Программа экологического кружка "ЭКОРАДУГА"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

 
Потребности МБДОУ в разработке плана кружка « ЭКОРАДУГА»
 
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной  Красноярского края;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
Таким образом, актуальность  заключается в том, что:
- выполняет государственный заказ по обеспечению дошкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
- формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора по пяти образовательным областям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kruzhok_1.docx46.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Емельяновский детский сад «Радуга» комбинированной направленности

ПРИНЯТО:                                                                              УТВЕРЖДАЮ:                                                                          

на заседании Педагогического                                              Заведующий МБДОУ

совета Протокол № 1                                                             «Радуга» ______ А.А. Кадач                                                                                                      

от  «__»_______20__г                                                             Приказ №__  от «__»_____20__г.

ПРОГРАММА

экологического кружка «ЭКОРАДУГА»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала:

воспитатель С.В. Козлова

Срок реализации:

2018-2019 уч. год

                                          

пгт. Емельяново, 2018

Потребности МБДОУ в разработке плана кружка « ЭКОРАДУГА»

 

1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной  Красноярского края;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

Таким образом, актуальность  заключается в том, что:

- выполняет государственный заказ по обеспечению дошкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

- формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора по пяти образовательным областям.

 

Цель кружка « ЭКОРАДУГА»:

Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента ( Красноярский  край)

 

Задачи кружка « ЭКОРАДУГА»:

 

·  обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон края;

·  формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

·  развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

·  воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

·  воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 

Виды  деятельности:

. Совместная деятельность:

наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

целевые прогулки  по территории ДОУ;
чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова,  И.И.Шишкина,  и др.,
рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. О заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
сбор коллекций, семян, камней, листьев,

опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке

,– игры (подвижные, дидактическиразличные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

 

График    работы  кружка

День недели

Время

 среда

четверг

 15-30

15 – 30

 

 

 

 

Задачи развития экологических представлений у детей:

1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (горы, степи,♦лесостепи, тайга, тундра, арктическая пустыня), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2..Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3. Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Перспективный план  на учебный  год  кружка «ЭКОРАДУГА»

Тема

Программные 

задачи

Региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты, формы работы

Сентябрь  

  1. «Я и природа»

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/

Показать уникальность природы Красноярского края.

Дидактическая игра 

«Природа –не природа»,

Экологическая игра «Фотограф»

Наблюдения на участке детского сада.

Беседа:

 «Что такое природа».

Рассматривание картины  И.И, Левитана « У озера»

Сентябрь

Цветущие растения

- Закрепить названия

4-5 цветущих растений

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

- Уточнить части растений  и их функции

Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных.

Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений

Сбор семян

Сентябрь Прогулка по территории сада

Уточнить сезонные изменения в жизни растений:

Знакомство местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы

Наблюдение за цветущими растениями  в группе

Рисование. Зарисовка комнатного растения по выбору

Сентябрь

«Поможем дождевому червю найти дом»

Закрепить знания: почва как верхний слой земли.

- Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.

Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.

Наблюдение за дождевыми червями после дождя.

Просмотр обучающего видеофильма

Октябрь 

«Наш дом природа»

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого

Продемонстрировать радость общения с природой своей местности..

Чтение художест-

Венной литературы,

Сатеев. «Жалейкин и лягушонок»

«Соловей и лягушка»

Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона.

Работа в календаре природы

Октябрь

«Сравнение диких и домашних животных»

Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о кабане

Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Поиск мест зимовки насекомых

Октябрь

Беседа о перелетных птицах

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.

- Связь птиц со средой обитания.

– Заботливое отношение к птицам

Знакомить с конкретными видами птиц своей местности.

Календарь природы.

Наблюдение за поведением птиц

Акция «Помогите птицам выжить»

Октябрь

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах;

- воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно  –охранительной работе.

Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки

Наблюдение состояния деревьев, кустов участка

Стенд «Панорама добрых дел»

Ноябрь

«Осенние явлений неживой природы»

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют  ветры

Особенности явлений природы Красноярского края.

 Календарь природы

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Аппликация «Сокровища природы»

Работа в календаре природы

Ноябрь 

«Почему бывают разные времена года»

- Солнце – источник света и тепла.

- Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

- Роль Солнца в жизни человека.

Местоположение России и Красноярского  края на карте.

Рассматривание  географической карты.

Игра «День и ночь».

Моделирование. «Смена времен года».

Опыт «Передача солнечного зайчика»

Рассматривание картины И.И. Шишкина  «Утро в  сосновом лесу»

   Ноябрь 

«Знакомим детей с почвой»

- Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;

-Загрязнение почвы, возможные последствия;

- Необходимость охраны почвы.

Показать на карте местность плодородных почв , разнообразность растительного мира  нашего края .

Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы

Сезонные наблюдения за почвой, заморозки, состояние почвы после первого снежного покрова.

