Главные вкладки

    Интегрированное занятие в подготовительной группе с элементами изобразительной деятельности «Осень в гости к нам пришла».
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

    Федосова Ирина Александровна

    Цель занятия - закрепить полученные ранее знания об осени, продолжить формирование представления об осенних изменениях в природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx25.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ г. Москвы «Школа №281» (ДО №4)

    Воспитатель: Федосова И.А.

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с элементами изобразительной деятельности «Осень в гости к нам пришла».

    Цель: закрепить полученные ранее знания об осени, продолжить формирование представления об осенних изменениях в природе.

    Задачи:

    Образовательные:

    - обобщение представления детей об осени, как времени года и ее признаках;
    - расширение знания о сезонных изменениях, происходящих в жизни деревьев и    кустарников в осенний период;
    - закрепление полученных знаний о породах деревьев и их характерных признаках.

    Развивающие:

    - развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей;
    - развитие речи, внимания, памяти, воображения, восприятия информации;
    - обогащение словаря воспитанников, обучение основам словообразования.

    Воспитательные:

    - воспитание познавательного интереса, бережного и эстетического отношения к природе;
    - воспитание чуткости к восприятию красоты осеннего пейзажа;
    - воспитание художественного и музыкального вкуса.

    Материалы и оборудование:

    -конверт с загадками,

    - листы бумаги для рисования формат А-4 тонированный в голубой цвет

    - гуашь,

    - кисточки: № 2, № 8

    - баночка с водой, салфетки

    - заготовки листьев деревьев (5 видов)

    Зрительный ряд.Репродукция картины В. Поленова «Золотая осень», тематические плакаты на тему «Осень».

    Музыкальный ряд.Отрывок из сочинения А. Вивальди «Времена года.Осень.»

    Предварительная работа:

    1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.

    2. Разучивание стихов об осени.

    3. Беседы о приметах осени.

    4. Загадывание загадок об осени.

    5.  Изучение пород  деревьев и их характерных признаков.

    6. Чтение коротких рассказов М.П. Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки».

    7. Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери», «Соревнования на осеннем лугу».

    8. Разучивание танца «Вальс осенних листьев».

    Ход занятия

    Вводная часть: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности.

    Воспитатель: Ребята, сегодня я шла на работу и у меня под ногами шелестели листья. Я задумалась, что же это такое. Ведь летом не было ничего подобного. Может быть вы мне поможете объяснить, что это за явление? (ответ детей :«Это - листопад»).

    Воспитатель: Совершенно верно! А когда бывает листопад? (осенью)

    А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь,октябрь,ноябрь)

    А давайте с вами вспомним, какие мы еще знаем приметы осени. Отвечайте полными предложениями.( Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). Листья меняют свой цвет (становятся желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.)

    А теперь я продемонстрирую вам, как красиво можно описать приметы осени в стихотворной форме. Давайтепослушаем стихотворениеИванБунин«Листопад»:

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки, елочки темнеют,

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.

    Лес пахнет дубом и сосной,

    За лето высох он от солнца,

    И Осень тихою вдовой

    Вступает в пестрый терем свой…...

    Основная часть НОД (специально организованная и самостоятельная деятельность детей, направленная на решение поставленных задач):

    Воспитатель: Да, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного.

    Дети, а вы стихи про осень помните? (дети читают стихи , не более 3 стихотворений)

    Воспитатель: Молодцы ребята, все помните.

    Сюрпризный момент:

    Стук в дверь.

    Воспитатель. Ребята, вы слышали, к нам в дверь кто то стучится.

    Входит «Осень».  

    Осень: Здравствуйте ребята, я пришла к вам сегодня на занятие, хочу посмотреть какие вы умницы, как вы хорошо себя ведете и занимаетесь.  Но я пришла к вам не с пустыми руками, посмотрите что у меня в руках. (держит в руках конверт). Правильно, это конверт. Хотите посмотреть, что внутри него? (открывает конверт). Здесь загадки, сейчас я вам ее прочитаю, и вы узнаете, кто я. Слушайте внимательно.

    «Снега нет, но холодает,

    Лист деревья покидает.

    Скрылась в тучах неба просинь,

    Это время года... (Осень)».

    Осень. Правильно, я Осень.

    А теперь попробуйте отгадать еще несколько моих загадок:

    1. Опустел колхозный сад,

    Паутинки вдаль летят,

    И на южный край земли

    Потянулись журавли.

    Распахнулись двери школ.

    Что за месяц к нам пришел?

    (Сентябрь)

    2. Мочит поле, лес и луг,
    Город, дом и всё вокруг!
    Облаков и туч он вождь,
    Ты же знаешь, это - ...

    (Дождь)

    3. Листья желтые летят,
    Падают, кружатся,
    И под ноги просто так
    Как ковер ложатся!
    Что за желтый снегопад?
    Это просто ...

    (Листопад)

    Осень: молодцы ребята, отгадали все мои загадки. Побывала я у вас в гостях, а теперь отправлюсь в лес и продолжу разукрашивать осенние листья. Прощается с детьми.

    Воспитатель: А теперь ребята давайте узнаем, что же такое «листопад» и зачем он нужен нашей природе.

    Еще далеко до морозов, а деревья уже начинают сбрасывать листву. Не сразу деревья освобождаются от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

    Вначале листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки краски. Это происходит потому, что ночи становятся длиннее, растения получают меньше света. Зеленый цвет убывает в листве и заметным становится желтый: лист желтеет. Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

    Осенний лес богат своими красками. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.

    Если осень затяжная, дождливая - окраска листьев от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной.

    Если же холодные ночи чередуются с ясными днями, то и краски будут сочными, яркими.

    Теперь выясним, что же такое листопад. Листопад – это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой растений к зиме. Каковы же причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву? Осенью начинает холодать. Почва постепенно замерзает и корням деревьев становится все труднее добывать из нее воду. Чтобы выжить дерево вынуждено сбрасывать листья, поскольку они со своей поверхности испаряют влагу. Таким образом,  дерево впадает в так называемую зимнюю спячку, чтобы на следующий год порадовать нас зеленой листвой.

    А теперь мы с вами немного отдохнем. Давайте представим, что мы превратились в осенние листочки.

    Физкультминутка. Осенние листочки
    Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
    На ветках мы сидим.
    Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
    Мы летели, мы летели
    И на землю тихо сели. (Присели.)
    Ветер снова набежал
    И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
    Закружились, полетели
    И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

    Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру « с какого дерева листок»У вас на столах лежат конверты с осенними листьями. Давайте рассмотрим  их и угадаем с какого дереваони упали. (воспитательназывает ту или иную породу дерева, а дети находят лист, который принадлежит этому дереву)

    Молодцы ребята. Все правильно нашли.

    Заключительная часть с использованием игровой ситуации:

    Воспитатель: - Ребята, на наше занятие я принесла вам репродукцию картины русского художника Василия Поленова «Золотая осень». Давайте её с вами рассмотрим.

    Вопросы детям:

    - Какое время года на ней изображено? Почему?

    (ответы детей)

    - Какие приметы осени вы здесь увидели?

    (ответы детей)

    Воспитатель: А теперь давайте сами попробуем нарисовать листопад. Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как будет располагаться ваша композиция,  какие листочки вы будете рисовать и какое количество их будет на вашем рисунке. А чтобы рисунки наши получились еще более красивыми, мы будем рисовать наш листопад под музыкальное сопровождение. Это будет сочинение великого композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень». Послушайте, какая красивая музыка и приступайте к работе. В ходе рисования воспитатель, по мере необходимости, оказывает детям помощь.

    По окончании работы воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть, как листочки с деревьев падая, кружатся, как будто танцуют.

    - Молодцы! У каждого из вас получилась «Золотая осень». Из детских работ на доске воспитатель оформляет выставку под названием «Листопад».

    Воспитатель: А теперь давайте подведем с вами итог занятия. Сегодня мы повторили характерные признаки осени, узнали, что такое листопад как явление неживой природы, его причины и роль в жизни растений.  Кроме того, мы узнали, как красиво можно отобразить осень с помощью музыки, поэзии и изобразительного искусства.А еще вы побывали в роли художника и нарисовали замечательный рисунок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности в средней группе «В гости к нам пришла Матрешка»

    Цель:  Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.Программное содержание:Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формир...

    Конспект вечернего чая воспитателей с детьми и родителями "Осень в гости к нам пришла"

    Организавали праздник осени с родителями, на котором дети пели песни, читали стизи, разгадывали загадки об осени, предварительно был проведен конкурс "Осенние фантазии", где дети с родителями изготови...

    Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

    Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

    Познавательно исследовательский проект с детьми раннего возраста «Осень в гости к нам пришла»

    Познавательно исследовательский проект «Осень в гости к нам пришла»...

    Праздник в группе раннего возраста "Малыши - Крепыши" " Осень в гости к нам пришла"

    Цель: создать радостное, весёлое настроение для детей;Задачи: Вызвать чувство интереса к предстоящему событию.             Способствовать желанию детей участвовать в...