Исследовательский познавательный творческий проект «Висимский заповедник»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Челышева Татьяна Евгеньевна

Тематика проекта была выбрана не случайно – 2017 год объявлен годом экологии в России, ребята нашей группы заинтересовались появившейся в книжном уголке Красной книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл visimskiy_zapovednik.docx13.13 КБ
Файл visimskiy_zapovednik_sp_dsno42.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский познавательный творческий проект «Висимский заповедник»

Тематика проекта была выбрана не случайно – 2017 год объявлен годом экологии в России, ребята нашей группы заинтересовались появившейся в книжном уголке Красной книгой.

Что такое Красная книга? Почему она Красная? Где можно увидеть всех представителей из этой книги? Что такое заповедник? Почему их создают? Для чего? Что можно сделать, чтобы животные и растения не погибали? Такие цели и задачи поставили перед предстоящей работой над проектом. Мы решили создать детскую научную конференцию, на которой выступали воспитатели и дети – ученые с докладами, которые подготовили дома с родителями, про горы, реки, флору и фауну Висимского заповедника. Мы провели исследование, почему в реке Сулём пропали рыбы, посмотрели видеофильм про Висимский заповедник. Под впечатлением от просмотра видеофильма мы организовали сюжетно-ролевую игру «Заповедник». Конечно, атрибутов у нас для игры было мало, но главное желание, а атрибуты можно чем-нибудь заменить. Дети исполняли роли животных, нарушителей и государственных инспекторов по охране природы. Рассматривая шишки хвойных деревьев, нашли семена в еловых шишках, замочили их на два дня в талой воде и посадили в землю. Дети предложили передать маленькие деревца в Висимский заповедник.

В ходе проекта дети узнали много интересного, нового, о чем раньше не задумывались, сделали плакат «Лесные правила», на котором нарисовали, как нужно вести себя в чужом гостеприимном «Доме растений и животных», придумали и сделали иллюстрации к сказке «Дом лесных жителей», создали книгу-альбом «Висимский заповедник». Вместе с детьми мы подготовили и провели экомероприятие для детей средней и старшей групп нашего детского сада «По тропинкам уральского леса», на котором в виде викторины закрепили и дополнили знания детей о представителях растительного и животного мира леса,  напомнили правила поведения в лесу, и представили нашу книгу – альбом «Висимский заповедник».

С проектом «Висимский заповедник» мы участвовали в муниципальном этапе областной экологической кейс-игреGreenTeam  (Городская Станция Юных натуралистов; Управление образования Администрации города Нижний Тагил) и заняли I место.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Эконавигатор » Проект «Кладовая природы Висимского заповедника»

Слайд 2

Цель проекта: создать книгу-альбом о Висимском заповеднике. Задачи: Узнать о цели и истории создания Висимского заповедника, о собенности территории, популяции редких видов животных, растений, эколого-просветительской деятельности . Разработать и создать книгу-альбом о Висимском заповеднике. Представить проект «Кладовая природы Висимского заповедника» детям детского сада .

Слайд 3

Однажды, в детском саду, мы рассматривали Красную книгу Свердловской области. Нас очень заинтересовало, где можно увидеть редкие виды растений и животных? В лесу и на водоёмах нашей местности мы видели только лилию кудреватую, кубышки и кувшинки. Воспитатели рассказали, что многие виды представителей Красной книги обитают на территориях заповедников. Нас очень заинтересовало, что такое заповедник? Для чего он нужен? Существует ли заповедник недалеко от нашего города? На совете творческой группы мы обсудили название команды и эмблему, а воспитатели помогли придумать девиз. Мы распределили между собой работу по изучению истории возникновения и природы Висимского заповедника. Рассказывать о том, что мы узнали, решили на детской научной конференции «Кладовая природы Висимского заповедника», которая будет проходить каждый день в течении недели. Готовились к научной конференции мы в детском саду с воспитателями и дома с родителями, и скали информацию в интернете, Красной Книге Свердловской области и энциклопедиях .

Слайд 4

В первый день детской научной конференции мы узнали, что организация заповедника началась в 1946 году, когда группа студентов из свердловской области выступила за создание заповедника «Висим ». Такая инициатива была вызвана огромной вырубкой леса и водной транспортировкой древесины по рекам Среднего Урала. Из-за такого сплава уродовались берега рек, образовывались заторы, а утонувшая древесина начинала гнить, отравляя воду чистых уральских рек, которая стала не пригодной для употребления. Но через 5 лет после образования, заповедник закрыли и возобновилась вырубка и речной сплав леса. Между тем, ученые, в частности известнейший ботаник Грюнер Н. М. подчеркивал необходимость создания в данном регионе заповедника. Он объяснял это своеобразием местного рельефа : понижение гор, образовавшее природные так называемые «ворота» соединили Европу и Азию, что послужило нахождению на этой территории представителей западных и восточных видов растений и животных. В 1971 году заповедник вновь открывается, а в 2001 году международной организацией ЮНЕСКО Висимскому заповеднику присвоен статус биосферного. Про историю заповедника, воспитатели рассказали нам как экологическую сказку, где добро и справедливость побеждает зло.

Слайд 5

Для чего же нужны заповедники? На этот вопрос нам ответила старший воспитатель детского сада – Рыбак О.В. Мы узнали, что миссия заповедника состоит в следующем: Сохранение и изучение природы Среднеуральской горной тайги Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды. Вечером мы посмотрели видеофильм про Висимский заповедник. Фильм нам очень понравился и ребята предложили играть в сюжетно-ролевую игру «Заповедник». Конечно атрибутов у нас для игры было мало, но главное желание, а атрибуты можно чем-нибудь заменить. Дети исполняли роли животных, нарушителей и государственных инспекторов по охране природы

Слайд 6

Во второй день детской научной конференции Лиза Ф., Влада К., Маша Т. рассказали нам об особенности территории и климата Висимского заповедника. Мы узнали, что Висимский заповедник расположен в низкогорной части Среднего Урала. Самая большая гора заповедника – Большой Сутук находится в восточной части заповедника, а западная часть низкогорно-увалистая и депрессионно - равнинная. На территории заповедника протекают реки Сулём , приток реки Чусовая и река Вогулка, приток реки Тагил ( с помощью воспитателей мы нашли эти реки на карте). Таким образом, охраняемая территория находится одновременно в Европе и Азии, а воды из заповедника текут в Волгу и Обь . Заповедник находится в умеренно-континентальной климатической зоне и характеризуется довольно типичным для горных рельефов климатом – более суровым в западной части, и в восточной - более влажный, прохладный. Максимальная температура (по летописи природы в 2014 году) 20, 6 ° C , минимальная температура – 20, 8 ° C . Воспитатели рассказали, что учеными составляется Летопись природы – документ, в котором фиксируются наблюдения за динамикой различных природных явлений. Основные принципы научных исследований в заповедниках - круглогодичность , длительность, непрерывность и комплексность работ, проводимых на одних и тех же участках, не затронутых или слабо затронутых деятельностью человека. Основоположником Летописи природы – является профессор Г. А. Кожевников. На сайте Висимского заповедника представлена летопись природы 2014 год.

Слайд 7

В последующие дни детской научной конференции «Кладовая природы Висимского заповедника» мы слушали доклады детей про представителей растительного и животного мира обитающих на охраняемой территории. Особо заинтересовали ребят представители Красной книги. Мы узнали, что на территории Висимского заповедника расположены пихтово-еловые, лиственно-сосновые и елово-березовые леса. Гордостью заповедника являются хорошо сохранившиеся, нетронутые цивилизацией, первобытные смешанные леса.. Общее впечатление – темные, замшелые, мрачные леса. Возраст этих естественных (девственных) коренных типов еловых лесов около 12000-10000 лет. По берегам рек и ручьев, в долинах, расположены заболоченные елово-березовые леса, чередующиеся с живописными лугами . Территория Висимского заповедника и прилегающая к нему охранная зона чрезвычайно богата грибами, которых здесь насчитывается более 600 видов, причем 170 видов было найдено и изучено за последние 5 лет. Вечером мы рассмотрели шишки хвойных деревьев, нашли в еловых шишках семена, на два дня замочили в талой воде и посадили в землю. Опыт по посадке семян хвойных деревьев у нас уже имеется, участвуя в городской природоохранной акции «Семечко»! Выращенные нами маленькие ёлочки мы решили передать в Висимский заповедник, но это произойдет только через несколько лет, потому что хвойные деревья очень медленно растут Мы вспомнили занятие в Музее природы, где нам рассказывали про этажи леса и вечером вместе с воспитателями сделали макет смешенного леса с преобладанием ели и пихты .

Слайд 8

На сегодняшний день, в Висимском заповеднике растет 39 видов растений, грибов и лишайников, занесенных в Красную книгу Свердловской области, Красную книгу Среднего Урала и Красную книгу Российской Федерации . Сосудистые растения – калипсо луковичная, надбородник безлистный, ветреничка уральская, лук победный, цицербита уральская, ирис сибирский, короставник татарский, пион уклоняющийся, лилия кудреватая, кубышка желтая, гусиный лук ненецкий, ладьян трехнадрезный, кубышка малая, пальчатокоренник пятнистый, пололепестник зеленый, гудаера ползучая, пальчатокоренник гебридский , хаммарбия болотная, мякотница однолистная, гроздовник ланцетовидный, ветреничка отогнутая. Лишайники – лобария легочная, уснея цветущая, тукнерария Лаурера , стереокаулон пальчатолисный , бриория Фремонта . Грибы – саркосома шаровидная, трутовик лакированный, гриб-зонтик высокий, ригидопорус шафранно -желтый, паутинник фиолетовый, осиновик белый, трутовик лапландский, трутовик Каяндера , ежевик коралловидный.

Слайд 9

По результатам исследований фауны на 2015 г. на территории охраняемого комплекса (заповедник и его охранная зона) зарегистрировано 14 видов рыб, 4 вида амфибий, 5 видов рептилий, 185 видов птиц, 48 видов млекопитающих. Фауна позвоночных животных типична для таёжной зоны Среднего Урала. Из млекопитающих фоновыми видами являются лось, волк, медведь, заяц, бобр, среди куньих – куница, горностай, колонок и ласка, среди мелких млекопитающих – мышевидные грызуны и землеройки-бурозубки . Довольно скудна рыбная фауна реки Сулем , она насчитывает всего 12 видов. В верховьях реки преобладают холодолюбивые виды, такие как гольян, европейский хариус, обыкновенный подкаменщик и налим. Наличие в водах европейского хариуса, говорит о чистоте воды. В настоящее на территории заповедника выявлено 17 краснокнижных видов: рыбы – 1 обыкновенный подкаменщик, амфибии – 1 сибирский углозуб , рептилии – 1 ломкая веретеница, птицы – 9 беркут, филин, обыкновенный серый сорокопут, воробьиный сыч, ястребиная сова, бородатая неясыть, обыкновенный осоед, седой дятел, оляпка, млекопитающие – 5 летяга, прудовая ночница, северный кожанок, речная выдра, обыкновенный ёж. Мы многое узнали о растениях и животных нашего края и начали создавать книгу-альбом «Висимский заповедник

Слайд 10

Из фильма про заповедник мы узнали, что на территории заповедника запрещается: Всякая деятельность, нарушающая природный комплекс или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную или культурную ценность; Нахождение с оружием, кроме лиц, исполняющих служебные обязанности и имеющих право на ношение табельного оружия; Нахождение на территории с собаками; Нахождение на территории с орудиями охоты и рыболовства; Разведение костров, пользование открытым огнем; Размещение автомототранспорта вне выделенных участков; Разрушение жилищ животных; Несанкционированные рубки, повреждение растительности. Территория заповедника инспектируется по определенным маршрутам, все наблюдения заносятся в специальный Дневник, а при случае обнаружения браконьерства инспекторами составляются протоколы. Протоколы становятся основой для административной ответственности или передаются в РОВД для возбуждения уголовной ответственности . В результате активной в прошлом времени лесопромышленной деятельности и довольно частых лесных пожаров , некоторые представители прежней растительности исчезли, а на местах вырубок и пожаров вырос очень густой рябиновый древостой, а следовательно изменилась и фауна этих лесов. .

Слайд 11

Из рассказов воспитателей , мы узнали, что сотрудники висимского заповедника ведут эколого-просветительскую деятельность проведение лекций и экологических бесед; экскурсии в Музей природы Висимского заповедника; проведение акций и мероприятий, таких как "Чистые берега", "Заповедник против мусора", "Единый Фенологический День", "День Птиц", "Посади дерево", "Марш Парков"; организация летних детских экологических экспедиций; фотовыставки и выставки детских рисунков; издание брошюр и листовок; пропаганда природоохранных идей через средства массовой информации . В ходе проекта мы узнали много интересного, нового, о чем раньше не задумывались, сделали плакат «Лесные правила», на котором нарисовали, как нужно вести себя в чужом гостеприимном «доме растений и животных», придумали и сделали иллюстрации к сказке «Дом лесных жителей». Мы решили поделится своими знаниями с младшими ребятами из нашего детского сада, и провели эко-мероприятие «По тропинкам уральского леса » на котором в виде викторины закрепили и дополнили знания детей об представителях растительного и животного мира леса, напомнили правила поведения в лесу, и представили нашу книгу-альбом «Висимский заповедник». В дальнейшем мы хотим сделать театрализованную постановку придуманной нами сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский, познавательно-творческий проект "История возникновения книги"

Проект для детей подготовительной группы. Цель: формирование устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе, к книге через организацию совместной творческо-познавательной деятел...

Исследовательский,познавательно-творческий проект "Эта необыкновенная соль"

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми по изучению свойств и видов соли,творческие работы с использованием разноцветной соли....

Исследовательский познавательно – творческий проект «Новогодняя аудиосказка»

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Именно в этом возрасте реб...

Познавательно- исследовательский и творческий проект "Мир игрушек Агнии Барто" во 2 младшей группе

Знакомство детей с произведениями Агнии Барто с младшего возраста позволяет научить ребенка доброте, формирует чувство гуманизма, насыщает словарный запас ребенка красотой русской речи.Нашим малышам о...

Исследовательский, познавательно - творческий проект с детьми старшего - подготовительного возраста "День защиты бездомных животных"

Презентация социально -  исследовательского, познавательно - творческого проекта на тему "День защиты бездомных животных"....

"Волшебные восковые мелки" познавательно-исследовательский и творческий проект в средней группе

            Средний дошкольный возраст- это возраст познавательной инициативы и активности. Ребенок предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследова...

"Волшебные восковые мелки" познавательно-исследовательский и творческий проект в средней группе

            Средний дошкольный возраст- это возраст познавательной инициативы и активности. Ребенок предвосхищает или сопровождает вопросами практическ...