Исследовательская работа "Тайна пещер"
методическая разработка по окружающему миру

Конощук Наталья Викторовна

Исследовательская работа "Тайна пещер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_tayna_peshcher.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее»

Тайна пещер

Российская Федерация

Тюменская область

п. Маслянский

Автор:

Налимов Егор Витальевич,

Филиал МАОУ Маслянская СОШ

       Маслянский детский сад «Алёнушка»,

                                              старшая группа

Научный руководитель:

Конощук Наталья Викторовна,

воспитатель старшей группы

 Филиала МАОУ Маслянская СОШ

        Маслянский детский сад «Алёнушка»

п. Маслянский

2018 г.

Тайна пещер

Налимов Егор

Российская Федерация, Тюменская область, п. Маслянский

Филиал МАОУ Маслянская СОШ

Маслянский детский сад «Алёнушка»

старшая группа

Научная статья

Подземелье, сотворенное природой, всегда тянет и манит своей таинственностью. Оказавшись в пещере, попадаешь в другой какой-то необычный мир. Мир, где царит абсолютная тишина, и лишь перезвон капели нарушает ее. Размеры пещер, которые порой сравнимы со спортивными аренами, а также заполняющие их гигантские наплывы сталагмитов и сталактитов. Но самое главное, что вызывает чувство прикосновения к чему-то потустороннему, так это осознание того, насколько здесь все неизменно тысячелетиями.

Однажды листая энциклопедию в детском саду вместе с ребятами, мы увидели на картинке пещеру, в которой росли  необычные каменные сосульки, сверху вниз и снизу вверх. Нам стало интересно, что это  такое?  Наш воспитатель, Наталья Викторовна, рассказала нам, что это сталактиты и сталагмиты. Они растут очень медленно, и за жизнь одного человека могут вырасти всего на 1 - 2 сантиметра.  Меня это очень заинтересовало, и мы решили провести исследование на тему «Тайна пещер».

Цель нашего исследования: выращивание сталактитов в домашних условиях.

Задачи исследования:

  • выяснить, что такое сталагмиты и сталактиты;
  • провести эксперимент по выращиванию сталагмитов и сталактитов в домашних условиях;
  • сделать выводы и обобщения.

Объект исследования: сталактит и сталагмит.

Предмет исследования: выращивание сталактитов и сталагмитов.

Гипотеза: мы предположили, что сталактит в домашних условиях можно вырастить и, что скорость сталактита в домашних условиях будет быстрее, чем в естественных условиях пещер.

Методы исследования:

  1. изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
  2. эксперимент;
  3. наблюдение;
  4. обобщение и выводы.

После изучения разной литературы, а также информации из Интернета мы узнали, что в  пещерах очень часто встречаются сталактиты - свешивающиеся с потолка "сосульки" разных размеров, и сталагмиты - "сосульки", растущие из пола пещеры.  Слово "сталактит" в переводе с греческого обозначает "натёкший по капле". Сталактиты это натечно-капельные образования, которые свешиваются в виде сосулек, трубок, бахромы с потолков и верхних частей стен карстовых пещер. Некоторые сталактиты растут в стороны и вверх точно так же, как и вниз.

Сталактиты возникают в результате процесса, который называют – карст (карстовый процесс). Суть процесса заключается в следующем: вода, просачиваясь под землю, постепенно размывает рыхлые горные породы, в первую очередь известняк. Образуются большие пустоты (пещеры), стенками которых являются более твёрдые и устойчивые к растворению породы.

Вода, насыщенная известняком, по мельчайшим трещинкам добирается до потолка уже созданной пещеры и повисает на нём. Постепенно, очень медленно, капля испаряется, а известняк оседает на потолке. Через некоторое время в это место приходит следующая капелька и опять откладывает известняк. Постепенно известняк накапливается на этом участке потолка, и образуются большие «сосульки» - сталактиты.

Капая на пол пещеры, вода приносит с собой кристаллики кальция, которые начинают складываться в "горку" - сталагмит. Сталагмиты обычно толще сталактитов, ведь вода при падении разбрызгивается и кристаллики рассыпаются.

Размер и форма их зависит, как мы узнали из литературы,  от величины пещеры и ее местонахождения. Потолки ряда пещер покрыты короткими сталактитами, которые выглядят как бахрома. В иных пещерах сверкают каменные иголки на стенах. Существуют сталактиты, растущие в стороны и вверх так же, как и вниз. При прекращении доступа воды в пещеры, рост сталактитов прекращается, а пещера считается «мертвой».

Цвет зависит от цвета воды (например, болотная – очень темного цвета), от цвета камня в пещере и снаружи пещеры (известняк разного цвета), грязевых потоков, попадающих в пещеру и др.

Многие сталактиты имеют имена. Например: «Дамоклов меч», «Крылья ангела»,  «Ведьмин палец», «Хрустальный дворец драконьего царя», «Мёртвая голова».

