Квест – игра «Вода- источник жизни»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сычёва Оксана Александровна

 Квест – игра, направленный на формирование интереса к изучению окружающего мира; развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; формирование потребности в двигательной активности,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Квест – игра «Вода- источник жизни»

Программные задачи:

  • Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;
  • Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий детей, дать возможность применить на практике, раннее полученные знания о воде и её значении в жизни всего живого планеты Земля;
  • Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера; 
  • Продолжать развивать логическое мышление дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой природе и её состоянием;
  • Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;
  • Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.

Методы и приемы: Словесные: вопросы по теме, рассуждения. Наглядные: рассматривание. Практические: «квест-игра» экспериментальная деятельность «Фильтрация воды». Игровые: Д/у Капли в тучку собери и свойства воды назови» Игровое упражнение «Кому нужна вода?»

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: конверт - ракушка с письмом и план — картой №1, 1 конверт с частью план — карты №2 и один конверт частью план-карты №3 с объектами: «Лес», «Луг», «Река». Звуки воды: ручья, моря, шум воды из крана, дождя; магнитный мольберт, модель тучи, модель елки-1 шт., модель берез - 3 шт., декорация «Луг», пенек, модель реки, слайд - презентация «Пруд черепахи Тортилы» (грязный и чистый), запрещающие знаки - «Охраняйте воду» пластины- дощечки из набора «Строитель»

Раздаточный материал: модель капелек на каждого ребенка  со схематичным изображение свойств воды( на каждой капле одно свойство: не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании расширяется, отражает изображение) состояние: (твердое, жидкое, газообразное) Оборудование к экспериментальной деятельности : пластмассовые прозрачные стаканы, воронки, фильтры (фильтровальная бумага или марля с ватой), емкость с «носиком» в которой находится грязная вода с остатками пробкового материала, подносы.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Приключение Буратино», «Крошка Енот» Эксперименты с водой «Свойства воды» «Как растения пьют воду»».  Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий. Разучивание пальчиковой игры» Ехал грека через реку»

Ход НОД

В группе на потолке висит гелиевый шар с макетом игрушки- Буратино. К буратино прикреплен конверт. Звучит аудио-запись слов: «Привет, вам письмо от моей знакомой черепахи! Воспитатель, незаметно дергает за ниточку и конверт падает. Пока дети поднимают конверт и раскрывают его воспитатель убирает шар из группы.

Воспитатель читает письмо от черепахи Тортилы.

Здравствуйте ребята! Пишет вам хозяйка пруда- черепаха Тортила.

Совсем недавно у меня в пруду весело квакали лягушки — подружки, плавали рыбки - веселушки. По утрам распускались прекрасные кувшинки, звонко щелкали клювами цапли. Бобры строили свои хатки. Но пришла беда. Пруд стал очень грязным. Исчезли лягушки, а за ними и все остальные жители. Помогите, мне, пожалуйста, очистить пруд. Я очень надеюсь на вашу помощь!

Вы найдете мой пруд, если выполните все задания указанные в план карте. Вот ее первая часть.  За каждый правильный ответ вы будете получать следующую часть карты.

До скорой встречи!

Воспитатель достает часть карты с заданием и указанием дальнейшего маршрута

- Вы готовы отправиться на помощь черепахе Тортиле?

- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!

- Тогда в путь! (Дети выбирают проводника команды)

Проводник ведет детей к объекту, который указан на план- карте.

Объект №1 «Лес»

- Ребята, вот лес, да здесь, как и в городе есть знаки, но это не дорожные знаки, а знаки-символы друзей природы. Кто подскажет, что обозначает этот знак?     (индивидуальный ответ ребенка)

«Много леса- не губи!

Мало леса- береги,

Нет леса- посади!»

- Ой, ребята, что   это за звук?

- Все, как и Лера считают, что это льется ручеек?

- А это, что за звук? (активизация ответов детей)

- Я тоже, как и вы думаю, что это волны бьются о берег.

- Мне кажется, что-то   льется?

- Какие вы догадливые, верно это бежит вода из крана!

- Тише, ребята, что-то шумит!

- Почему, вы думаете, что это дождь? (ответы детей)

- Ребята, если мы все верно выполнили, то где-то рядом должен лежать конверт со следующим заданием. (Дети находят конверт, который прикреплен к стволу дерева.  В конверте часть карты с дальнейшим маршрутом)

Объект №2 «Луг»

- Ребята, здесь ещё 1 знак. Напомните, пожалуйста, о чем он нас предупреждает? (индивидуальный ответ ребенка)

«По лугу ходи- под ноги смотри!»

