Дидактический материал для работы по полоролевому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Карелова Марина Николаевна

дидактические игры, проблемные ситуации, игры - драматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_polorolevomu_vosp.docx62.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Дидактический материал

                              для работы  по  полоролевому  воспитанию

Специально-организованные проблемные ситуации

  • Воспитатель обращается к детям: «Сегодня после завтрака все пошли играть, а Леночка осталась помогать  Зое Алексеевне вытирать крошки со столов. Кто из сказочных персонажей так же, как Леночка, любил трудиться? С кем можно сравнить Леночку - с Крошечкой Хаврошечкой или Ленивицей?»

  • «Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку, и строение рассыпалось. Никто не заметил, как девочка огорчилась. И только Саша подошел к Оле, заботливо собрал кубики и, положив руку на плечо девочке, успокоил ее. Вспомните сказку братьев Гримм «Ганс и Грета». Ганс также заботился о своей сестренке, уговаривал ее не волноваться, когда было страшно, самостоятельно, по мужски находил выход из трудного положения. Как в этой ситуации вели бы себя Карабас-Барабас, Буратино, Айболит?»

  • «Сегодня на прогулке мы убирали листья с площадки. Сережа поднял очень красивый кленовый листочек и подарил его Наташе. Наташа заулыбалась, но ничего не сказала. Дарит ли папа в вашей семье маме цветы, подарки? Как мама их принимает? Как бы поступили на месте Наташи Золушка из сказки Шарля Перро, принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас»?»

  • «Вчера детям делали уколы. Ирочка вела себя стойко, сдержанно, не подавала виду, что ей больно, чтобы не расстраивать медсестру и воспитательницу. Некоторые девочки, наоборот, капризничали, плакали, расстроив медсестру Елену Николаевну. Вспомните, ребята, сказку «Морозко». Как отвечала падчерица на вопрос старика Мороза: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, Красная?» Она отвечала вежливо и ласково, была сдержанной и скромной. Похожа наша Ирочка на падчерицу — героиню сказки «Морозко»?»

 Проблемные  ситуации

1.        Алеша и Дима не поделили машину.

  • Что может произойти, если никто не захочет уступить?
  • Как решить конфликт по-мужски?

2.        Мама просит Свету убрать игрушки за собой.

  • Что будет, если Света выполнит мамину просьбу?
  • К чему приведет отказ Светы?

3.        Папа купил Диме гантели.

  • Каким станет Дима, если ежедневно будет заниматься зарядкой, поднимать гантели?
  • Что может произойти с мальчиком, если он не будет любить спорт?

Моделирование жизненно значимой ситуации. 

Модель поведения в ситуации для мальчиков

1.        Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты:

  • уступаешь ей место;
  • продолжаешь сидеть и смотреть в окно;
  • взбираешься на руки к маме.

2.        Ты выходишь гулять. Во дворе собака. Ты:

  • смело проходишь мимо нее;
  • возвращаешься домой за мамой;
  • начинаешь плакать, чтобы хозяин отозвал собаку.

3.        Ты занят интересной игрой. В группу входит Зоя Алексеевна. В руках у нее тяжелая кастрюля и тарелка с хлебом. Ты:

  • продолжаешь играть с ребятами;
  • помогаешь Зое Алексеевне нести хлеб;
  • предлагаешь кому-то из ребят помочь нянечке.

4.        Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты:

  • проходишь мимо;
  • зовешь старшего брата или маму;
  • сам заступаешься за девочку.

5.        За обедом Даша нечаянно проливает на себя компот. Ты:

  • делаешь вид, что не замечаешь;
  • бежишь за салфеткой и помогаешь Даше справиться с неприятностью;
  • зовешь няню.

6.     У Леночки день рождения. Ты:

  • даришь ей свой рисунок;
  • говоришь приятные слова («Какая ты красивая», «Какое замечательное у тебя платье»);
  • оставляешь девочку без внимания.

Модель поведения в ситуации для девочек

1.        Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуты пуговицы на пальто. Шапка съехала набок. Ты:

  • помогаешь Алеше привести в порядок внешний вид;
  • жалуешься воспитателю на небрежность мальчика;
  • не замечаешь непорядок в одежде Алеши.

