Эковояж в Битцевский заповедник
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сивко Валентина Евгеньевна

Прдлагаем вашему вниманию конспект для подготовительных групп, подготовленный к 11 января. Это Всероссийский день заповедников и национальных парков. Мероприятие проводилось в 2019 году, была приглашена Ольга Валерьевна Ковба, представительотдела экологического просвещения и учета животных Дирекции природных территорий «Битцевский лес». Провели воспитатели ОПДГ №6 ГБОУ школа №2117 Панова Е.И., Сивко В.Е. и Хетагурова З.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bittsevskiy_zapovednik.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в подготовительной группе по теме:

«Эковояж

в природно-исторический парк «Битцевский лес»

Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: образовательная деятельность.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Эковояж в природно-исторический парк «Битцевский лес»

Проблема: Как мы можем помочь природе?

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе, расширение представления детей о природе родного края

Задачи:

Образовательные:

1) расширять, пополнять и формировать представления детей о природе, природно-охраняемых зонах, современных экологических задачах

2) продолжать знакомить с природными объектами, флорой и фауной  Москвы и Московской области;

3) создать условия для обобщения и систематизации знаний дошкольников о видах особо охраняемых природных территорий РФ и Москвы

4) знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды и глобальными последствиями нерационального отношения к экосистемам региона, а также формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем

5) учить детей рассуждать и аргументировать свои суждения

Развивающие:

1) развивать у детей поисково-познавательную деятельность;

2) развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, делать выводы;

3) создать условия для развития внимания, памяти, речи, творческого воображения, кругозора, умений и навыков самостоятельной работы

Воспитательные: 

1) воспитывать экологическую культуру;

2) формировать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать ее

Материалы и оборудование  для проведения открытого внеурочного занятия «Эковояж в природно-исторический парк «Битцевский  лес»:

мультимедийный проектор, видео-презентация с уникальными кадрами из жизни животных,птиц, насекомых и пресноводных в их естественной среде обитания, фотослайды  с природными объектами Битцевского парка,  а также условные обозначения по охране леса, эмблемы, символика и знаки защиты охраняемой экосистемы. Аудиотреки для музыкального сопровождения открытого занятия, атрибуты для проигрывания сценки «Волк и Красная Шапочка».

Методы и приёмы:

1. Игровой («Совушка-сова», «Воробьишки нахохлились», «Лягушка-попрыгушка»);

2. Сюрпризный момент – эпизод сказки «Красная Шапочка» с адаптированным экологическим контекстом;

3. Индуктивный метод самостоятельного поиска ответов и суждений детей под руководством педагога, исходя от частных экологических правил к обобщениям, в которых выражается общая закономерность и целостная картина экологической ситуации, а также активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации.

Предварительная работа:  

Беседа на темы: «Кто такой эколог», «Экология и что мы знаем об этой науке»,  «Почему нужно охранять природу», «Зачем нужны заповедники и национальные парки», «Почему Красная Книга – красная?», «О чем молчит природа зимой», «Краснокнижные обителели Битцевского леса». А также чтение и анализ художественных произведений 

В. Бианки, М.Пришвина, К. Паустовского, Н. Сладкова, Е. Чарушина, А. Чехова, Б.Житкова, В. Гаршина и разучивание стихотворений: Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою …», Н.Некрасова «Мороз Воевода», А.С.Пушкина «Волшебница зима»

Интеллектуально-игровая деятельность: отгадывание загадок о лесных обитателях, пословицы и поговорки об охране природы, экологические сказки о растениях, природных явлениях животных и птицах центральной полосы.

Продуктивная деятельность: проектная деятельность по изготовлению скворечников, подкормка птиц зерновыми культурами в режимные часы прогулок, изучение образа жизни и среды обитания оседлых птиц,  изготовление макетов птиц из подделочного материала в различных техниках прикладного искусства.

Информационно-ознакомительная виртуальная экскурсия с использованием ноутбука по территории Битцевского леса, включающей в себя как природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую ценность, так и историко-археологические памятники. Ознакомление с правилами поведения и безопасности на особо охраняемых природных территориях.

Дидактические игры «Найди мой дом», «Чудо-коробок», «Кто-кто со мной рядышком живет?» Описание игр см.в Приложении

Ход деятельности

  1. Вводная часть

Фоном звучит музыка П.И. Чайковского «Зимний лес». Свет в зале потушен, задник сцены оформлен гирляндой на темном полотне в виде звездного неба. По одному на сцену под музыку выходят девочки в костюмах берез с белыми косынками на голове и платочками в руках. Становятся в шахматном порядке по залу и построчно читают стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…»

 «Чародейкою Зимою

Околдован,  лес стоит» -

«И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

 «И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой» -

«Сном волшебным очарован»,

«Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...»

«Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой» -

«В нем ничто не затрепещет»,

«Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой»

Воспитатель: - Ребята, мы с вами попали в зимнюю сказку! Не правда ли?! - Что может быть чудеснее первозданной природной красоты. Давайте вспомним, как называется наша планета?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Все мы дети Земли, наш общий дом - наша планета, к которой мы должны относиться крайне бережно, любить нашу Землю, заботиться о ней, охранять. Еще Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю -  лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину».

Ведь недаром говорится: «Кто землю лелеет – того земля жалеет». А какие пословицы, поговорки и крылатые выражения о бережном отношении к природе вы знаете?

(Ответы детей:

«Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»,

 «Возвращай земле долг – будет толк»,

«Растение – земле украшение»,

«Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,

«Старые деревья молодые охраняют»,

«Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,

«Срубили кусты - прощай птицы»,

«Судьба природы – судьба Родины»,

 «Лес и вода – родные брат и сестра».

Кто землю лелеет – того земля жалеет..)

Воспитатель: - Ребята, верно! А знаете ли вы, что есть на нашей планете особые места! Бережно охраняемые человеком от самого человека! – Такие территории называются заповедниками. Уголки дикой природы сохранились и в густонаселенных городах-миллионниках, таких как Москва.

Ребята, а вы знаете, что такое заповедник?! –

 (ответы детей)

Воспитатель: Заповедник – это природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования человека и предназначенная для охраны и изучения природного комплекса в целом, изучения мира животных и растений этой территории. 11 января мы празднуем Всероссийский День заповедников и национальных парков. Этот праздник был учрежден Центром охраны дикой природы и Всемирным фондом дикой природы более 20 лет назад.

Сегодня мы с вами отправимся в экологическую экспедицию по природно-историческому парку «Битцевский лес», который находится не так далеко от нас и в котором вы, наверняка, уже бывали с родителями... А путешествие наше будет называться так, потому что отправимся мы в него в этот раз в качестве туристов-наблюдателей, да не одни, а в сопровождении нашего гида-экскурсовода Ольги Валерьевны Ковба. Ольга Валерьевна – не просто эколог, а настоящий эксперт своего дела, а еще Ольга Валерьвна увлекается фотоохотой и объектом ее фотосъёмок являются животные, птицы, насекомые в своих естественных природных условиях. Сегодня мы увидим много редких фотографий, сделанных Ольгой Валерьевной в Битцевском лесу.

Ой! Я слышу плач, или это вой?! Слышите, ребята?! Кто бы это мог быть?

Из-за сцены появляется волк и волочит за собой раненную ногу.

Выходит на середину сцены и обращается к детям:

ВОЛК: Ребята, со мной приключилась настоящая беда! И теперь мне нужен настоящий лесной доктор! Я поранил лапку о жестяную банку! Это не вы случайно раскидали мусор вон на той опушке у моего логова?

Ответы детей 

ВОЛК: А кто бы это мог быть?!

Из-за сцены появляется Красная Шапочка в наушниках и пачкой кукурузных палочек. Весело с прискоком пробегая по залу, Красная Шапочка громко напевает песню и раскидывает обертки от конфет, целлофановые пакеты, жестяные банки от прохладительных напитков! Случайно замечет волка, здоровается, присаживается на пенек и предлагает  волку жестяную банку лимонада.

А волк обращается к детям:

ВОЛК: - Так вот кто засоряет наш лес! Скажи-ка мне Шапочка, а куда ты путь держишь?

Красная Шапочка: - К бабушке

ВОЛК: - А рассказывали ли Тебе бабушка и мама, что страшно неприлично и даже более того - непозволительно вести себя подобным образом?! Планета  - наш общий дом, что же будет, если все будут раскидывать мусор, загрязнять окружающую среду, да еще и громко слушать музыку на природе?! – Дети, а вы что думаете?

Ответы детей

ВОЛК: Правильно! Наш дом погибнет! Горы мусора уничтожат всю красоту природы, птицы и животные покинут свою среду обитания, страдать будут не только мир живой природы, но и человек!

Красная Шапочка очень удивлена и обескуражена. Просит поведать ей о правилах поведения на природе, рассказать о животных и растениях, ведь она мало что знает о мире флоры и фауны. А о «Красной книге» она и вовсе не слышала!

ВОЛК: Ребята, а давайте познакомим Красную Шапочку с такими важными для любого человека, проживающего на планете Земля, экологическими понятиями и правилами! А для этого я приглашаю вас в эковояж в природно-исторический парк «Битцевский лес» – это особо охраняемая природная территория, расположенная на юго-западе Москвы. Ну а для того, чтобы наше путешествие прошло увлекательно и мы узнали как можно больше нового, нас будет сопровождать гид – Ольга Валерьевна Ковба – эколог, настоящий профессионал своего дела, человек , который знает очень много интересного о волшебной жизни всей экосистемы Битцевского леса. Ну что ж, в путь?!

