Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Логунова Елена Андреевна

Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет).  Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздника – «День рождения Деда Мороза». Занятие интегрированное 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема: «День Рождения Деда Мороза»

Авторы:

Старший воспитатель: Логунова Е.А.

Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение  «Оршинский детский сад»

Образовательная область: познавательное развитие

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная работа.

Интеграция с другими областями: социально-коммуникативное, художественно – эстетическое развитие, безопасность (ПДД), речевое развитие.

Программное содержание:

Цель: Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздника – «День рождения Деда Мороза».

Задачи:

Образовательные:

  • Обогатить знания и представления детей о главном новогоднем герои (Дед Мороз).
  • Закрепить знания детей об условиях жизни обитателей леса в зимний период.
  • Обогащение словарного запаса по теме: «Дед Мороз разных уголков мира».
  • Закрепление  соблюдение правил дорожного движения для пешеходов.
  • Изучение влияния песка на свойства льда.

Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков, речевой активности, мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия детей.
  • Повышения познавательного интереса, любознательности.
  • Развитие творческих способностей, умения работать в паре создавая один общий продукт – пару варежек.

Воспитательные:

  • Воспитывать потребность желания создавать и дарить подарки и поздравления.
  • Воспитание добрых чувств и отношений к животным.
  • Воспитывать культуру организации и проведения  чаепития.

Методы и приемы, используемые на занятии:

  • Сюрпризный момент,  физкультминутка, художественное слово; просмотр видео – презентации; создание проблемной ситуации,
  • Пояснение, объяснение способа действия, вопросы, поощрение, оценка, помощь, напоминание, опыт, самоконтроль, практический;
  • Показ воспитателя, практические действия детей.

Словарь новых слов: гардероб, Боббо Натале, Санта Клаус, Святой Николай, Увлин Увгун, Ямал Ири, Сагацу Сан, Ежишик, Пэр Ноэль.

Оборудование: проектор, магнитофон

Организация группового помещения:

Помещение разделено на 4 зоны (Приложение № 1). Группа празднично оформлена шарами, растяжка: «С Днём Рождения», обязательно в оформление должна присутствовать зимняя атрибутика – снежинки, в разных местах группы разложены 4 пары варежек без вышивки и украшений, отведено место на стене для календаря природы и физической карты РФ (Приложение № 2).

Материал: 

- Календарь природы, растяжка «С Днём рождения!», шары, снежинки бутафорские снежки, физическая карта РФ, Презентация №1 слайд №2 «Обращение Деда Мороза к детям», 4 пары однотонных варежек, стразы на клеевой основе, влажные салфетки, фартуки, костюм и атрибуты Деда Мороза, сосульки (если нет сосулек можно приготовить лёд заранее. Смайлики: грустные и весёлые для оценивания занятия (по количеству детей) (Приложение №8)

- Атрибуты к дидактической игре «Подарок для лесных жителей»: подарочная упаковка – 8 шт., (на каждом приклеено изображение зверя, птицы) в целлофановых пакетах разложено: сено, семечки (подсолнечника, тыквенные), орехи (кедровые, грецкие, фисташки), пшено, капуста, морковь, яблоки, соль, колосья пшеницы, пекинская капуста (Приложение №3).

- Видео ролики: «Экскурсия с Дедом Морозом по лесу»  - (Видео ролик №2), «Дед Мороз в городе» - (Видео ролик №3).

- Иллюстрации: обитатели леса (Приложение №4) , гардероб Деда Мороза (Приложение №5), Дед Мороз разных уголков мира (Приложение №6).

- Для проведения опыта: пластиковые тарелки с намороженным на них заранее льдом, пластиковые человечки – лего, кварцевый песок насыпанный в неглубокие тарелочки, пластиковые ложки - по количеству детей.

- Для организации чаепития: скатерть, чайный сервиз, чайные ложки по количеству детей, бумажные салфетки в стаканчиках, тарелка под угощение, круглый зефир, чай в пакетиках, сахарница (Приложение №7).

Предварительная работа:

Беседы: «Жизнь зверей и птиц зимой в лесу», «Братья наши меньшие», чтение художественной литературы В.Бианки: «Как звери к зиме готовятся», Дидактическая игры: «Кто, что есть», «Подарок любимому герою». Изучение правил дорожного движения: «Пешеходы на улицах города», изучение норм, и культуры поведения за столом, сюжетно ролевая игра «День рождения», Музыкальная  подвижная игра хоровод: «Вокруг Дедушки Мороза», Аппликация и рисование - декоративные узоры,

Предполагаемый результат: У детей сформированы представления о традиции празднования «Дня рождения Деда Мороза», об образе жизни зверей и птиц в лесу зимой; дети проявляют заботливое отношение к животным.  Активизирован опыт желания дарить подарки выполненные своими руками.  Обогащен словарный запас по теме «Деды морозы разных стран мира». Получат знания о влиянии песка на свойство льда.

