Проект "История пера"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мухамеджанова Светлана Владимировна

Структурное подразделение  «Детский сад с. Рефлектор»

Участники дети старшего дошкольного возраста в количестве 14 человек.

Воспитатель: Мухамеджанова С.В.

Введение.

Играя  на прогулке, на участке детского сада , дети нашли пёрышки птиц. Возник вопрос «Кому они принадлежат?» . Чтобы продолжить интерес у детей,  решено было организовать сюрпризный момент. В качестве наглядности для детей были принесены два живых объекта (гусь, индюк).

Знакомство детей с домашними птицами произошло в группе детского сада.

Дети с большим интересом, любопытством а главное с восторгом встретили домашних птиц .

Не смотря на то , что дети из сельской местности, наблюдалось огромное удивление в глазах детей. Они рассматривали строение птиц поочерёдно, сначала гуся, а затем индюка. Дети самостоятельно называли какого цвета птицы, какие перья на какой части тела - на шее, грудке короче; на крыльях, хвосте -длиннее; но большое внимание уделено было строению ног, если у гуся на лапках имеются перепонки , то у индюка их нет они отсутствуют. Вывод был дан незамедлительно: гусю перепонки нужны ,чтобы плавать в воде и отталкиваться, а индюк  не водоплавающая птица. При встрече с детьми гусь издавал звук гагатания довольно громко , что дети закрывали уши, а индюк издавал звук более мягче.  Цвет оперения тоже был выявлен; размах крыла у обеих птиц довольно масштабный.. Детям дано было пояснение,  для чего птицам крылья  это и для небольшого полёта, для защиты своего потомства, от переохлаждения или жары.

Дальнейшим исследованием для детей было различие всех видов строения пера у данных птиц. Как оказалось и на удивление детей, было предложено четыре вида пера (маховое, рулевое, пух, кроющее). Детям дано было пояснение, для чего служат все эти четыре вида. Перо оказалось  легким, что стало просто удивительно для детей и они долгое время играли  исследуя его. Наблюдая за действиями детей при пускания пера в воздух, решено было дать сравнение при опускании вниз два разных вида пера кроющее и маховое. Результат не заставил себя ждать, маховое перо опускаясь вниз делало вращательные движения  опускаясь по прямой вниз (дети оценили этот момент и неоднократно запускали вновь и вновь). При запускании кроющего пера результат был другим, перо при опускании плавно качалось то в одну сторону то в другую (дети сравнили это движение с корабликом парящим в воздухе).  Не останавливаясь на этом , а продолжая развивать познавательный интерес детей решила добавить новизну опытов .

Гипотеза: Возможно, у разных птиц разные особенности состояния пера. Но это надо проверить. Где используются или использовались перья (пух) птиц. Что будет если перо раскрасить и возможно ли это? Что будет если перо поджечь.

Актуальность темы:

Мы привыкли видеть птиц, которые живут в нашем окружении, видим их, их внешний вид, особенности оперения всегда вызывают особый интерес.

Объект исследования – домашние птицы.

Наглядный материал: перья 4 видов (маховое, кроющее, пух, рулевое), микроскоп, краски:  гуашь,  акварель, акриловая, кисти, энциклопедия «Птицы», «Книга племя индейцев», микроскоп, чернила.

Предмет исследования – перо.

Участники: Родители, дети , коллектив детского сада

Итоговый результат: Изготовление костюма индейца, веер, шляпки с перьями, умение писать пером, презентация.

Цель работы:

Исследование строения перьев разных птиц, выявление их общих и отличительных особенностей , значения в жизни птиц и людей

Задачи:

Собрать коллекцию перьев.

Найти, изучить и проанализировать литературу по данной теме.

Провести наблюдения , эксперимент, сделать соответствующие выводы.

Выяснить, как люди используют птичьи перья в быту.

Основные этапы и методы исследования

Практическая значимость : Для детей сочинила стихотворение, где упомянула как использовались перья птиц . Отталкиваясь по каждой строчке велось наблюдение и исследование.

История пера (Мухамеджанова С.В.)

Вы не поверите друзья.

Какой  секрет поведаю вам я.

Возьму я в руки пёрышко простое

И свой рассказ начну с того.

Пером  писать могли,

Писали очень много

Известные поэты и творцы

И даже дамы на балах

Пером махали в веерах

И шляпки с перьями носили

А как красивы они были.

Индейцы свой наряд из перьев украшали

Носив перо орла на голове.

Перо гуся в подушку набивали,

А как перины были хороши.

Себе уют, комфорт мы создавали

И этим были рады от души.

Возник вопрос, а как устроено перо?

И почему оно летает?

В воде не тонет почему ,

Своим теплом всех согревает?

Мы опыт первый провели,

Как за гусём мы наблюдали.

Он чистил пёрышки свои

Их часто в воду окуная.

Под микроскопом рассмотрев

Перо не склеено, несшито

Крючочком мелким меж собой

В замочек аккуратно сбито.

Вода стекает по перу,

Ответ мы тоже знаем.

