Проектно-исследовательская деятельность в процессе экологического воспитания.
статья по окружающему миру по теме

Сахно Наталья Александровна

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Метод проектов актуален и очень эффективен. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектно - исследовательской деятельности ребенок чувствует себя субъектом собственной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным.                                                                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если каждый человек на кусочке

своей земли сделал бы все, что он может,

как прекрасна была ба земля наша!

А. П. Чехов

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений.

        Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Метод проектов актуален и очень эффективен. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектно - исследовательской деятельности ребенок чувствует себя субъектом собственной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным.                                                                                                       Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.                 Проектно - исследовательская деятельность включает в себя:                     - задания для детей, сформулированные в виде проблемы;                                - целенаправленную детскую деятельность;                                                        - формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;                                                                                                                     - результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический: управляет своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  • социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистические: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры;
  • личностный: узнает свои личные возможности;
  • волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

 Цель экологических проектов - создание условия для подготовки детей к обучению основам экологии, формирование у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную.                                                                                       Задачи проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания:

  • развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
  • формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
  • освоение детьми познавательных действий, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
  • накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека;
  • раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворение его разнообразных потребностей;
  • осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников. 

  Метод  проекта включает в себя несколько этапов, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектно - исследовательская деятельность в детском саду:

  • погружение в проект;
  • организация деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результатов.

   Условия для реализации проектно - исследовательской деятельности:

-  наличие в группе достаточного количества различных пособий,     игровых материалов;

-  возможность свободного выбора детьми материалов, видов деятельности, партнеров по совместной деятельности  и всего другого, что и делает обучение личностно ориентированным;

- индивидуально - групповой способ использования организации образовательного процесса, позволяющий каждому ребенку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам – учесть этот вклад;

- заинтересованность родителей и тесное их взаимодействие с педагогами и детьми.      

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного.  Основные задачи работы с родителями:                                                   - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;                - объединить усилия для развития и воспитания детей;                                      - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;                                                                                                  - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;                    - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.                                                                                      Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. 

                                                     Я хочу в твои ладошки

Положить совсем немножко:

Дуновенье ветерка,

Чтоб развеял все печали.

Лепесток от василька,

Чтоб друзья не забывали.

Лучик радуги цветной,

Чтобы мир купался в красках.

Шёпот звёздочки ночной,

Чтобы снились только сказки.

Каплю горного ручья,

Чтобы сердце было чистым.

А ещё в ладошки я

Положу свой взгляд лучистый.

И когда к тебе немножко

Грусть нечаянно нагрянет,

Ты раскрой свои ладошки,

                                  И тебе теплее станет!               В. Бодрик.

     Участники проекта получают не только новые эмоции и представления, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Презентация опыта работы "Организация проектно- исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания" .

Краткое описание опыта работы "Организация проектно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания" в дошкольном учреждении....

Презентация "Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников"

Экологическое воспитание - процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход....

Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума....

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Организация проектно – исследовательской деятельности  дошкольников в процессе экологического воспитания...

Проектно-исследовательская деятельность в процессе экологического воспитания.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранн...


 

Комментарии

Елена Николаевна Красных

Очень грамотно изложенный материал, спасибо большое!