Квест – игра на тему «Вода - источник жизни»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД к программе "Разговор о здоровье.Начало."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_panova.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 430»

КОНСПЕКТ   НОД

к программе «Разговор о здоровье: начало»

(модуль II «Мир природы»)

  • старшей группе общеразвивающей направленности

Форма проведения: квест – игра  на тему «Вода - источник жизни»

                                                               Воспитатель: Панова Н.Ю.

                                                               Инструктор по физ. культуре Кузнецова С.А.

Программные задачи:

  • Способствовать формированию у детей представлений о роли воды в природе и жизни человека.
  • Прививать навыки грамотного поведения в быту (учить экономно использовать воду, беречь чистую воду, понимать необходимость отношения к воде как к важному природному ресурсу).
  • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о фильтрации.

  • Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий детей, дать возможность применить на практике ранее полученные знания о воде и еѐ значении в жизни всего живого планеты Земля;

  • Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы на вопросы поискового характера;

  • Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;

  • Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, как одному из факторов сохранения здоровья.

Методы и приемы: Словесные: вопросы по теме, рассуждения.  Наглядные:  рассматривание. Практические:  «квест- игра», экспериментальная деятельность «Фильтрация воды». Игровые: Д/у « Капли в тучку собери и свойства воды назови» Игровое упражнение « Кому нужна вода?» Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:  конверт - ракушка с письмом и план — картой № 1, 2 конверта  со 2 и 3 частью плана — карты. Аудиозаписи звуков  воды: ручья, моря, шум воды из крана, дождя, голоса Буратино; магнитный мольберт, модель тучи, модель елки-1 шт.,  кусок голубой ткани для изображения реки, слайд - презентация «Пруд черепахи Тортилы» (грязный и чистый), запрещающие знаки - «Охраняйте воду»,  пластины для постройки моста через речку.

Раздаточный материал: модель капелек на каждого ребенка со схематичным изображение свойств воды (на каждой капле одно свойство: не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании расширяется, отражает изображение) состояние: (твердое, жидкое, газообразное) Оборудование к экспериментальной деятельности: пластмассовые прозрачные стаканы, воронки, фильтры (фильтровальная бумага или марля с ватой), емкость с «носиком» в которой находится грязная вода с остатками пробкового материала, подносы.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Приключение Буратино», «Крошка Енот» Эксперименты с водой «Свойства воды» «Как растения пьют воду».  Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий, просмотр видеофильмов и презентаций на тему «Кому нужна вода?»,  разучивание пальчиковой игры « Ехал грека через реку»

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

(Звучит музыка, привлекающая внимание детей).

Воспитатель:   Ребята, мне кажется, что происходит что-то не совсем обычное, Посмотрите, что это?

В группе на потолке висит гелиевый шар с макетом игрушки - Буратино. К Буратино прикреплен конверт. Звучит аудио - запись слов: «Привет, вам письмо от моей знакомой черепахи! Воспитатель, незаметно дергает за ниточку и конверт падает. Пока дети поднимают конверт и раскрывают его, воспитатель убирает шар из группы.

Воспитатель читает письмо от черепахи Тортилы.

Здравствуйте ребята! Пишет вам хозяйка пруда - черепаха Тортила. Совсем недавно у меня в пруду весело квакали подружкилягушки, плавали рыбки веселушки. По утрам распускались прекрасные кувшинки, звонко щелкали клювами цапли. Бобры строили свои хатки. Но пришла беда. Пруд стал очень грязным. Исчезли лягушки, а за ними и все остальные жители. Помогите, мне, пожалуйста, очистить пруд. Я очень надеюсь на вашу помощь!

Вы найдете мой пруд, если выполните все задания указанные в план карте. Вот ее первая часть. За каждый правильный ответ вы будете получать следующую часть карты.   До скорой встречи!

