Самообразование «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
проект по окружающему миру (средняя группа)
В дошкольном возрасте дети живо интересуются объектами окружающей их среды, и с интересом исследуют их свойства и качества. Первое вещество, с которым знакомится ребенок - это вода. Она источник жизни. Мы не можем прожить без воды. Запасы пресной воды потенциально велики. Однако в любом районе мира они могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – глобальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность детей, нашего будущего поколения, бережное отношение к природе – залог выживания человечества на нашей планете. Поэтому очень важно научить детей бережному отношению к воде.
Актуальность данной проблемы и послужила основанием для выбора темы моей квалификационной работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:«Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Дошкольное детство — это уникальное время. Дети открывают для себя окружающий мир, смотрят на него с удивлением и восторгом. Познавательная направленность, помогающая им адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности, постепенно перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях. Постоянное стремление наблюдать и исследовать, искать новые сведения об окружающем - важнейшие черты детского поведения.
Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. На сегодняшний день слова великого китайского философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.
В дошкольном возрасте дети живо интересуются объектами окружающей их среды, и с интересом исследуют их свойства и качества. Первое вещество, с которым знакомится ребенок - это вода. Она источник жизни. Мы не можем прожить без воды. Запасы пресной воды потенциально велики. Однако в любом районе мира они могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – глобальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность детей, нашего будущего поколения, бережное отношение к природе – залог выживания человечества на нашей планете. Поэтому очень важно научить детей бережному отношению к воде.
Актуальность данной проблемы и послужила основанием для выбора темы моей квалификационной работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Цель работы – выявить условия, обусловливающие экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов. Под условиями определяем не только совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность педагогической деятельности, но и как среду, в которой протекает данный процесс.
В соответствии с проблемой и целью работы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста; раскрыть понятие, содержание и структуру метода проекта в ДОУ.
2. Создать модель экологического проекта «Наш друг - Капелька» для детей 5-6 лет, которую хочу представить вашему вниманию.
Проект долгосрочный, групповой, исследовательско–творческий.
Руководители проекта: педагоги группы
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы и их родители, музыкальный руководитель, работники пищеблока и прачечной, помощник воспитателя.
Цель проекта - расширение знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья человека. Формирование экологической культуры.
Для достижения цели сформулированы задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах и состояниях воды в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
2. Активизировать природоведческий словарь ребёнка;
3. Формировать у детей осознанные представления о необходимости заботиться о своём здоровье;
4. Стимулировать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
5. Воспитывать бережное отношения к воде;
6. Привлекать родителей к участию в проектной деятельности.
Краткое содержание проекта:
В рамках биологической экологии:
• Накопление информационной базы о природном объекте - воде, ее свойствах и признаках в ходе образовательного процесса.
• Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой в ходе наблюдений и экологических игр.
• Систематизация знаний о воде в процессе наблюдений и экспериментирования.
В рамках социальной экологии:
• Расширение представлений о значении воды в жизни человека, об использовании воды и водных ресурсов.
• Изучение влияния деятельности человека на водные ресурсы и природу
• Анализ поведения человека в природе.
• Воспитание бережного отношения к объектам природы (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т.п.)
В рамках прикладной экологии:
• Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
• Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Для осуществления проектной деятельности подобрана соответствующая методическая литература; чтобы работа проводилась в системе, составлен перспективный план деятельности, а также список необходимого оборудования
В реализации проекта планируются следующие формы деятельности.
- Организованная образовательная деятельность
- Познавательный цикл экологических бесед
- Наблюдения (на прогулке, за трудом взрослых)
- Поисковая деятельность (опыты, эксперименты)
- экскурсии
- Художественное творчество
- Музыкальная деятельность
- Игровая деятельность (игры с водой, сюжетные игры, игры-инсценировки)
Большая роль в осуществлении поставленных задач отведена непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей, разные ее виды - типовые, комплексные, интегрированные. Накопить информационную базу помогают и беседы.
Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Опытно - экспериментальная деятельность позволит удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Для работы над проектом подобраны презентации по теме видеофильмы, литературные произведения и музыкальные, подобран материал и для игровой деятельности.
Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей является тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для родителей разработаны консультации, буклеты и памятки: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Результатом этой работы могут служить интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе, например, изготавливали цветные льдинки.
Реализация проекта «Наш друг – Капелька» предполагает получение следующих результатов:
• повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников;
• осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);
• гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
• развитие у детей устойчивого интереса к объекту окружающего мира — воде;
• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
• успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;
• пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;
• вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• оптимизация использования технических средств обучения.
В ходе организованной таким образом работы дети научатся вычленять и описывать признаки воды, преобразовывать их, видеть взаимодействие признаков при преобразовании, выводить закономерности на основе замеченных проявлений. У детей появятся навыки исследовательской деятельности, как доказательство целесообразность использования метода проектов в дошкольном образовании.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...
Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

Программа по самообразованию воспитателя на 2019-2020гг. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности,позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практически...