2.        Мама приболела. Ты:

  • будешь заботиться о ней (принесешь воды, поправишь одеяло на постели и т.п.);
  • продолжишь играть как ни в чем не бывало;
  • станешь капризничать.

3.        Мальчики дерутся. Ты:

  • пожалуешься воспитателю;
  • не заметишь драки;
  • поможешь им помириться.

4.        При возвращении с прогулки воспитательница попросила собрать игрушки в корзину и отнести их в группу. Корзина оказалась тяжелой. Ты:

  • постараешься донести корзину сама;
  • вежливо попросишь мальчика тебе помочь;
  • откажешься нести корзину.

5.        Девочки играют в мячик. У Тани не получается поймать мяч. Подружки громко смеются. Таня расстроена. Ты:

  • смеешься вместе со всеми;
  • успокаиваешь и учишь девочку, как правильно играть;
  • не обращаешь внимания.

                                     Игры

Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность детей.

  • « Назови смелую профессию».
  • «Напиши словесный портрет девочки (мальчика)».
  • «Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине — льве и т.д.».
  • «Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений».
  • «Кто лучше и красивее передаст характер героя (героини) известного произведения».
  • «Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и  т.д.».  (Например:  веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель,  рыцарь).

Символические игры.

«Предмет — мужчина, предмет — женщина». 

Педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком (мужчиной или женщиной). Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или речью.

«Кто живет в твоем сердце». Дети рассматривают карточки символы: солнышко - доброта, травинка — чуткость, нотка — нежность, рука — самостоятельность и т.д., отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.

«Рассказ музыки». 

Среди предложенной музыки дети выбирают ту, с помощью которой можно выразить настроение, внутреннее состояние мальчика (девочки). Ребенок импровизирует, рассказывая о себе музыкой — о случае веселом или грустном, о том, что ему нравится или что огорчает и т.д.

«Мой любимый герой». 

Дети рисуют любимый мужской или женский персонаж (выдуманный или уже существующий). Рассказывают, какой он — этот персонаж. Прикосновение «волшебной палочки», и каждый превращается в того героя, которого нарисовал. Игра предусматривает символические действия и творческое взаимодействие с другими членами группы. Используются мимические и пантомимические способности для предельно естественного воплощения в заданный образ.

«Сбор чемодана».

Дети «собирают в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах — см. приложение), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

Диалогово - побуждающие игры

«Раскрой тайны, смыслы и ценности «мужского» («женского») поступка». 

Дети по кругу предлагают варианты скрытого, неизвестного знания, раскрывают ценностную информацию о полоролевом поведении.

«Работа с вопросами». 

Детям предлагается предмет обсуждения (ситуация межполового общения сказочных героев — «Буратино не уступил Мальвине место», «Сестрица Аленушка бросила в беде братца Иванушку», «Золушка разругалась с принцем на балу» и т.д.), и организуется игра «Кто больше задаст вопросов сказочному герою, начинающихся со слова «Что? Как? Зачем? Почему?» Выбирается ведущий, который от лица сказочного персонажа будет отвечать на вопросы. Ответы нужно на-- чинать со слов «Я думаю, что...», «Мне хотелось, чтобы ...», «Я поступил(а) так, потому что...».

«Создай свой мужской (женский) образ».

 Детям предлагаются различные средства для выражения своей женской/мужской индивидуальности (костюмы, военные доспехи, аксессуары, парики, головные уборы и т.д.). Ребята должны объяснить свой выбор.

«Рефлексивные диалоги». 

  • «Открой свой физический образ мальчика (девочки)»,
  • «Узнай о своих чувствах»,
  • «Собери в чемодан свои лучшие качества»,
  • «Мне нравится (не нравится) в себе»,
  • «Поддержи разговор — расскажи историю об интересном случае, событии».

 Данные диалоги обеспечивают развитие активной позиции девочки (мальчика), компетентности как способности переносить имеющиеся знания из одной сферы деятельности в другую (из познавательной в игровую, самостоятельную) и умение адаптироваться в социальной группе, встраиваться в неё.

