«Использование игры - экспериментирования с различными предметами и материалами в деятельности детей среднего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Цели игры-экспериментирования:

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovaniya_doklad_po_slaydam.docx69.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему

«Использование игры -  экспериментирования с различными  предметами и материалами в деятельности  детей среднего дошкольного возраста»

Подготовила:

Пенкова Л.Д.

.

        Покачи, 2018г.

Выступление.

Слайд 1.

Представление. «Использование игры -  экспериментирования с различными  предметами и материалами в деятельности  детей среднего дошкольного возраста»

Слайд 2.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование в ДОУ.

Слайд 3.

Экспериментирование выступает как:  метод обучения, форма организации, педагогического процесса,  вид познавательной деятельности.

Слайд 4.

Детское экспериментирование  положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизируются его мыслительные процессы, идёт обогащение памяти ребёнка, стимулирует развитие речи.

Слайд 5.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности: Наблюдения, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Трудовая деятельность, Чтение художественной литературы, Физическая культура, Музыка, Формирование элементарных математических представлений.

Слайд 6.

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

 У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.

 Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

Слайд 7.

Достоинства детского экспериментирования:

 Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы,

 Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

 Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения

 важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата

 развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье.

Слайд 8.

Структура экспериментирования

постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения; обсуждение увиденных результатов; формулировка выводов

Слайд 9.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

 Слайд 10.

Цели игры-экспериментирования:

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Развитие словаря.

Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе

Слайд 11

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами предмета исследования;

Формировать умение делать открытия и выводы;

Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

Слайд 12.

Эксперименты классифицируются по разным принципам: 

По характеру объектов,

По месту проведения опытов

По количеству детей

По причине их проведения

По характеру включения в педагогический процесс

По продолжительности

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом

По месту в цикле

По характеру мыслительных операций

По характеру познавательной деятельности детей

По способу применения в аудитории

Слайды 13, 14, 15.

 Объекты детского экспериментирования: неживая природа, живая природа, другие материалы.

Слайд 16.

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

 У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона -уголок экспериментирования.

Слайд 17.

Оборудование для экспериментирования в   ДОУ:

  • уголок природы с разнообразными комнатными растениями.
  •   - специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
  •  - природный материал (камешки, песок, семена)
  •  - утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
  •  - прочие материалы (лупы, термометры, весы)
  • - домашний огород
  • - дидактический материал

Слайд 18

В своей работе мы используем карточки – схемы проведения  игр - экспериментов.  Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием.

Слайды 19-31. Фото.

Слайд 32.

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

-    происходит накопление фонда умственных приемов и операций,   которые рассматриваются как умственные умения.

Слайд 33.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский Василий Александрович.

Прложение.

Игры-эксперименты с детьми средней группы

Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д.

Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.    

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочерёдно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого – зелёный, из красного и синего – фиолетовый и т.д.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Где вода?

Цель: помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Материал: сухой песок, сухая глина, вода.

Оборудование: прозрачные емкости, мерные стаканчики.

Ход

Воспитатель предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие).

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Одинаково ли песок и глина впитывают воду?»

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок).

Воспитатель. Что произошло в емкостях с песком и глиной? (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.)

Почему? (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.)

Где больше луж после дождя? (На асфальте, на глинистой почве, так как они не припускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.)

~ Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды.)

Вывод. Песок лучше впитывает воду.

Посадим дерево

Цель: помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть,  рыхлость).

Материал: песок, глина.

Оборудование: ёмкости, палочки.

Ход

Воспитатель вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом - в ёмкость с сухой глиной.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Куда легче посадить дерево - в песок или в глину, и где оно лучше будет держаться». (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента и фиксирование его результатов.

Воспитатель. Ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот. Нельзя грязными руками тереть глаза.

Дети втыкают палочку сначала в песок, потом в глину.

Куда легче втыкается палочка? (В песок.)