Игровое упражнение «Капли в тучку собери о воде нам расскажи»

Над лугом прошел дождь.

- Посмотрите, вот тучка. Каждый из вас возьмет капельку и назовет одно свойство или состояние воды, а помогут вам схемы - подсказки

Каждый ребенок берет п одной «капельке» со схематичным изображением одного свойства воды и рассказывают о нем.

Ответы детей: вода жидкая.

- Почему ты так думаешь?

- Кто думает по - другому? (Так каждый ребенок рассказывает об одном свойстве воды)

(Вода: жидкая, твердая, газообразная, прозрачная, без вкуса, без запаха, без цвета, не имеет формы, растворяет некоторые вещества, если в нее посмотреть отражает, расширяется при нагревании, при охлаждении сжимается)

- Как высчитаете, а с этим заданием мы справились?

- Давайте поищем следующую подсказку. (Ребята находят за пеньком коробку в ней часть карты с дальнейшим маршрутом)

- Ребята, нам надо поторапливаться, ведь черепаха ждет нашей помощи!

Объект №3 «Река»

- Посмотрите, на нашем пути река!

Упражнение «Живая вода»

- Ребята, давайте наберём из нашей реки полные пригоршни живой воды.

/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/

- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная.

Посмотрите в неё, улыбнитесь радостно и светло живой воде.

/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/

- А теперь умойте своё лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.

/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/

- У нас мокрые руки, стряхнём капельки воды с рук.

/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса

- Что же делать, как нам перебраться через речку? (Предполагаемые ответы детей, если дети затрудняются воспитатель предлагает построить мост)

- Мы сможем построить мост, если выполним задание и расскажем, кому нужна вода.

Игровое упражнение «Кому нужна вода?»

-За каждый правильный ответ мы сможем взять одну дощечку

(дети по очереди называют, кому в природе нужна вода,а один ребенок выкладывает дощечки через импровизированную речку )

- Ребята, а вот и пруд, посмотрите, какой он грязный! (на интерактивной доске дублируется грязный пруд)

Объект №4 «Грязный пруд»

Слайд №1

- Как вы считаете, кто мог загрязнить его? (ответы детей)

- Как можно очистить водоем? (Собрать весь крупный мусор)

- Если вам интересно узнать еще один способ очистки воды, предлагаю пройти в лабораторию!

Объект № 5 «Лаборатория»

Воспитатель обращает внимание на осанку детей

- Посмотрите перед вами стакан с водой

- Какая в нем вода?  (грязная, мутная, с мусором)

Хочу заметить, что эта вода из пруда, в котором живет Тортила.

- Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Тортиле и очистить воду её пруда.

- Предлагаю подготовить наши руки.

Пальчиковая игра

Ехал грека через реку, 
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!

Кто со мной вступает в драку?
Крикнул грек сердито раку. –
Кто ты, рыба или краб,
И за что за руку цап?

Засорили человеки
Все ручьи, пруды и реки:
Грязь от вас в реке и мрак… –
Так ответил греку рак.

Не мути в реке воды,
Чтобы не было беды!
(А. Усачёв)
- Ну вот, наши пальчики готовы.

Самостоятельная экспериментальная деятельность: фильтрация воды.

Ребята, как на ваш взгляд, смогли мы очистить воду?

- Я тоже, как и вы считаю, что вода стала чистой!

- Посмотрите, и жители пруда вместе с черепахой Тортилой тоже так считают!

Слайд №2 «Чистый пруд»

- Ребята, чего нельзя делать чтобы не загрязнять водоемы? (ответы детей)

- А вот и еще одно правило друзей природы!
«Чтобы не было беды,

Не мути в реке воды!»

Рефлексия

- Ребята, напомните, пожалуйста, наш маршрут! («Лес», «Луг», «Река»)

- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным?

- Как вы думаете, пригодятся нам эти знания?

В благодарность черепаха дарит детям «пруд - раскраску»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию...

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.

Программные задачи: ·          Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...

Квест – игра на тему «Вода - источник жизни»

Конспект НОД к программе "Разговор о здоровье.Начало."...

Игра – викторина на тему: «Вода – источник жизни»

Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни...

Экологический квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Вода – источник жизни на Земле".

Данный материал разработан для детей старшего дошкольного возраста. Игровые задания будут интересны детям, они построены в форме квест-игры. В ходе игры дети становятся следопытами, ищут волшебную вод...