ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Дудоладова Мария Вячеславовна

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»

(подготовительная к школе группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинушка»

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»

(подготовительная к школе группа)

Руководитель: воспитатель первой кв. категории тДудоладов М.В.,

        р.п. Сосновское, 2018г.

ВВЕДЕНИЕ

      Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее экологическое образование детей дошкольного возраста.

Так как экологическое направление имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. В нашем семейном детском саду наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

        Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

              Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

        

Технологическая карта проекта

Название проекта:         «Лес – наше богатство»

Руководитель проекта        Дудоладова М.В., воспитатель первой

квалификационной категории

Вид проекта:

        Познавательно - информационный

Долгосрочный, групповой комплексный.

Образовательная область        Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей        1.        Социально - коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки;

2.        Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни;

3.         Художественно - эстетическое развитие: овладение различными видами художественной деятельности;

4.        Речевое развитие: развитие связной речи и расширение активного словаря

Участники проекта:

        •        Дети дошкольного возраста (6-7 ЛЕТ).

•        Родители, законные представители воспитанников.

•        Педагоги ДОУ.

Сроки реализации:        учебный год (Май 2017г. – май 2018г.).

Актуальность:         Мы живем в очень красивом и живописном уголке нашей области. Вековые сосновые боры окружают живописные озера. В лесу произрастают редкие виды растений. Воздух в лесу чистый, целебный – не надышишься. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, умеют различать только ёлку и берёзу, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу, увидев одуванчики, начинают их рвать, жуков топтать. Выявленные проблемы позволили определить причины. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе, для этого мы разработали и реализовали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления малышей и их родителей о зелёных друзьях, которых надо беречь и сохранять, научаться соблюдать правила поведения на природе.

С этой целью был разработан экологический проект «Лес – наше богатство», который позволил расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научиться соблюдать правила поведения на природе.

Цель         Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле.

Задачи:        Обучающие:

• Расширить и закрепить знания и представления детей о лесе и его обитателях;

• Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.

• Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

• Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса;

• Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие

способности.

• Развивать и поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, познавательную активность.

Воспитательные:

• Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых

• Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.

• Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

Методы и приемы работы с детьми        Наглядные, словесные, игровые, практические

Формы реализации проекта:         НОД, наблюдения, исследования, экспериментирование, лепка, аппликация, рисование, наблюдения, целевые прогулки, индивидуальная работа с детьми, рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы о природе, работа в книжном уголке, тематические выставки работ, взаимодействие с семьей.

Виды детской деятельности        Познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная,

музыкально - художественная, коммуникативная, восприятие

художественной литературы.

Условия реализации проекта        Информационно – методические.

• Методический инструментарий: картотека игр, конспекты

занятий, сценариев развлечений и т.д.

• Подборка художественной литературы.

• Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.

• Фильмы о природе

• Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.

Материально-технические:

• Материал для художественного творчества:

Пластик, цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Итоговое мероприятие:        Презентация проекта на муниципальном конкурсе «Солнечный зайчик».

Этапы проведения проекта.

I этап: Организационный:

(1 неделя мая – 2 неделя мая 2017 г.)

        •        Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

•        Подбор методической литературы для реализации проекта;

•        Подбор нагладно – дидактического, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе;

•        Разработка содержания учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;

•        Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

II этап.

 Подготовительный

(3 неделя мая – 4 неделя мая 2017 г.)

        •        Разработка проекта;

•        Организация деятельности по реализации проекта;

•        Оказание помощи детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач

•        Оказание помощи детям в объединении в группы и распределение ролей

•        Составление плана деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью

- определить источники информации,

- подобрать материалы и оборудование для работы,

-какими предметами научиться работать для достижения цели

3 этап: Основной

(Июнь 2017- май 2018)

        Мероприятия        сроки        участники

        Беседа с детьми «Что такое лес»        Июнь 2017        Воспитатели

        Ознакомление детей с художественной литературой Рассказ Г.Скребицкий «Лесной голосок»         Июнь 2017        Воспитатели

Дети

        Познавательно – развлекательное мероприятие  «Семик»                Июнь 2017        Воспитатели

Дети

РКЦ «Березка»

        Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Сосновского края, представителях флоры и фауны);                Июнь 2017        Воспитатели

Дети

        Взаимодействие с родителями: Информация для чтения «Учите детей любить природу»        Июнь 2017        Воспитатели

