Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Горохова Екатерина Анатольевна

Поисково-исследовательская деятельность - это тот вид деятельности, который   сможет подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию

 с детьми старшего дошкольного возраста

«Воздух»

Горохова Е.А. –

воспитатель  ГБОУ Школа № 1476.

                                       Москва 2018


     Цель:  дать представление о воздухе, как газообразном веществе.

Задачи:

- Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

- Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

- Закрепить и обобщить правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения на природе.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Активизировать словарь детей – твёрдое тело, жидкость, газ.

Материалы к занятию:  камешки, пластмассовые стаканчики, полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, иллюстрации о поведении в лесу, атрибуты для игры *Что, где, когда*, экран, проектор, магнитофон.

Предварительная работа: чтение развивающих книг из серии

«Познаю мир вокруг», беседы по проблемным ситуациям – «если сгорят все леса…», дидактические игры экологической направленности - *чей дом*, *кто лишний

                             

 Ход занятия.

Воспитатель – (на экране кадры о природе) Я приглашаю вас в удивительное, интересное экологическое путешествие.

 - Как вы думаете, что такое экология? (ответы детей).

      Воспитатель: Знают все взрослые, знают все дети,

           Что вместе с нами живут на планете

           Лев и журавль, попугай и лисица.

           Волк и медведь, стрекоза и куница,

           Белые рощи, лесные дубравы,

           Реки, речушки, деревья и травы!

           Синее море, лесной ручеек.

           Все доверяют тебе, человек!

           Ты – самый умный, а значит, в ответе

           За всё живое, что есть на планете!

На мольберте картинка: голубое и зеленое поле, в середине грустный человечек.

Воспитатель: - Как вы думаете, что здесь изображено? (ответы детей). Это карта, но необычная, а с секретом. Разгадаем секрет – узнаем, что здесь нарисовано.

Но сначала посмотрите в центр круга.

- Кто изображен в центре круга?

- Как вы думаете, почему человечек грустный?

- Мнения оказались разными. Ну что же, попробуем разгадать первый секрет – секрет голубого поля. Может поймем причину грусти человека.

-Отгадайте, о чем идет речь:

                 - Через нас проходит в грудь

                    И обратный держит путь.

                    Он невидимый, но все же,

                    Без него мы жить не можем? (воздух)

 Воспитатель: - Мальчики и девочки, предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Вы готовы?

 - Пройдем в лабораторию и приступим к исследованиям. (одеваем шапочки ученых).

Опыт с камнем.

Воспитатель - Возьмите в руки камень, сожмите его в руке. Какой  он на ощупь? (твердый, крепкий, жесткий). Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

- А можно ли взять в руки воздух и сжать его?

Делаем вывод: воздух – не твердое тело.

Опыт с водой.

- Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте. Какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). 

– Что умеет делать вода? (течет, бежит, капает, струится). Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости. (кефир, сок…).

 - Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит… он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит… он не жидкость. Можно сделать вывод: Воздух – это газ. Вот наше открытие!

Воспитатель - Воздух невидим. Как же нам его обнаружить? (ответы детей)

-Возьмем прозрачный пакет и надуем его. Пакет становится выпуклым. Почему? В нем воздух, но мы его не видим. Делаем вывод…  воздух прозрачен и он занимает место.

 - Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь.

 - Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется). Делаем вывод… движение воздуха мы можем ощущать.

 - А может ли человек не дышать? Наберите воздуха и, не выдыхая, посчитайте до 5. Тяжело? Вывод… Человек не может жить без воздуха.

  -Дети, всегда ли воздух бывает чистым?

 - Что его загрязняет? (машины, заводы) 

 - Что нужно делать для того, чтобы воздух был чище на улице, где его загрязняют машины и дым? (хорошо очищают воздух деревья: они собирают на листья все вредные вещества из воздуха. Поэтому, в городах должно быть много зелени, и надо беречь растения).

       (Дети убирают с поля черные пятна).

Физминутка:

 - Чистым, свежим воздухом так приятно дышать. Почувствуйте себя бабочками, кузнечиками на лугу.

Воспитатель: - Голубое поле мы с вами очистили, когда очистим и другое поле, тогда, наверное, настроение нашего человечка улучшится.

 - Что вам напоминает зеленое поле? (природу).

 - Предлагаю отправиться на лесную поляну. (Звучит щебет птиц. На дереве письмо от совы).

   - Дети, это нам письмо от совы. Днем она спит, поэтому не смогла с нами увидеться. Она пишет: «Дорогие мальчики и девочки, я знаю, что вы нашли карту с секретом и спешите узнать эту тайну. Чтобы человечек не заболел, чтобы прошла его грусть, вы должны показать свои знания о нашем общем доме – природе. Вас ждет игра «Что, где, когда».

 - Дети, вы готовы? Итак, игра! Постараемся ответить быстро и правильно (дети проходят к круглому столу).

Вопросы к игре:

 - Найдите на рисунке объекты живой природы и назовите их.

 - Расскажи, как связаны живая и неживая природа. (Растения растут, потому что…) (слайды на экране)

 - Что такое воздух? Для чего он нужен всему живому? Как называется движение воздуха? (ветер)

 - Дополни правила поведения в лесу, начиная со слов: «В лесу нельзя…» (слайды)

 - Найди лишнее животное и объясни свой выбор.

 - Посмотри на рисунки и расскажи, почему в природе многие животные становятся редкими  (показать слайды).

 

Воспитатель: - Ура, я думаю, мы с вами справились с заданиями. Посмотрим на нашу карту. Зеленое поле мы тоже очистили. Человечек улыбается. И теперь мы можем узнать секрет, который находится под картой (воспитатель убирает карту).

 - Это солнышко! Одно большое и много маленьких солнышек. Возьмите их себе!

 - Пусть всегда будет солнце!

 - Пусть всегда будет небо!

 - Пусть всегда будет мама!

 - Пусть всегда буду я!

 - Итак, наше путешествие закончилось. Что же мы узнали нового? (воздух, свойства его). Какие трудности нам встретились на лесной поляне? (вопросы совы). О чем нас спрашивала сова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста, в ходе которого формируется у детей представление о воздухе и его ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»Задачи:Образовательные:1. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.2. Сп...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...