Почему? (Он рыхлый, неплотный.)

Где лучше держится палочка и почему? (Держится лучше в глине, она плотнее.)

Вывод. Песок рыхлый и неплотный, глина - плотная.

Волшебный материал

Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Оборудование: емкость.

Ход

Воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Из чего делают посуду - из песка или из глины?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Не брать грязные пальцы в рот и не тереть глаза руками.

Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

Можно ли сделать посуду из песка и глины?

Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.

Вывод. «Песчаная посуда» воду не держит, ломается. Глиняная какое-то время сохраняет форму

Играем с красками

Цели: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Материал: прозрачная вода, краски.

Оборудование: две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход

Воспитатель читает четверостишие:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют.

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые разные.

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками.

Воспитатель. Равномерно ли будет краска растворяться вводе и что произойдёт, если смешать две разные краски?

Воспитатель в баночку с водой добавляет немного красной краски.

Воспитатель. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется.) В другую баночку с водой воспитатель добавляет немного синей краски, размешивает. Что происходит? (Краска растворяется равномерно.) Дети под руководством воспитателя смешивают воду из двух баночек.

Что происходит? (При соединении синей и красной краски рода в банке стала коричневой.)

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Капля краски, если ее не мешать, растворяется вводе медленно, неравномерно, а при размешивании - равномерно

Окрашивание воды

Цель: помочь выявить свойства воды.

Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический  краситель.

Оборудование: ёмкость, палочки для размешивания, верные стаканчики.

Ход . Дети под руководством воспитателя рассматривают в воде 2-3 предмета. Воспитатель. Почему предметы хорошо видны? (Вода прозрачная.) Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Дети, нельзя брать грязные пальцы в рот.

Под руководством воспитателя дети опускают рисунок в воду.

I — Что произошло с рисунком? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет.) Почему это произошло? (Частички краски попали в воду.) Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель.)

Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в

стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой - холодный, потрогать воду рукой, понюхать (она без запаха).Воспитатель ставит перед детьми задачу - узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах - сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет. Фиксирование результатов эксперимента. Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод. Вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вода может быть теплой и холодной. Некоторые вещества в воде растворяются.

Водяные весы

Цели: познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить  знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды  поднимается.

Оборудование: высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см  из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон.

Ход

Воспитатель предлагает детям изготовить и посмотреть, как будут работать водяные весы.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно обращайтесь со стеклянной банкой. В банке с водой воспитатель устанавливает палку (для того чтобы она стояла вертикально, привязать к ее концу гайку). К верхней части прикрепляет кружок картона - чашу весов. Отмечает на стенке банки уровень воды. Кладет на «чашу весов» монетку и вновь отмечает уровень воды.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результат эксперимента.

Вывод. Уровень воды изменился.

Реактивный кораблик

Цель: помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение  кораблику.

Материал: вода.

Оборудование: дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне.

Ход

Воспитатель предлагает детям пускать кораблик.

Прогнозирование результата.

Воспитатель Как можно придать ускорение кораблику?

(Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно обращайтесь с жестяной банкой.

Воспитатель укрепляет банку на «кораблик», вливает воду. Вытекая из банки сквозь отверстие, вода задает скорость кораблику.

Вывод. С помощью движения воды можно передвигать

Друзья

Цели: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

Материал: вода.

Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани,  лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход

Воспитатель. Знаете ли вы, из чего состоит вода? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользуйтесь стеклянными предметами.

Стакан с водой на несколько минут дети под руководством воспитателя ставят на солнце.

Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки)

Это кислород.

Бутылку с водой изо всех сил трясут.

Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.

Вывод. В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.

Вода бывает теплой, холодной, горячей

Цель: дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в

 зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и

животные.

Материал: вода - холодная, тёплая, горячая, три кусочка льда.

Оборудование: три стаканчика, водный термометр.

