Проект "Времена года"
проект по окружающему миру

Надейнова Екатерина Геннадьевна

Долгосрочный проект, который поможет воспитателям сформировать первоначальные представления о временах года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_popoznavatelnomu_razvitiyu.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект во второй младшей группе  « Времена года»

Цель проекта: формировать начальное представление о временах года;

Рассмотреть проблему экологического воспитания и образования дошкольников.

Задачи проекта:

познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года. Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами  природы;

научить детей отражать на панно признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;

познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, комкание и скатывание бумаги и др.;

формировать у детей познавательный интерес к окружающему  миру, родной  природе;

воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Технические средства: магнитофон  и диск музыкальными произведениями.

Список литературы:

1.Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва:ТКО «АСТ»,1996.

2.Громова О.Н., Прокопенко Т.А. « Игры – забавы по развитию  мелкой моторики у детей»

3.Картушина М.Ю. « Праздники здоровья для детей 3- 4 лет»

4.Кислинская Т.А. « Гениальность на кончиках пальцев»

5.Тимофеева Е.А. « Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»

Данный проект поможет воспитателям  в деятельности по  формировании у детей начального представления о временах года.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №2 п. Новозавидовский

ПРОЕКТ « ВРЕМЕНА ГОДА»

Разработала

 воспитатель второй младшей группы

Надейнова Е.Г.

2016 г.

Актуальность:

- Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания;

- К трём годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений;

- Не сформировано представление о правильных способах взаимодействиях с природой;

-  Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы:

- Родители не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы.

Целесообразность реализации проекта:

-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый

-Развитие эстетического восприятия окружающего

-Развитие нравственности

-Развитие продуктивной деятельности.

Тип проекта: познавательно- творческий

Проект: долгосрочный

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: формировать начальное представление о временах года;

Рассмотреть проблему экологического воспитания и образования дошкольников.

Задачи проекта:

познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года. Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами  природы;

научить детей отражать на панно признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;

познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, комкание и скатывание бумаги и др.;

формировать у детей познавательный интерес к окружающему  миру, родной  природе;

воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

- тематические выставки детских  работ: « Осень золотая», « Волшебница - зима», «Весна - красна». «Лето кранное»;

-презентация панно « Старичок - лесовичок».

Последовательность разворачивания проекта

1.Подготовительный (сентябрь)

- Создание развивающей среды

- Анкетирование родителей

- Подбор: дидактических  игр, наглядного материала, художественной литературы, пальчиковых и подвижных игр, материалов для экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, речевое развитие.

2. Практический ( октябрь – апрель)

Организация деятельности детей

Октябрь – ноябрь

Театрализованная игра « Репка» (пальчиковый театр)

Сюжетно - ролевая игры: «Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат». «Чудесная корзинка», «Зайкин огород», «Кукла идёт гулять».

Игры – манипуляции с муляжами овощей, фруктов.

Словесно – речевые игры: « Огород», « Спрячем овощи», «Найдём овощи», «Фрукты», « Подарим фрукты», «Осень пришла».

Дидактические игры: «Что растёт в саду?», «Что растёт в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?», «Сколько листочков?», «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой – маленький», «Найди такой же листок», «Разложи овощи по корзиночкам», лото «Осень».

Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка- погодушка в сентябре, октябре, ноябре».

Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?».

Игры с природными материалами ( шишки, листья и др.)

Игры с песком: «Мокрый – сухой», «Посыпалки».

Игры с водой: «Что как плавает», «Переливание воды».

Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождём, за состоянием погоды, одеждой людей.

Подвижные игры: « Солнышко и дождик», « Птички и дождик», «Листопад».

Хороводные игры: « Огород», «Овощи».

Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идём в сад», «Вкусные овощи», «Золотая осень», «Деревья», «Дождик», «Птицы осени».

Сбор листьев для гербария.

Сбор семян.

Помощь при уборке прогулочной площадке.