Работа в календаре природы

Ноябрь 

«Как растения готовятся к зиме»

Учить распознавать и называть 3-4 дерева, 3-4 кустарника,

Как растения готовятся к земе. Сезонные изменения в жизни растений.

Наблюдение за растениями на участке детского сада.

Аппликация «Осеннее растение»

Декабрь

«Лес –многоэтажный дом»

Учить прослеживать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга;

Заповедные места Красноярского

края

Домашнее задание: лес и его обитатели,

Дидактическая игра «У каждого свой дом»,

Прогулка по территории сада «Определение пород деревьев и кустарников»

Декабрь

«Цепочка в лесу»

Уточнить: лес как пример сообщества.

«Экологические цепочки»

Экскурсия  по территории сада

Составление схем

«Цепочки питания»

Декабрь

«Кто главный в лесу?»

Закрепить, главное звено в лесу – растение;

- Уточнить последствия уничтожения деревьев;

_ Воспитывать бережное отношение к лесу.

Природные зоны Красноярского края: Горы, Степи, Тайга, Тундра, Арктическая пустыня

Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями  разных  деревьев и кустарников леса

Декабрь

Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

- Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его;

Бережное отношение к природе родного края

Сравнение искусственной и живой ели

Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания

Январь  

Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара;

- Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара)

Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты

Замораживание цветных льдинок

Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью

Чтение литературы на тему: «Берегите природу»

Январь

«Что мы знаем о воздухе»

Систематизировать знания о свойствах воздуха.

- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.

Проблема загрязнения воздуха в Красноярском крае

Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками.

Опыты по выявлению свойств воздуха

Январь

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер.

Зимние явления природы Красноярского края

Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца.

Опыты «Высота солнца, температура, длина тени»

Февраль

«Как животные проводят зиму в лесу?»

- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания.

Сочувствие к животным.

Трудные условия жизни в холодный период в Сибири.

Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин и слайдов

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями  животных зимнего леса

Февраль

«Беседа о зимующих птицах»

- Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

- Сезонные изменения в жизни птиц.

Подкормка птиц.

Зимующие птицы Красноярского края

Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц.

Аппликация  «Птицы на кормушке»

Февраль

«Как растения приспособились зимовать»

  Учить замечать деревья и кустарники без листьев;

Как растения приспособились зимовать в Красноярском крае, в разных природных зонах

Различать деревья и кусты зимой, по стволу, веткам.

Наблюдения за растениями зимой.

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

Февраль

«Животные  холодных стран»

Приспособление диких животных к жизни в природных условиях;

Приспособления животных к климатическим условиям Красноярского края .

Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате

Демонстрационный материал «Животные Севера»

Март

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду

- Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.

- Зависимость роста растений от условий окружающей среды.

Болезни и вредители растений

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы

Опыты с семенами.

Март

Комнатные растения – живой организм

-  Объяснить понятие  «комнатные растения»;

- Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

Уход  за комнатными растениями

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»

Март

Размножение растений  

- Учить пересаживать комнатные растения.

Размножение побегами (герань, бегония, фуксия).

Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.

Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений.

Март

«Красная книга Красноярского края»

Бережное отношение к растениям и животным;

- Правила поведения в природе.

Редкие растения и животные Красноярского края

Изучение  «Красной книги»  края

Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»

Апрель

«Весенние явления в неживой природе»

- Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи;

Весна в Красноярском крае

Сравнение признаков зимы и весны 

Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»

Сбор мусора на территории детского сада

«Весну встречаем чистотой»

Апрель

«Растения  весной»

Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава…

- Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе.

- Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Растительный  мир Красноярского края.   Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики

Сравнение: дерево – куст;    куст – трава.

Наблюдения за состоянием растений в разные времена года.

Апрель «Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах;

- Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)

Первый прилет ласточек, скворцов…

Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением

Апрель

«Берегите первоцветы»

- Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

Редкие, исчезающие растения Красноярского края.

Способы их сохранения.

Цикл наблюдений за первоцветами.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

Май

«Особенности жизни зверей весной»

- Учить замечать особенности жизни зверей весной.

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Красноярского края

Рассматривание иллюстраций о животных весной.

Рисование (коллективная работа) «Звери весной»

Май

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

- Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.

Выделение правил общения с животными .

Просмотр слайдов об уходе  за животными в домашних условиях.

Аппликация «Домашние животные»

Май

«Этот удивительный мир насекомых»

- Уточнить многообразие насекомых.

- Сезонные изменения в жизни насекомых.

Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

Цикл наблюдений за насекомыми

Консультация «Почему дети обижают насекомых?»

Май

«Земля – живая планета»

Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.

- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе

Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни

Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Родничок»

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Родничок»...

План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.

Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....

План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.

В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода  средней группы....

Образовательная программа "Экологическая лаборатория в детском саду"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с...

Программа экологического кружка "Мир природы и ребёнок"

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного в...