Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Воздух, которым мы дышим"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Галдина Ольга Вячеславовна

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе: "Воздух- которым мы дышим". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Тема: "Воздух, которым мы дышим"

                                                                                                                                    Цель:  развивать познавательную активность в процессе  экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

  • Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
  • Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя карту.

Ход занятия:

Воспитатель вносит конверт.

-Ребята, сегодня утром я нашла у дверей группы письмо. Прочтем его?

Читают письмо от Знайки. (Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал, что в Д/с "Подсолнушек" ходят очень умные и находчивые ребята, и решил проверить так ли это. Я приготовил для вас сюрприз и спрятал в вашей группе. Найти вы его сможете, лишь дав правильный ответ на все мои задания. О чем будут задания, вам подскажет загадка.

Воспитатель: Отгадайте загадку:       

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

                                             (воздух).

 

А почему вы так решили?

Ответы детей.

- Молодцы. А что такое воздух? А какой он мы попробуем понять в лаборатории?

 Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?
    Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.

 Вот мы с вами и в лаборатории. А кто мне скажет, что это такое лаборатория?  - Сегодня мы с вами тоже научимся проводить опыты и эксперименты.

Воспитатель: Нам предстоит трудная задача. Узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Итак, читаем первое задание  "Есть ли воздух -докажи"

-Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? А есть ли он вообще?

 -Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.

Опыт№1 «Поймай воздух»

- Я помогу вам поймать воздух. (вместе с детьми подходит к столу с полиэтиленовыми пакетами.)

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

- Берите пакет, раскрывайте его, теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха. На что он похож?

 -Воздух  в пакете, но мы его не видим. Теперь выпустим воздух из пакета. Каким стал пакет? Если надуть плавательный круг, какой формы он будет?

Почему? Вывод: воздух принимает форму того предмета, в котором находится.

Опыт с веером

-А теперь давайте с вами обнаружим воздух в группе. Для этого, я предлагаю вам поработать парами. Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем на друга, поменяйтесь ролями. Расскажите друг другу, что вы почувствовали? Кристина, что вы почувствовали, когда махали друг на друга веером?

-Ветерок бывает слабый и сильный. А еще ветер это – движение воздуха.

-Вот мы с вами и доказали, что воздух есть. Какой он?

Вывод: воздух- это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, без запаха, его можно ощутить и с ним можно играть.

После выполнения задания дети получают фрагмент карты.

Игра "Лавина" (Воздух какой: прозрачный, невидимый, теплый, морозный, бесцветный и т.д)

Опыт №2 "Занимает ли воздух место"

Опыт со стаканом и водой.

-Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их)

- Говорите, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим.

-Возьмем стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опустим в воду. Но стакан следует держать точно вертикально. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

-Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.

-Ребята, а теперь повторим опыт, Кристина, помоги мне, пожалуйста. Опусти стакан в воду и немножко его наклони. Что увидели?

- Откуда они взялись?

-А почему вы думали, что в стакане ничего нет?

Вывод- воздух занимает место.

-Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Воспитатель берет стакан с водой и опускает в него соломку,  раздает детям такие же стаканы с водой и соломинки.

Думаю вы догадались, что нужно сделать, что происходит? Что вы видите?

Что это за пузырьки?

Физ. минутка

Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

Опыт № 3 "Имеет ли воздух вес"

-Как вы считаете, имеет ли воздух вес?

Опыт с воздушным шариком.

Два надутых шарика привязываются с разных сторон весов. Один лопают с помощью зубочистки. Выводы?

Опыт №4 "Что тяжелее вода или воздух"

        Воспитатель:  Сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
    Дети: Воздух.
    Воспитатель: делаем вывод: ВОЗДУХ - ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. 

Воспитатель:  Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает.

А теперь я посмотрю как вы запомнили свойства воздуха.

Игра  "Правильно - неправильно».

1. Воздух имеет запах (неправ.)

2.Воздух прозрачный (прав.)

3.Ветер – это движение воздуха (прав.)

4.Воздух невидимый (прав.)

5. Воздух твердое тело (неправ.)

6. Воздух есть везде (прав.)

7. Воздух тяжелее воды (неправ.)

8. Мы дышим воздухом (прав.)

Вот мы и собрали все части карты, Давайте попробуем ее сложить и найти спрятанный сюрприз. Находят сюрприз и письмо.

(Ребята, раз вы читаете это письмо, значит вы справились со всеми моими заданиями на отлично. Вы большие молодцы. Если вам не трудно, в свободное время нарисуйте схемы-подсказки о своих опытах для Незнайки. А то он всегда все забывает и путает. Большое спасибо за помощь, буду ждать вашего письма.)

-Ребята, в конверте схемы опытов. Предлагаю, каждой паре взять и вечером зарисовать один опыт, который достанется вам по жребию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Казачья станица"

Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее. Знакомство дошкольников с бытом и традициями казаков....

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....