Проект «Вода вокруг нас»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Абдразакова Набиля Асхатовна

Водное пространство занимает большую часть нашей планеты, которое дает жизнь всему живому на земле. Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. А проект «Водный мир вокруг нас», не просто знакомит с водным и подводным миром природы, но и приобщает  детей к миру человеческих ценностей. У детей  закладывается фундамент  ценностных качеств личности: добро, отзывчивость, гуманность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnyy_mir_vokrug.docx149.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 10 «Золотая рыбка»

                                     Проект

«Вода вокруг нас»

 Группа компенсирующей направленности для детей шестого года жизни с нарушением ОДА.

                                                     

                                                                                                                                    Воспитатели:

                                                                                                                                Абдразакова  Н.А.

                                                                                                                                       

                

                                                           

                                                                    Мегион    2013-2014

                                                                          

Актуальность

Природа - это дом, в котором мы живем,

                                                                                              и в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

                                                                          хотим мы в доме жить вовеки.

                                                                                           Природа - это дом под снегом и дождем.

                                                                                                В любой мороз и зной устроен он на славу.

                                                                                           Храните этот дом, в котором мы живем.

                                                                                 На этот мирный дом имеем право.

     Водное пространство занимает большую часть нашей планеты, которое дает жизнь всему живому на земле. Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. А проект «Водный мир вокруг нас», не просто знакомит с водным и подводным миром природы, но и приобщает  детей к миру человеческих ценностей. У детей  закладывается фундамент  ценностных качеств личности: добро, отзывчивость, гуманность.

Тип проекта

Групповой, информационно–практический.

Сроки реализации

Долгосрочный (сентябрь-май)

Участники проекта

 Дети пятого, шестого года жизни, родители воспитанников, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Цель

Формирование гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относится к природе.


Задачи проекта

1. Познакомить детей с водным ресурсом нашей планеты  болотами, водоемами  реками, озерами, морями, океанами.

2. Расширять представление детей о том, что  вода дает жизнь всему  живому на земле.

3. Способствовать умению устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.

4. Учить  наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явления природы. (основные  свойства и состояния воды).

5. Закрепить знание детей о природных богатствах нашей родины и умение охранять природу.

6. Воспитывать  любовь к родному краю и умение играть, отдыхать, не нося ущерба природе.

Предполагаемые результаты

  1. Узнают о водных ресурсах нашей планеты  болотах, водоемах реках, озерах, морях, океанах, об их важности  для всего живого на земле.
  2. Научатся  сопоставлять факты, анализировать, делать выводы.
  3. Сформируются представления детей о свойствах воды и значении воды в жизни человека через экспериментирование, дидактические игры.
  4. Узнают  о правильном поведении человека в природе.

                                           

Этапы  проекта

1.Подготовительный этап

1.Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2.Подобрать и изучить методическую литературу.

3.Подобрать оборудование и иллюстративный материал, энциклопедические данные.

4.Создать условия для реализации проекта.

2.  Разработка проекта

1.Разработать план реализации проекта посредством познавательного развития, социально – коммуникативного развития, речевого развития, художественно – эстетического развития, физического развития.

2.Разработать и систематизировать виды деятельности.

3.Разработать план работы с родителями.

Проблемная ситуация

 Дети мыли руки и  пролили воду на пол, образовалась большая лужа воды. Юлиана сказала: - У нас на полу море воды!  Всем стало любопытно, началось обсуждение: Димка сказал – это не море воды, это лужа!  Продолжил воспитатель: - Да, а мне  эта лужа напоминает море, потому – что  море огромное, и наша лужа огромная. Дети продолжали: - Но море ведь соленое, а в кране вода  несоленая.  Ребята, а вам хотелось бы узнать, откуда берется вода? Как образуется море? Почему в море вода соленая, а в кране несоленая?

3 этап. Реализация проекта

Познавательное развитие

П. №

Содержание

Программное содержание

Сроки выполнения

1

НОД  ФЦКМ

Тема: «Планета Земля – наш дом».

Обобщить и дополнить знания о нашей планете: материки, океаны, моря, полюсы.. Формировать природоведческий словарь. Развивать наблюдательность, мышление, память, воображение. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: иллюстрационный материал.

Сентябрь

2

НОД  ФЦКМ

 Тема: «Красная книга – сигнал опасности»

Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах). Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи. Воспитывать речевую грамотность у детей.

Апрель

3

Наблюдение за осенним дождливой погодой.

Наблюдение за образованием луж

Наблюдение за инеем

Экскурсия на водоем

Наблюдение за снегом

Наблюдение за льдом

Наблюдение за гололедом

Экскурсия на реку «Мега»

Наблюдение за сосульками

Наблюдение за весенним дождем

Наблюдение за ручейками

Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени – дождливой погодой, развивать интерес к природным явлениям окружающего мира, воспитывать умение наблюдать.

Обратить внимание на образование  луж; уточнить знание детей о том, что лужи образуются в впадинах, ямках и стоит на одном месте; ручейки текут в определенном направлении и человек может изменить направление течения.

Познакомить детей с таким сезонным явлением, как иней, объяснить природу этого явления, воспитывать способность замечать красоту природы.

Расширять представление детей  о водоеме как части экосистемы; обратить внимание детей на  состояние, цвет воды (вода стоит, ее цвет зависит от растительного подводного мира); уточнить знание о том, что в водоеме вода пресная; закрепить знание о обитателях водоема;  развивать наблюдательность; воспитывать желание беречь природу.

Уточнить представления о свойствах снега; закрепить знание о сезонном явлении – снегопаде; закрепить знание о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег).

