Перспективное планирование "Познавательное развитие детей посредством электронного конструктора"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Волкова Наталья Николаевна

            Актуальность изучения электроники в современном мире и потребность дошкольников к расширению познавательных интересов определили направление моей работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством электронного конструктора. Предложенная мной система работает эффективно и может быть применима любыми педагогами. Результатом моей работы является успешная деятельность дошкольников, востребованность полученных ими знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Перспективное планирование80 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД

«Познавательное развитие детей посредством электронного конструктора»

в подготовительной к школе группе

Занятие

Программные задачи

сентябрь

1

 «Электрическая энергия»

Программные задачи:

- познакомить детей с понятием электрическая энергия, способами применения её в быту, источниками электрической энергии;

- формировать у детей правила безопасного обращения с электроприборами;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (электрический ток, электростанция, электроприборы, электропровод, электрик);

- практическая деятельность с конструктором «Знаток»: знакомство с элементами конструктора, создание макета электронного кабеля от электростанции до дома при помощи монтажной платы и проводов с клеммами;

-формировать у детей элементарное представление о непрерывности электрического провода.

2

«Электрический фонарик с лампочкой»

Программные задачи:

- познакомить детей с понятиями электрический ток, провода, батарейка, способами применения батареек на примерах бытовых приборов и игрушек, формировать у детей элементарное представление об электрической цепи;

- формировать у детей правила безопасного обращения с проводами, батарейками;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (направление электрического тока, батарейка, клемма, короткое замыкание батарей);

- практическая деятельность с конструктором «Знаток»: создать модель электрического фонарика с лампочкой при помощи монтажной платы, батарейного отсека, проводов, лампочки, выключателя, при помощи эксперимента доказать, что лампочка горит только в замкнутой электрической цепи, поменять полярность включения лампы и убедиться на опыте, что ничего не изменилось;

- формировать у детей элементарное представление об электрической схеме, учить детей находить на ней схематичное изображение лампочки.

октябрь

3

«Электрический вентилятор»

Программные задачи:

- познакомить детей с понятиями выключатель, мотор, вентилятор, пропеллер;

- формировать у детей правила безопасного обращения с выключателем, с работающим электромотором, с вращающимся пропеллером;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (электрическая цепь, направление электрического тока, выключатель, вентилятор, пропеллер);

- практическая деятельность с конструктором «Знаток»: учить детей строить электрическую цепь по заданной схеме, используя монтажную плату, батарейный отсек, провода, выключатель, электродвигатель, пропеллер; формировать у детей понятие полярности некоторых элементов конструктора;

- закреплять у детей понятие электрической схемы, учить детей находить в электрической схеме заданные элементы.

4

«Светодиодный фонарик»

Программные задачи:

- познакомить детей с понятиями лампочка, светодиод на примерах светодиодного фонарика, бытовых приборов, игрушек;

- формировать у детей навыки безопасного обращения с осветительными приборами;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (осветительный прибор, лампочка, светодиод);

- практическая деятельность с конструктором «Знаток»: учить детей строить электрическую цепь по заданной схеме, используя монтажную плату, батарейный отсек, провода, выключатель, лампочку; заменить лампочку в цепи на светодиод, учитывая полярность светодиода из-за его односторонней проводимости; закреплять у детей правила установки батареек в батарейный отсек с соблюдением полярности;

- создать рисунок электрической цепи со следующими элементами: батарейный отсек, провода, светодиод, выключатель, указать направление тока.

ноябрь

5

«Электронное сердце»

Программные задачи:

- познакомить детей с понятием кнопка на примерах дверного звонка, фонарика, игрушек, познакомить детей с понятием телеграф и способом передачи информации азбукой Морзе; закреплять у детей навыки построения электрической цепи по заданной схеме;

- закреплять у детей навыки безопасного обращения с электроприборами;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (электропровод, кнопка, выключатель);

- практическая деятельность с конструктором «Знаток»: строить электрическую цепь по проекту, используя монтажную плату, провод, батарейку, кнопку, светодиод; учить детей понимать разницу в работе кнопки и выключателя через опытно-экспериментальную деятельность (выключатель разрывает или замыкает электрическую цепь в зависимости от положения, кнопка же пропускает ток только, когда на неё нажимают);  

- формировать у детей умение читать электрическую схему (найти на предложенных схемах кнопку).

6

«Огни Изумрудного города»

Программные задачи:

- продолжать знакомить детей с понятием электрическая энергия, способами применения её в быту;

- закреплять представление детей о непрерывности электрического провода при помощи моделей и наглядных схем;

- формировать у детей правила безопасного обращения с электроприборами и проводами;

- активизировать словарный запас детей по теме «Электричество» (электрический ток, электростанция, электроприборы, электропровод, электрик);

- учить детей создавать модели объектов реальности путём практической работы с конструктором «Знаток»:

              1) модель «Электронный провод от электростанции до Изумрудного города» (коллективная работа),

              2) модель «Свет в домике» (индивидуальная работа по чертежам);

- закреплять у детей представление о принципиальной электрической схеме при помощи чертежей;

- формировать у детей начальные представления об инженерных профессиях, мотивировать детей к их выбору;

- развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в коллективе.

декабрь

7

«Геологическая экспедиция»

Программные задачи:

- продолжать знакомить детей с понятием кнопка как размыкатель электрической сети на примерах простейших схем и моделей,

- познакомить детей с понятием телеграф и способом передачи информации азбукой Морзе, учить демонстрировать передачу простейшего телеграфного сигнала мигающим светодиодом;

- формировать у детей навыки построения электрической цепи по замыслу;

- закреплять у детей навыки безопасного обращения с электроприборами;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (электропровод, кнопка, выключатель, светодиод);

- практическая деятельность с конструктором «Знаток»:

                   1) «Электрический фонарик с кнопкой» (монтажная плата, провод, блок с батарейками, кнопка, лампочка);

                   2) «Простейший телеграф» (монтажная плата, провод, блок с батарейками, кнопка, светодиод);

- формировать у детей начальные представления о профессиях геолога, радиоинженера, электрика;

- формировать у детей умение читать и составлять принципиальную электрическую схему.

8

«Электрическая гирлянда»

Программные задачи:

- познакомить детей с понятием электро-гирлянда как электрическая цепь с последовательным соединением лампочек;

- формировать у детей правила безопасного обращения с электрическими гирляндами (только под присмотром взрослых);

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (электрическая гирлянда, электрическая цепь, лампочки, последовательное соединение);

- практическая работа с конструктором «Знаток»: учить детей строить электрическую цепь, используя монтажную плату, батарейный отсек с батарейками, провода, две лампочки, последовательно соединённые в цепи, выключатель;

- учить детей работать в парах и микро-группах;

- создать схематичный рисунок электро-гирлянды с последовательным соединением лампочек.

январь

9

«Пожарная машина»

Программные задачи:

- познакомить детей с электрическими приборами, предающими звук;

- формировать у детей правила безопасного обращения с электрическими приборами (только под присмотром взрослых);

- формировать у детей представление о работе пожарных, правилах поведения в чрезвычайных ситуациях;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (динамик, сигнальная интегральная микросхема);

- учить детей создавать модели объектов реальности путём практической работы с конструктором «Знаток»:

                   1) модель «Звуковой сигнал пожарной машины»,

                   2) модель «Мигающий сигнал».

10

«Карлсон»

Программные задачи:

- продолжать знакомить детей с понятием вентилятор на примерах бытовых приборов, игрушек, сказочных персонажей (Карлсон), мотора и пропеллера конструктора Знаток»;

- формировать у детей правила безопасного обращения с вентиляторами (соблюдение дистанции, необходимость убирать волосы и беречь глаза);

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (электродвигатель, вентилятор, пропеллер);

- практическая работа с конструктором «Знаток»: учить детей строить электрическую цепь, используя монтажную плату, батарейный отсек с батарейками, провода, электродвигатель, пропеллер, выключатель,

- экспериментирование с мотором: поменять полярность подключения электродвигателя и убедиться, что он начал вращаться в другую сторону, а пропеллер не взлетает, заменить в готовой цепи выключатель на кнопку, добавить дополнительный блок с батарейками и убедиться в более высоком взлёте пропеллера из-за увеличения напряжения,

- продолжать формировать у детей умение читать и рисовать элементарную электрическую схему и её элементы.

февраль

11

«Золотой ключик»

Программные задачи:

- формировать у детей представление о ключах как элементах, замыкающих и размыкающих электрическую цепь (выключатель, кнопка), познакомить детей с герконом как магнитным ключом, применяющимся в охранных сигнализациях, игрушках, бытовой технике;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (магнитный ключ, геркон, контакт);

- практическая работа с конструктором «Знаток»: учить детей строить электрическую цепь, используя монтажную плату, батарейный блок, провода, лампу, геркон; замыкать электрическую цепь при помощи магнита, приближая его к геркону; менять полярность включения геркона, затем лампы, убедиться, что ничего не изменилось; предложить детям поменять геркон на выключатель, затем кнопку, чтобы убедиться в их равнозначной роли в качестве ключа – размыкателя электрической цепи;

- учить детей дорисовывать пропущенные элементы (герконы) в готовой электрической схеме.

12

«Мультиметр»

Программные задачи:

- формировать у детей представление о приборах, измеряющих силу тока в электрической цепи (амперметр) на примере собранной действующей схемы конструктора «Знаток»;

- закреплять у детей правила безопасного обращения с электроприборами и элементами конструктора «Знаток»;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (амперметр, сила тока);

- практическая работа с конструктором «Знаток»: учить детей строить электрическую цепь по выбору, используя монтажную плату, батарейный отсек с батарейками, провода, амперметр,  а так же лампочку или светодиод, или электродвигатель;  учить детей наблюдать за движением стрелочки на табло амперметра в замкнутой цепи (есть ток) и неподвижностью стрелочки в разомкнутой цепи (нет тока);

- учить детей дорисовывать пропущенный элемент (амперметр) в электрической схеме.