По данным Книги рекордов Гиннеса самым длинным свободно свисающим сталактитом считается огромная каменная сосулька в Груга-до-Жанелао (Бразилия), длиной 12 м. А самым высоким сталагмитом в мире сейчас считается 63-метровый гигант в пещере Лас Вильяс (Куба). Времени на создание этой необыкновенной подземной красоты необходимо очень много. Учёные подсчитали, что в среднем сталактит нарастает по одной десятой миллиметра в год, за сто лет увеличиваясь всего на  1 сантиметр.

Сталактиты и сталагмиты бывают разных видов:

  • Кальцитовые (известняковые) сталактиты.
  • Гипсовые сталактиты.
  • Соляные сталактиты.
  • Ледяные сталактиты.
  • Лавовые сталактиты.

Узнав, что сталактиты и сталагмиты бывают ледяные, глиняные, гипсовые, соляные, лавовые, мы поняли, что в домашних условиях можем вырастить только соляные, потому что остальные сложны для работы или просто недоступны, например, лавовые.

После всего изученного, мы решили провести эксперимент по выращиванию сталактитов и сталагмитов в домашних условиях.

Для эксперимента нам понадобятся следующие предметы: два одинаковых сосуда, шерстеная нить, ложка, крышка, кальцинированная сода, краска.

В каждый сосуд добавляем кальцинированной соды, сколько сможет в них раствориться. Почти до верха наполним обе банки горячей водой. Поставим их примерно на расстоянии десяти - пятнадцати сантиметров друг от друга. Утопим концы нити. Вымочим нить в растворе, затем перекинем от одной банки к другой так, чтобы она намного провисала в середине. Подставим тарелочку под падающие капли. Со следующими двумя сосудами мы делаем то же самое, но только в первый сосуд мы добавим краску синего цвета, а в другой краску желтого цвета. Для того, что бы получить цветной сталактит и сталагмит.

Теперь набираемся терпения и наблюдаем день за днем. Стали наблюдать за изменениями. В результате мы заметили, что через 2-3 дня нить затвердела, на 5 день покрылась наростом. После первой недели нарост увеличился и стали расти наросты вниз. Спустя десять дней наросты увеличились еще больше, растут вниз. Начинают, появляется сталактиты. В первых двух сосудах белого цвета, во вторых двух – цветные.

По результатам проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, что сталактит в домашних условиях вырос, и вырос гораздо быстрее, чем в естественных условиях пещер (наш сталактит вырос на 5 мм. всего за 1 месяца, на что в пещере понадобилось бы около 50 лет).

Итак, в ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое сталактиты и сталагмиты, провели эксперимент по выращиванию этих природных чудес в домашних условиях, сделали выводы.

Цель работы достигнута. Гипотеза получила подтверждение.

Во время выполнения исследовательской работы мы узнали много нового и очень интересного о таинственном мире пещер. Мы научились выращивать сталактиты. Летом мы планируем вместе с родителями побывать в пещерах Республики Крым, и увидеть настоящие сталактиты и сталагмиты.

Результатом нашей работы стало создание лэпбука по данной теме, с которым мы познакомили ребят нашей группы. Рассказали и наглядно показали, что такое сталактиты и сталагмиты? Из чего они состоят? Показали, насколько уникальные вещи может создавать природа!

Использованная литература:

  1. Энциклопедия природы России. // Минералы и горные породы. [Текст]:/ Энциклопедия  -  М: ABF, 1998.
  2. Иллюстрированный  энциклопедический словарь. / Энциклопедия  -  М: Ридерз Дайджест,  2002 – стр. 343.
  3. Моя первая энциклопедия/  А. А. Спектр. – Москва: АСТ,2015. – 128с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://zateevo.ru/?section=page&alias=stalactity_stalagmity;
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/kak-vyrastit-stalaktity-master-klas.html;
  3. http://fb.ru/article/76883/stalaktityi-i-stalagmityi-v-chem-raznitsa.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – игры для детей старшего дошкольного возраста «Пещера Дракоши»

Конспект занятия рассчитан на старший дошкольный возраст. Предполагаемая длительность проведения занятия 25-30 минут. Занятие направлено на формирование у детей основ экологической культуры, в р...

Открытое занятие на тему: "Путешествие по сказочной пещере в мире добра и зла".

Я продолжила работу по развитию коммуникативных навыков у детей. Целью моего занятия было: научить детей различать в жизни добро и зло. Дети знакомились с понятием добро, добрый человек, добрые поступ...

Презентация "Сказка в музыке. Э.Григ "В пещере горного короля".

Презентация подготовлена к доминантному занятию по слушанию музыки в подготовительной к школе группе. (Программа "Гармония"К.В.Тарасовой)...

презентация "Пещеры"

Для использования на занятиях-экология, природа, окружающий мир....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки пещер»

обогащать представление детей об объектах неживой природы – камнях и минералах;учить детей проводить несложные опыты, придерживаясь определенного плана и соблюдая определенные правила поведения ...

занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки пещер»

Программные задачи: обогащать представление детей об объектах неживой природы – камнях и минералах; учить детей проводить несложные опыты, придерживаясь определенного плана и соблюдая ...