Царица-Водица!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Наталья Александровна

Уточнить и расширить знания детей о вод и ее свойствах; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе

«ЦАРИЦА-ВОДИЦА»

Макарова Н.А.

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №73»

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о вод и ее свойствах; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Дождь» А.Барто, «Лед» Г.Ладонщикова, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду» Т.Нуждиной; игры «Ручеек», «Мы - капельки».

Материал:

Глобус, картинки с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема круговорота воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды.

Ход занятия

- Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях на занятии Незнайка. Он пришел не с пустыми руками, а принес картинки, где изображены моря, реки, озера. Ему очень хочется узнать, что изображено. (дети объясняют)

- Воспитатель: Чем они отличаются? И что у них общего? (дает возможность высказаться всем детям)

- Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложиться:

Без нее нам не прожить.

- Незнайка: Ребята, а что вы знаете о воде? Какая она? Человек может ли жить без воды? Кому еще нужна вода? Можно ли пить воду из моря, океана? Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода? (дети делают вывод, что воду нужно беречь, потому что пресной воды на земле мало)

- Воспитатель: Ребята,  а где больше воды – в океанах или в реках и озерах? Как можно узнать? (ответы детей) Правильно! Нужно рассмотреть глобус и мы увидим каким цветом изображена вода, каким – суша, и чего больше. А кто знает, как рождается речка? Хотите узнать? ? (Приглашает детей подойти, кладет перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани.) на земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут. Большая речка образуется из множества маленьких речек и ручьев. Хотите сделать свою большую речку? Вот эта полоска ткани – главная река, широкая, длинная. А какие ручейки? (Узкие, короткие).

- Незнайка: А как вода попадает в реку?

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь.) Воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

- Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет, не кончается. Подчеркивается, что в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

- Воспитатель: А теперь давайте вместе с Незнайкой проведем опыт «Свойства воды».

Попробуем чуть-чуть отвернуть водопроводный кран. Из него робко выглянет и – кап! – оборвется, шлепнется в раковину! За ней вторая – точно такая же! Ведь не случайно, когда хотят сказать, что две вещи очень похожи, говорят: «как две капли воды». А если кран открыть посильней? Тогда вода льется с шумом, ударяется о дно и стенки раковины, брызжет и струится. Давайте подставим руки. Видите, как вода собирается прозрачными капельками. А если мы к ним прикоснемся сухим полотенцем, капли исчезают или прячутся. Наверное, прячутся в махровое полотенце, которое было сухим, а теперь стало влажным. Что такое вода?

Давайте проделаем опыт: возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная.

Итог занятия: Незнайка благодарит детей. Он говорит им, что теперь он знает, что такое суша, океан и моря, почему наша планета Земля такая красивая. Что пресной воды на Земле очень мало и ее нужно беречь.

Литература

  1. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Москва - 2008г.
  2. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва «Просвещение» - 2002г.
  3. С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду – 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Царица-водица"

конспект...

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

«Путешествие к Царице Водице»

занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЦАРИЦА - ВОДИЦА»

Познакомить детей со свойствами воды; продолжать учить детей проводить элементарные опыты; развивать логическое мышление; учить делать выводы доступные данному возрасту; закрепить знания о том, что во...

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица

Цель:-   уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);-   дать элем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Царица - водица". Образовательная область "Познание".

В ходе экспериментирования ребенок учится учиться.  Целью данной деятельности является расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объе...