Разработка занятия на тему "Чудеса воды" с применением технологии исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Безмогарычная Наталья Александровна

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема«Чудеса воды»

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.

Программные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; познакомить детей с новым для них свойством воды - способность воды отражать предметы.

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.Формировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Материалы: Глобус, разные по форме прозрачные сосуды, прозрачные стаканы (по 2 на каждого ребенка, ложки (по 2 на каждого ребенка, таз с водой, фартуки (на каждого ребенка и воспитателя, салфетки

Техническое оснащение: Звуковое письмо от «жителей планеты Сухаряшка», проектор, ноутбук, слайды и видеоролик о воде.

Ход занятия

Мотивация: В-стали дети, стали в круг. Ты мой друг и я твой друг. Все мы за руки

Возьмемся и друг другу улыбнемся

Закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!

(влетает шарик, на нитке письмо)

В  ловит шарик и удивляется. Ух ты что это?

-Дети, да здесь загадки! Сейчас мы их отгадаем и тогда узнаем чем мы сегодня будем заниматься.

План: 1. Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни?

2. Вы слыхали о воде? Говорят – она везде!

3. Без воды не могут прожить животные, птицы, насекомые, погибнут растения.

4. Вода нужна человеку. Как же поступает вода к нам в дом?

5.Опыти.Исследовательская деятельность.

6. Как мы можем беречь воду?

Демонстрация глобуса:В: - Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Д: - Это глобус.

В: - Правильно. А кто знает, что такое глобус?

Д.: Ответы детей

В.: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?

Д:  Ответы детей

В: - Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего?

Д: Ответы детей .

В: - Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? Д(ответы детей)

Звучит сигнал (писк)

В: - Ребята, слышите, прозвучал какой-то сигнал. Наверно, пришло какое-то сообщение. Давайте послушаем.

Звучит голосовое письмо:

«Жители Земли! К вам обращаются жители планеты Сухаряшка. Мы решили прилететь на вашу планету и попробовать высушить всю воду, ведь её у вас так много. И вам совсем не обязательно её экономить»

В: - Ребята, что же нам делать?

Д(ответы детей)

В: - Будем спасать воду на нашей планете?

Д(ответы детей)

В: - Давайте сегодня попробуем показать и доказать, что вода - интересное и полезное для

всей нашей планеты вещество. Попробуем?

Д:(ответы детей)

В: Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о воде, кому и для чего она нужна.

В: - Занимайте места и будьте очень внимательны.

Просмотр презентации о воде.

В: - Итак, ребята, где же можно встретить воду на нашей планете?

Д:(ответы детей)

В: - Зачем нужна вода растениям? (Животным? Человеку)

Д:(ответы детей)

В:-Молодцы. Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли.

Жить нельзя нам без. (воды)

-Нам сказали, что воду не надо экономить? Вы согласны?

-Давай те посмотрим фильм.

Просмотр фильма.

Практическая часть (опытно-экспериментальная)

В: - А теперь, ребята, нам надо показать жителям планеты Сухаряжка, какими свойствами обладает вода, что вода - это очень интересное вещество. Хотите?

В: - Но для того, чтобы справиться с этой задачей нам надо превратиться сейчас в ученых,

чтобы поработать в научной лаборатории, где будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств(одеваем фартуки)

- Готовы?

Воспитатель подводит детей к столам для опытов

В: - Итак, мои ученые, мы с вами оказались в научной лаборатории. Посмотрите на наши лабораторные столы, они тоже готовы к работе. Осторожно занимайте свои места. Приступим к нашей работе. Давайте узнаем, какими же свойствами обладает вода. Но вначале послушаем стихи.

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь – этим мы мешаем другим.

-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

-Нужно слушаться воспитателя.

-Внимательно следить за результатом опыта.

-Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт№1

«Вода – это жидкость».

В: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?

Дети: Ответы детей

В: Что еще можно сделать с водой?

Д: Ответы детей.

В: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

-На столе стоят бутылки с водой. Возьмите их и налейте воду в пустой стакан.

-Какая она? (жидкая)

-Почему?

Опыт № 2 «Чистая вода не имеет вкуса и запаха».

В: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.

В: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?

В: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?

Ответы детей:

В: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?

Ответы детей:

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

В: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?

Ответы детей.

В: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?

Ответы детей.

Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Опыт 3. Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

В. - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Ответы детей.

В - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? Дети – Лист белого цвета.

В- А что можем сказать о цвете воды?

Ответы детей.

В - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?

Ответы детей

-Возьмем кисточки и краски, добавьте любой цвет. Поменялся?

Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Опыт 4. Вода прозрачная

-А теперь положите камешек в воду, видно его? А теперь в другой стаканчик.

Какой вывод можно сделать?

-Вода прозрачная.

В:- Вода прозрачная, а молоко нет, подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? Почему?

Ответы детей

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

В: - Мне кажется, ребята, что наши опыты понравились бы жителям планеты Сухаряшка. Какие же вы молодцы. Устали, наверное? Ведь делать научные опыты дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Как считаете, ученые, отдохнем?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная)

-Ребята к нам кто-то стучится. Это нам пришла посылка от жителей планеты Сухоряжка. Они спрашивают, что это такое?

-Это лед.

-Возьмите его в руку. Во что он превращается?

-Какая вода может быть? Не только жидкая, но и твердая.

-А скажите, когда вода превращается в лед?

-А летом может быть лед? (град)

Опыт 5. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Спрашиваю, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт 6. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

6-ое с-во- вода отражает предметы.

-Газообразное состояние воды. Наливаем горячую воду. Видим пар. На стекле появились капельки.

-Значит, какое состояние воды может быть?

В: - Ребята, давайте еще раз повторим, что бы мы сказали жителям планеты Сухаряшка, какими же свойствами обладает вода.

-Что вы можете сказать о воде?

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь!

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница – наша вода!

В: - Правильно, молодцы! Итак, мы закончили свою научную работу. Как вы думаете, сможем мы переубедить жителей планеты Сухаряшка? Д:(ответы детей)

Звучит сигнал (писк)

В: - Ребята, нам опять пришло какое-то сообщение. Давайте послушаем.

Звучит голосовое письмо: «Жители Земли! Спасибо, что вы ток интересно рассказали о воде. Мы постараемся, чтобы вода появилась и на нашей планете. До свидания, жители Земли!»

В: - Ой, ребята, как хорошо. Наша вода на планете спасена. Нам пора возвращаться в группу.

IV Рефлексия: для чего вода нужна?

Дети(ответы детей)

В:Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может не есть чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней.

Становитесь в круг, нам пора возвращаться в детский сад.

Ну вот и закончилось наше интересное путешествие!

Вам понравилось наше путешествие?

Дети(ответы детей)

Вы большие молодцы спасибо ребята большое вам!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Оленёнок» станицы Новогражданской муниципального образования Выселковский район

«Чудеса воды»

с применением технологии исследовательской деятельности.

старшая разновозрастная группа комбинированной направленности

                                                                         Воспитатель:Н.А.Безмогарычная

                             

ст.Новогражданская

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Занятие  построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи:         Познакомить детей со свойствам...

Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками

Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

Конспект занятия в старшей группе с применением технологии исследовательской деятельности "В гостях у Королевы Воды"

Уточнить знания детей о значении воды в жизни.Познакомить со свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»города Воткинска Удмуртской Республики      Конспект зан...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.

Открытое  занятия  в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром   «Где вода — там жизнь»,...