                             Дидактические игры

«Мама». 

Цель  развитие представлений детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное; закрепление значения «волшебных слов», которые помогают дарить радость, сохранять дружбу.

Игровой материал: набор открыток с изображением букетов цветов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».

Ход игры. Педагог предлагает детям придумать рассказ на тему «Моя мама дома и на работе». Описать портрет мамы. Дальше он создает игровые ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». В конце игры дети вместе определяют самых внимательных: дочку, сына и внучат и обсуждают, почему они сделали именно такой выбор.

«Настроение». 

Цель — формирование у детей умений определять настроение близких людей по внешнему виду.

Игровой материал. Набор иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

Ход игры. Педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить настроение близкого человека. Взрослый может рассказать какую-либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям попытаться определить настроение, сопутствующее им. Например, мама заболела, папа уехал в командировку, у сестры день рождения, семья на отдыхе, ребята подрались, разбилась чашка и т.д.

 «Кем я буду и каким ?» 

Цель — осмысление ребенком планов на будущее, формирование умения делать выбор в соответствии о своими интересами и способностями, осознание значимости любой профессии.

Игровой материал — картинки с изображением людей разных профессий.

Ход игры. Педагог задает детям следующие вопросы: «Сколько профессий может освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему? Какие профессии называются женскими, какие мужскими?»

Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии» А. Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы:

Самолетом правит... (летчик),

Трактор водит... (тракторист),

Электричку - ... (машинист),

Стены выкрасил ... (маляр),

Доску выстрогал ... (столяр),

В доме свет провел ... (монтер),

В шахте трудится ... (шахтер),

В жаркой кузнице — ... (кузнец),

За прилавком — ... (продавец).

Кто все знает — ... (молодец)!

После прочтения стихотворения воспитатель продолжает: «Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией, а мужчина — женской?» Педагог подводит детей к выводу, что главное — любить и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого.

 Сюжетно-ролевые игры

  • «Дочки-матери»,
  • «Переезжаем на новую квартиру»,
  • «Ожидаем гостей»,
  • «Дети заболели»,
  • «В семье именины»  и т.п.

Игры-драматизации

«Спящая красавица».

Цель — формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками; развитие способности и желания говорить красивые слова своим товарищам.

Мальчикам и девочкам предлагают по желанию изобразить спящего принца или спящую красавицу. Остальные дети по очереди подходят к «спящему» герою и пытаются подобрать такие хорошие, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы « разбудить» спящих принца или красавицу.

«Сказка наоборот».

 Цель — формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев противоположного пола.

Дети придумывают сказку с известными сказочными персонажами. Только мужских  героев  (Карлсон,  Буратино,  Карабас - Барабас,  Незнайка) изображают девочки, а женских героинь I Красная Шапочка, Крошечка - Хаврошечка, Золушка,  Мальвина) — мальчики.

Подвижные игры

«Цветы и пчелки».

 Педагог предлагает детям распределиться на две команды — девочек и мальчиков. Девочки — пчелки, а мальчики — цветы.

Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, качают головами, подражая жужжанию пчелы. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притопывая ногами, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы.

«Найди свою пару». 

Мальчики и девочки делятся по парам, держась за руки. По сигналу дети самостоятельно разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу педагога все девочки и мальчики должны найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми возьмутся за руки и объяснят, как их предметы могут дополнить друг друга, получают поощрительный приз.

«Море». 

Педагог просит детей сесть в круг и предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети вслед за педагогом изображают «ласковые» и «веселые» волны.

После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

Моделирование ситуаций

«Прими решение». 

Цель — формирование у детей умения самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения, принятые в обществе.

Педагог читает детям сказку: «В одном городе жила девочка. Она была добрая, умная девочка, но очень рассеянная. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Наконец, ключи были найдены и она пустилась бежать вниз по лестнице. Внизу, у подъезда, на лавочке сидел незнакомый малыш и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...»

Детям предлагается самостоятельно продолжить сказку. Ответы детей обсуждаются.