Закрепить знание о разнообразных состояниях воды (из жидкого в твердое); формирование реалистическое понимание  неживой природы.

Познакомить с таким явлением как гололед, выяснить, почему он возникает, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Формирование представление детей о реке Мега; закрепить знание о том, что река имеет русло, течет в определенном направлении, в зимний период времени замерзает начиная с краев берега и т.д.;  развивать наглядно – образное мышление, внимание; воспитывать интерес к экскурсии.

Знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Актуализировать и дополнить представления детей о характеристиках дождя, сформировать начальное понимание причин возникновения дождя.

Учить детей рассказывать о признаках весны, подбирать эпитеты для характеристики ручейков (веселые, звонкие, говорливые, озорные, игривые, шустрые, бегут, журчат, звенят, шумят), воспитывать интерес к явлениям в неживой природе.

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

4

Экспериментирование «Вода»

Экспериментирование  «Вода — растворитель. Очищение воды»

Экспериментирование  «Волшебная вода»

Экспериментирование

Взаимодействие воды и снега

Экспериментирование

 «Цветные льдинки»

Экспериментирование

«Делаем мыльные пузыри»

Экспериментирование

«Куда делась вода?»

Экспериментирование.

«С водой и без воды».

Экспериментирование.

«Подводная лодка».

Экспериментирование

«Свойства солёной воды»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес), что вода принимает форму сосуда, в который она налита,  развивать познавательный интерес у детей.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, ее превращением  в  пар, в град,  в снег,  в лёд, иней;  активизировать познавательную деятельность; воспитывать любознательность.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым), выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег, сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твёрдость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Познакомить со свойствами льда, самостоятельно превращая его из воды,  стимулировать самостоятельное формулирование выводов,  воспитывать аккуратность.

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку, воспитывать инициативность.

Познакомить детей с процессом испарения от условий: температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды.

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений: вода, свет, тепло.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.  Обнаружить, что  воздух  легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Расширять  представления детей об окружающем мире через   элементарные опыты; развивать интерес у ребёнка к исследованиям, открытиям, воспитывать любознательность.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

5

Беседа  «Вода дает жизнь всему живому на земле»

Беседа «Где живут лягушки?»

Беседа «Водное пространство»

Беседа на тему:

«Кто живёт в воде?».

Ситуация «На воде зимой»

Беседа «Чем полезен, а чем вреден снег»

Рассматривание иллюстраций «Водный и подводный транспорт»

Рассматривание иллюстраций «Весенняя природа»

Беседа на тему:

«Реки  нашего края».

Ситуация «На воде летом»

Формировать представление детей  о воде как важном элементе дающая жизнь всему живому на земле людям, растениям, животным; воспитывать желание беречь воду.

Уточнить знание детей о среде обитания лягушек (озерах, болотах прудах); совершенствовать знание о том, что лягушки водятся  и размножаются в пресной воде; развивать слуховое внимание, память.

Познакомить детей с различным водным пространством (речкой, морем, океаном); уточнить их формы и размеры; закрепить знание о цвете, температуре, солености и пресности; воспитывать интерес к беседе.

Дать представление детей о обитателях рек, озер, морей; уточнить знание о том как приспособлены живые обитатели к подводному миру; развивать память, мышление,  внимание; воспитывать интерес к подводному миру.

Объяснить правила поведения, которые дети должны выполнять, находясь на льду или у открытого водоема в весенний период, воспитывать осторожность.

Расширять представления о пользе и вреде снега; развивать мышление, умение делать простейшие вывод; стимулировать желание участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Познакомить детей с водным и подводным средством передвижения транспортом; уточнить знание о важности транспорта в жизни человека; воспитывать интерес к разным видам транспорта.  

Продолжать формировать умение сравнивать, строить развернутые суждения; развивать связную речь, зрительное внимание.

Продолжать знакомить с природой нашего края  с рекой Мега.  Вызвать желание улучшить условия нашей природы.  Развивать  память, ориентировку в пространстве.

Рассмотреть ситуации неправильного поведения на водоемах в летний период, познакомить с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать дисциплинированность.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

6

Д/игра «Земля, вода, воздух»

Д/и. « Реки, озера и моря»

Д. игра: «Вода для растений».

Д/и«Земля, воздух и вода».

Д/и «Когда это бывает»

Д/и «Виды транспорта»

Д.и. «Запрещенные знаки»

Закрепить знания детей об обитателях животного мира и их местах обитания.

Закрепить умение узнавать по внешним признакам и называть реки, озера, моря; развивать память, зрительное внимание.

Закрепить знание о том, какие растения нуждаются в поливе, опрыскивании, протирании листа; развивать внимание, мышление, память.

Упражнять в умении распределять животных по среде обитания; развивать наглядно действенное мышление.

Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, внимание, память; стимулировать желание рассуждать.

Закрепить умение классифицировать виды транспорта: надводный, подводный; развивать внимание, мышление, память.

Учить детей узнавать и называть обозначающие знаки правила поведения возле водоемов, рек, озер; развивать наглядно –образное мышление.

Сентябрь-

Октябрь

Ноябрь –

Декабрь.

Январь

Февраль

Март

7

Конструирование:

«Мост через речку».

Конструирование: «Построй корабль»

Учить детей воплощать замысел конструкций в соответствии с конкретными условиями. Закреплять умение анализировать такие условия, на основе анализа строить и контролировать свою практическую деятельность. Воспитывать интерес к конструктивной  деятельности.

Продолжать учить выстраивать постройку в ширину и высоту по образцу; развивать мышление, внимание, память; воспитывать желание достроить начатое до конца.

Ноябрь

Февраль

Социально - коммуникативное развитие

П. №

Содержание

Программное содержание

Сроки выполнения

1

Настольная игра Лото «Основы безопасности в природе».

Познакомить детей с правильным (безопасным) и правильным (опасным) поведением ребёнка на природе у моря, на реке. Развивать память, внимание.

Воспитывать наблюдательность.

Ноябрь

2

К. Г. Навыки:        

«В гостях у Мойдодыра».

К. Г. Навыки:

«О чём нам рассказало  полотенце?»

К. Г. Навыки:

«Праздник воды».

К. Г. Навыки:

«Правильно мыть руки».

Формировать привычку следить  за чистотой своего тела. Учить умываться по необходимости, аккуратно закатывать рукава, открывать кран, мыть ладони.

Учить детей чисто мыть руки, действовать в определённой последовательности, аккуратно пользоваться полотенцем.

Учить детей пользоваться предметами  личной гигиены, проявлять самостоятельность, бережное отношение к ним. Учить правильно и аккуратно умываться.

Учить детей осознанно относиться к своему внешнему виду, следить за чистотой  рук, мыть их по мере необходимости. Обсудить с детьми важность гигиенических процедур.

В течении всего года

3

Труд в уголке природы

Труд в природе

Труд в природе

Хоз–бытовой труд

 Учить поливать комнатные растения отстойной водой, опрыскивать сверху, протирать листиков.

 Стимулировать желание детей поливать цветы на клумбе.

Учить направлять ручейки в нужное русло.

Расчистить снег на участке - закреплять навыки работы с трудовым инвентарем. Воспитывать желание работать в коллективе.

Учить детей делать мыльный раствор; упражнять в умении протирать игрушки мыльным раствором;

В течении всего года

Апрель, май.

В течении всего года

4

С.р.и.  «Путешествие по реке»

С.р.и.«Морское путешествие на корабле»

С.р.и «Моряки»

С.р.и. «Путешествие по реке на плоту»  

С.р.и. «Рыбалка»

С.р.и. «Экологи»

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формировать представления о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых — работников речного порта для городов и сел страны .Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать желание играть  со сверстниками.

Совершенствовать игровые замыслы и умения детей. Продолжать учить развивать сюжет на основе знаний, полученных из путешествий, литературных произведений. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать желание играть сообща

Обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Моряки». Побуждать к самостоятельному распределению ролей. Развивать игровые умения. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Закреплять умение отображать в игре знания об окружающей жизни. Расширять представления о работниках речного транспорта. Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Обобщить и систематизировать представление детей о морских и речных животных. Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Развивать игровые навыки. Формировать дружеские взаимоотношения.

Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете. Познакомить с новой ролью – эколога, учить выполнять игровые действия, соблюдать последовательность. Развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Апрель

Май

Речевое развитие

П. №

Содержание

Программное содержание

Сроки выполнения

1

 НОД  Развитие речи.

Тема: «Рыбы»

Учить  придумывать диалоги  на заданную тему, отвечать на вопросы полным ответом; способствовать умению употреблять в речи сложноподчиненные предложения; продолжать учить  детей  образовывать  однокоренные слова; активизировать в речи прилагательные; развивать диалогическую речь детей.

Декабрь

2

Сл/и   «Узнай по описанию»

Сл/и «Угадай, кто это из подводного мира?»

Сл/и с мячом «Закончи предложение глаголом»

Сл/и «Помощники природы».

С\и «Что здесь лишнее?»

Сл/и «Назови действия, которые происходят весной»

Упражнять детей в описании обитателей речного мира; развивать мышление, активизировать словарь.

Упражнять в подборе существительных к прилагательным. Развивать грамматический строй речи. Воспитывать умение слушать, не перебивать, говорящего.

Закреплять знания детей о том, какие действия могут совершать морские животные. Учить подбирать соответствующий смыслу предложения глагол. Развивать внимание, память. Расширять и активизировать глагольный словарь по тему водное пространство.

Учить детей составлять  распространенные предложения  с дополнением,   стоящем в творительном падеже; развивать речь.

Продолжать учить обобщать и классифицировать признаки. Развивать логическое мышление, его операции, память, речь. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы.

Закреплять признаки весны. Учить заканчивать предложение, называя соответствующее действие.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

3

 Рассказывание К.И. Чуковский «Мойдодыр».

Чтение В.Орлова в лицах «Ты скажи мне, реченька…»

Потешка «Водичка, водичка, умой моё личико».

Чтение рассказа Н. Носова «Карасик»

Чтение песенки «Как на тоненький ледок»

Чтение р.н. сказки «По щучьему веленью»

Чтение славянской  сказки «Двенадцать месяцев»

Чтение В.Даль «Старик годовик»

Чтение стих-ния Ф. Тютчев «Весенние воды»

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вспомнить с детьми содержание сказки, побуждать проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительности речи. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать  интерес к литературе

Вызвать эмоциональный отклик на произведения, воспитывать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать детей знакомить с произведениями малого устного фольклора. Учить внимательно,  рассматривать иллюстрации в детских книгах, находить особенности иллюстрации.

Познакомить с понятием рушник.

Учить детей внимательно слушать произведение, давать оценку поступкам героев,

Продолжать знакомить с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста, прививать любовь к устному народному творчеству.

Пополнять литературный багаж детей сказками, знакомить с иллюстрациями известных художников, воспитывать чуткость к художественному  слову.

