Конспект открытого занятия ООД по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности. в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Бочкарникова Елена Федоровна

Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ

Конспект

открытого занятия ООД

по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС

«Чудеса воды»

с применением технологии исследовательской деятельности.

в старшей группе

Составила воспитатель:

I категории Бочкарникова Е. Ф

2020

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды.

     Уточнить представление о значении воды в природе.

Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.

     Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.

Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.

     Совершенствовать умение отгадывать загадки.

Совершенствовать умение проводить опыт.

Развивающие:

Развивать общую моторику.

Способствовать развитию логического мышления.

 Развивать память и внимание.

Воспитательные: 

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.

Приоритетная образовательная область:

•        познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

•        социально-коммуникативное развитие;

•        художественно – эстетическое развитие;

•        физическое развитие;

•         речевое развитие.

Оснащение:

Ноутбук, презентация о воде, письмо, мельница, кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), цветные полоски бумаги, две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, сахарный песок, соль.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Чтение художественной литературы;
  • Наблюдения в природе, в быту;
  • Проведение различных опытов;
  • Игры с водой;

Организационный момент:  

Воспитатель: Возьмемся за руки и друг другу улыбнемся.

Ребята вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. Вы хотите поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Можно я на правах воспитателя возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

 Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Без разрешения содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. (1 слайд)

Послушайте стихотворение, и вы узнаете, что мы сегодня будем исследовать.

ХОД  ООД

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без нее нам не прожить!

- О чем говорится в стихотворении? (2 слайд)

             Вода (3 слайд)

Ребята, хотели бы вы посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.

Презентация,  в которой раскрываются различные состояния воды.

1.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - ...(Дождь)  4слайд

2. Каплями в траве сверкает,

Травку утром украшает.

С переливами краса...

Как зовут её? ... (Роса)   5 слайд

3.Белые овечки

Не сидят на печке

А плывут издалека
Кучевые…(Облака)   
6 слайд

4. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.  (Снег)   7слайд

5.С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град)  
8 слайд

6. Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!  (Лед)   9слайд

Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?

Отгадав загадки мы с вами пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях: жидком (10слайд)

Парообразном (11слайд)

И твердом (12 слайд)

К нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института попросили нас помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята?

Приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию. Я предлагаю вам надеть специальную одежду для лаборатории. Теперь, мы с вами сотрудники института воды.

- Что делают в лаборатории?

- Правильно, проводят опыты.

 1 задания «Переливание воды»

 - Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?

Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

- Значит какая она? (жидкая).

2 задания «Имеет ли вода форму?

- А вот мы это сейчас проверим.

Проводится опыт.

Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.

Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.

-Вот мы и провели первое исследование.

-Ребята, сотрудники нашего института также заботятся о водоемах.

-Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (13 слайд).

-А в нашем селе какой есть водоем? (Байкал)

- Давайте немножко отдохнем и сходим к нему.

Физкультминутка. (14слайд).

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Здорово нам было тут,

Но вернемся в институт!

Много знаний и открытий,

В институте нас всех ждут!  

- Ой, а что же это случилось с нашим озером? (15 слайд)

- Посмотрите, какое у нас озеро?

  - Что же нам делать?

-Скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?

 - Что случится с водой в озере, если бросать мусор?

(ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде) давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду

Опыты в лаборатории.

- Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.

- Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- А как вы думаете, можно очистить грязную воду?

- Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.

- Что у нас получается?

- А что стало с нашим фильтром- марлей?

- Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?

- С помощью чего? (фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений- на предприятиях).

Опыт №1 «Лед - твердая вода».

- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.

- Как вы думаете, почему лед растаял? (тепла)

- Что осталось на ладошке? (вода)

Опыт №2 «У воды нет вкуса»

- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

- Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.

- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №3 «Вода прозрачная»

-Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.

- Поднесите поочередно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

- Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? (нет)

- Какого же тогда цвета вода? (бесцветная, прозрачная).

- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы ее видите?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт №4 «Вода- растворитель»

-Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.

- Что произошло с сахаром и солью?

Ответы детей: они растворились

После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

- Что изменилось? (у воды появился вкус, вода стала сладкая и соленая).

Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

В-ль: «Ребята, наши исследования закончилось, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за работу в лаборатории. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятную работу!»  Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятную работу!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг.

А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной «волшебнице - воде». 

 

Самоанализ занятия

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды.

Уточнить представление о значении воды в природе.

Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.

Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.

Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.

Совершенствовать умение отгадывать загадки.

Совершенствовать умение проводить опыт.

Развивающие:

Развивать общую моторику.

Способствовать развитию логического мышления.

 Развивать память и внимание.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.

Приоритетная образовательная область:

•  познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

•  социально-коммуникативное развитие;

•  художественно – эстетическое развитие;

• физическое развитие;

• речевое развитие.

Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме

группового занятия, с элементами экспериментальной деятельности. В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательным. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей.

Коммуникации

— происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме вода

Познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности

(экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (загадка),

Физической культуры — проведение физкультминуток. На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (беседы, игры, эксперименты,) и в достаточной мере прослеживается наглядность (слайдовый показ, опыты).

Организационный момент позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти

непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес, активно

участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а также принимали активное участие в беседах. Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомую им воду.

По – моему мнению структура занятия соответствует цели и задачам, все

этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им

доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приемы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.

Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению

полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, проведение физкультминутки, создание гигиенических условий во время занятия).

Я считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех

поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе

Конспект интегрированного занятия "Птицы" (по  ознакомлению с окружающим миром) + рисование «Пригласительный билет» в старшей группе...

Конспект открытого занятия по ПР (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе.

Структура занятия:1.       Вводная часть (2-3 мин.). Цель: создать интерес, эмоциональный настрой по ознакомлению со свойствами минералов.2....

Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды» в старшей группе.

Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды»в старшей группе....

Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Занятие  построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи:         Познакомить детей со свойствам...

Конспект открытого занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень».

Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой....

Разработка занятия на тему "Чудеса воды" с применением технологии исследовательской деятельности

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...