Не удивительно, но гусь

Подкожным жиром обладает.

Рисунок рисовали на пере

Других детей мы удивляли.

И к вам приехали не зря, Мы наш проект вам показали

Основная часть.

Для исследования пера подготовила коллекцию перьев разных птиц.  Оказалось, что все перья очень разные внешне, как и сами птицы, но совершенно одинаковы по своему строению. Перо имеет очин, стержень и опахало (в словарный запас детской  было внесено большое количество новых слов и их пояснение)

У каждой птицы есть разные перья. Большие, упругие перья – на крыльях. Они называются маховыми и служат птице для полета. Мягкие и пушистые перья согревают птицу оберегают её от непогоды.  Их называют кроющими. Под кроющими перьями у птиц находятся пуховые перья. Они  сохраняют тепло.  Наблюдая за птицами в холодные дни, можно увидеть, что они взъерошивают перья, сидят нахохлившись. Они запускают между перышками больше воздуха, который плохо проводит тепло. Так птицы спасаются от холода Прочные и длинные перья, составляют хвост птицы – рулевые перья. Эти перья предназначены для поворотов в полете.

Опыты.

Эксперимент с перьями.

Если подуть на перо – оно слетит с ладошки. Погрузив перо в воду, увидели , что оно не тонет . Капелька скатилась с пера, оно не намокло. Не только гусиное перо , но и других,  водоплавающих птиц. Определили, перья защищают птиц от дождя. Это происходит потому, что рядом с хвостом этих птиц находится железа, которая выделяет жир и смазывает перья. Благодаря жиру перо не намокает.

Намочив перо индюка,  убедились  в обратном. Значит у индюка нет такой железы, поэтому его перья намокают от дождя, но цвета при этом не меняют. Перья пробовали поджигать. Перо очень быстро горит, издавая небольшое потрескивание – это жир сгорая издаёт потрескивание. После сгорания остается коксованный пепел он очень хрупкий, при малейшем надавливании на него он рассыпается, им можно рисовать, на  руке останется черный след . А ещё когда горит перо от него идёт белый дым. Рассматривая перо  через микроскоп было видно как, сцеплены волокна пера между собой и напоминают замок (молнию) . Рисовали на пере пробовали разными красками: акварель, данная краска не ложилась на перо: гуашь тоже была непригодна для рисования; а вот акриловая краска идеально подошла для нанесения рисунка.

 

Применение перьев в быту.

Оказывается, люди тоже пользуются перьями. Люди набивают пухом подушки, перины дать пояснение и уточнение что не маховые перья , а именно пух набивается в подушки. Когда не было ручек, люди писали гусиными перьями. Из перьев делали веера, индейцы украшали  стрелы и выражали свой превосходства в племени ( в основном перья были «Орлиные» т.к  эта птица сильная , зоркая) .До сей поры пух используют в набивании курток. Одежда легкая  на пуху защищает от мороза лучше, чем тяжелый меховой тулуп. Кроме этого, такая одежда обеспечивает хороший воздухообмен, в результате чего тело человека в такой одежде постоянно дышит.

 

Заключение. Выводы.

 

Только птицы имеют перья, без перьев птица не сможет жить. Летающим птицам перья нужны, чтобы летать. Перья нужны для сохранения тепла, для красоты,  для маскировки,  для устрашения противника. Таким образом, значение перьев в жизни птиц велико и разнообразно. Люди используют пух в производстве.

По функциям и строению перья у птиц одинаковы. А вот состояние перьев у разных птиц разное. Оно менятся в результате внешних воздействий (в нашем случае при намокании ).

 

 

Список литературы:

Детская энциклопедия «Птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_pera.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Структурное подразделение «Детский сад с.Рефлектор» История пера

Слайд 2

Наше исследование началось с того, что мы на участке детского сада нашли пёрышки ,но не знали кому они принадлежат тогда воспитатель нам принёс домашних птиц гусь и индюк , чтобы мы исследовали их. Мы увидели , что гусь большая птица , у него на лапках есть перепонки они ему нужны чтобы плавать в воде. Знакомимся с птицей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность «Плавающее перо»

Опытно-экспериментальная совместня деятельность воспитателя и детей "Плавающее перо"....

Занятие с детьми «Плавающее перо».

Занятие с детьми «Плавающее перо» Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Пет...

" Праздник пера" " Каурый омэсе"

Фольклорный праздник....

"Ни пуха, ни пера!" Выпускной утренник в детском саду.

В утреннике принимают участие Дед Мороз, Алиса и Базилио. Хороший, веселый праздник!...

Проба пера. Авторская сказка "Паучок".

Первые шаги литературного творчества....

учебная программа по аппликации для перой младшей группы

АППЛИКАЦИЯ Образовательная область «Художественное творчество» Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество ЛИТЕРАТУРА Лыкова И.А. Изобразит...

Путешествие по страницам сказки Ш.Перо "Красная Шапочка".

Занятие в подготовительной логопедической группе по формированию лексико-грамматических средств языка....