Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Карамуллина Альмира Мавлетзяновна

Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей привлекает бумага – это еще неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, можно смять, порвать и даже попробовать на вкус.

Бумага – это доступный и универсальный материал для ребенка, с которым он встречается ежедневно. Дети по собственной инициативе проявляют желание нарисовать на бумаге - в своем рисунке каждый ребенок видит свой мир. Привлекает детей возможность самим создавать поделки из бумаги, которые затем используются в играх. Через различные действия с бумагой, у детей развивается творчество и  фантазия. Итак, интерес детей к бумаге подвел меня проекту «Волшебный мир бумаги». Почему «волшебный»? Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» городского округа г. Салават Республики Башкортостан

Творческо-исследовательский проект

«Волшебный мир бумаги»

Подготовила:

Карамуллина

Альмира Мавлетзяновна,

Воспитатель

Салават 2017г.

Вид проекта:  долгосрочный, групповой.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Участники проекта:

Воспитанники старшей, подготовительной группы: участие в поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности, изготовление из бумаги экспонатов для мини-музея.

Воспитатель: анализ литературы по теме проекта, разработка конспектов по ознакомлению воспитанников с видами бумаги, ее свойствами, назначением и т.д.; проектирование и организация образовательной деятельности с детьми.

Родители (законные представители) воспитанников: участие в создании экспонатов мини-музея, создание единой образовательной среды в рамках реализации проекта. 

Проблема: Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей привлекает бумага – это еще неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, можно смять, порвать и даже попробовать на вкус.

Бумага – это доступный и универсальный материал для ребенка, с которым он встречается ежедневно. Дети по собственной инициативе проявляют желание нарисовать на бумаге - в своем рисунке каждый ребенок видит свой мир. Привлекает детей возможность самим создавать поделки из бумаги, которые затем используются в играх. Через различные действия с бумагой, у детей развивается творчество и  фантазия. Итак, интерес детей к бумаге подвел меня проекту «Волшебный мир бумаги». Почему «волшебный»? Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи.

Выбор темы проекта также  неслучаен. Он обусловлен тем, что 2017 год назван Годом экологии в России. Жизнь современного человека без бумаги была бы не полноценной. Мир книг, открыток, бумажных салфеток  так необычен, что отказаться от него не возможно. Простая бумага помогает нам познать тайны окружающего мира, в которой их великое множество. Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для занятий, и для творческой работы и в быту. Порой мы уже не замечаем, как не бережно относимся к бумаге и не экономим ее. Не понимаем, что с ростом нашей потребности в бумаге, увеличивается объем  вырубки леса. Что это медленно, но приводит к экологической катастрофе. И дети – дошкольники, в силу своего возраста, не понимают масштабов этой проблемы Человечества. Если дать каждому ребенку   с дошкольного возраста  возможность опытным путем, в собственной исследовательской деятельности изучить бумагу, которая с одной стороны является миром необычной красоты, с другой – причиной гибели лесов - то ребенок, как минимум, полюбит ее, захочет не только беречь и экономить бумагу, но дерево и лес, из которого делают ее.

Цель: создание условий для развития познавательной активности дошкольников через расширение представлений детей о бумаге, ее видах, свойствах, возможностях ее применения людьми.

Задачи:

1) Познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, о широком спектре использования бумаги людьми: дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

2) Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

3) Расширять представления детей об окружающем мире, уточнить представления детей о музее как месте хранения предметов истории.

4) Формировать у детей осознание необходимости бережного отношения к бумаге, понимание ограниченности ресурса в природе.

5) Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6) Активизировать  речевую деятельность детей.

7) Развивать навыки художественно-продуктивной деятельности.

Актуальность:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет ребенок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами, овладевает способами действий с предметами, и это помогает дошкольнику приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Гипотеза:

Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.

     

Ожидаемый результат:

1.  Знакомство с   историей создания бумаги, обобщение знаний о бумаге – как материале, который имеет определённые свойства и качества, знакомство с новыми видами бумаги (копировальная, наждачная, калька), увеличение интереса  детей к познанию окружающего мира.

2. Закрепление знаний о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека;

3.   Обогащение предметно-пространственной среды группы.

4.   Улучшение взаимоотношений между детьми, между взрослыми и детьми.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный

Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

  • Однажды после полдника ребята захотели вырезать из бумаги снежинки. Сидели, вырезали очень красивые снежинки, но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «Из чего вырезать снежинки?»«Где взять бумагу?» «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей: — «А откуда она взялась в магазине?»«Кто и из чего сделал бумагу?»«Так ли она необходима людям?»«А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.
  • Через некоторое время я принесла предметы, вместе с которыми провела беседу «Путешествие в прошлое». Во время беседы ребята познакомились  с берестой и опытно-исследовательским путем выяснили, на чём удобнее писать – на камне, глине, бересте или бумаге. В конце беседы мы вернулись к своим снежинкам, которых не смогли доделать. Некоторые ребята предложили сделать другие поделки из бумаги. Так появилась идея сделать мини-музей и выставку бумажных поделок.
  • С ребятами рассматривали иллюстраций, фотографий, музеев, экспонатов, готовых поделок из бумаги и решали, как оформить наш мини-музей. За одно, шла активизация словаря по теме: бумага, музей, экспонаты, экскурсовод.
  • В следующий раз я провела упражнение-беседу по кругу «Для чего нужна бумага, где используется, какая бывает».