Имитационные игры

«Любящие родители».

 Дети передают эмоции радости, нежное, заботливое отношение «родителей» к своим «детям», пользуясь мимикой.

«Гневная жена».

 Дети выражают и  осуждают эмоции ярости.

«Бездомная кошка». 

Развиваем у детей умение жалеть и ласкать нуждающихся во внимании,.

«Разъяренная медведица».

Объясняют причины возникновения гнева у людей и животных и способы выхода из этого состояния.

«Охота Бабы Яги».

 Дети передают характер отрицательного сказочного героя с помощью выразительных движений, мимики.

Коммуникативные  игры

«Подсказ на ушко».

 «Спроси у девочки, не помочь ли ей поднести корзину с игрушками». «Поинтересуйся у мальчика, сможет ли он сам красиво заправить постель».

Посмотри в глаза».

 Детям предлагают разобраться по парам, посмотреть в глаза и представить, каким (какой) будет партнер (партнерша), когда вырастет. Рассказать об этом.

«Секретные совещания». 

Мальчики собираются вместе на «совещания» и решают, что приятного, доброго, красивого они гут сделать для девочек. Девочки — аналогично.

Игра «Подарок».

 Все дети сидят в круге (мальчик — девочка — мальчик — девочка). Воспитатель предлагает каждому подарить соседу подарок, но ненастоящий. Для этого ребенку нужно руками  изобразить, что он дарит, сказать, что-то приятное и преподнести подарок. Воспитатель дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу  соседке)». По окончании игры можно спросить у детей, что им дарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли. Дети делятся  своими впечатлениями о чувствах, которые они испытывали при получении и при дарении подарка.

«Сделай комплимент». 

Педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что – нибудь  приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

В следующий раз педагог просит детей сделать комплимент каким-нибудь необычным способом, например, мальчики делают комплемент  так, как бы это сделали рыцари или мушкетеры, и увидевшие даму своего сердца или королеву, а девочки — как Золушка, попавшая на бал. После этого воспитатель вместе с детьми  обсуждают: чей комплимент был самым необычным или неожиданным? Что помогло придумать необычные комплименты?

«Ты самый, самый!»

 Педагог предлагает поиграть в игру и да следующую инструкцию: «Ребята, вы должны назвать имя мальчика или девочки, у которого наиболее выражено то или иное  хорошее качество, названное мной. Например, самая добрая, самый отзывчивый. Вы должны назвать имя ребенка нашей группы.  Игра начинается, воспитатель называет различные качества: с мый вежливый, самая заботливая, самый внимательный, сам трудолюбивая, самый смелый, самый справедливый, самая ласковая самая любознательная и т.д. Ребята называют имена детей, которым они приписывают данные качества. Педагог следит за тем  чтобы положительная характеристика была сказана для каждого ребенка. Воспитатель по ходу игры спрашивает детей, почему  это качество характерно для данного ребенка.

«Новое имя». 

Педагог просит детей придумать каждому ребёнку группы новое имя, начинающееся с первой буквы его настоящего имени. Например, Наташа - нежная, надежная, неунывающая; Саша — смелый, сильный, стойкий; Лена — ласковая, любознательная. Имя можно придумать и на основе ассоциации с каким-либо растением, животным, явлением. Например - Витя — ветерок (быстрый, веселый, как ветерок); Надя — незабудка (глазки голубые, как у незабудки); Катя – кошечка (ходит тихо-тихо, совсем неслышно, как кошка); Коля - колокольчик (звонкий голосок); Саша - солнышко (добрый, радостный, согревающий своей улыбкой). После того, как дети усвоили инструкцию, воспитатель подзывает к себе по одному ребёнку и дети группы предлагают свои варианты имен.

Мне нравится (не нравится) в себе».

Педагог предлагает мальчикам и девочкам называть качества, которые нравятся в себе, которыми они довольны; поступки, за которые их поощряют и от которых  они испытывают удовлетворение. Воспитатель вызывает к себе по одному ребенку, и игра начинается.

