Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию старших дошкольников «Наши пернатые друзья».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

Программные задачи

Образовательные: Обобщать, закреплять знания о зимующих птицах. Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Продолжать учить отгадывать загадки.

Развивающие: Развивать у детей экологические представления, интерес к изучению жизни зимующих птиц.

Воспитательные: Воспитывать основы экологической культуры, желание помочь зимующим птицам, оказывать им посильную помощь в трудное время. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию старших дошкольников «Наши пернатые друзья».

Вид занятия: закрепление

Форма организации: групповое

Место проведения: группа

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи

Образовательные: Обобщать, закреплять знания о зимующих птицах. Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Продолжать учить отгадывать загадки.

Развивающие: Развивать у детей экологические представления, интерес к изучению жизни зимующих птиц.

Воспитательные: Воспитывать основы экологической культуры, желание помочь зимующим птицам, оказывать им посильную помощь в трудное время. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Предварительная работа: решение кроссвордов, отгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, игры по теме, разучивание стихотворений и песен о птицах, практическая работа (изготовление кормушек, подкормка птиц), рисование птиц, беседы.

Материал: музыкальное сопровождение, картинки и фотографии птиц; фотографии леса, водоёма, города; кроссворд, магнитная доска, фломастер, загадки, стихи о кормушке; изображения солнышка и снежинки; костюм снегиря, синицы, сороки; верёвка (для игры «Ворона и воробьи»), кормушки, блюдца, семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды калины, рябины.

Словарная работа: активизация словаря за счёт называния птиц, предметов корма, разучивание стихотворений и песен, полных ответов детей на поставленные вопросы, использования в речи слов: кроссворд, кормушка, и др.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок и возьмёмся за руки. Закройте глаза и послушайте …

(звучат звуки зимы: воет ветер и т.д.)

Воспитатель: Наступают холода. Приходит время зимы. Белая красавица щедра на снега, метели, холодные ветра. Но не хлебосольна она: не может

дать ни овощей, ни фруктов, ни грибов, ни ягод. Всё живое знает об этом, и каждый по-своему готовится встрече зимы: кто засыпает, кто улетает, кто запасы собирает. Но есть такие, кто на милость зимы всё-таки рассчитывает. Прежде всего, это относится к нашим пернатым собратьям – птицам. Сегодня мы поговорим о птицах. (дети садятся на стульчики на ковер полукругом)

Воспитатель: А знаете ли вы птиц? Проверим. Я предлагаю вам сыграть в игру.

Я буду называть птиц, но как только вы услышите другое слово –

хлопайте в ладоши. Будьте внимательны!

Игра «Прилетели птицы»:

1) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.

2) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

3) Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.

4) Прилетели птицы: голуби, куницы, поползни, дятлы.

5) Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, сороки, воробьи, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы……

Все вы молодцы!

Воспитатель: Птиц вы знаете, а какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)

Я предлагаю поиграть в игру «Перелётные и зимующие птицы».

Сейчас Рома получит картинку с изображением солнышка – к нему прилетят перелётные птицы, а у Оксаны будет изображение снежинки – к ней прилетят зимующие птицы. А все остальные дети получат, изображения птиц и под музыку будут летать. Как музыка закончится, птицам нужно будет подлететь либо к снежинке, либо к солнцу.

(детям раздаю картинки)

Воспитатель: Давайте проверим, нет ли у нас ошибок.

Зимующие птицы - ….

Перелётные птицы - ……

(если заметили ошибку – исправить, объяснить)

Почему мы этих птиц называем перелётными? Почему мы этих птиц называем зимующими?

Воспитатель: А ещё все птицы делятся по месту обитания. Где могут обитать птицы?

Ответы детей: водоёмы, леса, города.

Воспитатель: Перед вами фотография города, леса, водоёма и картинки с изображением различных птиц. Ваше задание поселить городских птиц в город, лесных - в лес, в водоём – водоплавающих птиц

(Подведение итогов, вывод)

Дети садятся.

Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вашему вниманию кроссворд. Здесь зашифровано ключевое слово. Разгадав кроссворд, мы узнаем, какое слово зашифровано.

Загадки для кроссворда:

1) Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет,

За день всех навестит,

Всё, что знает, растрещит.

(сорока)

2) Видали вы его не раз -

Он скачет в двух шагах от нас

Чирик-чирик! Чирик-чирик!

Кто к этой песне не привык?

(воробей)

3) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(синица)

4) Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её……….

(ворона)

(ключевое слово: снегирь)

Что бы помочь детям отгадать читаю загадку загадку:

Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(снегирь)

Воспитатель: Правильно, снегирь.

Молодцы ребята справились с кросвордом.

(Влетает "снегирь" - переодетый ребенок)

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Снегирь: Я слышал, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая– мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом не легко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой?

Ответы детей: подкармливать птиц, делать кормушки.

Воспитатель: Дорогой снегирь! Хочешь, ребята прочитают стихотворение о

птичьей столовой? (2 человека читают стихотворения)

Снегирь: Молодцы, ребята, спасибо! Но построить правильно кормушку нелегко. Знаете ли вы, какой должна быть настоящая кормушка для птиц? Я вижу здесь кормушки. Посмотрите внимательно, какая из них сделана правильно?

(дети выбирают кормушку, объясняют выбор)

Снегирь: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)

Снегирь: Уберите лишнее, что птицы есть, не будут.

Дети убирают.

Снегирь: К вам я прилетел не один. Со мною мои друзья – птицы

(Влетает синица, ворона, воробей)

- Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (выберите эту птицу и угостите её крошками)

- Какая птица любит сало? (угостите её.)

- Какая птица зимой питается ягодами рябины? (угостите эту птицу)

Снегирь: Молодцы! Вы настоящие знатоки!

Я хочу научить вас одной игре, которая называется «Ворона и воробьи». Вы, наверное, заметили, когда кормили птиц, что крупные птицы (вороны, голуби) стараются отобрать корм у маленьких птичек – воробышков. Но воробышек хоть мал, да удал! Он быстро выхватывает корм и улетает. Так и в моей игре – воробышек должен обмануть ворону и постараться, чтобы она его не запятнала.

Сначала надо выбрать ворону, встаньте в круг – посчитаемся:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Снегирь: Ворона встаёт в середину круга – это её домик. А вы, ребята, воробышки. Вам нужно запрыгнуть в круг и успеть выпрыгнуть, чтобы ворона вас не запятнала. Кто попался – выходит и садится на стульчик. Выиграет тот, кто не попадётся.

Закрепление правил игры: Скажите, что должны делать воробышки? Что должна делать ворона? А если ворона запятнала воробышка?

(Играем 1 раз, если игра затянулась, остановить. После игры садятся на стульчики)

Снегирь: У вас хорошо получается!

Понравилась вам игра? Теперь вы можете играть в неё на прогулке. К сожалению, нам пора улетать.

Воспитатель: спасибо Снегирь, что научил нас с ребятами играть в такую интересную игру.

Снегирь: Я вижу, вы много знаете о нас, зимующих птицах, изготовили много кормушек, запасли корм для птиц и зимой не дадите нам погибнуть.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю выйти на улицу, развесить кормушки и насыпать в них корм для наших пернатых друзей.

Птицы: Спасибо, вам ребята от всех зимующих птиц. До свидания! (улетают)

Дети: До свидания!

Воспитатель благодарю вас дети за занятие, вместе с детьми выходим на улицу, и дети развешивают кормушки, раскладывают корм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Цель:Формировать  представления детей о многообразии природы.Задачи:1.     Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе2....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

ТЕМА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ»Задачи:1.Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре.2. Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...

Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Наши пернатые друзья» в старшей группе «А»

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, расширять представления о перелетных и зимующих птицах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание (Формирование целостной картины мира). Тема: "Пернатые друзья"

Данный конспет занятия можно использовать для систематизации знаний детей о перелетных и зимующих птицах....