2 этап — деятельностный

На этом этапе на основе интеграции образовательных областей были применены разнообразные эффективные методы и приемы по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги, с историей возникновения бумаги и ролью бумаги в жизни человека.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

  • Формирование островка для исследования разных видов и сортов бумаги (ножницы, ёмкости для воды, краски, карандаши, трафареты, клей). «Коллекционер бумаги»: расширять представление детей о разных видах и сортах бумаги. Поиск бумаги разной фактуры. Изготовление коллекции бумаги.
  • Изготовление лэпбука «Эта удивительная бумага», мини-музея «Волшебный мир бумаги» (определение местонахождения в игровой комнате).
  • Образовательная область «Познавательное развитие». Активизация познавательной деятельности. Беседы с презентацией «Происхождение бумаги», «Как сегодня делают бумагу?», проведение опытов с бумагой   «Сравнение бумаги», рассматривание коллекции «Виды бумаги», организация и проведение  «Вечера  фокусов с бумагой». Организация и проведение открытой организованной образовательной деятельности на темы: «Волшебница бумага», «Знакомство с копировальной бумагой».
  • Образовательные области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Активизация речевой  деятельности детей, игрового опыта. Организация и проведение дидактических игр: «Волшебная бумага», «Бумажная фея», «Что изменилось?», «Найди похожий», «То сначала, что потом?», «Из какой бумаги сделано?», упражнение «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь вид бумаги). Речевые игры: «Закончи предложение» «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные», «Так не бывает». Сюжетно – ролевая игры «Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий». Ситуативные беседы: «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?», «Нужно ли собирать макулатуру?»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Активизация продуктивной деятельности детей. Ознакомление детей с художественной литературой, посвященные бумаге, пластическими свойствами бумаги, с разными видами, фактурой бумаги в художественно-продуктивной деятельности: Чтение Б.Житков «Откуда пришла бумага?», чтение стихов С. Михалкова «Чистый лист бумаги», Б. Окуджава «Бумажный солдат», разгадывание загадок о бумаге. Рисование «Был листочек белым, стал цветным». Аппликация «Украсим бумажную салфетку». Конструирование – оригами «Хелоу, Китти», «Грач»,  «Пионы  из бумаги», «Сердечко для мамы».
  • Взаимодействие с родителями:

Подбор информационного и наглядного материалов о бумаге.

Совместное изготовление с детьми поделок для мини - музея «Волшебный мир бумаги».

Консультации для родителей «Бумажная фантазия», «Мастерим игрушки вместе», «Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности ребенка».

3 этап – заключительный

Итоги работы над проектом «Удивительный мир бумаги» были представлены в форме:

- детского мини-музея «Волшебный мир бумаги»,

- презентации.

- выставки «Поделки из бумаги».

Дети активно помогали в подготовке мини-музея, выставки поделок, после чего они представили зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

За время проведения проекта заметно улучшились показатели речевого развития. Мероприятия проекта способствовали пониманию и использованию связной речи, различных грамматических категорий, накоплению речевого опыта. Накопилась познавательная активность детей, желание узнать что-то об окружающем мире. Внедрение проектного метода дал позитивные результаты в организации воспитательно-образовательной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Волшебная Гжель" в подготовительной группе

Знакомство детей с русским декоративным искусством " Волшебная Гжель"...

Методическая разработка проекта «Вторая жизнь бумаги» подготовительная группа воспитатель И.Д. Диденко

Проблема экологического образования остается одной из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целес...

Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги»

Творческо-исследовательский проект в средней группе "Волшебный мир бумаги"...

Презентация к творческо-исследовательскому проекту "Волшебный мир бумаги"

Тип проекта: долгосрочный (01.10.2022 – 30. 05.2023), групповой.Возрастная группа: дети среднего дошкольного возраста.  Цель: создание условий для развития познавательной активности дошколь...

Методическая разработка проекта "Волшебный мир камня" подготовительная группа

Проект "Волшебный мир камня" знакомит детей с разными видами камней и минералов, их особенностями и применением человеком. Через разные виды деятельности дети знакомятся со свойствами и прои...

Совместный творческо-исследовательский образовательный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)

Проект посвящён Международному дню хлеба (16 октября) и приурочен к традиционному празднику ДОУ («Праздник осени»).История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочи...