Тема: «Крымчане – приветливые хозяева, внимательные и гостеприимные друзья.»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гончар-Найда Лариса Вячеславовна

Познакомить особенностями гостеприимства народов Крыма, с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина, построения вежливого приглашения в гости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx106.69 КБ
Файл konsult.docx106.69 КБ
Файл zanyat.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Гостевой этикет».

Похожее изображение

Культура поведения для детей является необходимым качеством, без этого формировать культуру не возможно.

Культура рассматривается современными исследователями как творческая, созидательная деятельность. По преобразованию природы и общества цель этой деятельности- синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой. В этой деятельности есть и интересующая нас область поведения.

Поведение - это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки, желания.

Поведение детей формируется на основе нравов, обычаев, традиций и привычек и разделяется на вербальное и реальное. Вербальное - включает в себя высказывания, суждения, мнение, доказательства. Реальное поведение - практические действия, поступки. Различается поведение культурное и некультурное. Поведение в котором не отражается система, созданная этим обществом, является поведением примитивного существа. Поведение же, основанное на учете эстетических и этических современных норм, является культурным.

«Внутренние этические инстанции», возникают уже в дошкольном возрасте. В отличие от раннего детства, в это время между ребенком и взрослыми возникают новые взаимоотношения. Не имея возможности принимать участие во всех жизненных сторонах, ребенок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки, взаимоотношения в игровой форме. На рубеже дошкольного возраста взрослый начинает выступать для ребенка в качестве образца.

Первичные этические представления ребенка формируются исходя, из поведения взрослых и подкрепляются их положительной оценкой. Взрослые для ребенка - центр любой ситуации Доброжелательные взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Неодобрение, наказание, отказ от контактов воспринимаются им крайне тяжело.

Уже в дошкольном возрасте каждый ребенок - индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются каждым ребенком по-разному.

Само по себе знание правил и норм поведения недостаточно, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и её регуляторами, а предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для ребенка и поэтому воспринимаются им эмоционально.

Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием и осознанием чувства личной необходимости в жизни общества. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Необходимо обучать ребенка правилам и нормам общения и поведения. При этом нужно помочь детям понять, что делать что -то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к другим мнениям.

Родители должны объяснить своим детям, как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например, показать и дать подержать свою игрушку, назвать своё имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что сам любишь, и спросить, что любит собеседник.

Важно познакомить детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании. Необходимо помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, встретить и накормить гостей, когда сам выступаешь в качестве хозяина дома.

Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны считать чем-то отрицательным, неприятным. Их надо стремиться использовать конструктивно. Важно поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, чтобы они играли не только с теми, с кем дружат или кто им нравиться. Стремление к доброжелательной атмосфере, наличие хороших контактов, между взрослыми необходимы, особенно в тех случаях когда у ребенка возникают проблемы.

Советы родителям:

-не требуйте от детей выполнения какого либо правила поведения, если сами не всегда ему следуете; рассогласование в требованиях, предъявляемых детям, может у ребенка чувство растерянности, обиды или даже растерянности;

- поддерживайте уверенность ребенка в своих возможностях, если дома от близких он получает порицания, чем похвалу и одобрение.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Гостевой этикет».

Похожее изображение

Культура поведения для детей является необходимым качеством, без этого формировать культуру не возможно.

Культура рассматривается современными исследователями как творческая, созидательная деятельность. По преобразованию природы и общества цель этой деятельности- синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой. В этой деятельности есть и интересующая нас область поведения.

Поведение - это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки, желания.

Поведение детей формируется на основе нравов, обычаев, традиций и привычек и разделяется на вербальное и реальное. Вербальное - включает в себя высказывания, суждения, мнение, доказательства. Реальное поведение - практические действия, поступки. Различается поведение культурное и некультурное. Поведение в котором не отражается система, созданная этим обществом, является поведением примитивного существа. Поведение же, основанное на учете эстетических и этических современных норм, является культурным.

«Внутренние этические инстанции», возникают уже в дошкольном возрасте. В отличие от раннего детства, в это время между ребенком и взрослыми возникают новые взаимоотношения. Не имея возможности принимать участие во всех жизненных сторонах, ребенок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки, взаимоотношения в игровой форме. На рубеже дошкольного возраста взрослый начинает выступать для ребенка в качестве образца.

Первичные этические представления ребенка формируются исходя, из поведения взрослых и подкрепляются их положительной оценкой. Взрослые для ребенка - центр любой ситуации Доброжелательные взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Неодобрение, наказание, отказ от контактов воспринимаются им крайне тяжело.

Уже в дошкольном возрасте каждый ребенок - индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются каждым ребенком по-разному.

Само по себе знание правил и норм поведения недостаточно, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и её регуляторами, а предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для ребенка и поэтому воспринимаются им эмоционально.

Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием и осознанием чувства личной необходимости в жизни общества. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Необходимо обучать ребенка правилам и нормам общения и поведения. При этом нужно помочь детям понять, что делать что -то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к другим мнениям.

Родители должны объяснить своим детям, как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например, показать и дать подержать свою игрушку, назвать своё имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что сам любишь, и спросить, что любит собеседник.

Важно познакомить детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании. Необходимо помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, встретить и накормить гостей, когда сам выступаешь в качестве хозяина дома.

Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны считать чем-то отрицательным, неприятным. Их надо стремиться использовать конструктивно. Важно поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, чтобы они играли не только с теми, с кем дружат или кто им нравиться. Стремление к доброжелательной атмосфере, наличие хороших контактов, между взрослыми необходимы, особенно в тех случаях когда у ребенка возникают проблемы.

Советы родителям:

-не требуйте от детей выполнения какого либо правила поведения, если сами не всегда ему следуете; рассогласование в требованиях, предъявляемых детям, может у ребенка чувство растерянности, обиды или даже растерянности;

- поддерживайте уверенность ребенка в своих возможностях, если дома от близких он получает порицания, чем похвалу и одобрение.



Предварительный просмотр:

                Конспект  занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Крымчане – приветливые хозяева,

внимательные и гостеприимные друзья.»

Цель: Познакомить особенностями гостеприимства народов Крыма, с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина, построения вежливого приглашения в гости. 

Словарь: гостить,гостинец,радушие,гостеприимство,обычаи,традиции,согласие.

Материал: Карта Крыма, тематическая папка с иллюстративным материалом

«Родной страны многоголосье».

Ход занятия

  Беседа «Наш Крым –многонациональный»

Воспитатель: Наш Крым многонациональный. На полуострове, издавна, рядом живут представители разных национальностей - в уважении друг к другу, в мире и согласии. «Уважать обычаи и традиции других народов» - давнее правило морали. До сих пор употребительными являются украинские пословицы: «Каждый край имеет свой обычай», «На чьей телеге едешь, того и песню пой». Необходимость знать обычаи других народов особенно актуальны ныне, когда в больших городах представители разных народов живут даже не на соседних улицах, а в одном доме. Нет другого пути к согласию, кроме пути взаимоуважения и терпения. Тем более, что за внешними отличиями обычаев разных народов можно заметить немало подобного. Это и не удивительно, ведь издавна общаясь друг с другом, народы заимствуют и элементы одежды, и кушанья, и традиции.

Тема нашего занятия “ Крымчане – приветливые хозяева, внимательные и гостеприимные друзья”.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить ?

Сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя и хозяевам, и гостям, чтобы приход гостей в дом был действительно радостью, познакомимся с особенностями гостеприимства разных народов, построения вежливого приглашения, проанализируем различные ситуации общения.

Игра «Чистая доска»

- В ходе нашего занятия, мы будем играть в игру «Чистая доска». Сейчас на доске записаны вопросы, на которые мы будем находить ответы в течении урока. В конце нашего занятия, доска должна быть чистой.

Вопросы:

  1. Что такое гостеприимство?
  2. Как пригласить гостей?
  3. Каким должен быть гостеприимный хозяин?

Мозговой  штурм

- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей)

Воспитатель: На это есть много причин.

Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сем — и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями.

И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье сын — зовут гостей разделить радость. А если горе — звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю.

Воспитатель:- Ребята, а как вы понимаете значение слова «гость»?

 В словаре дается такое толкование значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

– Давайте от слова гость образуем слова. Объясните значение.

Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя.

Гостинец – подарок гостя хозяину.

Гостеприимство – радушие к гостям.

Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с готовностью сделать человеку приятное.

Игра «Чистая доска» - стереть вопрос - Что такое гостеприимство?

Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.

Беседа с рассматриванием иллюстраций  «Традиции гостеприимства русского, украинского и крымско-татарского народов»

Русские

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, был всегда в радость.