  1. Основная часть:

Беседа-Обсуждение О.В. Ковба (представителя отдела экологического просвещения и учета животных Дирекции природных территорий «Битцевский лес») на тему что такое особо охраняемые природные территории,  демонстрация слайдов о краснокнижных обитателях Битцевского парка и правилах поведения на природе.

О.В. Ковба: - Ребята, прежде чем отправляться в путешествие, мы как истинные экотуристы должны хорошо знать правила поведения на природе. Давайте вспомним, что нельзя делать в лесу?

(показ слайдов-знаков)

* Не лови красивых насекомых

*Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

*Не сбивай ногами несъедобные грибы

*Не жги костры

*Не рви цветы

*Не руби деревья

*Не ломай ветки

*Нельзя брать домой лесных жителей

Район, где расположен Природно-исторический парк «Битцевский лес» исключительно богат историко-архитектурными памятниками.

О.В. КОВБА: Здесь, на сравнительно небольшой площади, как нигде в другом районе Москвы, сосредоточено большое число археологических находок и старинных усадеб. В Битцевском лесу человек обитал еще в глубокой древности. Сначала это были финно-угорские племена, затем во II тысячелетии н. э. пришли славяне-вятичи, оставившие после себя курганы 12-13 вв. А первые деревни, расположенные здесь и давшие название Теплому Стану, существовали уже в 13 в.

На территории Природно-исторического парка «Битцевский лес» расположены и дворцово-парковые ансамбли дворянских усадеб 18-19 веков, созданные мастерами русской архитектуры - «Знаменское-Садки», «Ясенево» и «Узкое».

Битцевский парк даст возможность увидеть многочисленные ручьи, реки и овраги, разнообразные типы леса. Холмистую равнину парка прорезают балки и овраги, в которых протекают реки Чертановка, Дубинкинская, Городня, Битца и ручьи Коньковский и Деревлевский. Вдоль их русел открываются родники.

На территории дирекции парка находятся аптекарский огород, экспозиция редких видов растений Москвы, вольеры с белками и фазанами.

А теперь давайте поиграем! Я буду загадывать вам загадки обманки, а вы внимательно слушайте и старайтесь давать верные ответы!

Белым снегом всё одето -

Значит, наступает ...

лето (зима)

Нашёл пять ягодок в траве

И съел одну, осталось ...

две (четыре)

Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный ...

бегемот (мотылёк)

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ...

мишка (белка)

Ква-ква-ква - какая песня!

Что быть может интересней,

Что быть может веселей?

А поет вам ...

соловей (лягушка

Cъела зайчонка и ловит второго

огненно-рыжая злая ...

корова (лиса)

О.В. КОВБА: Как вы, наверняка,  догадались, ребята, а сейчас мы поговорим о мире флоры и фауны Битцевского леса. Флора «Битцевского леса» весьма разнообразна и насчитывает более 500 видов растений. В древности на территории парка рос широколиственный лес, и сегодня он восстанавливается в виде дубрав и липняков с примесью клена и ясеня. Вековые в усадьбе «Знаменское-Садки» были высажены в 1904 году и с тех пор превратились в мощный лес, который получил статус памятника природы. Высаживались в парке лиственница и сосна. Есть у нас и «почтенные старцы» - самым старым дубам уже более 200 лет. 

Под сенью деревьев растут папоротники, осоки, копытень, сныть, зеленчук. Есть множество редких и охраняемых (и просто красивых) растений: ветреница лютиковая, колокольчики, медуница, ландыш, сочевичник, майник, подлесник, купена, первоцвет весенний, горицвет кукушкин, воронец колосистый, земляника зеленоватая, незабудка болотная, хохлатки, орхидеи. Многие из этих растений внесены в Красную Книгу и являются исчезающими видами! Давайте подойдем к «этой поляне» и вместе взглянем на искусственные образцы этих цветов, вы можете их потрогать и разглядеть более детально.

Эколог предлагает детям на отдельно расположенном зеленом полотне в виде поляны ознакомиться с искусственными муляжами вышеперечисленных видов цветов.

О.В. КОВБА: Особо прекрасен лес на рассвете! Согласны?!

Ребята, давайте с вами,  ляжем на ковер, закроем глаза и представим ранее утро летнего дня в Битцевском лесу!

Включается релаксационная музыкальное сопровождение со звуками леса и пением птиц.

О.В. КОВБА: Ребята, внимательно прислушайтесь к звукам природы. Как многоголосен шум леса, как красив напев птиц, трепетание листьев деревьев на ветру... Я предлагаю вам поиграть в интересную игру! – представьте себе, что вы - юные орнитологи и можете без труда определить голос каждой птицы на слух!

Кто это сейчас с вами будет разговаривает на птичьем языке?

(звук пения трясогузки, певчего дрозда, синицы, соловья, вОронов)

Предположения и ответы детей

О.В. КОВБА: Несмотря на близость жилых массивов на территории природно-исторического парка находят приют более 130 видов позвоночных животных, в том числе около 100 видов птиц. Здесь гнездится множество певчих птиц, хищные - тетеревятник, чеглок, пустельга и совы, - 6 видов дятлов, лесные голуби, дрозды, коростель, камышница, кряква и вальдшнеп.

Давайте взглянем на экран и познакомимся с каждым видом поближе, но прежде «поймаем тишину и положим ее в кармашек! Птицы в период гнездования очень чувствительны к посторонним звукам и пугливы! Они могут покинуть гнездо с яицами, не дав вылупиться птенцам. А сделать они это могут, если испугаются громких звуков! Именно поэтому мы должны быть крайне аккураты, когда гуляем по лесу, а громко слушать музыку и вовсе нельзя!

Короткая характеристика каждого вида из перечисленных птиц с рассказом об особенностях поведения в живой природе.

О.В. КОВБА: Как много интересного вы узнали о птицах нашего леса! – а теперь давайте играть! Вы – удивительной красоты птицы, которые живут в нашем волшебном лесу! В гости к нам прилетела Совушка-Сова! (Мягкая игрушка) Днем она спит, а ночью вылетает на поиски пропитания! Как только вы слышите команду день – вы можете кружить по лесу, но только приходит НОЧЬ, ваша задача замереть в неподвижном состоянии! А вот если Совушка-Сова увидет «неспящего» сразу же заберет с собой!

Под музыкальное сопровождение дети играют в игру с Совушкой-Совой.

О.В. КОВБА: Ребята, ну а теперь давайте взглянем на мир животных Битцевского леса! В Битцевском лесу отмечено 28 видов зверей – довольно много для московских парков. Здесь вы можете повстречать - кого?

Ответы детей (Детям показываются слайды пресноводных – лягушки и жабы)

О.В. КОВБА: А знаете ли чем жаба отличается от лягушки?! – встаньте на ножки и сделайте шаг вперед! – Вот-так передвигаются жабы, а теперь прыжок вперед -  а вот так лягушки! И запомните, жабы у нас краснокнижные обитатели леса! Постарайтесь не пугать этих животных, а только наблюдать за ними на расстоянии!

О.В. КОВБА: В нашем лесу водятся насекомоядные – еж, крот, бурозубки, кутора, изредка встречаются летучие мыши, - из грызунов обитают белка, ондатра, полевки (рыжая, обыкновенная и водяная), из хищников – ласка и горностай, есть заяц-беляк и русак, иногда заходят лоси и кабаны. Численность млекопитающих невелика: мешают соседство с человеком, выгул собак и присутствие ворон.

   В южной части парка находится пасека, однако недавние исследования показали, что пчелы теснят диких «любителей нектара» – шмелей и бабочек. Ведутся работы по возвращению в Битцевский лес рыжих муравьев.

Рассказ сопровождается видеофильмом из жизни вышеуказанных животных.

О.В. КОВБА: Ребята, слышите ли вы журчанье родника?! Наш эковояж подошел к концу! Давайте сделаем небольшой туристический привал у родника, и вспомним, что нового вы узнали, с какими животными познакомились сегодня, о каких правилах поведения в лесу услышали впервые?!

Ответы детей

О.В. КОВБА: Я непременно приду к вам в следующий раз и расскажу еще много интересного! А прощаясь, я хотела бы подарить вам скворечник! Это не простой скворечник, а волшебный! Он накормит всех зимующих птиц в округе, но без помощи юных волшебников ему не обойтись! Ваша задача взять на себя обязательство быть теми самыми юными чародеями, благодаря которым отношение людей к вопросам экологии будет более осознанным, а наша планета улыбнется вам солнечными лучами и отблагодарит вас голосом птиц!

Согласны?!

Ответы детей

Тогда я произношу волшебное заклинание и передаю этот скворечник в ваши волшебные руки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое заповедник

Экологическое занятие....

Экологический праздник "Путешествие по заповеднику"

Познакомить детей с уникальной природой Саяно-Шушенского биосферного заповедника, закрепить правила поведения на территории особоохраняемых обектов....

Проект "Заповедники Мордовии" подготовительная группа

Проект " Заповедники Мордовии" подготовительная группа (в рамках реализации программы "Валдоня")...

«Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес»

Конспект занятия для дошкольников по экологическому развитию...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"

День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...

Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "Фея заповедника"

Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории "Заповедник Столбы"....