Заповедными тропами
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Горяинова Ксения Алексеевна

Экологическая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednymi_tropami.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 87 Красносельского района Санкт-Петербурга

ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района СПб

 Настольная игра, посвященная ООПТ Санкт-Петербурга

«Заповедными тропами»

 Автор: Горяинова К.С.

Санкт-Петербург

2019

Описание игры.

Название игры: «Заповедными тропами»

Цель: обобщить и систематизировать сведения о знакомых детям особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Санкт – Петербурга.              

Задачи:

  1. Повышать познавательную активность детей в области экологии.
  2. Активизировать и обогатить словарь детей за счет названий растений, животных, совершенствовать связную диалогическую речь.
  3. Закрепить знания правил поведения в заповедных природных объектах.
  4. Помогать осознавать взаимозависимость деятельности человека и жизни природных объектов.
  5. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
  6. Формировать у воспитанников ценностное отношение к природе и активную жизненную позицию в деле её охраны;

Характеристика целевой группы:

Игра рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (если дети не умеют читать, то вопросы читает воспитатель.) В ней могут принимать участие от 2 до 5 игроков. Возможна командная игра.                                 Детям предлагаются задания в виде вопросов, которые подобраны таким образом, что от участников требуется специальные знания по ООПТ, об их природе и истории.   Игра «Заповедными тропами» может быть использована на завершающем этапе по ознакомлению детей с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) Санкт – Петербурга для закрепления и систематизации уже имеющихся знаний.

Непременным условием реализации цели и задач выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка.

Правила игры:

Игровая задача: правильно ответить на большее количество вопросов, относящихся к таким категориям, как: «Петровский пруд», «Парк «Сергиевка»», «Сестрорецкое болото», «Стрельнинский берег», «Дудергофские высоты». Каждый раздел содержит 6 карточек с вопросами и 3 варианта ответов на них.

Начиная игру, игроки крутят стрелку на игровом поле. Стрелка, останавливаясь, указывает на определенную категорию знаний. Игровое поле разделено на 14 секторов, 2 из которых дополнительные (игроку необходимо самому придумать вопрос или загадать загадку экологического содержания противнику), 2 сектора – переход хода. Игрок берет верхнюю карточку из стопки категории, на которую указывает стрелка, и отвечает на выпавший вопрос. Если ответ правильный, он получает очко, если нет-ход переходит к игроку или команде противника. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

Цель игры: Правильно ответить на вопросы из 5 различных категорий и набрать большее количество очков.

Ход игры:

Аккуратно разложите на столе стопки карточек с вопросами категорий «рубашкой» вниз (вопросами вверх). Каждый игрок по очереди крутит стрелку, выбирая себе категорию вопроса, на которую она указала. Он берет верхнюю карточку с вопросом и должен выбрать ответ из 3 вариантов, указанных на ней. Если ответ правильный, он зарабатывает очко, а ход переходит к другому по часовой стрелке. Правильный ответ указан на «рубашке» карточки с вопросом. Если стрелка попадает на дополнительные белые сектора, игроку необходимо самому придумать вопрос или загадать загадку экологического содержания противнику. Если противник отвечает правильно, то он получает очко, если нет, очко достается задавшему вопрос. Далее ход переходит к следующему игроку. Если стрелка попадет на сектор - переход хода, ход пропускается.

В игре «Заповедными тропами» могут принимать участие от 2 до 5 игроков. Возраст игроков от 6 лет и старше. Возможен командный вариант игры.                    В комплект игры входит игровое поле, разделенное на 14 секторов и показывающее 5 областей знаний по ООПТ, 2 дополнительных сектора, заставляющие игроков придумывать вопросы и загадки самостоятельно и 2 сектора переход хода, 30 карточек с вопросами и ответами по 5 категориям. Каждая категория вопросов имеет свой цвет, соответствующий цвету секторов игрового поля. На лицевой стороне каждой карточки содержится вопрос и 3 варианта ответов, на оборотной – цифра, соответствующая правильному ответу. В конце подводится итог.

Игра «Заповедными тропами» - интересная и познавательная игра.

Пояснительная записка.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.

В. А. Сухомлинский

Настольная игра «Заповедными тропами» разработана Тимофеевой Еленой Леонидовной и Филимоновой Светланой Станиславовной, воспитателями ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга. Игра рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ней может принимать участие от 2 до 5 игроков. Участники могут объединяться в команды. Детям предлагаются задания в виде вопросов, которые подобраны таким образом, что от участников требуется специальные знания по ООПТ, об их природе и истории.   Игра «Заповедными тропами» может быть использована на завершающем этапе по ознакомлению детей с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) Санкт – Петербурга для закрепления и систематизации уже имеющихся знаний.

При разработке игры нами была поставлена задача обобщить и систематизировать сведения об уже знакомых детям ООПТ СПб. Игровой вариант задачи прозвучал для детей так: выяснить, кто в нашей группе лучшие знатоки ООПТ. Таким образом, дидактическая задача скрыта от детей. Все их внимание направлено на осуществление игровых действий, а задача обучения ими не воспринимается. Это делает игру уникальной игровой формой обучения. Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. Можно подсчитать количество набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание и т.д. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка.

Оценка результатов апробации.

После проведения данной игры детям было предложено нарисовать рисунок на темы (тему рисунка можно определить по-разному, главное, чтобы была сохранена экологическая тематика) – «Памятник природы «Парк Сергиевка»», «Животные и птицы «Сестрорецкого болота»», «Прогулка к «Петровскому пруду»».  При анализе рисунков отмечается:

- дети рисуют с огромным желанием растительный и животный мир изученных территорий;

- выбирают яркие цвета для изображения природных объектов.

В беседах с воспитателем дети высказывали свое отношение к данной игре.

- рассказывали с удовольствием, со множеством деталей и подробностей;

- по ходу рассказа задавали вопросы взрослому;

- давали положительные отклики об игре;

- высказывали желание поиграть еще;

- в беседе высказывали свое отношение к живым и растительным объектам.

Полученные детьми знания прочно систематизировались, закрепились и вошли в опыт детей.  

Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере его отношений с партнерами.

Результатом игры для ребенка, кроме правильно выполненного задания, есть удовольствие и интерес, которые она дает его участникам.

Заключение и рекомендации.

        Игра «Заповедными тропами» носит практический характер, может быть использована педагогами ДОУ и учителями начальных классов для закрепления и систематизации знаний детей по основам экологической культуры, приобщению к историческому наследию и сохранению природоохранных объектов. Настольная экологическая игра будет актуальна не только по данным территориям, но и по другим ООПТ, с изменениями исторических фактов и экологических объектов.

Практическая значимость: В игре осуществляются принцип региональной направленности (учитывается региональный компонент), принцип добровольности (учитываются интерес и желание ребёнка играть), принцип обновляемости игры (можно использовать в игре другие ООПТ. Внесение при повторении элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия, сделает игру намного интереснее для ребёнка). Являясь эффективным средством обучения, она может быть составной частью занятия, но может быть использована и в самостоятельной деятельности детей. Закрепление экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по эколого-краеведческому направлению "Заповедными тропами"

Проект по эколого-краеведческому направлению "Заповедными тропами"...

Презентация Научно исследовательский проект "Заповедные тропинки Утриша"

Презентация Научно исследовательский проект "Запроведные тропинки Утриша"...

презентации"Заповедной тропой Хвалынского парка", Стендовый доклад "Культурное наследие"

Данные презентации знакомят детей дошкольного возраста с культурным наследием и природными заповедниками Саратовского края....

Проект "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" Тема: " Заповедной тропой Хвалынского парка"

Проект "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" Тема: " Заповедной тропой Хвалынского парка"...

Конспект ООД для детей старшей группы "Заповедной тропой"

Открытое занятие для детей старшей группы по ООМ, познавательное развитие.Цель:расширить  представление детей  о Воронежском Графском заповеднике....

Проект "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" Тема: " «Заповедной тропой Хвалынского парка»"

На примере Национального парка Хвалынский расширить представления детей о природе родного края, закрепить знания о бережном отношении к природе....

Заповедной тропой Хвалынского парка

Для чего нужны экологические тропы?...