Формировать умение внимательно слушать и понимать прочитанный рассказ, делать простой вывод, развивать мышление, умение сопоставить прочитанное с реальной действительностью.

Закреплять знания о чудесном  периоде ранней весны, пробуждении природы от зимнего сна, наступлении радостных весенних дней.

Научить навыкам анализа художественного произведения, выражать собственное мнение, воспитывать непримиримое отношение к корысти, хитрости, жадности.

Учить понимать обобщённое Значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Закрепить знания детей о жанровых особенностях загадок, скороговорок, пословиц.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

 

Апрель

Художественно – эстетическое развитие

П. №

Содержание

Программное содержание

Сроки выполнения

1

НОД  Рисование.

Тема: «Наш аквариум».

Вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами, изобразить рыбок, рисовать плавным движением кисти овальную форму, добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов. Развивать умение оценивать рисунки. Воспитывать усидчивость.

Оборудование: Альбом, краски, кисть, карандаш, стаканчик, элементы гжельской росписи.

 Ноябрь

2

НОД  Рисование.

Тема: «Идет дождь».

Учить детей образно отражать в рисунка от окружающей  жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным  и цветными карандашами. Развивать творческую активность. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца, создавая свой рисунок.

Оборудование: графические карандаши, альбомный лист, иллюстрационный материал

Октябрь

3

НОД  Рисование  Тема:  «Ледоход на реке»

Учить создавать пейзажную композицию, изображая весенний ледоход на реке; расширять знания детей о ледоходе;  продолжать учить рисовать гуашью; закреплять умение вписывать рисунок в лист; развивать наблюдательность, творческие способности.

Апрель

4

НОД  Аппликация  Тема: «Яхта»

Продолжать знакомить с различными видами транспорта; дать представление о строении яхты; учить вырезать детали для яхты в форме геометрических фигур: треугольника, прямоугольника, кругов; закрепить умение располагать рисунок  по середине листа, наклеивать детали последовательно; развивать мышление, внимание; воспитывать желание доделать начатое до конца.

Оборудование:  лист картона – основа, цветная бумага, прямоугольный лист, квадратный, ножницы, клей.

Март

5

НОД  Художественное конструирование.

Тема: «Плот»

Формировать представление о предназначении и строении плота;  создать условия для развития умений вырезать длинные параллельные полоски; упражнять в умении наклеивать две полоски на поперечные; развивать наглядно – действенное  мышление; воспитывать аккуратность при наклеивании.

Оборудование: лист картона прямой формы с расчерченными полосками, ножницы, клей.

Февраль

6

НОД  Аппликация. коллективная

Тема: «Рыбки плавают в пруду».

Учить детей силуэтному вырезанию рыбки. Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительный контроль за движением. Закреплять умение создавать  композицию в аппликации, аккуратность в наклеивании деталей. Воспитывать творчество и желание доводить до конца.

Оборудование: ножницы, клей карандаш, альбомный лист, иллюстрационный материал

Апрель

7

Рассматривание иллюстраций по теме «Реки»

Д.и. «Что перепутал Художник»

Д./игра  «Радуга».

Обратить внимание детей на расположение речки,  сверху вниз, с боковых сторон изображена растительность, вдали (вверху листа)изображение реки  нарисовано узким, вблизи (внизу листа)  речка изображена шире; развивать зрительное внимание, мышление; воспитывать желание высказывать свое впечатление от увиденного.

Упражнять в умении видеть ошибки художника в изображенном рисунке; развивать сообразительность, мышление, память.

Закреплять представление детей об основных и дополнительных цветах. Учить использовать свои знания в игровых ситуациях и в практической деятельности.

Октябрь

Ноябрь

Май

9

Лепка. Барельеф на тему «Рыбка».

Развивать у детей воображение, наблюдательность, умение сравнивать разные способы изображения, использовать приёмы налепа небольших кусочков пластилина

Ноябрь

10

Оригами «лягушки прыгают вокруг болота»

Учить  делать из цветной бумаги складывать оригами; упражнять в умении сгибать бумагу в правильной последовательности, приглаживать сгибы пальцами; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать желание получить результат.

Декабрь

11

Игра на музыкальных инструментах.

Пьеса «Дождик»

 рус нар мелодия.

Д . игра.  «Солнышко и тучка».

Слушание  «Лебедь»,

К. Сен-Санс

Песня « Капитан»

Игра на музыкальных инструментах.   «Песенка дождя и ручейка».

Прослушивание шум дождя, шум моря

Пальчиковая игра   «Рыбки резвые»

Учить легко, отрывисто играть песенку дождя на металлофоне; развивать музыкальный слух; вызвать интерес кигре на металлофоне.

Развивать представление о различном характере музыки: веселая, спокойная, грустная.

Учить передавать музыкальный образ в пьесе, двигаясь выразительно, легко и нежно. Развивать творческую фантазию.

Учить различать в песнях вступление, запев, припев, проигрыш. Работать над выразительным исполнением,  активным дыханием и дикцией.

Стимулировать  желание исполнять с помощью голоса изображать песенку дождя и ручейка.Воспитывать доброжелательное отношение в процессе различных видов музыкальной деятельности

Учить понимать содержание звукового шума, его характер, настроение; развивать слуховое восприятие.

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; упражнять в проговаривании текста и движением рук; воспитывать желание повторять за взрослым.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Апрель

Май

Физическое развитие

П. №

Содержание

Программное содержание

Сроки выполнения

1

П/и «С кочки на кочку»

П/и «Удочка»

П/и: «Назови рыб»

М.п. и. (с мячом): «Море-воздух-суша»

Хор.и.«Водяной»

П/и «Не намочи ноги»

П/и «Перепрыгнем через ручеек»

П/и: «Море волнуется»

М .п  и «Снег, лед, шишки»

П/и «Караси и щука»

М. п. и. «Земля-вода-небо»

М.п.и. «Ручеек»

П/и «Лягушки и цапля»

Физкультминутка

«Осенний дождик».

Физкультминутка.

«Кап-кап».

Упражнять в прыжках; развивать ловкость; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Учить детей в подпрыгивании на месте; развивать ловкость, внимание; воспитывать честность; упражнять детей в подпрыгивании на месте; развивать ловкость, внимание; воспитывать честность.

 Развивать внимание, интерес к играм, быстроту реакции, мышление; воспитывать дружеские  взаимоотношения.

Развивать ловкость, мышление, память. Воспитывать дружеские взаимоотношения,  интерес к играм.

Обучать детей умению двигаться в соответствии со словами; развивать тактильные ощущения; воспитывать интерес к хороводным играм.

 Развивать координацию движений, ловкость, внимание; закреплять умение справедливо оценивать результаты игр.

Упражнять в  прыжках с места в длину; закрепить умение группироваться перед прыжком; развивать силу толчка.

Знать внешние особенности и повадки разных животных. Уметь  через пантомимику передавать образ животного, живущего в наших краях. Проявлять волевое усилие при сохранении позы.

Закрепить скользящий шаг, прыжки. Развивать ловкость, координацию движений.

Развивать ловкость, сноровку Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Упражнять в бросании и ловле мяча, развивать мышление, внимание

Закрепить умение изображать течение ручейка  - прохождение ребенка назад наклонившись вперед  между парами ребят, захватывая одного из детей.

Развивать . ловкость, сноровку. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливания организма и совершенствованию его функции.

Учить детей управлять мышцами пальцев, кисти, выполнять действия по заданному образцу.

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

Ноябрь

Апрель

Работа с родителями

Название вида деятельности

Сроки реализации

1

Информационное освещения родителей о важности проекта (родительская гостиная)

Сентябрь

2

Составление фото- коллажа «Как мы отдыхали»

Октябрь

3

Папка передвижка «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья»

Ноябрь

4

Папка передвижка « Питьевая вода  и здоровье ребенка»

Декабрь

5

Изготовление альбомов и изготовление поделок

В течении года

6

Изготовление плаката  «Круговорот воды в природе»

Март

7

Изготовление «Запрещенных и разрешенных знаков»

Апрель

8

Пополнение энциклопедической и  информационной и художественной литературой.

В течении года

4 этап. Презентация проекта

  1. Мультимедийная презентация проекта на «Ярмарке педагогических идей»
  2. Выставка поделок из бросового материала
  3. Представление родителей и детей собранной информацией о водоёмах.
  4. Театрализованное выступление детей.

Литература

  1. Е.А. Алябьева  «Итоговые дни по лексическим темам»
  2. ДыбинаО.В. Неизведанное рядом.
  3. Галицина Н.С. экологическое воспитание дошкольников.
  4. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительной группы)
  5. Зырянова Л.Н.,. Лужбина Т.В «Занятия по развитию речи в ДОУ»
  6. Иванова А.И. естественно –научные наблюдения
  7. Николаева  экологическое воспитание
  8. Марковская М.М. Ознакомление с природой. Экологическое воспитание.
  9. Метлина Л.С. Математика в детском саду.
  10. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием
  11. Грошенкова В.А., Шилова Т.С.  Интегрированные занятия по развитию речи и рисованию
  12. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности
  13. Рудик.О.С. «Развитие речи в свободной деятельности».
  14. Ковалько. В.И. «Азбука физкультминуток».
  15. Лиштван З.В. Конструирование.
  16. Куцакова  Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.
  17. Художественное моделирование и конструирование для детей 5-6 лет. Программа под редакцией М.А.Васильевой.

Приложение №1

                                             

Педагогический мониторинг

(на начало года)

 В мониторинге   принимали участие  12 детей

Для выявления начальных знаний у детей о водном пространстве были предложены следующие вопросы:

  1.  Что такое вода? (жидкость).
  2.  Где встречается вода? ( в луже, ручейке, реке, море, океане,  кране)
  3. Как и где человек использует воду? (в еде, пьет, поливает растения, моет тело?)
  4. Всегда ли вода бывает одинакова: по цвету, на вкус, по запаху.
  5. Если воду заморозить, во что она может превратиться?
  6. Если воду довести до кипения, что с ней может произойти?
  7. Если занести льдинку или снег, что с ними произойдет?
  8. Кто живет в водоеме?
  9. Кто живет в реке?
  10. Кто живет в море?
  11. Кто нуждается в воде?
  12. Как  сохранить водное пространство в чистоте?
  13. Назовите водные виды транспорта?

Оценивались знания детей по трем уровням

Высокий уровень – дети знают и самостоятельно отвечают на вопросы (+)

Средний уровень -  отвечают по наводящим вопросам взрослого.(+, -)

Низкий уровень  -  затрудняются  ответить и  не отвечают на поставленный  вопрос (-)

 По результатам обследования были выявлены следующие данные:

Высокий – 0 %

Средний – 50 % - 6 человек

Низкий-  50 % - 6 человек

Вывод: анализируя результаты мониторинга, выявили, что высокого уровня знаний по вопросам проекта не имеет не один ребенок.

5о % детей, что составляет 6 человек, показали средний  уровень развития, так как затрудняются отвечать на вопрос: если воду довести до кипения, что может с ней произойти, а также как сохранить водное пространство в чистоте.

50% детей (6 человек), имеют низкий уровень, так как  не имеют представлений, что такое вода; всегда ли вода бывает одинаково по цвету, на вкус, по запаху; плохо сформированы  понятия  кто живет в водоеме и кто нуждается в воде.

Таким образом, анализируя результат мониторинга по проекту «Водный мир вокруг нас»,  пришли к выводу, что есть необходимость работать  над  этим проектом

Высокий – 50 %- 6 человек

Средний – 50 % - 6 человек

Низкий-  0 %

Вывод: анализируя результаты мониторинга, выявили, что  низкого уровня знаний по вопросам проекта не имеет не один ребенок.

Таким образом, работу по реализации проекта можно считать эффективной. Так как из низкого уровня перешли в средний уровень 6 человек- 50 %, а  из низкого уровня – в высокий уровень 6 человек- 50%.

Приложение №2

Наблюдение за сосулькой

 Цель: Знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз.  (Сосульки)

- Из чего состоит сосулька?

- Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька – это замершие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются  только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

- В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

- Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

- Почему сосульки растут «головой вниз»? (Кода капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становиться тонким)

- Какие сосульки по цвету? И почему? ( Сосульки прозрачные потому – что это замерзшая вода)

- Что предвещают сосульки? (Сосульки предвещают скорое потепление)

Если все сосульки начнут таять и капать, то можно будет наблюдать капель. А капель – это борьба весны с зимой.

Итог: За каким природным явлением, мы с вами наблюдали?

 Где образуются сосульки? Как они растут?

                                                                            Беседа  

Тема «Кому нужна вода? »

Программное содержание:  Уточнить представление  о том, что –вода – очень ценный продукт, который необходим всему живому на земле; совершенствовать знание детей о том каких целях, человек использует воду; развивать память, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: иллюстрации в беседе.

Ход беседы

Орг. Момент.

Водичка, водичка, умой мое личико

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Педагог.  Дети о чем эта потешка?

Дети.  О воде.

 Педагог.  Вода нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.  Для чего нужна вода растениям?

Дети.  Растениям нужна вода, для того чтобы жить.

Педагог.  Как  используют люди воду?

Дети.  Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, в стирке вещей, для мытья игрушек и полов.

Педагог.  Какая вода пригодна для питья человеку?

Дети.  Для питья человеку пригодна только чистая вода.

Педагог.   Откуда человек может взять чистую воду?

Дети.  чистая вода находиться в роднике, в колодце, в водопроводе, кипяченная.

Педагог.   В морях океанах вода пригодная для питья?

Дети.  В морях и океанах вода соленая, человек не насытиться соленой водой, ему захочется еще воды.

Педагог.  Какую воду в основном использует человек?

Дети. Человек использует  водопроводную воду.

Педагог.  Откуда вода попадает в водопровод?

Дети. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, отчищают от грязи.

Педагог.  Почему в кранах течет горячая и холодная вода?

Дети. Горячую нагревают, а холодную нет.

Педагог. Как использует человек холодную и горячую воду?

Дети. Человек, горячей водой моется, моет посуду, стирает, а холодную употребляет в пищу.

Педагог. Знаете, ребята получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.

Итог: Кто нуждается в воде?  Какую воду человек употребляет в пищу?  Может ли человек обойтись без воды?

                                                                 НОД (аппликация)

Тема: «Яхта»

Программное содержание: Продолжать знакомить с различными видами водного транспорта; дать представление о строении яхты; учить анализировать детали яхты; закрепить умение наклеивать детали на основу; развивать ориентировку на листе бумаги; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Демонстрационный материал:  изображение различных видов яхт.

Раздаточный материал: лист картона – основа, цветная бумага, шаблоны корпуса яхты, паруса, флага, мачты.

Оборудование: ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Ход НОД

  1. Орг. момент.

Педагог. Сегодня наша остановка - «Порт». Мы познакомимся с еще одним видом транспорта. Попробуйте отгадать загадку.

Подул  ветер белое крыло,

Нас с тобой кататься в море унесло.

Дети. Яхта.

Педагог.  Это уже не просто лодка. Что есть у яхты, и чего нет у лодки?

Дети. У яхты есть парус, а у лодки паруса нет.

       Педагог.  Верно, для чего нужен парус?

Дети. чтобы плыть при помощи ветра.

Педагог.  Правильно, но паруса бывают разной формы, разных цветов.

Физкультминутка

Мишка, лапки подними!

Мишка, лапки опусти!

Мишка, Мишка, покружись,

А потом земли коснись

И животик свой потри

Раз, два, три! Раз, два, три!

2. Постановка цели.

Педагог. Сегодня вы изготовите яхту из бумаги. Для этого вам сначала необходимо приготовить детали яхты. Скажите, из каких деталей состоит яхта?

Дети. Корпус (основание), парус (треугольник), мачта, флаг, иллюминаторы.

Педагог. А для чего кораблю (яхте) флаг?  

Дети. Чтобы видно было, из какой страны яхта.

Педагог. Правильно, приступаем к работе.

3.Показ способов действий.

Детям предлагается прямоугольник (основание), у которого ребята срезают уголки, предварительно сложив прямоугольник пополам;  квадрат (парус) сгибается по диагонали и прорезается по лини сгиба, получая треугольник; мачта отрезать узенькую полоску; флаг маленький прямоугольник, иллюминаторы вырезать из маленьких квадратов, обрезая уголки и получая круги.

4. Практическая работа.

Дети. Приготовили все детали.

Педагог.   Ребята разложите все детали на листе бумаги.

Дети. Выкладывают, располагая рисунок на середине листа.

Педагог.   Приклеивайте поочередно, приклеивая мачту на нижней части листа. Затем приклеиваем мачту, парус, флажок, иллюминаторы.

Дети.  Наклеивают детали самостоятельно.

5.Итог.

Педагог.   Ребята к какому виду транспорта относиться модель, которую мы сегодня делали? Какие детали вы приклеивали? Какие инструменты вы использовали?

                                             Сл/и  «Закончи предложение »

 Цель: Закреплять знания детей о том, какие действия могут совершать  море  и его обитатели. Учить подбирать соответствующий смыслу предложения глагол. Развивать внимание, память. Расширять и активизировать глагольный словарь по тему водное пространство.

Оборудование : Иллюстрационный материал.

Ход игры

Педагог называет морского животного, показывает картинку с действием животного  и задает вопрос что делает? Ребенок отвечает полным предложением:

- Море что делает?  (море волнуется)

- Морские растения что делают?   ( морские растения растут)

- Дельфин что делает? (дельфин прыгает)

- Черепаха что делает? ( черепаха ползет)

- Ракушка что делает? (ракушка закрывается)

- Медузы что делают? (медузы всплывают вверх)

- Рыбы что делают? (рыбы плавают).

                                             Консультация для родителей

«Питьевая вода и здоровье ребенка»

     Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой.

    Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.

   Баланс  воды, в свою очередь, подразумевает, что организм человека в процессе жизнедеятельности получает из вне и выделяет наружу одинаковое количество воды.

   При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности.

   При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.

   С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.

  Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.

  С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки.

  Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера – нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка.

  Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо.

  Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека.

  Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды.

  Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего!

Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела.

Основные пути поступления воды в организм следующие:

- непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи);

- остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;

- небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Пути же выведения воды из организма следующие:

- в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;

- часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник.

Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.

                                   Экспериментирование   «Свойства воды»

Цель: Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность.

            Закрепить знания  детей о круговороте воды в природе.

             Развивать логическое мышление.

            Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Материалы и оборудование:

-Картинка «Круговорот воды в природе»

-На  каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.

Ход НОД:

Организационный момент:

 - Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

    В морях и реках обитает

    Но часто по морю летает,

    А как наскучит ей летать,

   На землю падает опять. (вода)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Основная часть.

-Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?

- Воды тратится очень  много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?

- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

- Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?

Опытно-исследовательская деятельность.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно,  что нарисовано на картинке?

- Значит,  вода какая? (прозрачная).- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)

- Имеет ли вода определённую фору? (нет)

- Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду  Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки  переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.

- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной, другой-это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?

Опытно-исследовательская деятельность.

- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Заключительная часть.

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

- Какие свойства есть у воды ?

                              Беседа на тему «Чистая вода — богатство страны»

Цель:   -Дать представление о планете Земля;

 -Расширить знания детей о роли воды в жизни человека, о бережном отношении к ней;

-Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

 глобус.

Словарная работа:

глобус, студеная,  прозрачная, хрустальная.

Ход беседы:

Наш дом родной, наш общий дом,

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря!

Все называется – Земля!

И если в космос ты взлетишь,

То у окна ракеты,

Увидишь шар наш  голубой,

Любимую планету.

 Воспитатель показывает глобус.

 - Вот такой наша Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только она уменьшена во много раз. Эта модель называется глобус.

 - Что обозначено голубым цветом (ответы детей)

 - Это океаны, моря, реки, озера. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья.

- Дети, как вы думаете, зачем нужна нам вода (ответы детей)

- Вода нужна нам для того чтобы пить, купаться, умываться.

 - Давайте послушаем сказку, которая называется «Спор».

 - Поспорили как – то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без неё на Земле жить нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго они спорили, а потом решили спросить у кого – нибудь. Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее – вода или воздух?»  Растения ответили: «Без воды не проживешь. Нам она нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: «Я самая важная»! «Но и без воздуха не проживешь» - добавили растения. Обрадовался Воздух: «Он самый важный»!  Переглянулись Вода и Воздух, и решили спросить у животных и у людей. Тоже самое ответили и люди, и животные. И решили они больше не спорить.  Кипит жизнь на Земле, и все для жизни важно: и воздух, и вода.

Игра «Ручеек».

 - Откуда в кране вода?

 Подходят к крану, включают воду.

 - Откуда такая чистая вода течет из крана? И как вы думаете, откуда она взялась в кране?

 - Воду берут из подземных озер. По трубам, из под земли, она попадает в кран. Там она особенно чистая, а если она пробивается из - под земли и выходит на поверхность, то образуется родник. А какими словами можно сказать о родниковой воде (прозрачная, хрустальная) .

 - Поэтому родники надо беречь. Родники в основном бьют в глуши лесной, в крутом овраге, под горой, из под камней. Вода из родника не только прозрачная, но и очень холодная, поэтому воду называют студеной.

 - Чистой воды на Земле очень мало, поэтому её надо беречь.

- Как вы думаете, что мы можем сделать для того, чтобы чистой воды стало больше (напрасно воду не лить, закрывать кран)

                                                                           

                                                                          НОД (лепка)

Тема: «Аквариум с рыбками»

Задачи:

-Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения.

- Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями, совершенствовать приемы оттягивания, прощипывания.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Воспитывать  усидчивость, творческие способности.

Материалы и инструменты:

 Дощечки для лепки; стеки; пластилин; прямоугольник из потолочной плитки( 15х20) для аквариума; банки с водой;  запись шума морского прибоя.

Ход НОД:

 Звучит шум морского прибоя.

Воспитатель:- Ребята, прислушайтесь. Что это за шум?

Дети:- Это шумит море.

Воспитатель:- Давайте, мы с вами сейчас закроем глаза и немного по фантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой у нас голубое  небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!

Воспитатель:- В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Назовите, каких вы знаете рыб (дети перечисляют)

 Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат.

 Вспоминаем, какие части тела есть у рыб и для чего они им служат. (У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.)

Физминутка:

 Море волнуется раз, море волнуется два,

 Море волнуется три,

как рыбки плывут покажи! (ноги на ширине плеч, покачивание руками вправо-влево, изображая волны)

 Рыбки плавали, ныряли в голубой морской воде.

 То сойдутся-разойдутся, то зароются в песке (руки перед грудью со сложенными ладонями, бег в рассыпную, наклоны, приседание) .

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам слепить своих красивых рыб, осьминога, морскую звезду и поместим их в свой аквариум. Что еще можно слепить для нашего аквариума, чтобы он был красивым? (камушки, водоросли, чтобы рыбкам было где спрятаться)

 Рассматриваем с детьми двух игрушечных (разных по пропорциям.) рыбок. Уточняем название формы тела рыбок (овальное). Вспоминаем и рассказываем, как лепить рыбок, как сделать хвост, плавники, чешую.

  Выполнение работы детьми под фоновую музыку.

Итог занятия: Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки ваших товарищей? Какие именно поделки  вам понравились? Почему они вам понравились? А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку?

                                                                    НОД ( рисование)

Тема: «Удивительный подводный мир»

 Цели: Познакомить с подводным пейзажем, техникой рисования по сырой бумаге; 

             Научить рисовать не только форму, но и пластику предмета;

             Развивать интерес к процессу рисования;

             Воспитывать интерес к обитателям подводного царства.

 Предварительная работа: знакомство с техникой рисования по сырой бумаге; рассматривание иллюстраций «Обитатели морей».

 Ход НОД:

 -Послушайте одну интересную историю, которая произошла с мышкой.

 Одним прекрасным, солнечным утром мышка выбралась из своей норки и отправилась побродить по лесу. Ей было очень скучно. Все жители волшебной страны были заняты своими делами, только одна мышка грустно бродила среди деревьев. И вдруг в зарослях кустарника ей послышался странный звук, похожий то ли на звон колокольчиков, то ли на легкое бормотание. Она прислушалась.

 (Звучит аудиозапись «бегущий ручеек»)

 «Что же это такое? » - подумала мышка.

 -Давайте ей подскажем, что это? (Это плеск реки, журчание ручья, ключ, источник)

 -Правильно. И вот когда мышка подобралась и раздвинула кусты, она увидела лесной ручеек, бегущий по разноцветным камешкам. Мышке очень захотелось посмотреть, что у ручейка там, на дне, и она сунула нос прямо в воду. Хорошо, что мышка сунула только нос. Она почувствовала холодную воду. Вода попала ей в нос, и она очень испугалась. Пришлось ей быть осторожной, когда же разошлись круги по воде, мышка увидела удивительный подводный мир. Там были водоросли, рыбки, песок. Подводные растения плавно покачивались, яркие раковинки улиток еле-еле ползли. И среди этого великолепия юрко плавали рыбки. Они были большие и маленькие, гладкие и пестрые, яркие и темненькие. Мышке очень понравились рыбки, и она загрустила, что никогда не сможет спуститься к ним, поплавать и там поиграть.

 -А хочешь, мышка, ребята с тобой поиграют? (Да)

 Игра с мышкой «Море волнуется раз, … морская фигура на месте замри»

 -А давайте дети мы для мышки еще и подводное царство нарисуем?

 -Прежде чем рисовать рассмотрим строение рыб. Из чего они состоят? Что у них есть? (Голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот жабры)

 -А есть ли у рыбы шея? (Нет)

 -Какую форму имеет тело рыбы? (Могут быть длинными, круглыми, овальными. Разнообразную форму имеют плавники)

 -А чем покрыть тело рыб? (Чешуей)

 -Посмотрите, как мы будем рисовать море. Берем губку и смачиваем ею лист бумаги быстрыми движениями. Только после набираем краску на широкую кисть и проводим линию сверху листа, поднимаем лист вертикально. Краска стекает вниз. Надо теперь немного подождать пока краска высохнет. После рисуем обитателей подводного царства.

 В конце занятия дети раскладывают работы на один стол, близко друг к другу.

 -Подойдите и полюбуйтесь на кусочек подводного царства. Мышка поблагодарила детей за удивительный подводный мир и прощалась с ними


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Вода вокруг нас».

Рекомендации по реализации тематического проекта в приложениях....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

проект: "Вода вокруг нас" для детей с нарушением функций опорно - двигательного аппарата

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению современные дети, особенногородские, имеют весьма ограниченные...

Открытый интегрированный показ непосредственной образовательной деятельности по проекту "Вода вокруг нас" в средней группе.

Открытый интегрированный показ непосредственной образовательной деятельности по проекту " Вода вокруг нас" в средней группе.Подготовила и провела : Смирнова Ю.Ю.Область: познание.Интеграция: коммуника...

Проект "Вода вокруг нас" [2.3]

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...

Проект Вода вокруг нас

Краткосрочный проект "Вода вокруг нас" для детей среднего возраста...