«Будь здоров, зеленый лес» (с элементами краеведения)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шарова Елена Александровна

Конспект занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Будь здоров, зеленый лес»

(с элементами краеведения)

Программное содержание:

1) формировать представление о роли леса в жизни человека:

2) включить в активный словарь детей слова: березняк, дубрава, смешанный лес, художник-анималист;

3) познакомить детей с творчеством художника Е. Чарушина;

4) учить детей видеть красоту лесного пейзажа на картинках, иллюстрациях;

5) воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь ее и защищать ее;

6) воспитывать интерес к жизни леса и его обитателям.

Оборудование: цветные иллюстрации с изображением леса, конверт с загадками и грибах и с изображениями зверей, кукла «Старичок-Лесовичок», плоскостные изображения грибов, бабочек, запись голосов птиц, портрет Е. Чарушина.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям представить, что мы входим в лес, выбираем полянку и устраиваемся на ней поудобнее.

Звучит  запись с голосами лесных птиц.

Девочка: читает стихотворение «Здравствуй, лес!».

Воспитатель: Дети, а что такое лес? (Ответы детей.)

- Конечно, лес – это не только много деревьев. Это большой дом, где живут цветы, насекомые, звери, птицы. Где растут кусты, трава, ягоды и грибы. Но главные жители леса – деревья. Их много и все они разные. Посмотрите на эти цветные иллюстрации и скажите, какие деревья вы знаете. (Дуб, сосна, береза, ель.) Молодцы! А как вы узнали березу? Дуб? Сосну? (Ответы детей.) Я вас сейчас загадываю загадку, а вы скажите мне, о каком дереве я думаю.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Сосна, ель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. А что вы знаете об этом дереве?

(Сосна – одно из самых неприхотливых деревьев. Она может расти на песках, на каменистых кручах гор. Сосна укрепляет почву своими корнями, она охраняет ее от врагов. Большое значение она имеет для хозяйства. Из ее древесины получают уголь, древесный спирт, смолу. Хвоя сосны идет на изготовление ценной витаминной муки для животных.)

Воспитатель: Правильно, а как называются леса, где растут одни сосны? Ели? Сосны и ели вместе? (Хвойный.)

Сосна – это второе по распространенности на территории нашей области дерево. А какое дерево занимает первое место, вы узнаете, если отгадаете загадку.

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета.

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

- Верно, это желудь. А желудь – плод дуба. Что вы знаете о дубе?

(Дуб – это долгожитель. Некоторые деревья доживают до 100 лет! Он могучий и крепкий, ему не страшны бури и засухи. Древесина дуба очень прочная. Из нее изготавливают мебель, бочки. Издавна она используется в кораблестроении. По указу Петра I была взята под охрану корабельная роща и места, где господствовали дубравы. Кора дуба обладает целебными свойствами.)

- Молодцы, ребята! Подойдите к карте Воронежской области, я покажу вам самые зеленые и заповедные места нашего края. Это Шипов лес, Графский заповедник, Бобровский, Усманский и Хреновской бор.

Воспитатель: Ребята, а как называется лес, где растут одни дубы? (Дубовые рощи.) Посмотрите снова на карту. Есть леса темные – это хвойные леса, их еще называют тайгой. В сосновом лесу легко дышится, приятно пахнет смолой. А березовые рощи или березняк – это светлые леса. А как мы называет лес, где растут все деревья? И березы, и ели, и дубы, и осинки? (Смешанный.)

В смешанном лесу растут кустарники под деревьями. Помогите мне вспомнить их названия. (Орешник, бузина, терновник и т.д.)

- А чем еще богаты леса? (Ягодами и грибами.)

- Я сейчас проверю, какие вы знаете съедобные грибы.

Игры «Кто больше соберет грибов» (Муляжи съедобных и несъедобных грибов.)

Раздается шорох.

Воспитатель: Кто бы это мог быть?

Появляется Старичок-Лесовичок, в руках корзиночка, ворчит. (Игрушка.)

Воспитатель: Дедушка Лесовичок, ты не сердись, что мы немножко пошумели. Нам стало так радостно, приятно от того, что вокруг такая дивная, чудная природа, что мы и не заметили, как увлеклись игрой. Но наши дети знают, как себя вести в лесу. Они любят и уважают лес. Вот послушай.

Мальчик читает стихотворение «Гость в лесу».

Я на кусте из родника

Не тронул сети паука,

Я поглазел на муравьев:

У них домище –

Будь здоров!

Я долго по лесу шагал,

Я никого не напугал,

Нигде воды не замутил

В лесу я просто погостил!

Воспитатель: А что это у тебя, дедушка, в корзиночке? Давайте посмотрим. Что это? (Конвертик, а в нем письмо.) Дети читают листочки из конверта с правилами поведения в лесу:

- Нельзя жечь костры.

- Нельзя разорять птичьи гнезда.

- Нельзя шуметь, кричать.

- Нельзя рвать цветы, ловить стрекоз и бабочек.

- Нельзя разорять муравейники. Муравьи – санитары леса.

- Не ломать, не рубить ветки деревьев.

Воспитатель: А кто из вас знает пословицы о лесе?

1. Рощи да леса – всему краю краса.

2. Лес люби, люби природу – будешь вечно мил народу.

Воспитатель: Ребята, а почему говорят лес – наше богатство? (Ответы детей.)

- Вы правы: орехи, грибы, ягоды – все это дарит лес! Мы получаем из леса строительный материал. Для чего нужен лес столяру? Музыканту? Ученику? Кораблестроителю?

- А всем нам зачем лес нужен? (Красота, чистый воздух, дары леса.)

- А что случится, если вокруг исчезнут все леса на планете? (Ответы детей.)

- Что нужно лесу, чтобы он рос, шумел и радовал все живое на планете? (Солнце, вода, помощь человека, чистый воздух.)

- Кто помнит стихотворение о  том, как беречь нашу планету?

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Беречь будем птиц, зверей

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю цветами

Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель: Мы много сегодня узнали и рассказали о лесе. Давайте пожелаем ему на прощание:

Будь здоров, зеленый лес!

Стой в торжественном наряде

Парты, книги и тетради,

Ты нам дал, зеленый лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной, и птица тоже,

Процветай наш друг хороший,

Будь здоров, зеленый лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Будь здоров без докторов"

Разработка проекта в старшей группе " Будь здоров без докторов"...

Газета для родителей "Будь здоров!"

Газета для родителей "Будь здоров!" оформляется в дни здоровья, которые проводятся в каждом детском саду. Газета - одна из форм валеологического просвещения родителей и пропаганды здорового образа жиз...

Памятка. " Если хочешь быть здоров, зелень ешь каждый день".

Зелень - это живые витмины! Нам они необходимы! Норма - пучок зелени каждый день!...

Конспект занятия по экологии «Будь здоров, зеленый лес!»

Программные цели и задачи:• формировать представления о живой и неживой природе;• познакомить с растениями и животным миром лесов СибириРазвивающие задачи:• развивать познавательные интересы, желание ...

Проект "Будь здоров-всегда здоров"

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и ...

Если хочешь быть здоров, будь здоров!

Заметка в районную газету по проведённому развлечению...

Сценарий развлечения "Будь здоров! с элементами театрализации ( средняя группа)

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной и игровой деятельностиЗадачи: обобщить знания детей о пользе здорового питания и витаминов, о культурно-г...