Самообразование на 2018-2019уч.год
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Анна Викторовна Борзунова

Система работы рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на воспитание экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Колосок» с.Ходынино

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО СИСТЕМЕ РАБОТЫ

Борзуновой Анны Викторовны

Тема:«Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой(растительный и животный мир)»

2018-2019 учебный год

Информационная справка об авторе ИОМП

Ф.И.О. Борзунова  Анна Викторовна

Занимаемая должность: воспитатель

Дата назначения на должность: 01.08.2018 года

Образование: среднее специальное профессиональное

Дата прохождение аттестации:----------

Квалификационная категория: не имею

Дата прохождение курсов повышения квалификации :----------

Педагогический стаж: 1,5 года

Тема самообразования: «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста , в процессе ознакомления с природой (растительный и животный мир).

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать  защитников природы, дать экологические знания ,научить детей быть милосердными ,любить и беречь природу.

Актуальность выбранной темы:

Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным  воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру. Возможно тогда ,когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Список использованной литературы:

  1. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  5. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  6. Соломенникова О.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г

Цель:  формировать  положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, давать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) , по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами. 

Задачи:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.
  • Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.
  • Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
  • Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
  • Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
  • Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
  • Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

                 

                    Перспективный план по самообразованию

№ п/п

Тема занятия

Цели

Связь с другими видами деятельности

Оборудование

Сентябрь

1.

«Дары осени»

Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»,характерные свойства овощей и фруктов. Систематизировать знания о труде людей осенью, воспитывать бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей.

Экологические игры: «Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Кто, где живет?», «Угадай по описанию».

Макеты овощей и фруктов, обруч, листы цветной бумаги, дерево без листьев, нарисованное на А3.

2.

«Золотая осень»

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осених явлениях.

«Как любить природу», «Природа нужна всем».

Карандаши, шкатулка, мяч, заготовки – контуры березовых и кленовых листочков, иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка Степашка,  письмо, кленовые листочки шаблоны ,значки.

Октябрь

1.

«Осень-раскрасавица»

Обобщить и систематизировать знания об осенних явлениях в природе.

Игра «Мир вокруг нас» «Как вести себя в природе» (правила поведения).

Чтение книг Е.П.Левитана

«Твоя вселенная»

Картины и репродукции об осени, художественная лит-ра, мяч резиновый.

2.

«Зимующие птицы»

Научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месте обитания.

Рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.

Картинки птиц, снежинки , елка, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки.

Ноябрь

1.

«Наблюдение за зимующими птицами»

Закрепить названия зимующих птиц, особенности их образа жизни.

Загадывание загадок.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели»

Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой»

2-3 кормушки, пшено для кормления птиц, ледянки с веревками, кегли или конусы для ориентиров.

2.

«Домашние птицы»

Учить называть домашних птиц, видеть сходство и отличия, описывать внешний вид, называть птенцов, членов  семьи;                                                              - пополнить знания детей о том, чем питаются домашние  птицы, где живут, какую пользу приносят людям.                                                                                            

   

Наблюдение , просмотр иллюстраций о домашних  птицах, чтении стихов, рассказов, энциклопедия о жизни птиц , загадывание загадок, рассматривание альбомов о домашних  птицах.

Презентация.(ноутбук,проектор)

Декабрь

1.

«Здравствуй,    зимушка- зима»

Обобщение и закрепление знаний о времени года - зима.

Систематизировать знания о признаках зимы.

Закрепить название зимних месяцев, названия зимующих птиц.

Чтение стихов, загадок, пословиц о зиме.

Заучивание народных примет о зиме, наблюдение на прогулке о зиме.

Иллюстрации с изображением зимней природы, картинки зимних месяцев (декабрь, январь, февраль), снежинки с загадками,   картинки с изображением  птиц зимующих и перелётных, аудиозапись А. Вивальди "Зима" из цикла "Времена года",  П. И. Чайковский  "Декабрь. Святки".

2.

« Беседа о зиме»

Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;

познакомить с народным календарем;

-упражнять в подборе определений к заданному слову;

-расширять и активизировать словарь по теме : «Зима».

Загадывание загадок . Д.и.

Презентация «Беседа о зиме», компьютер, мульти-медийный проектор,снежинка с письмом.

Январь

1.

« Путешествие в зимний лес»

Обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах родного края .

Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций Разучивание подвижных игр: «Вот под елочкой вороны», «Хитрая лиса» «Перелет птиц». Дидактическая игра «Зоологическое лото»

Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, музыка, иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, картины зимнего леса Шишкина, Левитана, Сурикова, ёлка, дидактические игры «Лесные животные», «волшебная корзина».

2.

«В мире животных»

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи.

Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Их классификации, строение, питание, о месте обитания. Показать их приспособленность к жизни в лесу.

Загадки о домашних и диких животных. Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, беседа о их пользе для человека, рассматривание иллюстраций людей, ухаживающих за домашними животными.

Картинки домашних и диких животных. Картинки и маски с изображением животных, макеты «Ферма» и «Лес». Картинка дома и человека. План – схема для рассказывания. Детская энциклопедия. Картинки для игр «Чей дом», «Чей хвост», «Цепочка питания». Картинки леса, фигурки животных. Семена, ящик  с землей, лейка, палочки, салфетки.

Февраль

1.

«Животные леса»

Закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных.

Воспитывать  любовь  и  бережное  отношение  к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких  животных.

Чтение  произведений  о  жизни  животных  в  лесу. Загадывание загадок про диких животных.

Иллюстрации  лиственного,  хвойного  и  смешанного

леса, иллюстрация горящего леса, загрязненного и

чистого леса, музыка леса.

Листы  с  заданиями  на  каждого  ребенка,  карандаши,  мяч.  Карточки  с

загадками про животных

Картинки: морковь,

капуста, кора д

ерева, ветки, яблоки, сено, мед, ягоды ,

рыба, желуди, овца, теленок, заяц, куры, гуси, утки. Две

таблички с рисунками мяса и травы.

2.

«Обитатели морей и океанов»

Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов

Словесные игры:  «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком.

 

Иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Март

1.

«Что растет в воде»

Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде.

Дать карточки с изображением растений, живущих в воде и на суше.

Раскрасить только водные растения.

Рисунки, фотографии водоемов и водных растений (белая кувшинка, желтая кубышка).

Сказки: А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

2.

«Кто живет в воде»

Закрепить знания детей о водных животных, имитировать их движения.

Подвижная игра: «Мы – водные животные».

Картинки с изображениями речных животных: рыб (ерш, карась, щука, лягушки, бобра, рака.

Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями водных животных.

Апрель

1.

«Экологический КВН»

Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Выбор названий команд, девизов, изготовление эмблем заучивание пословиц, примет ,разучивание девиза, загадывание загадок о природе. Проведение занятий ,бесед на экологические темы; проведение опытов, наблюдена за изменениями в природе.

Эмблемы для команд, «Экологические плакаты», ноутбук, 2 прозрачные бутылки водой (неполные)фасоль, манка, рис, пуговицы, крючки, сита разных размеров, магниты, миски, коробки;2 воздушных шарика, листы ватмана, цветные карандаши и мелки, угощение.

2.

«Уход за комнатными растениями»

Обучение новым способам ухода за комнатными растениями. Учить описывать растения и узнавать его по описанию.

Посадка цветка «Бальзамин»

Пальчиковая гимнастика «Цветок"

        Ком

Комнатные растения,

опрыскиватель, таз,

палочки для рыхления,

лейки с водой,

тряпочки,

кисточки, клеенка,

открытки

с цветами, стенд.

Май

1.

«Комнатные растения –спутники нашей жизни»

Формирование представлений о комнатных растениях и ухода за ними.

-совершенствовать познавательные умения классифицировать комнатные растения по признакам;

-учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их научными и народными терминами.

Составления альбома комнатные растения. Чтение художественной литературы о комнатных растениях.

Труд: пересадка растений на клумбу.                            

Комнатные растения: алое, сансевьера, бальзамин, герань,

кактус, хлорофитум, узамбарская фиалка, толстянка, бегония,  разносы с разрезными картинками,  картинки с изображением комнатных растений,

материал для дидактической  игры  «Четвертый  лишний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА - на 2018 - 2019уч. год. ; разработала Чугуй Инна Николаевна

Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и н...

Годовой план 2018-2019уч.год

Годовой план ДОУ на 2018-2019 учебный год...

Перспективный план работы с родителями детей старшей группы №5 «Гномики» (5 - 6 лет) на 2018-2019уч.г.

Познакомить с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста.Помочь родителям осознать то, чего хочет ребенок, каковы взаимоотношения  родителей с детьми и другими близкими.Оказать по...

Рабочая программа бесплатного кружка "Пластилинография" Средняя группа 2018- 2019уч.г.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей  4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук  посредством пластилинографии....

Самообразование на 2018-2019уч.год

Моя тела по системе работы, актуальность, Цель, задачи и план работы...

Отчёт по теме самообразования за 2018-2019уч.год

Отчёт по теме самообразования" Психолого-педагогическое  и логопедическое сопровождение детей с инвалидностью, детей с ОВЗ, РАС и другими ментальными нарушениями" 2018-2019 уч.год...