В последующем педагог предлагает ребятам анализировать те качества, черты характера, поступки, которые доставляют им беспокойство, неудобство, вызывают недовольство у окружающих и просит предложить варианты преобразования этих качеств в положительные, одобряемые. Например, мальчик говорит -«Я недоволен собой, если нагрубил маме. Нужно попросить  у мамы прощения и постараться никогда не грубить ей».

Состязательные игры

«Рыцарский турнир». 

Мальчики-рыцари соревнуются в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту и т.д.), силе (перетягивание каната, армреслинг и т.д.), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок и т.д.), галантности (приглашение на танец, составление 1мплимента, признание в любви оригинальными способами и  т.д.), остроумии (рассказ забавного случая, придумывание названия  к смешным картинкам и т.д.). Подводят итоги и награждают  победителей девочки.

«Маленькая хозяйка».

 Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов и т.д.), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.

«Модница». 

Девочки вместе с мамами заранее готовят наряды для участия в конкурсе. Участницам предлагается войти в образ, спеть, станцевать, пройти походкой манекенщицы, продемонстрировать достоинства своего костюма.

Диалоговые  методы  смыслооткрытия

Открытие «тайн» —

  • «Секретные совещания настоящих мужчин»,
  • «Женские тайны»;
  • диалог с самим собой «Кем я буду и им?», «Что я хочу в себе изменить?» и т.п.;

Упражнения, направленные на развитие полового самосознания.

  • «Я девочка, и поэтому ...»,
  • «Я люблю играть с мальчиками, потому что ...»,
  • «Девочки должны ...»,
  • «Мальчики должны уметь
  • «Если бы я был(а) девочкой (мальчиком), то ...»,
  • «В моей семье мама и папа ...»,
  • «Если бы ты был(а) ..., то ...».

Упражнения, развивающие навык самоанализа.

  • «Мне грустно, потому что ...»,
  • «Мне радостно, и я ...»,
  • «Мне бывает страшно, когда ...»,
  • «Больше всего я люблю ...».

Упражнения, направленные на развитие целеустремленности.

  • «Когда я вырасту, я ...»,
  • «Когда я буду мамой (папой), я ...»,
  • «У меня получается, потому что ...»,
  • «Мне не удалось это сделать, потому что ...»

Упражнения, направленные на развитие активности.

  • «Предложи свой выход из ситуации»,
  • «Я догадался об этом потому, что ...» и т.д.

Инсценировки по сюжетам произведений,

  • «Морозко»,
  • «Рукодельница и Ленивица»,
  • «Крошечка - Хаврошечка»,
  • «Аленький цветочек» С.А. Аксакова,
  • «Айболит» К.И. Чуковского,
  • Г.Х. Андерсен «Свинопас», «Все хорошо, что хорошо кончается»,
  • Б. Гримм «Ганс и Грета» и т.д.

Экскурсия в краеведческий музей.

 Цель: знакомство с историей своих предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчины и женщины в семье и обществе, с символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек; воспитание интереса к истории родного края, к своей малой Родине, гордости за своих предков.

Диалогово-игровые методы

«Диалог с картинами».

 Цель — побуждать детей вступать в культурный, содержательный, информационный диалог, учить в процессе диалога выделять полоролевые ценности прошлого и настоящего.

Перед детьми выставляются репродукции картин разных художников, изображающих портреты детей из прошлого, картины семейной жизни русского народа. Педагог предлагает придумать диалог, разговор на основе импровизации «Если бы я был в картине...» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил? Что бы рассказал героям картины?).

«Диалог с героем сказки». 

Цель — развитие взаимоотношений между  мальчиками и девочками; обучение детей действовать в соответствии с выбранной ролью.

Игровой материал: карточки с изображением различных сказочных персонажей.

Ход игры. Педагог предлагает детям выбрать одну из набора карточек с изображением сказочных персонажей, превратиться в героя или героиню (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка - Дурачок, Емеля, Крошечка - Хаврошечка, Марья-Искусница и др.) и выступить от его имени. Дети выбирают себе пару (мальчик — девочка) и воспитатель предлагает одну из ситуаций:

  • сочинить разговор двух персонажей на определенную тему (о погоде, желаниях, любимых занятиях, о нечаянной встрече);
  • придумать разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);
  • придумать текст письма или телеграммы, которыми могли бы обменяться друг с другом герои и др.

