Конспект опыта "Лед-твердая вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Докукина Юлия Николаевна

Расширение знаний о свойствах льда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Лед — твердая вода»

Цель:

способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах льда; расширять словарный запас (айсберг, таяние, ледник); поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.

Материал: разные по размеру емкости, кораблики; таз с водой, глобус, картинки с изображением айсбергами, куски льда различного размера, ванна с водой, бумажные салфетки, одноразовые тарелки

Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»; игры со льдом на прогулке; свободное экспериментирование с водой и закрепление правил работы с ней.

Ход занятия:

-Ребята, послушайте  и угадайте о чем эта загадка:

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша - толстое стекло.

О чем эта загадка?

Правильно, ребята, «крыша - толстое стекло»-это лед на реке. Сегодня мы поговорим о свойствах льда.

Как вы думаете, где на Земле больше всего льда?- Правильно на Северном полюсе, в Арктике.  А в Антарктиде находится самый большой ледник в мире  (показать на глобусе).

Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы поплывем в Антарктиду на льдине (садятся на палас, звучит шум моря)

-Ребята, как можно получить лед  в домашних условиях?- Заморозить в холодильнике.

 

Какой лед твердый или мягкий? - Твердый.

А еще какие свойства льда вы знаете?  -Лед прозрачный.

Почему лед сравнивают со стеклом? - Прозрачный, похож на стекло.

А почему его нельзя вставить в окно?- Лед может растаять.

Как можно растопить лед? -погреть в руках, положить на батарею, в теплую воду.

Ребята, а когда растает лед, что получится? - Вода.

Процесс превращения твердого льда в жидкость (воду) называется таянием.

Молодцы!

Ребята, вот мы и приплыли в Антарктиду. Посмотрите, здесь есть полярная лаборатория. Давайте подойдем к столу и посмотрим.

Имеет ли форму вода? - Нет.

А лед имеет форму? - Да.

Опыт 1 

Ребята, скажите, имеет ли лед форму? – да

А вода имеет форму?  -нет

Давайте мы с вами это проверим.

Посмотрите, перед каждым из вас два стаканчика и кусочки льда.  Возьмите в руки по одному кусочку льда.

Какой лед? -холодный, скользкий

Постучите им об стол, какой лед? –твердый

Посмотрите сквозь льдинку друг на друга. Видите своего соседа? Почему?  -Лед прозрачный

Почему лед сравнивают со стеклом? - Прозрачный, похож на стекло.

А почему его нельзя вставить в окно?- Лед может растаять.

Меняет ли лед свою форму ?   -Нет

Давайте проверим, положите каждый свой кусочек льда в стаканчик.

Принял лед форму стаканчика?   -нет

А вода меняет форму?  -да

Давайте проверим, сейчас я каждому в стаканчик налью воды. Посмотрите, вода приняла форму стаканчика?  -Да

Итак, ребята, что мы увидели?

- Лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили.

А вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Опыт 2  -Ребята, как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы лед растаял и превратился в воду?

Давайте поставим ваши стаканчики на стол и в конце занятия посмотрим, растает ли лед .

Физкультминутка «Ах, замерзли наши ручки»

Наши руки замерзли, давайте их разогреем:

Вверх ладошки! Хлоп - хлоп

по коленкам – шлеп –шлеп

по плечам теперь похлопай

по бокам себя похлопай

Можем хлопнуть за спиной

хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

и крест – накрест руки сложим.

Слышали ли вы что – нибудь об айсбергах? - Айсберги –это огромные горы льда, которые откололись от ледников и течением их унесло в море. Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда –они плавают или тонут? Давайте проверим. Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по 10-12 лет, постепенно тают, дробясь на мелкие части. (показ слайдов)

Как вы думаете, опасны айсберги? Для кого? Айсберги представляют большую опасность для кораблей. Столкнувшись с айсбергом корабль может затонуть; как затонул теплоход «Титаник», тогда погибло много людей. С тех пор за движением айсбергов следит Международный ледниковый патруль и предупреждает корабли об опасности.

Опыт 3 – Ребята, перед вами океан.

Возьмите по кусочку льда и по моей команде опустить лед в воду.

Что происходит? -Лед не тонет.

Лед не тонет, потому что он легче воды,  а воды в океане больше чем айсбергов (показ картинок).

А вы хотите отправиться в морское арктическое путешествие? Вы все будите капитанами своих кораблей.

Дыхательная гимнастика «Арктическое путешествие»

Посмотрите, перед вами море и перед каждым из вас лежат кораблик и соломинка. Возьмите каждый по кораблику и опустите по моей команде в воду.

А теперь дуем на свой кораблик через соломинку. Нам нужно провести кораблики мимо льдинок.

Молодцы, все справились с заданием.

А теперь давайте посмотрим, что произошло со льдом. который мы поставили на стол. - Лед растаял.

Ребята, а нам пора возвращаться обратно в детский сад. Садитесь на льдину.

Давайте пока мы плывем домой, вспомним:  

Какими свойствами обладает лед?

Что такое айсберг?

Опасны ли айсберги для кораблей?

Как называется процесс превращения льда в жидкость?

Молодцы, ребята!

Вот мы и приплыли в детский сад.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".

Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"

Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...

Конспект ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа

Конспект  ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа...

Конспект "Опыты с водой" в рамках экологического проекта "О значении воды".

Развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;развивать наблюдательность,способность сравнивать,сопостовлять,делать выводы....

Конспект ООД "С водой и без воды"

Конспект ООД "С водой и без воды"...

Конспект интеллектуальной игры "Вода- водичка"

в помощь воспитателям, мероприятие можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста...