Конспект занятия-развлечения по развитию речи в подготовительной школе группе «Малахитовая шкатулка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Развивать представления детей о литературном творчестве уральского писателя П.П. Бажова, о красоте и богатстве Уральских гор.
Обогащать словарный запас образными выражениями,
знакомить с новыми словами, учить подбирать слова-родственники, определения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchit_muzyka.docx64.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия-развлечения по развитию речи

 в подготовительной школе группе

«Малахитовая шкатулка»

Задачи:

Развивать представления детей о литературном творчестве уральского писателя П.П. Бажова, о красоте и богатстве Уральских гор.
Обогащать словарный запас образными выражениями, знакомить с новыми словами, учить подбирать слова-родственники, определения.

Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.

Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.

Способствовать развитию творчества, внимания, памяти, логического мышления.
Упражнять в умении рассуждать на различные темы.
Побуждать к сотрудничеству и сотворчеству взрослых и детей.

Воспитывать в детях интерес к окружающему.

Воспитывать любовь к Родному краю, желание узнать новое из истории Урала.

Ход:

Звучит музыка «Уральский хоровод» А. Филиппенко. Дети входят в зал.

Воспитатель: - Россия… Родина… Это край, где мы родились, где наш дом, это всё, что нас окружает.

Ребёнок читает стихотворение С. Васильева «Русь»:

Россия… Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом: «Русь».

Воспитатель показывает на карте мира Россию, декламируя стихотворение А. Прокофьева:

Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей

Вот она по имени Россия

От морей простёрлась

До морей.

Воспитатель: - Россия- страна, в которой мы проживаем (показывает страну на карте), а вы знаете, как называется наш край?

-Урал. Я вам покажу наш край Урал на другой карте. Она так и называется «Карта Урала». Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Потому что Уральские горы перепоясывают Россию.

Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.

Вот и в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней- самоцветов в нем нет!

И Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие.

Воспитатель. Мы с вами читали сказы и легенды об уральских камнях. Вы помните автора этих сказов? (Павел Петрович Бажов). Перечислите названия произведений. (Дети называют).

Раздаётся волшебная музыка и в зале появляется Хозяйка медной горы.

-Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Хозяйка Медной горы, хранительница её богатств!

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью — малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдёшь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом — изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Ты-- Уральская земля.

 Но случилось несчастье- злые люди проникли в мои владения и похитили самоё        ГЛАВНОЕ БОГАТСВО ГОРЫ –Малахитовую шкатулку. Я слышала, что вы смелые, ловкие и много читаете, поэтому я пришла пригласить Вас на поиски моих богатств! Вы готовы? Тогда отправляемся в путешествие!

Оно будет сложным и интересным. Нам предстоит выполнить много трудных заданий.

Итак, первое задание!

Викторина. «Назови сказку по картинке»

Ножкой сильно он стучит,

Камни рассыпая,

Рядом Мурка с ним сидит,

Будто подпевая. («Серебряное копытце»)


Козел тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека- то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце)

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка ……. (Даренка)

Махонька девчонка-

Сама вроде кукленочка-

Развехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка).

Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды,
Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка)

Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазенки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйка медной,
Говорят в народе, знался. (Данила - мастер).

Круглое окошко, - как в ключе, водица.
Возле той водицы старушонка злится.
Синенькая, тощая: дунь - и нет ее,
Охраняет старая сокровище свое. (Бабка Синюшка)

Хозяйка Медной горы:

Ребята, наверное, вы уже знаете, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.

Игра «какой? Какая? Какие?
Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.

Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.

Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.

Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым?


Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо. И следующее задание – вспомнить
пословицы и поговорки о труде и награде.

1. По труду и награда.
2. Как ты к работе, так и работа к тебе.
3. Не всякому дураку клад дается, на клад знающего надо.
4. По работе и работника знают.
5. Умеючи и заклятый клад вынимают.
6. Не без ума, так и не без промысла
7. По выучке мастера знать
8. Клад положен, головою наложен, а кто знает, достанет
9. Не умеючи и лапти не сплетешь
10. Один всего не узнает. Одному всей премудрости не пройти.

Продолжаем наше путешествие. Но вот беда, нам надо перебраться в другой берег, а на пути у нас озеро. Перейти его возможно только по камешкам. И нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть. Наступая на камушек надо быстро называть слова-родственники к моим словам (гора, мастер, камень, хозяйка, Урал и т.д.)


Хозяйка Медной горы продолжает давать детям задания:

Данила-мастер получил заказ-выполнить каменную фигуру по схеме, но математику он учил плохо. Мастеру нужна ваша помощь.

Игра «Какую фигуру сделал мастер?»

 Игровая задача: Соединить по точкам от 1 до 30, определить какая фигура получится. («Жар-птица»).

Хозяйка Медной горы рассказала о том, что Данила-мастер делал свой цветок из камня.

И каждый цветок был не похож на предыдущий.

Игра «Непохожий». 

Игровая задача: Найти цветок, отличающийся от других. Рассказать об отличии.

Дети выполняют задания, Хозяйка Медной горы хвалит детей.

 

Хозяйка Медной горы: Вам любое задание по-плечу, но осталось самое последнее и самое сложное – разгадать кроссворд, в котором зашифровано слово, обозначающее камень, из которого сделана шкатулка.

1. По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз)


2.Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд)

3. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

4.Он цветами прорастает,

Как искорка его кристалл сверкает,

Похож он  с виду чуточку на лёд,

Кто без ошибки камень назовёт? (Хрусталь)

5.Его узоры хитрые сплетенья

Напоминают ветра завихрения

Рисунок он обычно свой скрывает,

Но тот, кто душу камня понимает,

Его распилит так, что вскроет суть.

Способную восторг в сердца вдохнуть.  (Гранит) и т. д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего занятия по развитию речи (подготовительная группа, дети с ЗПР)

Конспект обобщающего занятия по развитию речи (подготовительная группа, дети с ЗПР)Тема: «В гостях у сказки»Цель:     Развивать     наглядно-образное...

Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».

Программное содержание:1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;3. Замечать и выделять изобразительно ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) "ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ"

Програмное содержание1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение3. Совершенствовать навыки выразите...

Конспект занятия-развлечения по познавательному развитию в старшей группе «ВСЯКОМУ МОЛОДЦУ РЕМЕСЛО К ЛИЦУ»

Конспект занятия-развлечения по познавательному развитию  в старшей группе...

Конспект занятия – развлечения по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В гости к Королеве Знаний»

Последний год в детском саду выступает связующим звеном между дошкольным обучением и начальной школой. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для у...

Конспект занятия - развлечения по познавательному развитию в подготовительной группе "Чистый город"

ЗНАКОМСТВО  С ПРИНЦИПАМИ СИСТЕМЫ РАЗДНЛИТЕЛЬНОГО СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ....

Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».

Программное содержание: 1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина; 2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок; 3. Замечать и выделять изобразит...