«Самые заветные слова». 

Цель — обучение детей нахождению в сказке значимых слов, раскрывающих полоролевые ценности, пониманию их смысла.

Игровой материал: иллюстрации к знакомым сказкам.

Ход игры. Педагог предлагает детям вычленить значимые слова в сказке, раскрывающие нравственный смысл поступков героев и героинь. Это могут быть как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова, несущие смысловую нагрузку. Например, рассуждения героя о своих поступках, которые позволяют ему не только оценить происходящее, но и свою роль в этом, т.е. самоопределиться и осуществить развитие своей индивидуальности. Так, заветными словами в сказке «Морозко» стали «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!», которые произносила падчерица. Ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость были вознаграждены. В былине «Вольга и Микула» заветными словами являются слова богатыря: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянович». Отвага, сила, смелость, трудолюбие, любовь к родине всегда утверждались главными ценностями на русской земле.

«Волшебные имена». 

Цель — обучение детей выявлению смысла и значения различных сказочных имен.

Игровой материал: иллюстрации к знакомым сказкам.

Ход игры. После чтения какой-либо сказки воспитатель вместе с детьми выявляет смысл и значение различных имен сказочных персонажей, их роль в достижении цели героя. (Воспитатель может обратиться к этимологии имени, выяснить причины, побудившие автора дать герою именно такое имя.) Например, почему девочку, которая все время хлопотала у печки, нарекли Золушкой? От

куда произошли названия имен Елена Прекрасная, Марья-Искусница, Василиса Премудрая, Иван - крестьянский сын, Илья Муромец и др.? Дети совместно с воспитателем выясняют, как имена повлияли на характер персонажа и в чем это отражается?

Игры- состязания

  • «Кто больше назовет пословиц о мужских и женских качествах, о семье, о почитании родителей, о любви к детям и т.д.»
  • «Кто душевнее споет колыбельную песню для сына или для дочки».
  • «Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями».
  • «Нарисуй старинный праздничный наряд мужчины (женщины)».
  • «Кто больше назовет старинных предметов быта».

Русские народные игры

Игра «Царевна-королевна».

 Цель — овладение нормами полоролевого поведения, повышение самооценки ребенка.

Ход игры. Участники игры становятся в хоровод, за кругом находится девочка («царевна»), выбранная с помощью считалки. Все поют хором:

По за городу гуляет Царевна-королевна.

Пожалуйте в городок,

(участники хоровода поднимают руки «арками»)

Царевна-королевна.

К кому хочешь подойди,

 Царевна-королевна.

Да пониже поклонись,

Царевна-королевна.

Да по городу пройдись,

 Царевна-королевна.

В соответствии с текстом песни «царевна» подходит к выбранному мальчику, кланяется, идет под руку с ним навстречу движению хоровода, затем выводит его за хоровод («за город»). Игра начинается снова, но со словами «царевич-королевич».

Игра «В хороводе были мы». 

Цель — овладение нормами межполового  общения.

Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героем его становится «парочка» (мальчик и девочка, выбранные по жребию), которые затем, после окончания песни, выбирают себе новую  пару (девочка - мальчика и наоборот).

В хороводе были мы,

Ай-люли, были мы.

Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись,

Ай-люли, поклонись.

Хороводу покажись,

Ай-люли, покажись.

«Утка». 

Играющие становятся в круг попарно. В центре круга — утка» (девочка), а за кругом мальчик — «селезень». По правилам  игры селезень должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Дидактический материал "Дидактическая игра с прищепками "Веселый огород""

Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками...

Дидактический материал в работе с детьми с нарушением зрения. Дидактическая игра «Умные пальчики»

В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет, поэтому педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными...

Рекомендации для родителей по теме: "Вот какие стали мы большие"Материал содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: " Миром правит доброта"

Материал содержит дидактический материал для совместный работы с детьми по теме: " Вот какими стали мы большими"...