«Бумажная страна»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

«Бумажная страна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог : Чернова Елена Алексеевна;

Образовательная область: познание, коммуникация;

Возрастная группа: средняя группа;

Тема  НОД : «Бумажная страна»

Концептуальные основы занятия:

  1. Цель:

Создать условия для формирования у детей знаний о свойствах бумаги.

  1. Программные задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная – непрочная). Уточнить знания о назначении и использовании бумаги в жизни человека.

Развивающие:

Заинтересовать детей работой с бумагой. Развивать мышление, мелкую моторику кистей детей. Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная, непрочная, толстая, тонкая.

Воспитательные:

Воспитывать внимательное и заботливое отношение к деревьям. Побуждать интерес к познанию.

  1. Предварительная работа:

Знакомство с предшественниками бумаги: камень, глина, береста, пергамент («Путешествие в прошлое бумаги»). Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги. Изготовление поделок из бумаги: «Закладка, книжка».

  1. Оборудование:

Кукла «Бумажная фея», выполненная из разнообразных видов бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная бумага, ватман, картон, конфетные фантики), 10 альбомов для рисования, емкость с водой, полотенце, предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка – маска), оборудование для конструирования из бумаги.


Организационный момент

  1. Проблемной ситуацией для мотивированного участия детей является сюрпризный момент с появлением Бумажной Феи (Фея Бумага).
  2. Упражнение для организации внимания детей. Д/упр «Из каких видов бумаги выполнен костюм Феи»
  3. Игровая ситуация для реализации цели и задач. Д/упр «Что бывает из бумаги?»
  4. Методы организации деятельности детей на начальном этапе занятия для настроя на предстоящую деятельность: сюрпризный момент, постановка проблемы, игровое упражнение, вопросы.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к игровому персонажу.
Дети присаживаются, здороваются с феей.

Дети: - Из бумаги.

Дети называют предметы, сделанные из бумаги.

Воспитатель организует пространство детей, максимально приближая его к пространству «круглого стола», приглашая к равному участию в игровой ситуации на ковре.

В-ль:
- Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях!(Показ куклы) Это Фея Бумага из бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги: и дома, и одежда, и транспорт и все- все –все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже сама она сделана… из чего?

Из бумаги, а из какой именно бумаги, можете назвать? Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги. В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?

Д/у «Что бывает из бумаги»

В-ль поощряет ответы детей

Основная часть

Повторение ранее рассматриваемого материала:

Д/у «Принеси бумажный предмет»

Показ нового материала:

Опыты: «Сминание бумаги», «Разрывание бумаги», «Опыт с водой и бумагой»

Беседы о бумаге.
Конструирование: «Цветные шарики», «Венок».

Основные методы: д/упр, вопросы, опыты, беседа, конструирование.

Способ снижения утомляемости и напряжения детей: динамическая пауза «Бумажные фантики», дыхательная гимнастика «Подуй на шарик».

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети слушают задание

Находят в групповой комнате бумажные предметы и приносят их воспитателю, называя предмет и употребляя  прилагательное «бумажный»

Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы.

- Все не может быть из бумаги

- Не может быть бумажных домов

- Одежду не делают из бумаги

- Потому что бумага – непрочный материал

В-ль: -Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, т.е. предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
Д/упр «Принеси бумажный предмет»

(В-ль просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив для этого прилагательное «бумажный»).

В-ль поощряет детей.

В-ль: - А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? Транспорт?

Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой (настраивает на новый вид деятельности), переход к работе за столом.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети сминают бумагу, затем пробуют смять стол.

Дети: - Нет

Делают выводы, что дерево прочное, а бумага – непрочная.

Дети разрывают бумагу.

Дети:- Да

Дети:- Не получилось, потому что ткань прочная. Она прочнее бумаги. Делают вывод что ткань прочнее бумаги.

Дети кладут салфетки, ватман и тетрадный лист в воду, через некоторое время достают салфетки – они размокли, порвались. Делают вывод, что бумага боится воды, бумажные предметы портятся от встречи с водой.

Дети рассказывают о том какую бумагу легко смять и разорвать, а какую трудно. Делают вывод, что бумага бывает толстая и тонкая.

Опыт «Сминание бумаги»

В-ль: - Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделат стол – прочное, п бумага – непрочная.

