Уголок природы в детском саду
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дюжикова Галина Владимировна

Цель: выяснить возможности уголка природы в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_prirody_v_detskom_sad1.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5 - 6

Тема «Развивающая экологическая среда в ДОО как метод воспитания»

Задание «Уголок природы в детском саду»

Цель: выяснить возможности уголка природы в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Задания.

1. Составить систему наблюдений за растениями в уголке живой природы для разных возрастных групп детского сада.

2. Составить систему наблюдений за животными в уголке живой природы для разных возрастных групп детского сада.

3. Разработать памятку по уходу за растением или животным для детей дошкольного возраста.

Задания.

  1. Составить систему наблюдений за растениями в уголке живой природы для разных возрастных групп детского сада.

Система наблюдения для второй младшей группы.

Наблюдение 1: «Первое знакомство с бальзамином». 

Цель: формировать представление у детей о том, что бальзамин  - это цветок. Он  растет в уголке природы. Учить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок)

Наблюдение 2: «Как растения пьют воду»

Цель: дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

      Наблюдение3: «Как педагог ухаживает за комнатными растениями».

Цель: показать, что растения нуждаются в уходе. Педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны.  Постепенно воспитатель привлекает к поливке всех детей, обучает ребят этому виду ухода за растениями, требующими обильной поливки (герань, бальзамин). Поручать такого рода работу следует одновременно одному-двум детям, причем работать они должны вместе с воспитателем, выполнять одно и то же задание.

Наблюдение 4: «Осмотр комнатных растений уголка природы». 

Цель: показать детям изменения, происходящие с растениями (появление нового листа, бутона и т. д.). Назвать эти изменения.

Система наблюдения для средней группы.

Наблюдение 1: «Мы сажаем лук зеленый».

Цель: формировать представление детей о том, как правильно сажать лук и какое оборудование необходимо (ящик с землёй, лопатка, лейка с водой) .

Рассказать о свойствах «земли»: темная, рыхлая, грязная, сухая – сыплется. В земле растут все растения.

Предложить  детям попробовать самим посадить лук.

Наблюдение 2: «Наблюдение за луком»

Цель: познакомить детей с условиями, необходимыми для благополучного роста зеленого лука: вода, свет, тепло.

Рассказать о полезных свойствах лука.

Наблюдение 3: «Как лук пророс?»

Продолжать наблюдать за проращиванием лука, отмечать незначительные изменения.

Предложить нарисовать лук (зеленые карандаши).

2.Составить систему наблюдений за животными в уголке живой природы для разных возрастных групп детского сада.

Наблюдение для второй младшей и средней группы.

Наблюдение 1: «Аквариум – дом для рыбок! ».

Цель: познакомить детей с устройством аквариума: дно засыпано разноцветными камешками, мокрым песком, камни утопают в песке, они тоже мокрые; в аквариуме есть водоросли, они длинные и зеленые.

Наблюдение 2. «Кто живет в аквариуме?».
Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

Наблюдение 3: «Рыбка золотая».

Цель: формировать первоначальное представление о строении рыбки (вытянутое тело, впереди голова, сзади хвост, снизу брюшко). Учить отличать живую рыбку от игрушечной; воспитывать бережное отношение к рыбке.


  Наблюдение 4. «Что и как ест рыбка?»

Цель: Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.

 Наблюдение 5. «Как рыбка плавает?»
Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать. 

Наблюдение 6. Как рыбка отдыхает?
Цель. Познакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. 

Наблюдения для старшей и подготовительной к школе группы.

Наблюдение 1: «Морская свинка»

Цель: познакомить детей с живым объектом – морской свинкой; выделить внешние признаки, особенности поведения, питания; учить различать предметы: твердые и мягкие;

Наблюдение 2: «Дом для морской свинки»

Цель: познакомить детей с устройством клетки для морской свинки: на дно стелются опилки, есть специальная поилка, кормушка. Клетка большая и длинная, надо чистить раз в неделю.

Наблюдение 2: «Характерные признаки морской свинки».

Цель: учить различать характерные признаки морской свинки: тело животного покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы.

Наблюдение 3: «Что ест морская свинка».

Цель: познакомить детей,  какую еду предпочитает морская свинка, как она ест. Закрепить знания о том, чем питается морская свинка, и предложить детям ее покормить.

Наблюдение 4: «Морская свинка – чистоплотное животное».

Цель: учить детей замечать, как морская свинка ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, какие при  этом совершает действия.

Наблюдение 5: «Как морская свинка отдыхает».

Цель: выяснить режим отдыха и бодрствования морской свинки в течении дня. Понаблюдать за тем, в какой позе спит, в каком месте.

3.Разработать памятку по уходу за растением или животным для детей дошкольного возраста

.1.«Рассматривание комнатного растения ».
Цель: учить узнавать и называть части растения. Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения.

2. «Поливка комнатного растения»
Цель: показать детям потребность растения во влаге; обучить процессу поливки.

3. «Удаление пыли с комнатного растения»
Цель: формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать желание помогать растениям.

4.«Рыхление комнатного растения»

Цель:  познакомить детей, что рыхление — это «сухая поливка». Производят его на следующий день после поливки. Рыхлить землю надо не глубже чем на 1—1,5 см, около стенок горшка, чтобы не повредить корни.

5.«Освещение комнатного растения»

Цель:  учить детей, размещать растения в группе, согласно их требований к свету.

    https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTIl-F6th4ZIFLxyvgfdOY-NbUAOmOV_HGaJtrf3APjYcYY2sY2

     рассматривание

                 ПОЛИВ

      

           УДАЛЕНИЕ ПЫЛИ

              РЫХЛЕНИЕ

ОСВЕЩЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Консультация для воспитателей детских садов "Уголок природы в детском саду" по новым стандартам ФГОС....

Уголок природы в детском саду .

Рекомендация для воспитателей . Уголок природы в детском саду....

уголок природы в детском саду

Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой....

Уголок природы в детском саду.

Уголок природы в детском саду.Формирование экологической культуры  начинается с дошкольного периода  жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наи...

"Уголок природы в детском саду (из опыта работы)"

          Одним из условий, обеспечивающих ознакомление с природой в детском саду, является организация уголков природы. В  группе, где я работаю, для уголка приро...

Уголок природы в детском саду

Значение уголка природы-одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой...