Самообразование «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Москвина Наталья Вильгельмовна

      В дошкольном возрасте дети живо интересуются объектами окружающей их среды, и с интересом исследуют их свойства и качества. Первое вещество, с которым знакомится ребенок - это вода. Она источник жизни. Мы не можем прожить без воды. Запасы пресной воды потенциально велики. Однако в любом районе мира они могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – глобальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность детей, нашего будущего поколения, бережное отношение к природе –  залог выживания человечества на нашей планете. Поэтому очень важно научить детей бережному отношению к воде.

 Актуальность данной проблемы и послужила основанием для выбора темы моей квалификационной работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:«Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Дошкольное детство — это уникальное время. Дети открывают для себя окружающий мир, смотрят на него с удивлением и восторгом. Познавательная направленность, помогающая им адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности, постепенно перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях. Постоянное стремление наблюдать и исследовать, искать новые сведения об окружающем - важнейшие черты детского поведения.

Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. На сегодняшний день слова великого китайского философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.

В дошкольном возрасте дети живо интересуются объектами окружающей их среды, и с интересом исследуют их свойства и качества. Первое вещество, с которым знакомится ребенок - это вода. Она источник жизни. Мы не можем прожить без воды. Запасы пресной воды потенциально велики. Однако в любом районе мира они могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – глобальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность детей, нашего будущего поколения, бережное отношение к природе –  залог выживания человечества на нашей планете. Поэтому очень важно научить детей бережному отношению к воде.

 Актуальность данной проблемы и послужила основанием для выбора темы моей квалификационной работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Цель работы – выявить условия, обусловливающие экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов. Под условиями определяем не только совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность педагогической деятельности, но и как среду, в которой протекает данный процесс.

В соответствии с проблемой и целью работы были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста; раскрыть понятие, содержание и структуру метода проекта в ДОУ.

2. Создать модель экологического проекта «Наш друг - Капелька» для детей 5-6 лет, которую хочу представить вашему вниманию.

Проект долгосрочный, групповой, исследовательско–творческий.

Руководители проекта: педагоги группы

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы и их родители, музыкальный руководитель, работники пищеблока и прачечной, помощник воспитателя.

Цель проекта - расширение знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья человека. Формирование экологической культуры.

Для достижения цели сформулированы задачи:

1. Расширять представления детей о свойствах и состояниях воды в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

2.  Активизировать природоведческий словарь ребёнка;

3. Формировать у детей осознанные представления о необходимости заботиться о своём здоровье;

4. Стимулировать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;

5.  Воспитывать бережное отношения к воде;

6.  Привлекать родителей к участию в проектной деятельности.

Краткое содержание проекта:

В рамках биологической экологии:

• Накопление информационной базы о природном объекте - воде,  ее свойствах и признаках в ходе образовательного процесса.

•  Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой в ходе наблюдений и экологических игр.

• Систематизация знаний о воде в процессе наблюдений и экспериментирования.

В рамках социальной экологии:

• Расширение представлений о значении воды в жизни человека, об использовании воды и водных ресурсов.

• Изучение влияния деятельности человека на водные ресурсы и природу

• Анализ поведения человека в природе.

• Воспитание бережного отношения к объектам природы (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т.п.)

В рамках прикладной экологии:

• Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

• Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Для осуществления проектной деятельности подобрана соответствующая методическая литература; чтобы работа проводилась в системе, составлен перспективный план деятельности, а также список необходимого оборудования

В реализации проекта планируются следующие формы деятельности.

  • Организованная образовательная деятельность
  • Познавательный цикл экологических бесед
  • Наблюдения (на прогулке, за трудом взрослых)
  • Поисковая деятельность (опыты, эксперименты)
  • экскурсии
  • Художественное творчество
  • Музыкальная деятельность
  • Игровая деятельность (игры с водой, сюжетные игры, игры-инсценировки)

Большая роль в осуществлении поставленных задач отведена непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей, разные ее виды - типовые, комплексные, интегрированные. Накопить информационную базу помогают и беседы.

Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Опытно - экспериментальная деятельность позволит удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

Для работы над проектом подобраны презентации по теме видеофильмы, литературные произведения и музыкальные, подобран материал и для игровой деятельности.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей является тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для родителей разработаны консультации, буклеты и памятки: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Результатом этой работы могут служить интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе, например, изготавливали цветные льдинки.

 Реализация проекта «Наш друг – Капелька» предполагает получение следующих результатов:

• повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников;

• осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);

• гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);

• развитие у детей устойчивого интереса к объекту окружающего мира — воде;

• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;

• успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;

•  пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;

• вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

• оптимизация использования технических средств обучения.

В ходе организованной таким образом работы дети научатся вычленять и описывать признаки воды, преобразовывать их, видеть взаимодействие признаков при преобразовании, выводить закономерности на основе замеченных  проявлений. У детей появятся навыки исследовательской деятельности, как доказательство целесообразность  использования метода проектов в дошкольном образовании.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

Программа по самообразованию воспитателя на 2019-2020гг. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности,позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практически...