Чтение художественной литературы: «Падают листья» М.И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е.Благинина, «Осень» Плещеев, «Листопад» В.Мирович, «Огуречик – огуречик», «Дождик – дождик», «Репка».

Слушание: «Осенью» муз. С.Майкопара. Пение « Дождик» рус. нар.мел., обр. В.Фере. Музыкально – ритмические движения  «Дождик» муз. Исп. Е.Макшанцевой, пляска с листочками. Музыкальное  развлечение «Праздник осени».

Рисование/лепка «Дождик», «Яблоки», «Мухомор», «Листопад», «Ветка рябины»(ватными палочками), участие в оформлении панно «Старичок – лесовичок»(сочетать в работе скатывание бумаги, комкание и рисование).

Взаимодействие с родителями: привлечь родителей к изготовлению костюмов  к  развлечению, изготовление персонажей к пальчиковому театру по сказке «Репка».

Декабрь – февраль

Игры – манипуляции с фигурками диких животных.

Театрализованная игра «Зимовье зверей».

Сюжетно – ролевые игры: «Кукла заболела», «Кукла идёт гулять», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят».

Словесно – речевые игры: «В гости к нам зима пришла», «На чём катаются дети», «Что слепил Дед Мороз?», «Снегурочка со снежками», «Какие снежки?», «Нарядим ёлочку».

Дидактические игры: «Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в лесу», «Одень куклу на прогулку», «Сложи картинку», «Сколько снежинок?», «Большие – маленькие снежинки», «Какой снежок», «Собери снеговика», лото «Зима», «Что бывает белым?».

Пальчиковые игры: «Зима», «Новый год», «Ёлочка», «Ручки греем», «Бабушка -  погодушка  в декабре, январе, феврале».

Дыхательные  упражнения: «Снежинки», «Пузырь».

Игры с водой : «Поймай льдинку», «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки».

Наблюдение на прогулке: за снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника, одеждой людей.

Подвижные игры: «Зайка беленький», «Птички в гнёздышке», «Дед Мороз», «Снег кружится», «На ёлку».

Речевые подвижные игры: «Выпал беленький снежок …», «Снежинки».

Хороводные игры: «Ёлочка», «Дед Мороз».

Речевые подвижные игры: «Выпал беленький снежок…», «Снежинки», «На дворе мороз и ветер…», «Мороз».

Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определённое место для сооружения снежных построек, посыпание дорожки песком, подкормка птиц.

Чтение художественной литературы: М. Познанская «Снег идёт», О. Высотская  «Холодно»,  В.Хорол «Зайчик», Н.Саксонская «Где мой пальчик», О. Высотская «Покатились санки вниз», Я.Аким «Ёлка наряжается», Суриков «Зима».

Слушание П.И. Чайковского «Зима». Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи. Слушание «Зима» муз. В.Карасёвой, сл. Н. Френкель. Музыкально – ритмические движения «Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок…».

Рисование: «Снег идёт», «Следы на снегу», «Рябина», «Украсим шарик».

Лепка «Снежки», «Снеговик», «Ягоды для птичек», «Украсим ёлочку».

Участие в оформлении панно «Старичок – лесовичок» (сочетать в работе скатывание бумаги, комкание и рисование).

Взаимодействие с родителями: разучивание стихотворений с детьми о зиме, участие в подготовке и проведение Новогоднего праздника.

Март – май

Театрализованная игра «Заюшкина избушка».

Словесно – речевые игры: «Вот пришла весна», «Какие сосульки», «Кап – кап», «Что весной бывает», «Узнай и назови»,  «Что изменилось?».

Дидактические игры:  «Что сначала, что потом?»,  «Найди и покажи»,   «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка?»,  «Сколько ложек в луже?»,  «Большие – маленькие сосульки», лото «Весна»,  «Сложи картинку».

Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в весенний лес», «Кукла идёт гулять». «Кукла заболела».

Пальчиковые игры: «Весна», «Первые цветы», «Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае».

Дыхательные упражнения: «Одуванчик», «Плыви, кораблик».

Игры с водой: «Тонет – плавает», «Тёплый – холодный», «Как тают сосульки?».

Игры с песком: «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек»,

Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника, одеждой людей.

Подвижные игры: «Весёлый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеёк», «Птички, раз! Птички, два!».

Хороводные игры: «Вейся венок», «Колпачок».

Речевая подвижная игра «В гости к нам весна пришла».

Закличка «Солнышко» с движениями».

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу.

Чтение  художественной литературы: А. Плещеев « Сельская песенка», М, Полянский «Одуванчик», укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко – вёдрышко», закличка «Дождик», сказка «Заюшкина избушка».

Пение «Солнышко» муз. Н.Лукониной, слушание «Апрель» музыка П.И.Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф.Шопена. Музыкально – ритмические движения «Веснянка», «Полянка». Развлечение «Веснянка».

Рисование/ лепка: «Сосульки», «Ручеёк», «Травка зеленеет», «Одуванчики», участие в оформление панно «Старичок – лесовичок» (сочетать в работе скатывание бумаги, комкание и рисование).

Взаимодействие с родителями:1.Привлечь родителей к участию и проведению развлечения «Веснянка».

2.Изготовление информационного стенда для родителей.

3.Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Июнь – август

Игры с природным материалом (шишками, камешками, косточками и т.п.)

Театрализованные игры: «Теремок», «Колобок».

Сюжетно – ролевые игры: «Кукла идёт гулять», «Путешествие в летний лес», «Кукла Маша готовит салат», «Едем на дачу», «Едем отдыхать на речку».

Дидактические игры: «Одень куклу на прогулку», «Ковёр из листьев», «Что бывает летом?», «Лото», «Сложи картинку», «Найди цветок для бабочки», «С какого дерева листок?», «Сколько цветочков?».

Словесно - речевые игры: «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками?», «Принесла я вам цветок», «Кап – кап – кап».

Пальчиковые игры: «Лето», «Насекомые», «Бабушка – погодушка в июне, июле, августе».

Игры с водой: «Прозрачная – мутная», «Разноцветная водичка», «Достань камешек».

Игры с песком: «Я пеку, пеку, пеку», «Посыпалки», «Зоопарк из песка».

Наблюдения на прогулке за: деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Мы весёлые ребята», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору».

Хороводные игры: «Вейся венок», «Весёлый хоровод».

Речевые подвижные игры: «Летом», «Бабочка», «В лес с ребятами идём», «Два жука».

Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений.

Чтение художественной литературы: потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка»;

сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка»;

стихотворение А. Бродский «Солнечные зайчики»;

пение «Колокольчик» муз. И.Арсеева, сл. И.Черницкой;

 разучивание песен о лете;

развлечение «Здравствуй, лето!»;

слушание «Утро» муз. Г.Гриневича, сл.С. Прокофьевой, «Цветики» муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель;

музыкально – ритмические движения «Пляска с платочками», «Пляска с цветами».

Рисование/лепка: «Цветы», «Божья коровка», «Мухомор», «Украсим бабочке крылышки»,  участие в оформление панно «Старичок – лесовичок» (сочетание в работе скатывание бумаги, комкание и рисование).

Взаимодействие с родителями: изготовление атрибутов, костюмов к развлечению «Здравствуй, лето!»

3. Заключительный (май)

Определение результатов практической деятельности с детьми.

Список литературы:

1.Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО «АСТ»,1996.

2.Громова О.Н., Прокопенко Т.А. « Игры – забавы по развитию  мелкой моторики у детей»

3.Картушина М.Ю. « Праздники здоровья для детей 3- 4 лет»

4.Кислинская Т.А. « Гениальность на кончиках пальцев»

5.Тимофеева Е.А. « Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....