Ход. Воспитатель предлагает детям сравнить температуру воды в разных стаканчиках вначале пальчиком, затем с помощью термометра.

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: пробовать воду необходимо начинать с самой холодной, чтобы горячей водой не обжечь пальцы; аккуратно обращаться с термометром; не брать лёд в рот. Выполнение эксперимента.

Воспитатель даёт детям стаканчики с водой разной температуры.

Воспитатель. Попробуйте пальчиком и определите, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком - самая теплая (соблюдая правила безопасности). Дети выполняют задание. Воспитатель измеряет вместе с детьми температуру воды в (разных стаканчиках, затем кладёт по кусочку льда в каждый стаканчик. Сравните температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Воспитатель подчеркивает, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую воду вы бы выбрали - теплую или холодную? (Ответы детей.) Как вы думаете, где больше разных растений и животных - I в теплых морях или в холодных? (Ответы детей.)

В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? (Ответы детей) Жильцов там очень мало, но они есть, например особенные водоросли.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.

Вывод. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Тает льдинка

Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!».  В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

Ледяные фигуры

Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

Кто играет ленточками?

На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.

Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

Почему все звучит?

Цель: помочь выявить причины возникновения звука.

Оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход

Постановка исследовательской задачи.

Почему предмет начинает звучать? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Брать предметы только по моему заданию.

Рассмотрите деревянную линейку. Есть ли у нее «голос»? ’(Если линейку не трогать, она не издает звук)

После этого один конец линейки плотно прижимают к столу,  свободный конец дергают.

Издаёт ли линейка сейчас «голос»? (Да)

-Что происходит в это время с линейкой? (Она дрожит)

Останавливают дрожание рукой.

А есть ли сейчас звук? (Он прекратился)

Рассмотрите натянутую струну. Как заставить ее звучать? (Подергать, сделать так, чтобы струна дрожала)

Как заставить замолчать? (Не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом)

Лист бумаги сверните в трубочку, дуньте в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Что почувствовали? (Звук заставил задрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.)

Звучит только то, что дрожит (колеблется).

Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй - проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк прижать предмет, взять его в руки - прекратить колебание предмета).

Вывод. Причина возникновения звука - колебания предметов.

Необычное рисование

Цель: показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

Материал: кусочек чистой светлой однотонной ткани- белой, голубой, розовой, светло-зелёной (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, краевые, синие,  голубые, а также зеленые листья разного оттенка.

Ход

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям создать картины в подарок родным и близким.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Можно ли создать картину из лепестков цветов? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель даёт детям по кусочку ткани. Предлагает набросать смесь из лепестков на ткань, разложенную на разделочной доске. Можно и произвольно насыпать лепестки с листьями, и специально выстраивать задуманную композицию. Получившуюся «картинку» накрывают полиэтиленовой пленкой, закрепляют по бокам кнопками и раскатывают скалкой либо слегка стучат по ткани молотком. Стряхивают использованные «краски», натягивают ткань на тонкую фанерку и вставляют в рамку.

Вывод. Для создания картин можно использовать различные природные материалы.

Чудесные спички

Цели: показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием  капиллярности.

Материал: вода.

Оборудование: 5 спичек, пипетка.

Ход

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со спичками.

Воспитатель. Что будет, если спички намочить? 

Понадобится 5 спичек. Воспитатель  надламывает их посредине, сгибает под прямым углом и кладёт на блюдце. Капает несколько капель воды на сгибы спичек.

Воспитатель. Что стало со спичками? (Постепенно спички  расправляются и образуют звезду.)

Воспитатель. Причина этого явления, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Дерево набухает, его волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.

Вывод. Дерево впитывает воду и не может сильно сгибаться.

Волшебные зеркала или 1? 3? 5?

Цель: познакомить со свойством зеркала.

Материал: яблоко.

Оборудование: два зеркала.

Ход 

Воспитатель. Можно ли из одного яблока сделать 3,5 не используя режущие предметы? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользоваться зеркалом.

