Занятие по ознакомленю с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Занятие "Превращение воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_volshebnitsa_voda.docx103.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации

Тип ситуации: «Открытие» нового знания

Тема: "Превращения воды"

Педагоги: Тройник Е.А., МДОУ №10, г. Ярославль

Основная цель: Формирование представлений детей о трех основных состояниях воды (жидкое, твердое, газообразное).

Детская цель: помочь лаборанту закончить исследование.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить полученные знания о воде.
  2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с тремя  основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное).
  3. Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
  4. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.

Развивающие задачи:

  1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
  2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
  3. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
  4. Развивать навыки работы со словарем.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
  2. Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
  3. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: жидкое, газообразное, твердое состояние, испарение; корреспондент; исследователиученыеопыты; интервью, слова с частицей «аква».

Активизация словаря:

«вода», «пар», «лед», «газ», «вещество»

Методы и приемы:

  1. Наглядные: созданная детьми и воспитателем книга о водесхемы, толковый словарь.
  2. Словесные: вопросырассказ педагога, рассказ ребенка.
  3. Положительная мотивация.
  4. Художественное слово.
  5. Практические действия: проведение опытов.
  6. Дидактическая игра «Угадай вещество».

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказовстихов, разгадывание загадок.
  2. Нахождение материала о воде дома.
  3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
  4. Прослушивание музыкальных записей.
  5. Создание своей книги.
  6. Проведение исследований, опытов.
  7. Работа со словарем.

Материал к занятию:

Демонстрационный: табличка «Лаборатория», атрибуты для оформления лаборатории (микроскоп, весы, колбы и т.п.); белый халат, столы для создания лаборатории, музыкальный треугольник.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

(«хочу – могу – надо»)

Д (сидят на ковре)

Цель: Создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

  • ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
  • обращение к личному опыту детей;
  • создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.

Дети заходят в зал.

- Ребята! У нас сегодня много гостей. Вы рады их видеть? Подойдите, поздоровайтесь с гостями.

(Дети подходят, здороваются с гостями, называют свое имя.)

- А сейчас подойдите ко мне ... Присаживайтесь на коврик.

Воспитатель присаживается на стульчик, дети садятся на коврик.

- Ребята! Вам нравится проводить опыты, эксперименты? (Да).

- Какие опыты вы проводили?

(Я проводил опыт с водой, … с глиной, … песком, воздухом).

- Кем вы были, когда проводили опыты?

(Исследователями, экспериментаторами).

- Чем же занимаются исследователи?

(Я думаю, что исследователи – это  люди, которые занимаются научными исследованиями, открывают новые знания.)

-Вы хотите быть исследователями?

 (Да.)

-  А у меня есть одна знакомая – научный сотрудник лаборатории. Сегодня она мне позвонила и рассказала о том, что проводит одно интересное исследование и не может его закончить.  Хотите ей помочь?

- Как вы думайте,  где находится лаборатория?

(В институте, Академии).

- Сегодня, я предлагаю вам отправиться в лабораторию  на воздушном шаре. Хотите? (Да).

Вставайте в круг, беритесь за руки и повторяйте за мной волшебные слова:

  • Раз, два, три

Шар воздушный нас неси.

Дети встают в круг и прикасаются к шару рукой, закрывают глаза.

(Во время произнесения  слов детьми воспитатель надевает белый халат, очки.

Раздается звук музыкального треугольника).

2. Актуализация новых знаний.

 (Дети стоят)

Цель: определение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

  • актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;
  • создание ситуации затруднения;

фиксация в речи причины затруднения.          

Появляется Лаборант:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в своей лаборатории. Спасибо, что вы прилетели помочь мне и побыть сегодня учеными-исследователями!

(Провожает детей в лабораторию).

1. Игра «Отгадай загадку»

Дидактические задачи:

  • развивать сообразительность;
  • развивать диалогическую речь, уметь доказывать свой выбор;
  • развивать мышление (способность к анализу, обобщению);
  • развивать коммуникативные навыки (дослушивать собеседника).

-  Вы хотите знать,  с чем я провожу свой опыт? (Да).

Тогда слушайте.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...(Воды)

(Это вода).

- Почему вы так думайте, докажите свой ответ?

(Я думаю, что это вода, потому что услышал слова - подсказки …

 2. Игра «Назови свойства воды»

  • закрепить знания детей о свойствах воды;
  •  активизировать словарь по теме «Свойства воды»;
  • тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать внимание;
  • развивать коммуникативные навыки.

 Дети подходят к столу, на  котором разложены карточки - свойства воды).

-  Мы сегодня с вами ученые – исследователи. Как вы думаете, что изображено на этих карточках?

( Я думаю…это карточки, на которых записаны свойства воды).

- Какое свойство воды обозначает   эта карточка?

(Дети берут по одной карточке, называют свойство воды и прикрепляют на мольберт).

(Вода прозрачна). 

(вода не имеет вкуса).

(Вода не имеет запаха).

(Вода имеет вес).

http://eksperimentiki.ru/salt.jpg

(Вода- растворитель)

 

Затруднение в игровой ситуации

- Почему остались лишние карточки? (Наверно у воды еще есть характеристики).

- Как вы думаете, что записано при помощи этих карточек?

Вы можете ответить?

(Нет).

Хотите узнать?

(Да)

- Тогда пройдемте к столу исследований.

  1. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

  • организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • фиксация нового знания в речи;
  • создание ситуации успеха.

3. Игра – опыт «Загадочная вода»

Дидактические задачи:

  • развивать у детей самостоятельно проводить опыты, фиксировать результаты наблюдений; 
  • развивать внимание,
  • коммуникативные навыки при работе в парах.

- Молодцы! А сейчас немного отдохнем.

Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:

-Но вода бывает не только в жидком состоянии.

-Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)

-Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

-Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

- Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

- Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).

- В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

http://ds99.ru/img/_3MO0X0KCZ.gif%22

Давайте немного разомнемся.

Игра – физкультурная минутка.

 (эмоционально – расслабляющая пауза).

Дети встают в круг вместе с Лаборантом

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(Движения выполняются по ходу текста).

Опыт со льдом

-А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.

-Для опыта я подготовила кубики льда.

(нескольким ребятам даются перчатки, дети берут лед в руки)

-Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)

-Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)

-Саша, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)

- Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

- Интересно, как же вы получили лед?

(налили воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.)

- Спасибо вам за проделанную работу.

- В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

- В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

- Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки».

Игра «Капельки»

-Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

- Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

- А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

- Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

- А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)

- Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой папа.

Дети бегают по группе.

- А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

- Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

  • соответствие используемых игр цели занятия;
  • индивидуальные затруднения в играх;

ситуация успеха в совместной деятельности.

Дидактическая игра на классификацию «Волшебница вода" 

(Дети стоят вокруг стола).

Цель:

тренировать у детей мыслительные операции анализ, сравнение, внимание, речь;

* устанавливать причинно-следственные связи * развивать коммуникативные навыки.

Лаборант предлагает пройти детям к следующему столу, на котором лежат три конверта с набором карточек (по 3 карточки в конверте, на карточках изображены различные состояния воды в природе: иней, дождь, река, пар, облако, море, ручеек, снег, лед и др. Наборы картинок разные).

- Итак, юные учёные, перед нами встает ещё одна задача! Нам необходимо разобраться в каких предметах какое состояние воды и соотнести их с нашими схемами.

- Давайте договоримся, как можно вместе выполнить работу быстро?

(Надо разделиться на группы).

- Я предлагаю разделиться на тройки и приступить к работе.

(Дети делятся на группы по трое, каждой группе дается конверт, в котором сложены предметные картинки).

- Итак, коллеги, что у вас получилось? Кто будет выступать от первой группы?

- Какой же мы можем сделать вывод – ученые - исследователи?

(вода везде)

Вот так

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед

Растает – и снова в поход

По горным вершинам,

Широким долинам

Вдруг в небо взовьётся

Дождем обернется

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.

-Молодцы! Мы совершили еще одно открытие! Я очень благодарна вам за  помощь!

А сейчас вам пора возвращаться в детский сад, беритесь за руки и возвращаемся в детский сад

5. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

  • организация анализа детской деятельности;
  • фиксация нового знания в речи;
  • определение выполнения взрослой цели.

Лаборант перевоплощается в воспитателя. (Дети садятся вокруг воспитателя).

- Вот мы и в группе, Присаживайтесь, пожалуйста, давайте вспомним, где вы были? (Мы были в научной лаборатории).

- Чем вы занимались в лаборатории? (Проводили опыты и эксперименты с водой).

- Что вы узнали нового о воде?

(Три состояния: жидкое, твердое и газообразное)

- Что было для вас самым интересным в лаборатории?

(Быть учеными. Обозначать состояния воды при помощи картинок. Проводить эксперименты. Наблюдать…)

- А что было самым трудным?

- Как вы думаете, почему у вас все получилось?

 (Потому, что мы дружные, внимательные).

- Да, вы сегодня узнали о трех состояниях воды, можете рассказать о них другим. Вы знаете, чем занимаются исследователи – экспериментаторы. У них очень интересная и важная профессия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...