Родители

        Беседа с детьми «Какую пользу приносит лес»        Июль 2017        Воспитатели

Дети         

        Презентация о правилах поведения «Берегите лес»        Июль 2017        Воспитатели

Дети         

        Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края)        Июль 2017        Воспитатели

Дети

        Совместная и самостоятельная художественно – продуктивная деятельность – рисование «Берегите лес от огня»         Июль 2017        Воспитатели

Дети

        Взаимодействие с родителями: Индивидуальные беседы в вечерние часы «Правила поведения в лесу»        Июль 2017        Воспитатели

Родители

        Беседа с детьми « Интересные факты о лесе и его обитателях»        Август 2017        Воспитатели Дети

        Дидактическая игра «Лесные слова»        Август 2017        Воспитатели Дети

        Поход в парк «Цимлянское»        Август 2017        Воспитатели Дети

        Взаимодействие с родителями: рекомендации «Правила безопасности в лесу»        Август 2017        Воспитатели  Родители

        Ознакомление детей с художественной литературой рассказ М.Пришвина «Листопад»        Сентябрь 2017        Воспитатели

Дети

        Рассматривание картины И.И.Шишкина «Дубовая роща» и беседы по ее содержанию        Сентябрь 2017        Воспитатели

Дети

        Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе);                Сентябрь 2017        Воспитатели

Родители

        Дидактическая игра «Какой у тебя листочек»        Сентябрь 2017        Воспитатели

Дети

        Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок про осень        Сентябрь-ноябрь 2017        Воспитатели

Дети Родители

        Рассматривание картины Э.Грабарь «Рябинка» и беседы по ее содержанию        Октябрь 2017        Воспитатели

Дети

        Квест игра «В поисках сказочного дерева»        Октябрь 2017        Воспитатели

Дети

        Познавательное занятие «В гости к деревьям»

(продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой);        Ноябрь 2017        Воспитатели

Дети

        Дидактическая игра «Какое время года в лесу»        Ноябрь 2017        Воспитатели

Дети

        Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима» и беседы по ее содержанию        Декабрь 2017        Воспитатели

Дети

        Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок про зиму        Декабрь –февраль 2017        Воспитатели

Дети Родители

        Познавательное занятие по ручному труду «Защитим ёлочку»        Декабрь 2017        Воспитатели

Родители

Дети

        Викторина «День леса»

(развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей);        Декабрь 2017        Воспитатели

Дети

        Творческое рассказывание «Прогулка по участку детского сада» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы, называть деревья, развитие речи);                Январь 2018        Воспитатели

Дети

        Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»

(привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе)        Январь 2018        Воспитатели родители  

         Познавательное занятие «Как вести себя в природе»

(изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии); (прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет)        Февраль 2018        Воспитатели

Дети

Работник ПЧ

        Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы);        Февраль 2018        Воспитатели

Дети

        Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес»

Встреча с работником лесничества поселка (знакомство с примерами нанесения вреда лесу)                Март 2018        Воспитатели

Дети

Работник лесничества

        Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок про весну        Март –Май 2018        Воспитатели, дети, родители

        Составление альбома «Правила поведения в лесу»

(закреплять знания о правилах поведения в лесу);        Март 2018        Воспитатели

Дети

Родители

        Лепка «Весенний лес»        Апрель 2018         Воспитатели

Дети

        Творческий вечер «Дерево мой друг»        Апрель 2018        Воспитатели

Родители

Дети

        Аппликация «Лес в разные времена года»        Апрель 2018        Воспитатели

Дети

        Консультация для родителей «В союзе с природой»        Май 2018        Воспитатели

        Дидактическая игра «Лес в разные времена года»        Май 2018        Воспитатели

Дети Воспитатели

Дети

        Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Цветущие яблони» » и беседы по ее содержанию        Май 2018         Воспитатели

Дети

        Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу);         Май 2018        Воспитатели

Родители

Дети

        Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев);                Май 2018        Воспитатели

Родители

Дети

        Создание макета «Лес»        Май 2018         Воспитатели

Родители

Дети

Взаимодействие с музыкальным руководителем        музыкальные занятия, утренняя гимнастика под музыку, музыкальные праздники развлечения, прослушивание «Голоса леса» в музыкальном – поэтическом сопровождении Е.Кочесткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И.Токмаковой         В течение реализации проекта        Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

Взаимодействие с инструктором ФИЗО        физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, подвижные игры на развитие физических качеств        В течение реализации проекта        Воспитатель, инструктор ФИЗО

Ожидаемый результат:        Дети:

• Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.

Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как

одном из условий существования жизни на Земле;

•Знают правила поведения в природе;

•Имеют представления о последствиях неправильного отношения к природе, сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

•Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе

наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше

узнать об особенностях своего края, леса.

•Развита связная речь, обогащен словарь детей.

•Воспитано эстетическое восприятие, способность видеть красоту

родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.

•Воспитано убеждения о необходимости бережного и осознанного

отношения к природе, желание её беречь и охранять.

•Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представления о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

Родители:

•Принимают активное участие в реализации проекта.

Повышен интерес к познанию природы родного края;

•Понимают важность бережного отношения к лесу.

•Понимают необходимость формирования у детей старшего

дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.

•Расширен кругозор экологических знаний.

Заключение        Реализация данного проекта вовлекла всех участников (педагогов, воспитанников и их родителей) в одно общее увлекательное дело, где и дети взрослые могли вносить посильную продуктивную деятельность видеть результат своего труда. Где родители активно включились в воспитательно – образовательный процесс детского сада. У всех участников проекта пробудился эмоциональный всплеск и восхищение природой и её обитателями.

Дети и взрослые пополнили свои знания о деревьях нашего края. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри группового коллектива и коллектива родителей воспитанников. К этой работе были привлечены все члены семей воспитанников детского сада. Системная деятельность детей и взрослых формирует у всех участников проекта ответственность, дисциплинированность, наблюдательность.  Дети и взрослые стали более внимательными, увлеченными, активными в изучении природы родного края!

.

Список используемой литературы:

1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 10-15.

3.Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель,2008 – 157 с.

4. Вартман О.Ю., Волгина В.С., Зюбина В.В. Экологическая азбука: Книжка-расскраска/ Под обш. ред. Т.А.Серебряковой. – Н.Новгород, 2009.-60 с.

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3.  

4. Головачева А.В., Ушакова М.М. экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие.  Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009.48 с.

4. Горелов А. А. Экология. - М.: Академия, 2009

5. Гореловская О.Ю., Муравьева А.В. Экологические праздники в школе и детском саду: сбоник методических разработок. – Нижний Новгород: Государственный природный биосферный заповедник «Керженский», 2010.-80с.

5. Жукова О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология: Сборник практических материалов для ДОУ к программе Развитие. - М.: Аркти, 2007

6. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006

7. Казарчук Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников / Г. Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. – 2008

8. Касаткина В.А. Природа родного края, рецензент  зав.кафедрой управления дошкольным образованием ГОУ ДПО НИРО к.п.н., доцент Р.Ю.Белоусова, учебно – методическое пособие, 2010

8. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: АРКТИ, 2005.

9. Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991

10. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу: методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром. - М.: ТЦ Сфера, 2006

11. Кузнецова Л. В. взаимодействие детского сада и семье в экологическом воспитании / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2009

12. Куприна, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка. - М.: Академия, 2007

13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.: М Просвещение, 2000

15. Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых / С. Н. Николаева // Дошкольная педагогика. - 2000. - №6

16. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 23-27.

17. Прошкина И.В. Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры. - Издат. Содействие, 2009. - 116с

18. Скорлупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми дошкольного возраста. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 64 с.  

19. Ушакова М.М. Экологические сказки как средство формирования экологической этики. Методическое пособие. Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009 г.48 с.

20. Ушакова М.М Экологическая игротека. Методическое пособие для педагогов. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2010.80с.

21. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64 с. – (Путушествие в мир природы. Развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Лес - наше богатство".

Воспитание экологической  культуры дошкольников....

Экологический проект «Лес-наше богатство»

Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Сформировать представление о том, как труден «Путь стула в детский с...

Экологический проект "Лес- наше богатство"

Проект на тему: «Лес — наше богатство».Длительность данного проекта - 2 месяца (февраль - март 2017 года). Участниками являются воспитатели средней группы "Аленький цветочек" (Уткина Ю. Ю. и Плес...

Экологический проект " Лес - наше богатство".

Мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, да и о том, что в лесу есть множесво разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор. Всё это...

Экологический проект «Лес – наше богатство»

Познавательно – исследовательский проект для детей подготовительной группы. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой...

экологический проект "Природа-наше богатство"

В этом проекте описывается работа с детьми по экологическому воспитанию. Проэкт долгосрочный, расчитан на 4 года....

Экологический проект "Лес — наше богатство"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического с...