Воздух - невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белкова Виктория Сергеевна

Что такое воздух?  Зачем он нам нужен?  Где он находится?  Как его можно почувствовать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воздух – наш невидимый друг»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно – исследовательской деятельности «Воздух – наш невидимый друг»

Задачи:

1 создание условий для развития умения задавать вопросы;

2 создание условий для развития умения выражать словами свои мысли и предложения;

3 создание условий для развития умения обращаться к собственному опыту и имеющимся знаниям;

4 создание условий для развития умения отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности;

5 создание условий для развития умения сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

Оборудование: картинка с атмосферой Земли, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, зубочистки, вееры, контейнеры из – под киндера, презентация «Невидимый друг», проектор, мультимедийная установка

Ход образовательной деятельности:

Этапы НОД

Организация рабочего пространства

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Условия социальной ситуации развития

Вводный этап

Ребята, я сегодня не ваш воспитатель, а профессор лаборатории. Вы будете моими младшими научными  сотрудниками.

На стульях лежат фартуки для детей

Но для того, чтобы зайти в лабораторию нужно надеть специальную одежду.

А так же вспомнить правила, которые необходимо соблюдать:

1 в лаборатории нельзя трогать предметы без разрешения;

2 нельзя бегать и прыгать;

3 если нужно почувствовать запах необходимо помахать рукой по направлению к носу;

4 выполнять все задания аккуратно

Дети надевают фартуки

Ответы детей

Поддержка (развитие, стимулирование) речевой активности

На экране презентация «Невидимый друг»

Так что же такое воздух? Зачем он нам? А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Посмотрите на экран. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли- называется атмосферой. Предмет нашего исследования – воздух.

Дети высказывают свои предположения

Выражать словами своих мыслей и предложений

На столе стаканчики с водой, с мыльной водой и трубочки для коктейля

Опыт № 1«Воздух в человеке?»
Чем мы с вами дышим?

Давайте это проверим, глубоко вдохните, а затем выдохните.
Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? Возьмите трубочки, опустите их в стаканчик с водой и подуйте.  Что произойдет? А сейчас вы превращаетесь в волшебников. Я добавлю вам в стаканчики волшебную жидкость. Возьмите трубочки и выдохните  воздух в стаканчики. Что произошло? Значит, какой вывод мы можем сделать? Вывод:человек не может жить без воздуха

Ответы детей

Дети рассуждают, выдвигают гипотезы

Ответы детей

Дети подводят итоги первого опыта

Поддержка (развитие, стимулирование) речевой активности

Отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности

На столе полиэтиленовые пакеты и зубочистки

Опыт№ 2«Поймаем воздух»

Ребята, возьмите полиэтиленовый пакет. Как вы думаете, что в нем?
А давайте мы с вами наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? А теперь проткнем пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем? Развяжите, пожалуйста, пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Какой вывод мы можем сделать? Как можно увидеть воздух?
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Ответы детей

Ответы детей

Дети подводят итоги второго опыта

Поддержка речевой активности детей и их самостоятельности

Умения анализировать свои действия

Умения инициировать диалог, поддерживать разговор

Физминутка «Ветер»

Осторожно ветер
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

Дети выполняют движения под слова

Дети переходят к третьему столу

Поддержка (развитие, стимулирование) речевой активности

На разносе лежат вееры, сделанные детьми заранее

Опыт№3 «Ветер- это движение воздуха»
Для проведения этого опыта нам пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили. Для чего он нам нужен? Что вы чувствуете? Помашите веером сначала на себя, а потом друг на друга. Что вы чувствуете? Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Ответы детей

Дети подводят итоги третьего опыта

В процессе сотрудничества  со взрослыми и детьми в предложенных формах

На разносе лежат кружки из цветной бумаги

Опыт № 4 «Ветер двигает предметы»

А ветер может двигать предметы? Давайте мы это и проверим с помощью веера и кружков бумаги.

Какой вывод мы можем сделать?

Предположения детей

Умения прогнозировать результат

В корзинке лежат контейнеры с ароматами

Опыт№5 «Воздух не имеет запаха?»
Чем пахнет воздух? Как вы думаете? В контейнерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Ваша задача, по запаху определить, что в них было. Какой же вывод мы сделаем
после этого опыта?
Вывод: Воздух не имеет собственного запаха. Запах ему придают окружающие его вещества.

Рассуждения детей

Дети пытаются по запаху определить, что находилось в контейнере

Дети делают вывод из опыта

Поддержка (развитие, стимулирование) речевой активности

На экране последний слайд

Давайте ещё раз проверим наши знания.

Где находится воздух?

Как его можно увидеть?

Какой запах у воздуха?

Что может делать воздух?

Для чего воздух нужен?

Ответы детей

Отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности

Заключительный этап

Чем мы сегодня занимались?

Как мы это делали?

С помощью чего мы это делали?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...