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое: расширение пассивного словаря по теме «Деды морозы разных стран мира»;
  • - Социально коммуникативное: Способствование нравственному развитию личности, учить бережному отношению к природе, желание прийти на помощь. Закрепление и повторение знаний культуры поведения за столом, закрепление правил дорожного движения для пешеходов.
  • Художественно-эстетическое: Развитие музыкальности по средством хороводных игр.
  • Физическое развитие: снятие мышечного напряжения через смену видов детской деятельности.

Целевые ориентиры:

Способен решать интеллектуальные и личностные задачи – проблемы адекватные возрасту",  активный, проявляет любознательность в узнавании нового и неизвестного, доброжелательный по отношению со взрослым и сверстникам, способен переключатся от одного вида деятельности к другому. Способен, самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности). Умеет работать по правилам, слушает взрослого и выполняет инструкции.

Регламент времени: 30 мин.

Вводная часть – 4 мин.

Основная часть – 23  мин.

Итог  - 3 мин.

Части НОД

Время

минуты

Содержание

Методы и приёмы

I. Орг. момент

4

Дети с педагогом входят в группу, свободно располагаются в центре, педагог даёт детям немного времени для того, что бы они огляделись.

В: «Ребята посмотрите, как необычно украшена наша группа (зал), как вы думаете, какому празднику соответствует это оформление?» – обращает внимание детей на растяжку: «С Днём Рождения!», на украшения -  снежинки.

Д: Группа украшена к празднику - день рождение. 

В: Интересно, чей день рождения наступил сегодня?

(Подводит детей к календарю природы на котором отмечена дата 18 ноября, время года – осень)

В: Ребята, какое время года отмечено на календаре?

Д: Осень;

В: Какое число и месяц?

Д: На календаре отмечено время года осень, дата 18 ноября.

В: Правильно у нас сегодня 18 ноября – в этот день

- Читает стихотворение

Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы.

 - Считается, что около 18 ноября на родине российского Деда Мороза – в Вологодской области ( показывает Вологодскую область на карте)  – вступает в свои права зима: ударяют первые сильные морозы, ложится снег. В соответствии с этими наблюдениями и была выбрана дата дня рождения одного сказочного волшебника.

Включается экран проектора, входящий звонок скайпа Презентация №1слайд №1

В: Нам звонят, что бы узнать кто, нужно ввести пароль (воспитатель читает четверостишье – загадку)

В: 

Он волшебник, самый главный

Новогоднею порой,

Самый добрый он и славный,

Зимний сказочный герой!

Воспитатель делает вид, что вводит пароль, переключает мышью анимации презентации, и переходит к слайду №2 – обращение Д.М. к детям.

Д.М.: Здравствуйте ребята, сегодня у меня праздник день моего рождения, я с помощью волшебного посоха вам заранее украсил вашу группу, хочу прийти отмечать свои праздник с вами, Сейчас соберусь в дорогу, шапка, шуба, посох, мешок, только рукавицы никак найти не могу. А, вспомнил:

Ходил в лесу и  елки снегом наряжал,
Да рукавицы видно потерял.
А у меня в ней сказки,
И подарки для детей,
Я  их готовил много дней!

Как рукавицы я найду

 Так сразу к вам уж поспешу.

Словесный

Вопрос – ответ

Художественное слово

Пояснение

Просмотр видео – презентации

Создание проблемной ситуаций

II Основная часть

23

В: «Ребята, к нам в гости торопится сам Дед Мороз, встречать свой День Рождения, у нас всё готово для его встречи?

Ответы детей: У нас для Деда Мороза нет подарка

В: Как вы думаете, что можно подарить Деду Морозу? – дети предлагают варианты, воспитатель подводит детей входе совместных рассуждений, что лучший подарок – это подарок сделанный своими руками.

В: Молодцы вы много вариантов подарков предложили, у Деда Мороза есть традиция, каждый новый год встречать в новом костюме: шубе, шапке, варежках (педагог с детьми рассматривает иллюстрации Деда Мороза в разных костюмах Приложение №5 )

В: Вспомните, пожалуйста, чем Дедушка Мороз был опечален?

Д: Дед Мороз в лесу потерял рукавицу

В: Я придумала, давайте мы с вами подарим Деду Морозу красивые варежки.

