МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ – КОШКА)
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Молькова Кристина Николаевна

Цель: расширять представления детей о домашних животных.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами; учить правильному уходу  за домашними  животными (на примере кошки и котят).

Развивающие: развивать психические процессы: мышление, воображение, внимание, память; развивать наблюдательность и любознательность; развивать активную речь детей.

Воспитательные:  формировать умения: внимательно рассматривать иллюстрации, активно участвовать в беседе, составлять рассказ;  расширять словарный запас детей; продолжать формировать доброе отношение к домашним животным, желание заботиться о них.

Методы и приемы: сюрпризный момент, чтение художественных произведений, загадывание загадки, демонстрация слайдов, рассматривание картины, беседа, составление рассказа, игра, пение песни.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, кукла Катя, картина «Кошка с котятами», маски котят, мяч.

Предварительная работа: чтение произведений о домашних животных, разучивание потешек и стихотворений о домашних животных, о беседы о животных, игра с игрушечными животными, рассматривание картин из серии «Домашние животные».

Интеграция образовательных областей: «Социально-познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

 

Методика проведения

Дети сидят полукругом.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится. (Воспитатель подходит к двери и возвращается к детям, держа в руках куклу.) К нам в гости пришла Катя. Но она чем-то расстроена. Катя, что у тебя случилось? (Подносит кукла к своему уху.) Мне Катя сейчас шепнула, что у нее пропало ее любимое домашнее животное, и она подумала, что кто-то из вас его видел. (Сажает куклу на стул.) Но Катя не сказала кто это. Нам нужно отгадать загадки:

1. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается; 2.  Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки.

Воспитатель: – Ребята, о ком эти загадки? Вы все узнали  это животное. Давайте хором ответим, о ком в загадках идет речь? (О кошке).

Воспитатель: – Какие же Вы молодцы. Действительно в загадках говорится о кошке.  А где живет кошка? (Вместе с людьми, вместе с нами, дома…) Если кошка живет дома у человека, значит она какое животное? (Домашнее). Правильно, кошка – это домашнее животное. А у кого из вас дома живет кошка? (Спрашивает несколько детей.) Расскажите, о своих питомцах. (Спрашивает несколько детей.) Как много интересного вы знаете о кошках. Из ваших рассказов мы узнали, что кошки бывают разных пород, разного цвета и размера. Сережа сказал, что у него рыжий, пушистый, персидский кот. У Валерии – кошка серая, гладкошерстная, с висящими ушками. Ее кошка – вислоухая. (На слайдах демонстрируются разные породы кошек.)

Воспитатель: – Кошка – это удивительное животное, очень ласковое и преданное своему хозяину. Я хочу показать вам интересную картину. (На слайде демонстрируется картина «Кошка с котятами».) Как вы думаете, как называется эта картина? (Кошка и ее детеныши, кошка и котята, кошка с котятами…) Правильно, Света, картина называется «Кошка с котятами». Давайте внимательно ее рассмотрим. (Воспитатель дает детям несколько минут для ознакомления с сюжетом картины.)

Воспитатель: – Кто изображен на картине? (Кошка – мама и ее детеныши – котята.)

Воспитатель: – Что делает кошка? (Лежит и смотрит на  котят.)

Воспитатель: – Домашние животные имеют клички, т.е. у них есть свое имя. Давайте кошку-маму назовем Мурка.

Воспитатель: – А теперь внимательно посмотрите на кошку-маму. Расскажите о ней. (Кошка лежит. Она большая, пушистая, полосатая, красивая. Кошка смотрит на своих котят. Она будто следит за ними. Кошка Мурка не разрешает баловаться котятам....)

Воспитатель: – А какого цвета кошка? (Серая.)

Воспитатель уточняет: – Шерсть у кошки  двух цветов – серого и белого. Кошка, изображенная на картине, полосатая. Полоски темные и светлые чередуются по всей спине и голове кошки. (Показывает расцветку кошки.)

Воспитатель: – А где у кошки Мурки белая шерсть?  (На мордочке, груди, животе, лапах и кончике хвоста.) Молодцы, вы очень внимательные. Мордочка, грудь, живот, лапы и кончик хвоста у кошки-мамы белого цвета. (Показывает.)

Воспитатель: – У кошки Мурки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и внимательно смотрит на своих детенышей.

Воспитатель: –  Кто еще изображен на картине? (Котята.)

Воспитатель: – Сколько котят? Давайте посчитаем. (Три.) Давайте рассмотрим каждого котенка. Я расскажу вот про этого котенка. (Показывает.) Это полосатый котенок. Он по цвету похож на свою маму-кошку. Его зовут Васька. Он и лежит рядом  с ней. Наверное, очень любит ее и боится от нее отойти. Он пригрелся, свернулся калачиком и крепко спит. А теперь, вы, расскажите про других котят. (Задает наводящие вопросы и спрашивает несколько детей.)

