Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной группе «Малахитовая шкатулка»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Якунина Юлия Владимировна

     Конспект НОД  в подготовительной группе 

                 «Малахитовая шкатулка»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Конспект НОД  в подготовительной группе  

                 «Малахитовая шкатулка»

    Цель: формировать познавательное развитие детей.

    Задачи:

    Познакомить детей с драгоценными  и поделочными камнями Уральских гор.

    Познакомить с П.П.Бажовым, сказами Бажова. 

    Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы

    Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.

    Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.

    Предварительная работа:

    1.Чтение и беседы по сказкам П.П. Бажова.

    2.Рассматривание иллюстраций по сказам.

    3.Рисунки по сказке «Серебряное  копытце» П.П. Бажова.

     Ход.

       (Слайд 1 Уральские горы)

    Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие

    Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Потому что Урал перепоясывает Россию.   Слайд 2

    Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.

     Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!

    Давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор….  Слайд 3

    Сказка.

    “Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

    – Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.  Слайд 4

    – А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.  Слайд 5

    – А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

    Слайд 6

    – И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

    Слайд 7

    Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные!

    (Слайд 8) самоцветы

     Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 9) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 10), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала.  

    Хозяйка медной горы—она стережет богатства горы. Ее называют Малахитница, Каменная дева, Повелительница ящериц.

    Хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне.  Слайд 11

    В моей земле богатства скрыты:

    Она и золото хранит,

    И рядом с медью — малахиты,

    Железо, мрамор и гранит.

    Найдёшь в ней много по приметам

    Цветных камней, не только руд:

    Рубин сияет красным цветом,

    Зелёным цветом — изумруд.

    Темны кристаллики агата,

    Лучисты грани хрусталя.

    И знаменита, и богата

    Ты-- Уральская земля.

    Появлялась Медной горы Хозяйка всегда неожиданно, а уходила, превращаясь, в ящерицу.

     Ящерка волшебная, из сказов самого Бажова. Слайд 11

    О камнях:

    Интересно, знают дети,  Что такое самоцветы?     Слайд 12

    Посмотрите  рассыпаны камни. Камни не простые, а драгоценные.

    - Почему их называют драгоценными? Прислушайтесь к звучанию слова.

    - Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).

    -Малахит  стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)

    (Слайд 13,14,15) малахит

    В нем застыл зеленый камень,

    Красив своим рисунком минерал.

    Скажите, как зовется этот камень,

    Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)

    В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей.

    По твердости, по блеску, по всему

    Меж самоцветов равных нет ему.

    Велик ценой, хоть и размером мал.

    Скажите, как зовется минерал? (Алмаз)   (Слайд 16)

    Вот удивительный кристалл.

    Он зелень всю в себя вобрал.

    По всем статьям красив, хорош,

    Годится в серьги, в перстень, в брошь,

    В лучах искрится и горит.

    Кто камень сей определит? (Изумруд)   (Слайд 17)

    Сказка.

    Спор камней.

    Однажды я услышала спор моих драгоценных камней…»

    1.«Я самый главный среди вас всех,- крикнул Хризолит.    Слайд N 18

     Посмотрите  на мою свежую зелень, в которую окрасила меня сама матушка Природа. Полюбуйтесь, как сверкают мои грани, нет больше таких красавцев среди вас.  Какие красивые украшения получаются из хризолита.

     Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки      

     Серебряного копытца?     Слайд N 19        

                                                                       

       2.   «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит   Слайд N 20      Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!

    3.«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит.- Видели набережные вдоль рек.  Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей,  в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я!    Слайд N 21

     4. «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор.   Слайд N22

    Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит.  Слайд N23

     Скульптуры    писателей, музыкантов,  художников,  статуэтки животных: все это я.

     Они будут  стоять  вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный.   Видите, какой я.

     5. Все мы хороши. — Годимся в серьги, в перстень, в брошь».   Слайд N24,25  украшения

       Все  камни  прекрасны, все полезны.  Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал в своих прекрасных сказах и назвал их «Малахитовая шкатулка», рассказал в ней о трудолюбивых людях: старателях, резчиках, огранщиках, ювелирных дел мастерах. Слайд N25

    Викторина.  «Назови сказку по картинке»

    1.

    Ножкой сильно он стучит,

    Камни рассыпая,

    Рядом Мурка с ним сидит,

    Будто подпевая. («Серебряное копытце»)

    Козел тот особенный был:

    Правой ножкой о камешки бил,

    В каком месте топнет-

    Камень дорогой появится.

    Даренка все смотрит и удивляется…

    Издалека- то его не разглядишь

    И не разберешь, а близко к нему,

    Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) слайд 26

    2.

    Кто-то сидит у окошка в избушке,

    А маленький козлик стоит на опушке.

    Ударит копытцем - каменья летят,

    И россыпи их под луною блестят.

    С козликом рядом кошка Муренка,

    И смотрит на них из окошка ……. (Даренка)    слайд 27

    3.

    Махонька девчонка-

    Сама вроде кукленочка-

    Развехонько так пляшет,

    В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка).   Слайд 28

    4. Синюшкин колодец     слайд 22

     Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.

    Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.

    Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.

    Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.

    Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.

    А что ещё у человека может быть золотым?

     Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

    конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

    конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

    Беседа с детьми старшей группы "Малахитовая шкатулка"

    Знакомит детей с произведениями П.Бажова...

    Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "Малахитовые бусы" лепка.

    Занятие познакомит детей с поделочным камнем - малахитом, напомнит детям сказы уральского писателя П.П.Бажова, научит подбирать пластилин по цвету, смешивать его, добиваясь повторения фактуры малахита...

    Конспект НОД в средней группе «Шкатулка со сказками»

    Целью работы является привлечение детей к русским народным сказкам....

    Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

    Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

    Конспект занятия-развлечения по развитию речи в подготовительной школе группе «Малахитовая шкатулка»

    Развивать представления детей о литературном творчестве уральского писателя П.П. Бажова, о красоте и богатстве Уральских гор.Обогащать словарный запас образными выражениями, знакомить с новыми словами...