Украинцы

Проявлением доброжелательного отношения к другим людям является знаменитая украинская гостеприимность. В Украине говорят: «Между людьми надо быть людьми», «Клади перед людьми хлеб на столе, будешь у людей в голове». Во всех украинских землях издавна распространён обычай пригласить гостя в дом, угостить или одарить его чем-либо. Гостю предлагают самое удобное место, угощают наилучшей едой.

Крымские татары

У крымских татар символом добросердечного отношения является приготовление для гостя традиционного кофе («къаймакълы къаве» -кофе с пенками) Подают его с наколотым кусочками сахаром. Перед тем, как начать пить кофе, хозяин и гость произносят мусульманскую формулу-молитву: «Бисмилля (Во имя Бога)!» Пьют кофе из маленьких чашечек не торопясь, мелкими глотками, одновременно поддерживая беседу. После того, как гость кофе выпил, он благодарит за угощение. Слова благодарности будут разными если кофе приготовила молодая девушка или пожилая женщина. По разному будут звучать и название этого напитка если он приготовлен в честь радостного события, или в честь гостя, или это прости традиционный утренний кофе.

По обычаю, уходящего гостя, после обязательного обмена благопожеланиями, сопровождают до определённого расстояния от дома, поддерживая разговор, и там вторично прощаются с ним.

Воспитатель: - Но надо не только соблюдать эти традиции и обычаи, но и уметь пригласить в гости. Предлагаю поиграть.

Речевая игра  «Гость в дом – радость в нем»( Приглашение в гости)

Работа в группах

Определите, какие этикетные ошибки допустили девочки.

1. – Даша! Жду тебя сегодня вечером у нас дома. Я буду праздновать свой день рождения!

2. – Спасибо, Таня, за поздравление! Забегай ко мне вечерком!

3. – Девчонки, приходите сегодня вечером ко мне в гости. Мама с папой уедут в театр. Мы здорово повеселимся!

Ответы

1. Приглашать в гости нужно заранее. Лучше всего за неделю. В противном случае, не обижайтесь, если прийти к вам откажутся.

2. Такое приглашение приходить в гости, тоже не принято. Нужно непременно называть конкретное время. Разговорная форма «забегай» тоже не годится для этого случая. Нужно говорить – «приходи, пожалуйста».

3. Нельзя приглашать в гости подруг в отсутствие взрослых. Родители могут не только огорчиться вашим поведением, но и посчитать ваших подруг невоспитанными людьми.

 Физкультминутка «Дружно в гости мы идем»

Игра «Чистая доска» - стереть вопросы – Как пригласить гостей?

Воспитатель: Давайте поиграем и узнаем, кого называют гостеприимным хозяином

Речевая игра «Доскажи словечко»

Я захотел устроить бал

И я друзей к себе _____________.

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый ____________.

Ножи, тарелки, вилки тут,

Но что-то гости не _____________.

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ________________.

Когда же гости подошли,

То даже крошек _______________.

Вопросы к детям :- Какие правила гостеприимства были нарушены хозяином? А какие правила были нарушены гостями?

Игра «Чистая доска» - стереть вопросы -Каким должен быть гостеприимный хозяин?

Вопросы к детям- Какими качествами должен обладать гостеприимный хозяин ?

  • Быть вежливым хозяином

- умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения.

  • Быть щедрым хозяином

– не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий.

  • Быть воспитанным хозяином

– быть вежливым, радушным хозяином.

Быть приветливым хозяином

- радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

Итог занятия.

Рефлексия:

-Ребята обратите внимание доска осталась чистой, а это значит мы ответили на все вопросы.

 - Понравилось ли вам наше занятие?

- Каким оно было?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни - солнце, воздухе и воде....

Тема: СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗ ЬЯ

Задачи: ​ ·Формировать осознанное отношение к своему здоровью. ​ ·Познакомить с понятием того, что солнце, воздух, вода – средства оздоровления организма. ​ ·Воспитывать в де...

Доклад для родительского собрания Тема: «Воспитание у детей внимательных и доброжелательных отношений друг к другу в процессе организации трудовых поручений»

Доклад для родительского собранияТема: «Воспитание у детей внимательных и доброжелательных отношений друг к другу в процессе организации трудовых поручений»...

Консультация для родителей на тему: «Важно ли быть внимательным: «Как развивать внимание дошкольников 5 – 7 лет»

laquo;Важно ли быть внимательным: «Как развивать внимание дошкольников 5 – 7 лет»...