Воспитатель: – Представьте, что вы находитесь рядом с кошкой и котятами. Что вы слышите? (Полосатый котенок сопит, черно-белый котенок рычит, рыжий котенок фырчит, кошка мурчит.)

Воспитатель: – А как кошка мурчит? (Мур-мур.)

Воспитатель: – Как кошка и котята просят молоко? (Мяу-мяу.)

Воспитатель: – Представьте, что вы гладите кошку и котят, что чувствуете? (Они мягкие, пушистые, теплые.) Кошке очень нравится, когда ее нежно поглаживают и она благодарит вас за это. Начинает громко мурлыкать: мур-мур-мур.

Воспитатель: –  А сейчас мы с вами оденем маски и превратимся в маленьких котят. Повторяйте за мной.

Организуется физкультурная минутка:

Воспитатель: – Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышли котята на карниз (имитируется грациозную походка кошки)

Посмотрели котята наверх (поднять глаза вверх),

Посмотрели котята вниз (опустить взгляд вниз),

Вот налево повернулись (повернуть голову налево),

Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулись (поднять руки вверх, потянуться),

Улыбнулись (улыбнуться)

И уселись на карниз (сесть на стул).

Воспитатель: – Артем, тебе нравится рыжий котенок? (Показывает его.) Расскажи про него. (Выслушивается рассказ ребенка.)

Воспитатель: – Что делает рыжий котенок? (Кушает молоко, ест молоко из миски.)

Воспитатель: – Правильно говорить котенок лакает молоко из миски. А чем он лакает молоко из миски? (Языком.) Вот как рыжий котенок лакает язычком молоко из миски. (Показывает.) А теперь, вы,  покажите, как он это делает. (Все дети показывают.)

Воспитатель: – А как мы его назовем? (Рыжик.)

Воспитатель: – А что делает черно-белый котенок? (Играет, играет с нитками, играет с клубком, играет лапкой с клубком.)

Воспитатель: – Ангелина, хочешь нам рассказать об этом котенке? (Выслушивается рассказ ребенка.)

Воспитатель: – Этот котенок-кошечка. Как мы ее назовем? (Пуша.)

Воспитатель: – Мы внимательно рассмотрела картину «Кошка с котятами». Много узнали о кошке и ее детенышах, которые называют котятами. Давайте попробуем составить рассказ по картине. (Выслушиваются рассказы нескольких детей.)

Воспитатель: – Ребята, вам понравилась картина «Кошка с котятами»? (Да, очень, понравилась…)

Воспитатель: – Чем понравилась эта картина? (Она добрая, мама-кошка любит котят, изображены смешные котята, котята веселые…).

Воспитатель берет куклу  и подставляет к уху.

Воспитатель: – Кукла Катя мне напомнила, что ы недавно на музыкальном занятии разучивали песню «Кошечка» (сл. Н. Найденовой). Давайте все вместе ее споем. (Поют песню.) Как хорошо вы спели песню. Кате очень понравилось.

Воспитатель: –  Молодцы, дети, вы хорошо потрудились, составили интересные рассказы, спели песню.

Воспитатель: – Вы друзья мои старались,

Все прилежно занимались,

Всех хочу благодарить

Поиграть вас пригласить.

Организуется игра с мячом.

– Встаем в круг и поиграем в игру «Что умеет делать кошка?»

Я буду каждому бросать мяч и спрашивать: «Что умеет делать кошка?» Поймав мяч, даете ответ, например: «Кошка царапается». Вы должны помнить, что ответы других детей не повторять, нужно называть свое слово.

Образовательная деятельность закончена.

 

Литература

1. Коробова М.В. Малыш в мире природы: методическое пособие  для воспитателей и родителей / М.В. Коробова, Р.Ю. Посылкина. – М.: Просвещение, 2005.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (2-4 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64 с.

4. Шамонова  К. Рассматривание картина «Кошка с котятами»: занятие по развитию речи [Электронный ресурс] (http://www.maam.ru/detskijsad).

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ – КОШКА)

Цель: расширять представления детей о домашних животных.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами; учить правильному уходу  за домашними  животными (на примере кошки и котят).

Развивающие: развивать психические процессы: мышление, воображение, внимание, память; развивать наблюдательность и любознательность; развивать активную речь детей.

Воспитательные:  формировать умения: внимательно рассматривать иллюстрации, активно участвовать в беседе, составлять рассказ;  расширять словарный запас детей; продолжать формировать доброе отношение к домашним животным, желание заботиться о них.

Методы и приемы: сюрпризный момент, чтение художественных произведений, загадывание загадки, демонстрация слайдов, рассматривание картины, беседа, составление рассказа, игра, пение песни.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, кукла Катя, картина «Кошка с котятами», маски котят, мяч.

Предварительная работа: чтение произведений о домашних животных, разучивание потешек и стихотворений о домашних животных, о беседы о животных, игра с игрушечными животными, рассматривание картин из серии «Домашние животные».

Интеграция образовательных областей: «Социально-познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Методика проведения

Дети сидят полукругом.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится. (Воспитатель подходит к двери и возвращается к детям, держа в руках куклу.) К нам в гости пришла Катя. Но она чем-то расстроена. Катя, что у тебя случилось? (Подносит кукла к своему уху.) Мне Катя сейчас шепнула, что у нее пропало ее любимое домашнее животное, и она подумала, что кто-то из вас его видел. (Сажает куклу на стул.) Но Катя не сказала кто это. Нам нужно отгадать загадки:

1. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается; 2.  Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки.

Воспитатель: – Ребята, о ком эти загадки? Вы все узнали  это животное. Давайте хором ответим, о ком в загадках идет речь? (О кошке).

Воспитатель: – Какие же Вы молодцы. Действительно в загадках говорится о кошке.  А где живет кошка? (Вместе с людьми, вместе с нами, дома…) Если кошка живет дома у человека, значит она какое животное? (Домашнее). Правильно, кошка – это домашнее животное. А у кого из вас дома живет кошка? (Спрашивает несколько детей.) Расскажите, о своих питомцах. (Спрашивает несколько детей.) Как много интересного вы знаете о кошках. Из ваших рассказов мы узнали, что кошки бывают разных пород, разного цвета и размера. Сережа сказал, что у него рыжий, пушистый, персидский кот. У Валерии – кошка серая, гладкошерстная, с висящими ушками. Ее кошка – вислоухая. (На слайдах демонстрируются разные породы кошек.)

Воспитатель: – Кошка – это удивительное животное, очень ласковое и преданное своему хозяину. Я хочу показать вам интересную картину. (На слайде демонстрируется картина «Кошка с котятами».) Как вы думаете, как называется эта картина? (Кошка и ее детеныши, кошка и котята, кошка с котятами…) Правильно, Света, картина называется «Кошка с котятами». Давайте внимательно ее рассмотрим. (Воспитатель дает детям несколько минут для ознакомления с сюжетом картины.)

Воспитатель: – Кто изображен на картине? (Кошка – мама и ее детеныши – котята.)

Воспитатель: – Что делает кошка? (Лежит и смотрит на  котят.)

Воспитатель: – Домашние животные имеют клички, т.е. у них есть свое имя. Давайте кошку-маму назовем Мурка.

Воспитатель: – А теперь внимательно посмотрите на кошку-маму. Расскажите о ней. (Кошка лежит. Она большая, пушистая, полосатая, красивая. Кошка смотрит на своих котят. Она будто следит за ними. Кошка Мурка не разрешает баловаться котятам....)

Воспитатель: – А какого цвета кошка? (Серая.)

Воспитатель уточняет: – Шерсть у кошки  двух цветов – серого и белого. Кошка, изображенная на картине, полосатая. Полоски темные и светлые чередуются по всей спине и голове кошки. (Показывает расцветку кошки.)

Воспитатель: – А где у кошки Мурки белая шерсть?  (На мордочке, груди, животе, лапах и кончике хвоста.) Молодцы, вы очень внимательные. Мордочка, грудь, живот, лапы и кончик хвоста у кошки-мамы белого цвета. (Показывает.)

Воспитатель: – У кошки Мурки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и внимательно смотрит на своих детенышей.

Воспитатель: –  Кто еще изображен на картине? (Котята.)

Воспитатель: – Сколько котят? Давайте посчитаем. (Три.) Давайте рассмотрим каждого котенка. Я расскажу вот про этого котенка. (Показывает.) Это полосатый котенок. Он по цвету похож на свою маму-кошку. Его зовут Васька. Он и лежит рядом  с ней. Наверное, очень любит ее и боится от нее отойти. Он пригрелся, свернулся калачиком и крепко спит. А теперь, вы, расскажите про других котят. (Задает наводящие вопросы и спрашивает несколько детей.)

Воспитатель: – Представьте, что вы находитесь рядом с кошкой и котятами. Что вы слышите? (Полосатый котенок сопит, черно-белый котенок рычит, рыжий котенок фырчит, кошка мурчит.)

Воспитатель: – А как кошка мурчит? (Мур-мур.)

Воспитатель: – Как кошка и котята просят молоко? (Мяу-мяу.)