Что бы варежки найти нужно группу обойти

Физ.мин. – дети под музыку – 01 ищут разложенные по группе варежки, педагог ждёт детей в зоне творчества.

3- мин.

В: Молодцы рукавицы все нашли, а теперь приступаем к работе. Работать вы будете в паре, нужно вместе сообща красиво оформить стразами  (Приложение №9) одну пару варежек. Сначала вы должны продумать узор, который будет украшать варежку, вторая варежка в паре должна быть похожа на первую. Стразы имеют клеевую основу, вы их снимаете с основы и наклеиваете на тыльную сторону варежки.

Д: самостоятельно выполняют практическую часть, педагог в это время рассказывает детям факты про Деда Мороза.

- Возраст Деда Мороза от 1500 до 2000 лет.
- У Деда Мороза имеется не только Снегурочка-внучка, но и Зимушка-жена.
- Дед Мороз является владыкой зимы и холода.

- Дед Мороз считается божеством древних славян.
-  У Деда Мороза имеется комната, которая отведена под гардероб - шкаф, поэтому он считается модным.

звонок по скайпу от Деда Мороза (Видео №2)

Виртуальная экскурсия Деда Мороза и детей по зимнему лесу.

Д.М.: Посмотрите, как красиво, так загадочно и мило! я слышу, чьи-то голоса, кто – давайте посмотрим, кто там спрятался за ветвями деревьев и кустов…..

Д.М.: «Да нелегка жизнь зверей и птиц зимой в лесу, трудно найти пищу, да тут ещё и сильные морозы запомните ребята нужно проявлять заботу о братьях наших меньших. Я отправляюсь дальше в путь».

В: «Ребята кого встретил дед Мороз в лесу?»

Д: «Снегирей, клестов, зайца, белку, лосей.»

В: Что велел нам дед Мороз?

Д: Проявлять заботу о братьях наших меньших

В: Как мы можем проявить заботу о них зимой?

Д: Сделать кормушки для птиц, пополнять их по мере необходимости 

В: Правильно давайте мо поможем и соберём подарки для обитателей леса

Д.и: «Вкусные подарки для лесных обитателей» (Приложение №3).

В: Нужно разложить по пакетам с изображением зверей и птиц угощение, так,  что бы дед Мороз знал какому лесному обитателю подарить этот подарок. 

Д: Дети самостоятельно выполняют задание игры. Результат игры педагог проверяет с детьми.

В: Ребята, какие вы молодцы подарки для леса готовы.

Д.М: включается проектор видео ролик № 3 на 25 сек поставить на паузу

- «Ели выбрался из леса, на дороге в городе стою

- Что делать дальше не пойму?

- Вы ребята помогите, через дорогу переведите

- И напомните друзья, что можно делать на проезжей части дороги, и что нельзя. - дети правила ДД и рассказывают Деду Морозу

включается проектор с паузы видео ролик № 3 с 25 сек

Д.М.: Ещё раз спасибо, вам ребята я всё запомнил, и усвоил самое главное на улицах города нужно быть очень внимательным и осторожным и всегда помнить правила дорожного движения. (отключается презентация)

В: Дедушка Мороз уже совсем рядом, пора накрывать нам на стол. (дети с педагогом проходят в зону чаепития, помогают надевать друг другу фартуки, затем накрывают на стол: расстилают скатерть, расставляют посуду, раскладывают чайные ложечки, в центр стола ставят блюдо под зефир. Затем снимают фартуки.  

Входит Дед Мороз

Д.М.: Здравствуйте ещё раз, ребята

Д: дети хором здороваются и заводят предварительно разученный хоровод – музыка 02 , дарят подарки – варежки, и подарки для лесных жителей, Дед Мороз складывает в мешок.

Д.М.:

Вот спасибо молодцы

Поздравление, подарки.

Подарили от души.

Я пришёл к вам не с пустыми руками,

А со вкусными снежками и сосульками.

В:  Дедушка, наши ребята знают, что снег и сосульки есть нельзя.

Д.М.: Если знаете, то и мне расскажите.

Д: Снег и лёд это замёрзшая вода, она содержит частички грязи, снег и лёд холодные, поэтому их есть нельзя. 

Д.М.: Правильно вы говорите пока, я к вам шёл, чуть не упал, на дороге лёд – скользко!

В: Дедушка Мороз есть способы, что бы сделать лёд не таким скользким, я вас с ним познакомлю.

Педагог вместе с детьми и дедом морозом располагаются в зоне экспериментирования

(Приложение №10).

Опыт: «Каток»

В: Ребята, что лежит перед вами? 

Д: Тарелка со льдом, пластмассовые ложки, песок, замороженные человечки, салфетки.

В: Предлагаю устроить ледяной каток, катаем фигурку, как на катке. (дети прокатывают замороженные фигурки на тарелках со льдом).

В: Ребята, как катаются фигурки, почему?

Д: Фигурки катаются по льду легко, потому, что он скользкий и гладкий.

В: Правильно лёд достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой плёнкой воды, поэтому так на нём легко упасть. 

В: Что можно сделать?

Д: Не ходить по льду, носить обувь со специальной подошвой, посыпать лёд  песком.

В: Попробуйте посыпать лёд песком и покатайте ёже по нему своих человечков?

(Дети проделывают опыт). Что произошло со льдом?

Д: Лёд стал от песка шершавым, фигурка не катается, значит, упасть труднее.

В: Ребята вы правильно сделали вывод.

Д.М.: Какие вы молодцы, порадовали дедушку от души. Спасибо вам ребята за замечательный праздник в День моего рождения. Мне пора, меня ждут мои братья.

В: Дедушка Мороз, у тебя есть братья? – Дед Мороз даёт каждому ребёнку по картинке, оформленной как фотография и называет имена дедов Морозов разных стран (Приложение №6 )

В: Дедушка Мороз, а чай с нами попить?

Д.М.: От горячего чая боюсь, растаю, я вам обычные снежки превращу в угощение

(Дед Мороз кладёт снежки в мешок обратно достает круглый зефир)

Д.М.: Теперь пора, в Новый год прейду к Вам я, вы Пока здесь не скучайте, и про моих братьев информацию изучайте. - уходит

Беседа

Похвала

Разъяснение

Демонстрация иллюстраций

Убеждение

Физ. минутка

Похвала

Инструкция

Практическая деятельность работа в паре

Рассказ

Просмотр видео

Виртуальное  наблюдение

Утверждение

Постановка вопроса

Утверждение

Разъяснение

Д/и.

Инструкция

Самоконтроль

Похвала

Просмотр видео

Создание проблемной ситуации

Закрепление

Убеждение

Закрепление ранее изученных умений и навыков

Сюрпирзный момент

Хороводная игра

Одобрение

Рассказ детей

Опыт – эксперимент

Похвала

Демонстрация иллюстраций

Сюрпризный момент

Поощрение

Мотивация на дальнейшую самостоятельную деятельность

3. Заключительная часть

3

Воспитатель с детьми проходят в зону чаепития

В: Пока у нас греется чай, давайте вспомним, что сегодня необычного у нас произошло?

Д: Мы отмечали День рождение  Деда Мороза .

В: Как мы его отмечали?

Д: Делали подарки – рукавички, были на экскурсии, делали подарки для лесных обитателей, играли в игру с Дедом Морозом, проводили опыты ….

В: Что нового вы узнали?

Д.: Узнали, что Дед Мороз, то же отмечает день рождения, что у Деда Мороза есть братья в разных странах.  Узнали, что лёд посыпанный песком не будет скользким.

В: Ребята если вам всё понравилось, то покажите белую сторону снежинки, если  не очень - синей стороной? – дети проводят самооценку 

В: Давайте попробуем вкусные снежки от Деда Мороза, кто догадался, во что превратил дед Мороз снежки?

Д: В сладкий зефир

– дети с педагогом пьют чай с зефиром, делятся в впечатлениями.

Устный опрос

Оценка

Снятие психо эмоционального напряжения

        



Предварительный просмотр:

Приложение №5

Гардероб Деда Мороза

F:\дед мороз\1.jpg F:\дед мороз\2.jpg F:\дед мороз\3.jpg

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\4.jpg  F:\дед мороз\6.jpgC:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\19221094_2.jpg

F:\дед мороз\9.jpg F:\дед мороз\7.jpg F:\дед мороз\13.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение №10

Опыт: «Ледяной каток»

Подготовка к опыту

IMG_20190115_195149.jpg   IMG_20190115_195211.jpg   

Ставим человечка в стакане с водой

IMG_20190115_195536.jpg  IMG_20190115_195611_2.jpg  IMG_20190115_195947.jpg

                      Наливаем воду в тарелку                                       Замораживаем

Проводим опыт

   IMG_20190116_085359.jpg   IMG_20190116_085436.jpg  IMG_20190116_085703.jpg  IMG_20190116_085711.jpg

Прокатываем человечка по льду и песку

Вывод: Песок влияет на свойство – скольжения льда.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение №9

Варежки

 

C:\Users\Elena\Desktop\занятие\МДОУ Оршинский детский сад\МДОУ Оршинский детский сад\варежки.jpg