март

13

«Радио»

Программные задачи:

- формировать у детей элементарные представления о радиоприёмнике на примерах бытовых приборов и элементов конструктора «Знаток»; закреплять у детей понятие последовательного соединения элементов в электрической цепи на примере последовательно соединённых батарей;

- закреплять у детей правила безопасного обращения с электроприборами и элементами конструктора «Знаток»;

- активизировать словарный запас детей по теме «Электричество» (интегральная микросхема, радиоприёмник, усилитель мощности, динамик);

- практическая работа с конструктором «Знаток»: учить детей строить электрическую цепь, используя монтажную плату, два батарейных отсека с батарейками, провода, интегральную микросхему усилителя мощности, интегральную микросхему радиоприёмника, динамик, выключатель; учить детей пользоваться созданной моделью радиоприёмника.

14

«Скорая помощь»

Программные задачи:

- продолжать формировать у детей представление об электронных приборах, передающих звук, познакомить детей с динамиком на примерах наушников, мобильного телефона, музыкальной книги, игрушек;

- закреплять у детей правила безопасного обращения с электроприборами и элементами конструктора «Знаток»;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (динамик, светодиод, сигнальная интегральная схема);

- практическая работа с конструктором «Знаток»: учить детей строить электрическую цепь, используя монтажную плату, батарейный отсек с батарейками, провода, амперметр, динамик, сигнальная интегральная схема; учить детей собирать электрическую цепь по заданной схеме для создания звука кареты скорой помощи с одновременным миганием светодиода;

- учить детей дорисовывать пропущенный элемент (динамик) в электрической схеме.

апрель

15

«Фонари»

Программные задачи:

- формировать у детей элементарные представления о параллельном соединении элементов в электрической цепи на примере уличного освещения, макета и собранных моделей конструктора «Знаток»;

- закреплять у детей правила безопасного обращения с электроприборами и элементами конструктора «Знаток»;

- словарный запас детей по теме «Электричество» (последовательное соединение элементов, параллельное соединение элементов, электро-гирлянда, электрическая цепь, принципиальная электрическая схема);

- практическая работа с конструктором «Знаток» в парах: учить детей строить электрическую цепь, используя монтажную плату, два батарейных отсека с батарейками, провода, выключатель, две лампы, параллельно соединённые в цепи; убрать из цепи одну из ламп, убедиться, что другая продолжает гореть;

- продолжать формировать у детей умение читать и рисовать элементарную электрическую схему и её элементы, нарисовать принципиальную электрическую схему с параллельным соединением лампочек.

16

«Параллельное соединение»

Программные задачи:

- продолжать формировать у детей элементарные представления о параллельном соединении элементов в электрической цепи на примере параллельно соединённых ключей, закреплять у детей представление о последовательном соединении элементов в электрической цепи на примере последовательно соединённых ключей;

- закреплять у детей правила безопасного обращения с электроприборами и элементами конструктора «Знаток»;

- активизировать словарный запас детей по теме «Электричество» (последовательное соединение элементов, параллельное соединение элементов, электро-гирлянда, электрическая цепь, принципиальная электрическая схема);

- практическая работа с конструктором «Знаток» в парах: учить детей строить электрическую цепь, используя монтажную плату, два батарейных отсека с батарейками, провода, выключатель, две лампы, параллельно соединённые в цепи; убрать из цепи одну из ламп, убедиться, что другая продолжает гореть;

- продолжать формировать у детей умение читать и рисовать элементарную электрическую схему и её элементы, указывать направление движения электрического тока в схеме.

май

17

«Альтернативные источники энергии» (часть1)

Программные задачи:

- формирование у детей представления об альтернативных источниках энергии (преобразование механической энергии в электрическую энергию на примере ручного генератора, жидкостные источники энергии); закреплять умение детей работать над проектами в команде;

- закреплять у детей правила безопасного обращения с электроприборами и элементами конструктора «Знаток»;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (альтернативные источники энергии, жидкостные источники энергии, электроды, ручной генератор электрического тока);

- практическая работа с конструктором «Знаток»: создание электрических цепей в командах;

- закреплять умение детей читать электрическую схему, самостоятельно воспроизводить на её основе электрическую цепь.

18

«Альтернативные источники энергии» (часть2)

Программные задачи:

- формировать у детей представление об альтернативных источниках энергии (солнечная батарея, ветряки, гидроэлектростанция); закреплять умение детей работать над проектами в группах;

- закреплять у детей правила безопасного обращения с электроприборами и элементами конструктора «Знаток»;

- обогащать словарный запас детей по теме «Электричество» (альтернативные источники энергии, солнечная батарея, ветряная мельница, водяное колесо);

- практическая работа с конструктором «Знаток»: создание проектов в командах;

- закреплять умение детей читать электрическую схему, самостоятельно воспроизводить на её основе электрическую цепь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством электронного конструктора

        Расширение познавательных интересов детей в области электроники удовлетворяет стремление современных дошкольников-исследователей к деятельности и познанию....

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора».

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора»....

Долгосрочный проект в старшей группе «Разностороннее развитие детей с помощью конструктора Лего»

        Так как ФГОС дошкольного образования предполагают  разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, я решила воспользоваться конструктором &ndash...