Воспитатель: – Представьте, что вы гладите кошку и котят, что чувствуете? (Они мягкие, пушистые, теплые.) Кошке очень нравится, когда ее нежно поглаживают и она благодарит вас за это. Начинает громко мурлыкать: мур-мур-мур.

Воспитатель: –  А сейчас мы с вами оденем маски и превратимся в маленьких котят. Повторяйте за мной.

Организуется физкультурная минутка:

Воспитатель:  Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышли котята на карниз (имитируется грациозную походка кошки)

Посмотрели котята наверх (поднять глаза вверх),

Посмотрели котята вниз (опустить взгляд вниз),

Вот налево повернулись (повернуть голову налево),

Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулись (поднять руки вверх, потянуться),

Улыбнулись (улыбнуться)

И уселись на карниз (сесть на стул).

Воспитатель: – Артем, тебе нравится рыжий котенок? (Показывает его.) Расскажи про него. (Выслушивается рассказ ребенка.)

Воспитатель: – Что делает рыжий котенок? (Кушает молоко, ест молоко из миски.)

Воспитатель: – Правильно говорить котенок лакает молоко из миски. А чем он лакает молоко из миски? (Языком.) Вот как рыжий котенок лакает язычком молоко из миски. (Показывает.) А теперь, вы,  покажите, как он это делает. (Все дети показывают.)

Воспитатель: – А как мы его назовем? (Рыжик.)

Воспитатель: – А что делает черно-белый котенок? (Играет, играет с нитками, играет с клубком, играет лапкой с клубком.)

Воспитатель: – Ангелина, хочешь нам рассказать об этом котенке? (Выслушивается рассказ ребенка.)

Воспитатель: – Этот котенок-кошечка. Как мы ее назовем? (Пуша.)

Воспитатель: – Мы внимательно рассмотрела картину «Кошка с котятами». Много узнали о кошке и ее детенышах, которые называют котятами. Давайте попробуем составить рассказ по картине. (Выслушиваются рассказы нескольких детей.)

Воспитатель: – Ребята, вам понравилась картина «Кошка с котятами»? (Да, очень, понравилась…)

Воспитатель: – Чем понравилась эта картина? (Она добрая, мама-кошка любит котят, изображены смешные котята, котята веселые…).

Воспитатель берет куклу  и подставляет к уху.

Воспитатель: – Кукла Катя мне напомнила, что ы недавно на музыкальном занятии разучивали песню «Кошечка» (сл. Н. Найденовой). Давайте все вместе ее споем. (Поют песню.) Как хорошо вы спели песню. Кате очень понравилось.

Воспитатель: –  Молодцы, дети, вы хорошо потрудились, составили интересные рассказы, спели песню.

Воспитатель: – Вы друзья мои старались,

Все прилежно занимались,

Всех хочу благодарить

Поиграть вас пригласить.

Организуется игра с мячом.

– Встаем в круг и поиграем в игру «Что умеет делать кошка?»

Я буду каждому бросать мяч и спрашивать: «Что умеет делать кошка?» Поймав мяч, даете ответ, например: «Кошка царапается». Вы должны помнить, что ответы других детей не повторять, нужно называть свое слово.

Образовательная деятельность закончена.

Литература

1. Коробова М.В. Малыш в мире природы: методическое пособие  для воспитателей и родителей / М.В. Коробова, Р.Ю. Посылкина. – М.: Просвещение, 2005.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (2-4 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64 с.

4. Шамонова  К. Рассматривание картина «Кошка с котятами»: занятие по развитию речи [Электронный ресурс] (http://www.maam.ru/detskijsad).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром вторая младшая группа по теме "Домашние животные"

Конспект по ознакомлению с окружающим миром вторая младшая группа  по теме "Домашние животные"...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе по теме: «Домашние животные»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром во второй младшей  группе по теме: «Домашние животные»...

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Домашние животные и их детёныши»

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром  во второй младшей группена тему: «Домашние животные и их детёныши»...

Проект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Домашние животные»

В настоящее время не все имеют возможность держать домашних животных в доме. А любовь к животным у детей нужно воспитывать с раннего возраста. Поэтому проект позволяет расширять знания у детей о живот...

Конспект занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы на тему: "Домашние животные и их детёныши".

Цель: познакомить детей с домашними животными и их детёнышами.Задачи:1. учить называть домашних животных;2. учить сравнивать животных по величине;3. развивать память, любовь к животным;4. развива...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему: "Домашние животные"

Задачи:-пополнить знания детей о видах домашних животных, строении, внешнем виде.-совершенствовать умение различать и правильно их называть.-закрепить умение подражать животным и называть их детенышей...

Конспект по рисованию с детьми второй младшей группы на тему: Домашние животные " Кошка".

Конспект по рисованию с детьми второй младшей группына тему: Домашние животные " Кошка"....