Презентация опыта работы "Организация проектно- исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания" .
презентация по окружающему миру
Краткое описание опыта работы "Организация проектно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания" в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez._opyta_raboty_1.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Китайская пословица гласит: « Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню , дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Актуальность темы В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней.
Цель работы: Формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
МБДОУ ДС № 4 56 Комитет по делам образования г.Челябинска Взаимодействие с социальными институтами УМКУ ЦОДОО Структурное подразделение Тракторозаводского района Центр детский экологический г.Челябинска Детская библиотека №4 Челябинский государственный краеведческий музей ЧГПУ Факультет естественно-технологический Кафедра ботаники, экологии и методики обучения биологии
Образовательные программы, используемые в учебно-воспитательном процессе Образовательная деятельность по экологическому воспитанию реализуется посредством освоения образовательных областей основной образовательной программы МБДОУ ДС №456 «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», с учётом программы Николаевой С.Н. «Юный эколог»: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Новизна опыта В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Проектно-исследовательский метод работы с детьми, позволяет заинтересовать воспитанников, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а так же имеет возможность усложнения.
Принципы организации проектно-экспериментальной деятельности Принцип учёта возрастных особенностей детей Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой.
Этапы освоения проектных действий Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей) Определение взрослым цели проекта, его мотивация Привлечение детей к участию в планировании деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата
Направления работы воспитателя: экологизация видов деятельности дошкольников в группах; выполнение заданий: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки; выполнение отдельных экологических проектов; создание условий для экологического образования в группе: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала и т.д.; подбор растений и уход за ними (совместно с детьми); работа с родителями ; проведение мониторинга; участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.
Блоки реализации проектно-исследовательской деятельности СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФОРМЕ НОД Взрослый всегда инициатор активности детей: он ставит перед ними задачи, задает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных задач, педагог варьирует конкретные материалы, опираясь в их отборе на склонности детей СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ Воспитатель вовлекает детей в деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею, либо подключается к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход изнутри, как равный партнер. Сюда включаются разнообразные формы активности - чтение книг и беседы о прочитанном, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций к книгам и репродукций, совместная со взрослым сюжетная игра, рисование, лепка… САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивает возможности саморазвития ребенка. Функция воспитателя в этом блоке - создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую ребенку выбор активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер.
«Мой город» «Волшебный росток» «Наш веселый огород» «Осень» «Птицы», «Транспорт» «Здоровей-ка» «Южный Урал» «Моя семья» «Моя семья» «Без мусора» Реализуемые проекты
НОД с элементами экспериментирования: Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса; Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи); Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления; Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий; Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы; Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Формы работы Занятия Экологическая тропа Беседы познавательно- эвристического характера Акции добрых дел Знаково-изобразительные средства Кружковая деятельность Прослушивание аудиозаписей Конкурсы Дидактические и развивающие игры, упражнения Праздники, развлечения, вечера досуга Сюжетно-ролевые игры Театрализованная деятельность Эксперименты и опыты Дни открытых дверей Рассматривание картин Экскурсии и целевые прогулки Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы Работа в уголках природы
Алгоритм организации детского экспериментирования Видеть и выделять проблему. Принимать и ставить цель. Решать проблемы. Анализировать объект или явление. Выделить существенные признаки и связи. Сопоставлять различные факторы. Выдвигать гипотезы, предложения. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Осуществлять эксперимент. Делать вывод.
Формы фиксации опытов и экспериментов. Календарь погоды. Дневник наблюдений. Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении). Сравнение с уже известными детям объектами. Изучение взаимообратных процессов. Включение в сюжетно-ролевые игры. Картинки, фотографии, схематические зарисовки. Отдельные буквы и слова. Циферблаты. Схематическое зарисовывание . Использование условных знаков. Планы-схемы. Подсчет количества объектов. Рисунки-прогнозы. Запись воспитателя.
Создание экологической развивающей среды Зона коллекций : предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам; Зона экспериментирования : создана в группе для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований; Огород на окне : создан для наблюдений за ростом растений: Центр воды и песка : предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук; Центр науки : предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений. Кроме этого в группе действует уголок природы , для закрепления знаний широко используются дидактические игры.
Результативность В результате проделанной проектно-исследовательской работы, дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»
Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...
Проектно-исследовательская деятельность в процессе экологического воспитания.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Метод проек...
Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности в процессе ручного труда
Статья посвящена значению проектной деятельности в развитии творческого воображения дошкольников. О возможности применения проектов в процессе обучения детей ручному труду. Содержаться рекоменда...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников».
Методическая разработка....
Презентация "Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников"
Экологическое воспитание - процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход....
Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...
Проектно-исследовательская деятельность в процессе экологического воспитания.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранн...