Познавательно - исследовательский проект во 2 младшей группе: "Одуванчики"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Зубатова Ольга Александровна

Актуальность: в связи тем, что основная масса населения современного общества сосредоточена в городах, резко утрачена связь подрастающего поколения (в том числе и детей дошкольного возраста) с природой. Отгородившись высотками и небоскребами, современное общество не «чувствует» природы. Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой бы человек находился с самого раннего детства. Дети должны не просто жить в этой среде, а наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать вопросы и получать на них ответы. Наблюдения в природе позволяют усваивать необходимые знания не вербальным путём, а путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира ближайшего окружения. Проектный метод – современный подход, который учитывает психологические особенности и возможности детей в приобретении комплексной информации об изучаемом объекте природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0005c506-7344d8bc.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект во второй младшей группе на тему: «Одуванчики».

Подготовила воспитатель гр. « Морской конёк»

Зубатова О. А.

2018 г.

Актуальность: в связи  тем, что основная масса населения современного общества сосредоточена в городах, резко утрачена связь подрастающего поколения (в том числе и детей дошкольного возраста) с природой. Отгородившись высотками и небоскребами, современное общество не «чувствует» природы. Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой бы человек находился с самого раннего детства. Дети должны не просто жить в этой среде, а наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать вопросы и получать на них ответы. Наблюдения в природе позволяют усваивать необходимые знания не вербальным путём, а путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира ближайшего окружения. Проектный метод – современный подход, который учитывает психологические особенности и возможности детей в приобретении комплексной информации об изучаемом объекте природы.

Проблема: Проектный метод отвечает  детским интересам и позволяет систематизировать и упорядочить знания, полученные в ходе исследовательской деятельности под руководством взрослого. Выбор данной темы был обусловлен сезонными изменениями в природе весной, захотелось «поближе» познакомить детей с майскими первоцветами, проследить за динамикой роста и развития растения с ярко выраженными признаками (золотой луг и белый луг).

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный (май).

По количеству участников: коллективный.

По направленности деятельности участников проекта: познавательно – исследовательский.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для формирования элементарных представлений об одуванчике – весеннем первоцвете, имеющем определённое строение, циклы и фазы развития; формирование исследовательских навыков и любознательности через вовлечение детей в практическую  и опытно - экспериментальную деятельность (изучение объекта природы во взаимосвязи со средой обитания, экологическими факторами, влияющими на рост и развитие растения).

Задачи:

- формировать элементарные представления о строении растений (корень, листья, стебель, бутон, цветок), создавать условия для развития восприятия через продуктивные виды деятельности (лепка, рисунок)

- развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования

- расширять, обогащать, активизировать словарь детей

- формировать умение делать элементарные выводы и умозаключения на основе наблюдений

- формирование элементарных представлений об условиях, необходимых для роста и развития  растения

- развивать зрительно – осязательные действия, направленные на обследование объекта природы по показу взрослого (погладить листья, провести рукой по соцветьям)

- способствовать взаимодействию семьи и детского сада

- воспитывать умение действовать в коллективе, экологически грамотное поведение в природе

Задача детская:

Формировать умение делать элементарные умозаключения, на основе информации, полученной в ходе цикла непрерывных наблюдений; логически мыслить; формировать элементарные представления о взаимосвязи объектов живой природы в экологической среде; воспринимать полученную информацию от взрослого, уметь обобщать имеющиеся знания.

Формы реализации проекта: рассматривание, наблюдения, опыты, беседы, чтение художественной литературы, игры (настольно-печатные).

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный:
  • Рассматривание картинок с весенними первоцветами: «Первые цветы».

Цель: формировать первичные представления о весенних цветах (мать – и – мачеха, одуванчик…)

  • Первичное наблюдение в природе: «Что за листики такие?»

Цель: привлечь внимание детей к неизвестному растению, дать первоначальные представления о нём. Переживать радость и любопытство при встрече.

  • Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг».

Цель: познакомить с художественным произведением, вызвать эмоциональный отклик, формировать начальные представления об изменениях, происходящих в процессе роста и развития живых объектов природы.

  • Беседа с медицинской сестрой: «Одуванчик – лекарственное растение».

Цель: формировать элементарные представления о полезных свойствах цветка, о возможности употреблении его в пищу и использовании в оздоровительных мероприятиях.

  • Разучивание стихотворения О. Высотской «Уронило солнце лучик золотой».

Цель: поддерживать интерес к исследуемому объекту природы через художественное слово.

  • Разучивание и использование релаксационной гимнастики на занятиях продуктивного характера: «Одуванчик так хорош, он на облачко похож», «Наши жёлтые цветки раскрывают лепестки».

Цель: продолжать включать зрительно-осязательные действия, направленные на обследование объектов природы по показу взрослого в художественном слове.

  1. Познавательно - исследовательский:

    •        Художественно – эстетическое развитие:

Лепка «Одуванчик».

Рисование «Уронило солнце лучик золотой».

