«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Одуванчик»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Мартын Наталья Викторовна
Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»

«Одуванчик»

Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 3-5 лет.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети средней  группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание.
Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Одним из основных средств познания природы является наблюдение. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

Так как детям особенно интересны предметы и явления природного мира, то эту детскую любознательность очень важно поддерживать

и развивать, воспитывая у детей положительные качества личности, формируя любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Цель проекта:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников среднего возраста в процессе разработки познавательно - исследовательский проекта «Одуванчик»

Задачи:
- Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней;
- Прививать экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом;
- Воспитывать бережное отношение к одуванчику;
- Познакомить со строением одуванчика;
- Развивать наблюдательность;
- Формировать умения видеть красоту.

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:
- наблюдение за одуванчиками;
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Одуванчик»;
- знакомство и разучивание стихов об одуванчике: Е. Серова «Одуванчик»,
З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик», М.М. Пришвина «Золотой луг», отгадывание загадок.

Ожидаемый результат:
- Осознанное правильное отношение детей к растениям.
- Стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.
- Развитие познавательной активности детей.
- Усвоение детьми необходимых знаний по теме «рост и развитие растений».
- Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом
.

Продукт проектной деятельности

- Создание мини книжки для родителей  «Рецепты из одуванчика»,  

- детская выставка творческих работ «Одуванчик золотой».

Реализация проекта

 1. Деятельность детей
– знакомство с одуванчиком и наблюдение за поведением цветков в разное время суток;
– рисование «
Носит одуванчик разноцветный  сарафанчик»,
– аппликации «Одуванчик
золотой »,

– подвижные игры «Одуванчики»,
– гимнастика «Маленький цветок»,
гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»

 - дидактическое упражнение  «Слушай внимательно».

1.Наблюдения за поведением цветков одуванчиков  в разное время суток (утром, днем, вечером)

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке —   одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда»

 (С. Красиков).

2. Строение одуванчика.

Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ картинки). Как называется этот цветок? Из каких частей состоит это растение? Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель? Цветок? Где растет цветок? Поэтому как его называют? Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

3. Одуванчик — лекарственное растение, из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, весенние салаты, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет, и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы нельзя.

Цветами нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает.

Эксперимент: Сколько стоит в воде сорванный цветок одуванчика?

Мы сорвём желтый одуванчик, в группе поставим в воду, а во второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками.
В конце дня мы рассмотрели наш цветок и обратили  внимание на то, что головки поникли, букет завял. А на зелёной траве одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило, потому что они погибли, а на участке они еще радовали бы нас своей красотой.

Рисование «Носит одуванчик разноцветный  сарафанчик»

Программное содержание:

- Учить передавать образ цветка, его строение и форму с помощью нетрадиционной техники рисования - набрызг.

- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Альбомные листы, желтая, белая и зеленая гуашь, стеки, щетки, салфетки.

Аппликация «Одуванчик золотой».

Программное содержание:
 - Формирование у детей умений создавать образы из готовых форм и фигур.
- Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия

Материал: лист бумаги голубого цвета, детали цветка.

П/И «Одуванчики»
Наши жёлтые цветки
(сидят на корточках, руки сцеплены в замок)
Распускают лепестки.
(встают, разводят руки поднимают вверх, пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(покачиваются из стороны в сторону)
Наши жёлтые цветки
Закрывают лепестки.
(соединяют пальцы рук в «бутон»)
Головой качают,
(«бутоном» покачивают вправо-влево)
Тихо засыпают.
(садятся на корточки, ладошки под голову)
Утром ранним все цветки
Вновь распустят лепестки.
(поднимаются, раскрывают «бутон»)
Гимнастика «Маленький цветок» (Проводится под музыку)

Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.

Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»

Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит. (Дети водят глазами  в соответствии с текстом). В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху. К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает.

Дидактическое упражнение  «Слушай внимательно».

Послушайте слова внимательно и хлопайте в ладоши, если услышите слово «одуванчик».

Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, одуванчик.

2. Чтение, заучивание наизусть
– заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»,
– чтение рассказа М.М. Пришвина «Золотой луг».
3.Сотрудничество с семьёй:
- Создание мини книжки «Рецепты из одуванчика»

- Родительско – детская творческая выставка поделок «Одуванчик золотой».
Развлечение «Солнышко на ножке».

4. Работа с родителями:
- Родительское собрание в форме круглого стола «Экологическое воспитание младших дошкольников».

Цель собрания: познакомить родителей с запланированными целями задачами по экологическому проекту

- Совместное изготовление детьми и родителями поделок для выставки «Одуванчик золотой»

- Развлечение для детей и родителей  «Солнышко на ножке».

5. Выводы:

Подводя итоги проделанной работы,  я  считаю, что есть положительные результаты: дети, наблюдая за ростом и развитием растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы. Начал проявляться интерес к представителям растительного мира, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через оригинальные творческие работы. По окончанию проекта дети предложили сочинить сказку об одуванчике, так у нас появился лягушонок Скок и  история маленького Солнышка. Родители создали композицию из ниток. А мы с детьми определили планы на будущее - поставить кукольный спектакль по мотивам нашей сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Неизведанное рядом. Лекарственные растения нашего края"

Сложившаяся экологическая обстановка в области, районе, от ставание в формировании экологического сознания жителей нашего города требовали целенаправленной работы по формированию общей экологической к...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Растительный мир нашего края"

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Задачи: - воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее ...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Мир цветов"

Цель проекта: знакомство с разнообразием цветочных растений, их связью со средой обитания. Задачи проекта:Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;Закрепл...

Педагогический проект "Роль экологического воспитания в формировании нравственно-этических качеств дошкольника"

Посредством  реализации данного проекта предполагается воспитание потребности ребенка в общении с природой, сострадания, заботы, умения наблюдать, анализировать происходящее, давать правильную оц...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» Название проекта: «Сад чудес»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области     Ном...