Воспитатель устанавливает два зеркала под углом больше, чем 90°. В угол дети кладут одно яблоко. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты.

Вывод. Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Умывальников начальник

Цель: показать способ изготовления умывальника.

Оборудование: пластиковая бутылка, гвоздь или шило.

Ход 

Воспитатель. Как можно помыть руки на улице, если нет крана с водой? (Предположения детей.)

Уточнение правил безопасности.

Все действия эксперимента воспитатель проводит самостоятельно.

Выполнение эксперимента.

Для изготовления умывальника необходимо взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности, примерно на расстоянии 5 см. от донышка, сделать шилом или гвоздем отверстие. Заткнуть сделанное отверстие пальцем, налить доверху воды и закрыть крышку. Слегка отвинчивая ее, получите струйку воды, Завинчивая - вы «закроете кран» своего умывальника.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Сделать умывальник очень просто.

Волшебная рукавичка

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материал: мелкие предметы из разных материалов.

Оборудование: магнит, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

Ход 

Воспитатель демонстрирует опыт: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Дети под руководством воспитателя выясняют, почему.

Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям разделить находящиеся на столе предметы на те, которые будут притягиваться магнитом, и те, которые не будут.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестает быть волшебной.

Воспитатель. Почему? (В рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам.)

Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Фиксирование результатов эксперимента.

На лист бумаги дети под руководством воспитателя приклеивают картинки с изображением предметов, которые притягивает магнит.

Вывод: Магнит притягивает предметы, содержащие металл.

В мире стекла

Цели: помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Оборудование: небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла,

стеклянный стакан.

Ход

Воспитатель раскладывает на столах детей небольшие стеклянные предметы.

Воспитатель. Назовите их. (Дети называют)

Предметы сделаны из стекла, то есть они стеклянные.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Нужно аккуратно обращаться со стеклянными предметами.

Воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки.

Стекло бывает цветное и прозрачное. Какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель кладет в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.  Посмотрите вокруг себя и назовите стеклянные предметы (Ответы детей)

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие у них на столах, и потрогать их. Какие на ощупь стеклянные предметы? (Они гладкие, холодные)

Воспитатель демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, и дети убеждаются, что стекло не пропускает воду, то есть оно водонепроницаемо.

Воспитатель и дети перечисляют сосуды из стекла, в которые можно наливать жидкости. Стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы), но любое стекло может расколоться от нажима или падения; к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно. Слегка ударьте специальной палочкой по стеклянным предметам и послушайте, как звучит стекло.(Стекло звонкое)                                                                                                                                                      Вывод. Стекло прозрачное, холодное, водонепроницаемое разной толщины, бьётся, звучит.

Естественная луна

Цель: показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.

Материал: насекомое.

Оборудование: трёхлитровая банка, пищевая плёнка.

Ход

Воспитатель. Знаете ли вы способ, как можно увеличить насекомое для разглядывания без лупы?

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользоваться стеклянными предметами.

Дети под руководством воспитателя сажают насекомое в трехлитровую банку. Сверху горлышко банки затягивают (но не натягивают пищевой пленкой, а продавливают так, чтобы образовалась небольшая емкость). Завязывают пленку веревкой  резинкой, а в углубление наливают воды. Получилась лужа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть па предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Вода обладает свойством увеличения.

Кто   нагрел предметы?

На прогулке воспитатель показывает детям  зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Угадай-ка

Цель: помочь понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера.

Оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т. д., мешочек,

непрозрачные коробочки одного размера.

Ход

Воспитатель демонстрирует детям пару мячей, немного отличающихся друг от друга по размеру. Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Зависит ли вес предмета от его размера и материала?» (Предположения детей )

Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка». Воспитатель помещает все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, предлагает определить на ощупь, какая это игрушка - большая или маленькая. Затем воспитатель кладет предметы в один мешочек. Воспитатель предлагает ребёнку достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как они об этом догадались.

Вывод. Нели большой предмет, то он тяжелый, а если маленький - легкий.

Стеклянный город

Цель: обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла.

Материал: краски разных цветов.

Оборудование: стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка, предмет, изготовленный из оргстекла.

Ход

Воспитатель вместе с детьми наливает в стеклянные стаканчики жидкости разных цветов.

Воспитатель. Почему видна вода? (Стакан прозрачный)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно обращайтесь с предметами из стекла.

Что будет, если один стакан поставить на солнечное место, а другой - в тень? Предлагает один стакан поставить на солнечное место, другой в тень.Температура стекла стаканчика, который стоял на солнечном месте, изменилась. Значит, стекло проводит тепло.Что будет со стеклом, если его поместить в огонь?

Воспитатель берёт тонкую стеклянную трубочку, нагревает

ее над пламенем спиртовки, затем сгибает, растягивает ее.

Дети. Под воздействием высокой температуры стекло плавится.

Воспитатель. Происходит и давление.

Воспитатель объясняет, что стекло хрупкое, и, если его ударить об пол или уронить, оно разобьется. Воспитатель предлагает детям бросить предмет из оргстекла.

Что произошло с предметом? (Он не разбился)

Почему? (Высказывания детей)

Человек усовершенствовал стекло, изобрёл оргстекло. Предметы из оргстекла не бьются.

Фиксирование результатов эксперимента.

На лист бумаги дети под руководством воспитателя наклеивают картинки с изображением предметов, выполненных из стекла.

Вывод. Есть стекло, которое не бьется, человек изобрел его и совершенствовал.

На чём полетят человечки?

Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость поль предметов от материала, из которого они сделаны.

Материал: вода.

Оборудование: резиновые шары и маленькие резиновые шары по числу детей; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость; набивные мячи из ткани по числу детей.

Ход. Воспитатель рассказывает детям, что маленькие сказочные человечки решили отправиться в путешествие на шаре, но не знают, на каком именно. Одни предлагают резиновый шар, другие шар из ткани.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Какой шар лучше - резиновый или из ткани?» (Предположения детей)

Воспитатель предлагает детям надуть шарики из резины и ткани. Дети понимают, что шарик из резины хорошо надувается, становится большим и не помещается в руке. Они объясняют, что резина эластична, поэтому она растягивается, а шар из ткани не надувается, гак как ткань пропускает воздух. Воспитатель незаметно прокалывает один шарик, и дети выясняют, что резина непрочная. Они объясняют, что у резины есть враги, и эти враги острые предметы: иголка, ветки деревьев и т. д. Дети напоминают маленьким человечкам, что резину надо беречь от проколов, однако, если случится прокол, резину можно склеить. Затем дети опускают в емкость с водой шары из резины и ткани, показывают маленьким человечкам, что происходит с шарами, если на них попадает вода (например в дождливую погоду). Набивной шар из ткани становится тяжелым, может упасть с высоты мокрым, изменяет форму. Резиновый шар не пропускает воду, не меняет своей формы. Дети советуют маленьким человечкам использовать для полета резиновый шар.

Дети рассматривают различные предметы из резины, на ощупь определяют структуру поверхности. Воспитатель предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что резина всегда возвращается в исходную позицию, так как она эластична и упруга. При этом резина может нагреваться.

На лист бумаги дети под руководством воспитателя приклеивают картинки с изображением предметов, сделанных из резины.

Вывод. Резина эластична, не пропускает воздух, её можно заклеить, она не пропускает воду и не тонет, легко моется и не меняет формы.

Узнай всё о себе, шарик

Цели: познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать  связи между материалом и способом его потребления.

Оборудование: воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые 

перчатки, резинка для волос.

Ход  

Воспитатель приносит в группу воздушный шарик. Воспитатель. К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, гак как сам о себе он ничего не знает. Помогите шарику узнать, из какого материала он сделан. (Шарик резиновый.)

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Чем резина отличается от бумаги, ткани?» (Предположения детей.)

Воспитатель. Не надувайте очень большие шарики.

Потрогайте шарик. Какая резина?

С помощью разных действий дети выясняют, что резина мягкая, гладкая.

Покажите, каким маленьким может быть шарик. Дети спускают воздух из шарика.

Воспитатель.  Нет, нет, дети, шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его. Надувает шарик и предлагает каждому ребенку надуть воздухом их шарики.

Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим? (Резина эластичная.) Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух. Шарик при помощи воспитателя «предлагает» помыть его в воде. Дети моют шарик, выясняют, что резина стала сверху мокрой. Сравните это с бумагой, тканью. (Бумага намокает, рвется, ткань намокает, но не рвется.) Вытирают шарик, и он опять становится сухим. Смотрят внутрь шарика. Попала ли туда вода? (Не попала.) Резина не пропускает воду, то есть она - водонепроницаемая. Воспитатель называет не пропускающие воду предметы, которые человек сделал из резины: резиновые сапоги, например, носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми. Дети под руководством воспитателя проводят опыт с перчатками: надевают их на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались сухими. Шарик «предлагает» детям назвать его друзей, которые тоже сделаны из резины. Дети перечисляют предметы из резины. Шарик прощается и «улетает».

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети проговаривают свойства резины.

Вывод. Резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема.

Мой веселый, звонкий мяч

Цели: дать понятие о том, что лёгкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Материал: вода.

Оборудование: ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребёнка).

Ход

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиком в прятки

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Утонет ли мячик в воде?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя мнут мячик в ладонях. Воспитатель. Какой он? (Упругий, лёгкий.)

Опускают в ванночку с водой.

Что происходит с мячиком, почему он не тонет? (Мяч лёгкий). Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают.

Что произошло с мячиком? (Мячик выскакивает на поверхность воды)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Вывод. Мячик заполнен воздухом, он лёгкий - лёгкие предметы не тонут. Вода выталкивает лёгкие предметы па поверхность.

Как замесить тесто?

Цель: познакомить с составом теста.

Материал: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.

Ход  

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как замешивается Тесто.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Какой основной продукт в составе теста? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель демонстрирует ингредиенты для изготовления теста.

Воспитатель. Рассмотрите и назовите все ингредиенты будущего теста.

Воспитатель замешивает тесто.

Что можно слепить и испечь из теста? (Из готового теста можно слепить и испечь, например, плюшки)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети проговаривают названия ингредиентов, из которых замешивается тесто.

Вывод. Тесто изготавливают из муки.

Мыло-фокусник

Цели: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Материал: кусочек мыла туалетного или хозяйственного.

Оборудование: ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Ход

Воспитатель предлагает детям поиграть с мылом.

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: не брать мыло и намыленные пальцы в рот;

не тереть ими глаза.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Что станет с мылом, если его поместить в воду?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя трогают и нюхают сухое мыло.

Воспитатель. Какое мыло? (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду.

Какая вода? (Теплая, прозрачная)

Делают быстрые движения руками в воде.

Что происходит с водой? (В воде появляются пузырьки воздуха)

Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.

Каким стало мыло? (Скользким)

Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отмывают.

Что происходит с водой? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена)

Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит с пеной? (В ней появляются большие пузыри)

Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свет). Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Вывод. Сухое мыло - гладкое. Мыло, смоченное в воде не только гладкое, но ещё и скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку, появится пена. При попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать, мыльная пена вызывает жжение - глаза надо беречь.

Солнечные зайчики

Цели: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку любознательность.

Материал: вода.

Оборудование: зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка).

Ход  

Воспитатель читает стихотворение:  Рыхлый снег темнеет в марте,

                                                              Тают льдинки на окне.

                                                              Зайчик бегает по парте

                                                              И по карте на стене.

                                                                                                    С. Маршак

Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что они видят.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «От каких Предметов будут отражаться солнечные зайчики?» (Предположения детей.)

Воспитатель. Обращаться аккуратно с зеркалом, чтобы не уронить.

Воспитатель говорит детям, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.

Какая поверхность на ощупь? (Гладкая)

Блестящие предметы отражают солнечные лучи.

Дети под руководством воспитателя «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону.

Что происходит? (Зеркало отражает солнечные лучи)

Поменяйте наклон зеркала, поиграйте с солнечным лучиком. Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи.

Что происходит? (Вода их отражает)

Пошевелите рукой. Что происходит? (Поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать)

Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.

Что происходит? (Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки эксперимента.

Вывод. Все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.

Радуга

Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате

Материал: вода.

Оборудование: миска, зеркало, белый лист бумаги.

Ход 

Воспитатель. Можно ли увидеть радугу в комнате (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользоваться зеркалом.

Дети под руководством воспитателя устанавливают зеркале! на краю миски с водой. Ловят зеркалом солнечный луч и направляют его отражение на лист бумаги.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Радугу можно увидеть и в комнате.

Необычные кораблики

Цели: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать  наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: вода.

Оборудование: две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Ход

Воспитатель читает двустишие:  

Ты плыви, кораблик, но речке, ручейку.

Ты вези, кораблик, песенку мою.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылочки, подуть в них.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что вы услышали? («Песенку»)

Воспитатель предлагает детям превратить бутылочки в кораблики.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что надо сделать, чтобы бутылочка не утонула? Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Дети, нужно очень аккуратно обращаться со стеклянными бутылочками.

Дети опускают одну бутылочку на воду и наблюдают за ней.

Что с ней происходит? (Она постепенно наполняется и становится тяжёлой — тяжелее воды и тонет)

Другую бутылочку воспитатель плотно закрывает пробкой. Дети опускают её на воду. Что происходит с бутылочкой? (Бутылочка не тонет)Погружают её в воду.

Что происходит с бутылочкой? (Она всплывает)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Первая бутылочка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды - такие предметы тонут. В бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать

Секрет сосновой шишки

Цели: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды;  развивать наблюдательность, смекалку.

Материал: две сосновые шишки, теплая вода.

Оборудование: ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Ход  

Воспитатель читает стихотворение:

Белка шишку сорвала,

А орешки не нашла.

Лежит шишка под сосной,

Очень скучно ей одной.

Возьми ее и поиграй.

А во что? Сам угадай!

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что станет с шишкой, если её на сутки опустить в воду? (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель предлагает детям потрогать шишку.

Воспитатель. Какая она, с какого дерева и почему стала такой? (Созрела. Чешуйки раскрылись, и семена вылетели). Дети рассматривают шишку, нюхают ее, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми). Воспитатель предлагает детям опустить шишку в теплую воду.

Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что легка)

Воспитатель оставляет шишку в воде на сутки. На следующий день дети рассматривают шишку. Шишка изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид). Почему шишка опустилась на дно? (Стала тяжелой. Воды в ванночке стало меньше.)

Дети рисуют шишки - сухую и влажную.

Вывод. Сухая шишка легкая, жесткая - не тонет в воде. Шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой - опускается на дно. Объем влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счет влаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр как средства развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста

Выступление на педсовете + презентация по теме.На всем протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подгото...

Консультация для родителей " Использование игр и игровых упражнений для преодоления водобоязни детей среднего дошкольного возраста"

При обучении начальному плаванию детей инструктора и родители достаточно часто сталкиваются с проявлениями у своих подопечных повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект игры-экспериментирования "Наши помощники - органы чувств" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект игры-экспериментирования для детей среднего дошкольного возраста  - образовательная область - "Познавательное развитие".Направлен на формирование у детей представлений об орган...

Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"

Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...