Воспитатель достает часть карты с заданием и указанием дальнейшего маршрута

- Вы готовы отправиться на помощь черепахе Тортиле? – Я не сомневалась в вашей отзывчивости!  А как вы думаете - что нам поможет выполнить все задания? (Дружба, смекалка, помощь друг другу, хорошее настроение)

- А у вас хорошее настроение? Я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику, которая поможет нам сосредоточиться и сделает наше настроение еще лучше:

 Сделайте глубокий вдох, выдох.

 Вдохните здоровье, выдохните болезни!

 Вдохните добро, выдохните неприятности!

 Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

 Нам легко и приятно.

- А теперь -  в путь! (Дети выбирают проводника команды)

Проводник ведет детей к объекту, который указан на план- карте (например к елке и пенечку, на котором -  хозяин экологической тропы – Дед Знай)

Объект №1 Игровое упражнение «Для чего нужна вода?»

Дед Знай – Здравствуйте, ребята, давно я вас поджидаю, знаю, что собрались вы помочь моей знакомой черепахе Тортилле. Только  чтобы добраться до нее, вы должны выполнить задания,  проявить ум и смекалку.  Готовы? Тогда я предлагаю вам отгадать загадку:         

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …

Дети: Воды.

Воспитатель: Дед Знай, наши ребята уже очень много знают о воде и для чего она нужна. Сейчас мы тебе расскажем. Я предлагаю поиграть в игру «Для чего нужна вода?». Ребята, я предлагаю вам выбрать те картинки, на которых  показано, кому и зачем нужна вода и рассказать, почему без воды жить никак нельзя.

    Ответы детей: Мы утром умываемся и чистим зубы. Для этого нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не наведешь порядок в доме. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.     Рыбы, растения, животные, всё живое не могут жить без воды.

Воспитатель: Правильно, ребята! Человек не может жить без воды и людям воды  требуется очень много. Без воды не сделаешь самых простых дел, воду ни чем не заменишь. И людям, и животным, и растениям нужна вода.

Дед Знай : А любая вода нужна для жизни?

Дети: Нет! Вода для жизни нужна чистая.

Дед Знай: Правильно, ведь от  грязной воды страдает все живое, засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают рыбы и птицы, болеют люди и звери. Вода для нас – источник жизни и от её качества зависит наше здоровье.

 Воспитатель: Дед Знай, дети правильно выполнили все задания, может ты поможешь нам отыскать второй конверт (Дети находят конверт, который прикреплен к ветке елки. В конверте часть карты с дальнейшим маршрутом)

Объект №2 «Расскажи, что ты знаешь про воду»

- Ребята, здесь ещѐ один  знак. Подумайте, пожалуйста, что он нам подсказывает?

 (индивидуальный ответ ребенка)

Игровое упражнение « Капли в тучку собери о воде нам расскажи» 

  • Посмотрите, вот тучка. Каждый из вас возьмет капельку и назовет одно свойство или состояние воды, а помогут вам схемы  подсказки   (Каждый ребенок берет по одной «капельке» со схематичным изображением одного свойства воды и рассказывают о нем.

Ответы детей: вода жидкая.

  • Почему ты так думаешь?

  • Кто думает по - другому? (Так каждый ребенок рассказывает об одном свойстве воды)

( Вода: жидкая, твердая, газообразная, прозрачная, без вкуса, без запаха, без цвета, не имеет формы, растворяет некоторые вещества, если в нее посмотреть отражает, расширяется при нагревании, при охлаждении сжимается)

  • Как высчитаете, а с этим заданием мы справились?

  • Давайте поищем следующую подсказку. ( Ребята находят за тучкой коробку в ней часть карты с дальнейшим маршрутом)
  • Ребята, нам надо поторапливаться, ведь черепаха ждет нашей помощи!

Объект №3 «Река»

  • Посмотрите, на нашем пути река!

Упражнение «Живая вода»

  • Ребята, давайте наберѐм из нашей реки полные пригоршни живой воды.