Опыт «Разрывание бумаги»

В-ль: - Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.

«Опыт с водой и бумагой»

В-ль: - Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло? Они порвались.

Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия.

В-ль: - А сейчас сделаем вывод – бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.
В-ль: - Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую трудно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали. А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать, а толстую бумагу – труднее смять и разорвать.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети:- Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели,

А детки – сладкоежки

Конфеты дружно съели.

(Дети сидят на корточках в кругу, держат фантики, имитируют поедание конфет)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем
И в коробку отнесем

(Складывают фантики в коробку)

Дети слушают рассказ о том, как важно беречь бумагу, высказывают свои предложения, приводят примеры.

Предупреждая переутомление детей, воспитатель использует динамическую паузу.

Динамическая пауза «Бумажные фантики»

Воспитатель ориентирует детей на беседу.

Беседа о бумаге.

В-ль: - Бумажная фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования, (показ) нужно срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев


Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.

Дети дуют на бумажные комочки, наблюдают за их движением, в зависимости от силы, с которой на них дуют, повторяют за воспитателем стихотворение.

Дети скручивают из салфетки зеленого цвета жгутик и наклеивают на него скатанные из салфеток разного цвета шарики, затем любуются веночком и дарят его фее.

В-ль: - Ребята, давайте смастерим подарок для бумажной феи. Мы подарим ей бумажный веночек. Сначала сделаем цветные шарики.

Конструирование «Цветные шарики»

Берем салфетки и снимаем их в комочки округлой формы (показ).

Дыхательная гимнастика

Воспитатель предлагает детям подуть на бумажные комочки, понаблюдать за их движением, в зависимости от силы, с которой на них дуют.

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько,

На комочек дуй сильнее –

Побежит он веселее.

В-ль: - Скручиваем из салфетки зеленого цвета длинный жгутик, затем наклеиваем на него скатанные из салфеток разного цвета шарики (цветочки). В-ль помогает детям свернуть жгутик в колечко и закрепить (склеить).

- Давайте полюбуемся нашими веночками.

- Фея, бумага, прими от нас в подарок эти веночки.

Фея благодарит детей


Заключительная часть занятия

Формы и методы по закреплению полученных знаний:

  • Завершение опыта с водой и бумагой;
  • Д/и «Бывает – не бывает»;
  • Оценка деятельности детей игровым персонажем;
  • Прощание с феей, угощение детей;

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети наблюдают за бумагой, оставшейся в воде: картон, тетрадный лист. Делают вывод что бумага в воде размокла и использовать ее теперь нельзя.

Дети отвечают, бывает или не бывает, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги. Дети благодарят фею и прощаются с ней.

В-ль: -Наша встреча с Бумажной феей подходит к концу. Взгляните на нашу бумагу в воде, что с ней произошло? Можно ее еще использовать?

На прощание поиграем.

Д/и «Бывает – не бывает»

В-ль называет предмет с прилагательным «бумажный»: бумажная книга, бумажный стол, бумажный кораблик, бумажное полотенце, бумажная обувь, бумажное пальто, бумажная газета.

Бумажная фея хвалит детей за их ответы, всем раздает подарки и прощаются с детьми.

В-ль: - Дети, давайте попрощаемся с бумажной феей.

В-ль заканчивает организованную деятельность детей, обеспечивает переход к другому режимному моменту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие в бумажную страну

занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами бумаги...

конспект интегрированной НОД в старшей группе "Бумажная страна"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников. Интергация образовательных областей "«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»....

Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".

развитие воссоздающего и творческого воображения....

Конспект коррекционно - развивающего заняти в подготовительной группе "Путешествие в Бумажную страну"

Конспект занятия "Путешествие в Бумажную страну" для детей подготовительной группы.Цель занятия- подготовка детей к школе...

Конспект занятия и презентация "Бумажная страна"

Конспект занятия создан для детей подготовительной группы. Благодаря презентации дети не только услышат, но и увидят, как изготавливают бумагу....

Путешествие в бумажную страну

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой во второй младшей группе "Путешествие в бумажную страну"...

Тема: «Путешествие в бумажную страну»

1) Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.  Познакомить детей с историей бумаги , сформировать знания о производстве бума...