Экологическое воспитание в ДОУ
консультация по окружающему миру
«Экологическое воспитание в ДОУ»
Уразбаева Г.З.,
Учитель-логопед МДОБУ ЦРР – детский сад «Аленушка»
«Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите. . .»
М.Дубин
Человеческая деятельность в последние годы наносит все больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование ее ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень .Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладывается в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу , чтобы привить им какие – то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – все это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Любовь детей к природе начинается с осмысления ее ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и рождается бережное , ответственное отношение к окружающей среде.
На современном этапе экологическое воспитание стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях. В каждой основной образовательной программе дошкольного образования включены пункты по экологическому воспитанию дошкольников. Следует учесть, что в федеральном государственном стандарте дошкольного образования не отведено место специально экологическому воспитанию, но оно входит в содержательный раздел программы - образовательная область «Познавательное развитие» в части «Ознакомление с миром природы», где основными задачами являются не только ознакомление с природой и природными явлениями, но и формирование элементарных экологических представлений. Формирования того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды, воспитания умения правильно вести себя в природе.
Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.
Например, иногда педагоги в детском саду идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологические». Чем же обусловлена такая ситуация?
Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским ученым, экологом Барри Коммонером:
- все связано со всем;
- всё куда-нибудь девается;
-всё что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром);
- природа знает лучше.
Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Например, как это выглядит на практике в детском саду? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.д.
Не секрет, что экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребёнка.
С введением ФГОС дошкольного образования возросло внимание к деятельностному подходу. В каждой ступени образования выделяются ведущие способы деятельности. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике работы детского сада широкое распространение получили экологические игры, где педагоги формируют у детей не только экологические понятия, но и развивают память, логическое мышление, речь. Наряду с игрой в ФГОС ДО определены и другие виды деятельности: познавательная, исследовательская, продуктивная, коммуникативная. Каждый из названных видов деятельности дошкольника может и должен быть введён в структуру экологического образования.
Но мне хочется отметить роль экологического образования в речевом развитии детей дошкольного возраста. Поэтому особенностью организации работы является интеграция образовательных областей и активизация детей в различных видах деятельности.
Использование методов и приёмов в зависимости возраста и особенности мышления ребёнка. Это и наблюдение с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца («кружатся листья», «падают снежинки», «ходит котик, лисичка» и др.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Ключевое значение имеет практическая деятельность детей в природе. Именно в активной деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы, обобщения. Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причём наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Наши учителя- логопеды и воспитатели используют пособия Т.А.Ткаченко «Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет» и Н.В.Нищевой «Развивающие сказки» где дана модель интегрированной работы с детьми по развитию речи и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Необычный проблемный сюжет картин стимулирует ребёнка в процессе беседы, игры, развитию логического мышления, фантазии и экологических понятий.
Неотъемлемой частью работы педагогов ДОУ является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам экологического воспитания – это и совместные мероприятия детей и родителей, организация выставок работ из природного материала, выставка экологических плакатов, проведение родительских собраний с участием общественности города. Заинтересовывать ребенка родители могут самыми разнообразными способами . Например , выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребенок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. Но самое главное в процессе формирования экологических ценностей, чтобы каждый понял: «Ты пришёл в гости в природу – не делай ничего, что бы счёл неприличным сделать в гостях» (Д.Л.Арманд)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание в ДОУ»
Уразбаева Г.З.,
Учитель-логопед МДОБУ ЦРР – детский сад «Аленушка»
«Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите. . .»
М.Дубин
Человеческая деятельность в последние годы наносит все больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование ее ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень .Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладывается в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу , чтобы привить им какие – то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – все это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Любовь детей к природе начинается с осмысления ее ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и рождается бережное , ответственное отношение к окружающей среде.
На современном этапе экологическое воспитание стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях. В каждой основной образовательной программе дошкольного образования включены пункты по экологическому воспитанию дошкольников. Следует учесть, что в федеральном государственном стандарте дошкольного образования не отведено место специально экологическому воспитанию, но оно входит в содержательный раздел программы - образовательная область «Познавательное развитие» в части «Ознакомление с миром природы», где основными задачами являются не только ознакомление с природой и природными явлениями, но и формирование элементарных экологических представлений. Формирования того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды, воспитания умения правильно вести себя в природе.
Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.
Например, иногда педагоги в детском саду идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологические». Чем же обусловлена такая ситуация?
Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским ученым, экологом Барри Коммонером:
- все связано со всем;
- всё куда-нибудь девается;
-всё что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром);
- природа знает лучше.
Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Например, как это выглядит на практике в детском саду? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.д.
Не секрет, что экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребёнка.
С введением ФГОС дошкольного образования возросло внимание к деятельностному подходу. В каждой ступени образования выделяются ведущие способы деятельности. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике работы детского сада широкое распространение получили экологические игры, где педагоги формируют у детей не только экологические понятия, но и развивают память, логическое мышление, речь. Наряду с игрой в ФГОС ДО определены и другие виды деятельности: познавательная, исследовательская, продуктивная, коммуникативная. Каждый из названных видов деятельности дошкольника может и должен быть введён в структуру экологического образования.
Но мне хочется отметить роль экологического образования в речевом развитии детей дошкольного возраста. Поэтому особенностью организации работы является интеграция образовательных областей и активизация детей в различных видах деятельности.
Использование методов и приёмов в зависимости возраста и особенности мышления ребёнка. Это и наблюдение с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца («кружатся листья», «падают снежинки», «ходит котик, лисичка» и др.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Ключевое значение имеет практическая деятельность детей в природе. Именно в активной деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы, обобщения. Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причём наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Наши учителя- логопеды и воспитатели используют пособия Т.А.Ткаченко «Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет» и Н.В.Нищевой «Развивающие сказки» где дана модель интегрированной работы с детьми по развитию речи и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Необычный проблемный сюжет картин стимулирует ребёнка в процессе беседы, игры, развитию логического мышления, фантазии и экологических понятий.
Неотъемлемой частью работы педагогов ДОУ является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам экологического воспитания – это и совместные мероприятия детей и родителей, организация выставок работ из природного материала, выставка экологических плакатов, проведение родительских собраний с участием общественности города. Заинтересовывать ребенка родители могут самыми разнообразными способами . Например , выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребенок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. Но самое главное в процессе формирования экологических ценностей, чтобы каждый понял: «Ты пришёл в гости в природу – не делай ничего, что бы счёл неприличным сделать в гостях» (Д.Л.Арманд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
