. Чуковский. «Федорино горе», М. Д. Перина «Живая вода», А. Дэви «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», М. Пришвин «Капля и камень», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах», Н. Абрамцева «Сказка о тумане», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»; рассматривание иллюстраций известных художников о воде: слайды «Вода в глазах художников»; прослушивание музыки: «Путешествие на яхте», «Шум дождя», «Фортепьяно, флейта и звуки воды», «Пианино и звуки воды»

занятие-сказка «История маленького лягушонка», занятие-путешествие «Путешест-вие капельки», занятие-спектакль «Живая вода»

Работа с родителями в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Рекомендовать родителям наблюдать за водой в природе. Показывать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Ответить на вопрос: что растворяется в воде? Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе. Ухаживать за комнатными растениями и животными дома. Заучивать стихотворения о воде. Сочинить сказки о воде, изготовить различные творческие работы по тематике проекта.

Заключительный.

Выявить знания детей о воде, как источнике всего живого.

Прививать умение отражать, полученные знания по тематике проекта в коллективной работе.

Воспитывать экологическую культуру у детей и взрослых.

февраль 2018

Викторина «Вода – удивляет и дарит жизнь»; коллективная работа: коллаж «В мире воды»; выявление уровня знаний детей о воде, полученных в ходе проектной деятельности; анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по малой экологической тропе "Многообразие форм растительной жизни".

Цели и задачи:1.   Формирование элементарных представлений о многообразии форм растительной жизни.2.   Сформировать представления о характерных признаках деревьев, кустарников и тр...

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека....

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дет...

«Экологическое воспитание детей пятого года жизни через игру»

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с ранненго возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, педагоги используют различ...

Участие в экологической акции "Посади дерево - дари добро"

В год экологии нам представилась уникальная возможность принять участие с детьми в экологической акции «Посади дерево – дари добро» по высадке сибирских кедров в Ельниковской роще города Новочебоксарс...