    Цель: развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества;    закреплять полученные знания в продуктивных видах деятельности.

  • Повторное наблюдение за одуванчиком: «Что за палочка такая?».

Цель: поддерживать интерес детей к наблюдению за растением. Продолжать расширять знания детей о строении растения, на основе выделения новых частей (стебель, бутон).

  • Опыт: «Что нужно растению для роста?» (Наблюдение за растением, растущим в тени и растением, растущим «под солнцем»).

Цель: формировать представления о связи растения с различными экологическими факторами, влияющими на рост и развитие растения (тепло).

  • Опыт: «Какой из одуванчиков зацветёт быстрее?» (Наблюдение за растением, получающим дополнительную влагу (полив детьми) и растением, получающим влагу естественным путём).

Цель: продолжать формировать представления о связи растения с различными экологическими факторами, влияющими на рост и развитие растения (влага).

  • Наблюдение за одуванчиками «Золотой луг».

Цель: продолжать привлекать детей к наблюдению за растением, заинтересовывая изменениями, происходящими с ним в ходе роста и развития (раскрытие бутона, появление цветка).

  • Настольные игры: «Собери цветок» (типа пазла, разрезные картинки), «Подбери недостающую часть», «Родная природа» (лото).

Цель: продолжать закреплять представления о цветке одуванчике,  упражнять в узнавании цветка из числа предложенных; закреплять представления о строении растения.

  • Наблюдение: «Одуванчики и насекомые».

Цель: поддерживать интерес к объекту наблюдения, путём целостного восприятия картины окружающего мира (а не обособлено); продолжать формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

  • Опыт – наблюдение за цветком в разные части суток (утро, день, вечер): «Цветочки тоже спят».

Цель: познакомить с одним из интереснейших явлений в жизни растений – суточной периодичностью цветения; продолжать в процессе наблюдения за растением закреплять строение и называть его части.

  • Наблюдение «Пушистое облачко или что случилось с одуванчиком».

Цель: познакомить с заключительным этапом роста и развития цветка (образованием семян). Систематизировать знания, полученные в ходе наблюдений.

  • Малоподвижная игра в комплексе с дыхательной гимнастикой «Пчёлы и одуванчики».

Цель: способствовать становлению умения вдоха и выдоха, закреплять имитационные движения в игре.

  • Работа с родителями: привлечь родителей к наблюдениям за одуванчиками в процессе прогулок с детьми в не образовательного учреждения, организовать конкурс «Букет из одуванчика» (формировать у детей элементарные представления о цветочных букетах и вариантах их оформления).
  1. Итоговый.

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

  1. Заключительный.

Оформление материалов проекта: фотоотчёт, презентация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Приобретение новых знаний и представлений о периодичности роста и развития растения, знакомство со строением цветка.

- Формирование простейших знаний о лечебных свойствах цветка, возможности употребления его в пищу.

- Развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков; поддержание интереса к процессам наблюдения объектов природы.

- Развитие умения правильно пользоваться простейшими орудиями труда в процессе ухода за растением и опытно - исследовательской деятельности (полив из лейки).

- Формирование простейших, элементарных представлений о взаимосвязях в природе (экологические факторы роста и развития растения; растения и насекомые; суточная периодичность цветения)

- Формирование бережного отношения к растительному миру

- Развитию творческих способностей в художественно – эстетической деятельности

- Развитие игровой деятельности

- Привлечь родителей с детьми к наблюдениям за предложенным объектом природы, организовать совместную творческую деятельность детей и родителей по составлению цветочных композиций.

Список используемой литературы:

  1. «От рождения до школы» под ред. Веракса.- М., 2017
  2. А.И. Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2003
  3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2004
  4. Книга для чтения в детском саду 2 – 4года
  5. Стихи, загадки об одуванчике (Интернет ресурсы)
  6. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич Прогулки в природу. – М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Мишка - мишенька, медведь». Педагоги Ивановская С.С., Халикова В.В

Медведи – милые друзья детства. Наши дети начинают знакомиться с ними с раннего возраста. Плюшевые, резиновые, пластмассовые – они были и остаются любимыми игрушками наших детей. Именно с ...

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Огород на подоконнике»

Актуальность:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познава...

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Вода-воздух"

Познавательно-исследовательская деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках образовательной деятельности с детьми второй младшей группы.Данный проект представляет собой создание ...

Познавательно – исследовательский проект в младшей группе «Капелька воды или приключения Капитошки»

Дети в возрасте от 3 до 4 лет учатся исследовать объекты окружающей среды. Актуальность проекта сочетает в себе средства и способы развития познавательных, творческих и речевых способностей ребенка....

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Домашние животные"

      Рассматривая картинки о домашних животных, дети не смогли ответить на вопросы: «Как называют детёнышей животных?», «Кто где живёт...

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Водичка, водичка"

Данный проект направлен на развитие представлений детей о природном объекте-воде....

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе Вода-воздух

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью дет...