        

/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/

  • Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная. Посмотрите в неѐ, улыбнитесь радостно и светло живой воде.

/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/

  • А теперь умойте своѐ лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.

/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/

  • У нас мокрые руки, стряхнѐм капельки воды с рук.

/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса 

  • Что же делать, как нам перебраться через речку? ( Предполагаемые ответы детей, если дети затрудняются , воспитатель предлагает построить мост)

Игровое упражнение на развитие коммуникативных  навыков «Строим мост»

  • Мы сможем построить мост, если будем  дружными и действовать сообща. Вот здесь дощечки для мостика. Нам надо встать цепочкой и  передавать дощечки друг другу, а наш проводник построит мост. По мосту можно пройти, только взявшись за руки.

-За каждый правильный ответ мы сможем взять одну дощечку

( дети по очереди передают дощечки, а один ребенок выкладывает их через импровизированную речку, затем все переходят по ним, взявшись за руки )

  • Ребята, а вот и пруд, посмотрите, какой он грязный! ( на интерактивной доске дублируется грязный пруд)

Объект №4 «Грязный пруд» Слайд №1

  • Как вы считаете, кто мог загрязнить его? ( ответы детей)
  • Как можно очистить водоем? (Собрать весь крупный мусор)

  • Если вам интересно узнать еще один способ очистки воды, предлагаю пройти в лабораторию !

Объект № 5 «Лаборатория»

Воспитатель обращает внимание на осанку детей

  • Посмотрите перед вами стакан с водой

  • Какая в нем вода?  (грязная, мутная, с мусором)

Хочу заметить, что эта вода из пруда, в котором живет Тортилла.

  • Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Тортилле  и очистить воду еѐ пруда. Чтобы выполнить эту работу, предлагаю немного подготовиться, а поможет нам в этом Светлана Анатольевна.

Инструктор по физической культуре

  • Предлагаю подготовить наши руки.

Пальчиковая игра

Ехал грека через реку,

Видит грека: в реке  рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку грека  цап!

Кто со мной вступает в драку? Крикнул грек сердито раку.

 Кто ты, рыба или краб, 

И за что за руку цап?

Засорили человеки

Все ручьи, пруды и реки:

Грязь от вас в реке и мрак

Так ответил греку рак.

Не мути в реке воды,

Чтобы не было беды!

(А. Усачѐв)

  • Ну вот, наши пальчики готовы.

Самостоятельная экспериментальная деятельность: фильтрация воды. Ребята, как на ваш взгляд, смогли мы очистить воду?

  • Я тоже, как и вы считаю, что вода стала чистой!

Слайд № 2 «Чистый пруд»

  • Посмотрите, и жители пруда вместе с черепахой Тортилой тоже так считают! Они радуются чистой воде, ведь теперь в пруду есть все для жизни. Давайте покажем, как радуются чистой и прозрачной воде все водные обитатели. (дети вместе с инструктором по физической культуре выполняют комплекс игровых упражнений)

Рефлексия

  • Вот и закончился наш маршрут, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя ты обернись, в детсаду ты окажись».
  • Вот и опять мы в своем родном детском садике. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

  • Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Ребята, чего нельзя делать чтобы не загрязнять водоемы? ( ответы детей)

  • Как вы думаете,  пригодятся нам эти знания?
  • А какое правило друзей природы вы запомнили?

Дети хором:  «Чтобы не было беды,

                         Не мути в реке воды



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект на тему: "Вода - источник жизни" в старшей группе

Конспект по экологическому воспитанию....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»

Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов характер...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Вода – источник жизни»

Цель: Познакомить с гидроресурсами области, флорой и фауной водоемов; развивать интерес к изучению живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к воде и природе в целом.Оборудование:- чучел...

Конспект совместного занятия по теме "Вода-источник жизни"

Методическая разработка для средней и старшей группы...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»

«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование перви...

Игра – викторина на тему: «Вода – источник жизни»

Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни...